СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Тихая моя родина..." Поэты 20 века о родине и родной природе.

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Анализ стихотворений Брюсова, Сологуба, Есенина, Рубцова, Заболоцкого. + материал художников с изображением природы и родины.

Просмотр содержимого документа
«"Тихая моя родина..." Поэты 20 века о родине и родной природе.»

родные семья дом Родина природа друзья населенный пункт страна общество

родные

семья

дом

Родина

природа

друзья

населенный пункт

страна

общество

«Дневник наблюдателя»

«Дневник наблюдателя»

В.Я.Брюсов «Первый снег» Каким настроением проникнуто стихотворение? Как автор подчеркивает волшебство происходящего ? Какие изобразительно-выразительные средства использует? Как вы понимаете фразу «Все предметы старой прозы / Волшебством озарены» ? О какой прозе  идет речь? Как вы можете интерпретировать фразу «Жизнь людей и жизнь природы / Полны новым и святым» ? О чем может говорить автор? Какова идея, главная мысль стихотворения? Любые изменения в природе – «волшебный» процесс, и люди меняются под их воздействием. Какую ключевую фразу из этого стихотворения вы бы занесли в наш «Дневник наблюдателя»? Почему?

В.Я.Брюсов «Первый снег»

  • Каким настроением проникнуто стихотворение?
  • Как автор подчеркивает волшебство происходящего ? Какие изобразительно-выразительные средства использует?
  • Как вы понимаете фразу «Все предметы старой прозы / Волшебством озарены» ? О какой прозе идет речь?
  • Как вы можете интерпретировать фразу «Жизнь людей и жизнь природы / Полны новым и святым» ? О чем может говорить автор?
  • Какова идея, главная мысль стихотворения?
  • Любые изменения в природе – «волшебный» процесс, и люди меняются под их воздействием.
  • Какую ключевую фразу из этого стихотворения вы бы занесли в наш «Дневник наблюдателя»? Почему?
«Дневник наблюдателя» «Жизнь людей и жизнь природы…»

«Дневник наблюдателя»

«Жизнь людей и жизнь природы…»

Ф.Сологуб «Забелелся туман над рекой…» Каким чувством проникнуто стихотворение? Как ощущается себя лирический герой стихотворения? Что он испытывает? Как вы понимаете фразу «Буду знать я, что близок мой дом» ? О каком доме  идет речь? Что слышится, чувствуется в конце стихотворения? На что надеется лирический герой в конце стихотворения? Что вы можете сказать о том, как построены строки стихотворения? В чем их особенность? Ан а фора  – единоначатие ; повторение слова  или группы слов в начале нескольких фраз или строф . Что достигается анафорой в этом стихотворении? Какова идея данного стихотворения? Природа – место успокоения , человек, «общаясь» с природой, может найти свой путь в жизни . Какую ключевую фразу из этого стихотворения вы бы занесли в наш «Дневник наблюдателя»? Почему?

Ф.Сологуб «Забелелся туман над рекой…»

  • Каким чувством проникнуто стихотворение?
  • Как ощущается себя лирический герой стихотворения? Что он испытывает?
  • Как вы понимаете фразу «Буду знать я, что близок мой дом» ? О каком доме идет речь?
  • Что слышится, чувствуется в конце стихотворения?
  • На что надеется лирический герой в конце стихотворения?
  • Что вы можете сказать о том, как построены строки стихотворения? В чем их особенность?

Ан а фора  – единоначатие ; повторение слова или группы слов

в начале нескольких фраз или строф .

  • Что достигается анафорой в этом стихотворении?
  • Какова идея данного стихотворения?
  • Природа – место успокоения , человек, «общаясь» с природой, может найти свой путь в жизни .
  • Какую ключевую фразу из этого стихотворения вы бы занесли в наш «Дневник наблюдателя»? Почему?
«Дневник наблюдателя» «Жизнь людей и жизнь природы…» «Буду знать я, что близок мой дом…»

«Дневник наблюдателя»

«Жизнь людей и жизнь природы…»

«Буду знать я, что близок мой дом…»

С.А.Есенин «Топи да болота» На что похоже это стихотворение по своему строению? Что изображают эти картины ? С помощью каких изобразительно-выразительных средств? О чем сожалеет лирический герой? Как назвать слова тенькает, слухают? Что они придают стихотворению?  Какова главная мысль стихотворения? Даже будучи оторванным от родного края, человек продолжает любить его. Какую ключевую фразу из этого стихотворения вы бы занесли в наш «Дневник наблюдателя»? Почему?

С.А.Есенин «Топи да болота»

  • На что похоже это стихотворение по своему строению?
  • Что изображают эти картины ? С помощью каких изобразительно-выразительных средств?
  • О чем сожалеет лирический герой?
  • Как назвать слова тенькает, слухают? Что они придают стихотворению?
  • Какова главная мысль стихотворения?
  • Даже будучи оторванным от родного края, человек продолжает любить его.
  • Какую ключевую фразу из этого стихотворения вы бы занесли в наш «Дневник наблюдателя»? Почему?
«Дневник наблюдателя» «Жизнь людей и жизнь природы…» «Буду знать я, что близок мой дом…» «Край ты мой родной!»

«Дневник наблюдателя»

«Жизнь людей и жизнь природы…»

«Буду знать я, что близок мой дом…»

«Край ты мой родной!»

Н.А.Заболоцкий «Я воспитан природой суровой…» Как вы понимаете первую строчку? Почему автор называет родную ему природу « суровой» Какие детали родной природы дороги лирическому герою? Какие изобразительно-выразительны е средства использует автор для из описания? О чем мечтает лирический герой? Что для лирического героя это «лежание на траве»? Что оно ему дает? Как вы понимаете финальные строки стихотворения? Что хочет понять, постичь лирический герой этой « думой »? Какова, по-вашему, главная мысль стихотворения? Любой человек может слиться с природой, постичь ее тайны и красоту, если он будет замечать ее изменения, ее особенности, ее «одушевленность». Какую ключевую фразу из этого стихотворения вы бы занесли в наш «Дневник наблюдателя»? Почему?

Н.А.Заболоцкий «Я воспитан природой суровой…»

  • Как вы понимаете первую строчку? Почему автор называет родную ему природу « суровой»
  • Какие детали родной природы дороги лирическому герою? Какие изобразительно-выразительны е средства использует автор для из описания?
  • О чем мечтает лирический герой?
  • Что для лирического героя это «лежание на траве»? Что оно ему дает?
  • Как вы понимаете финальные строки стихотворения? Что хочет понять, постичь лирический герой этой « думой »?
  • Какова, по-вашему, главная мысль стихотворения?
  • Любой человек может слиться с природой, постичь ее тайны и красоту, если он будет замечать ее изменения, ее особенности, ее «одушевленность».
  • Какую ключевую фразу из этого стихотворения вы бы занесли в наш «Дневник наблюдателя»? Почему?
«Дневник наблюдателя» «Жизнь людей и жизнь природы…» «Буду знать я, что близок мой дом…» «Край ты мой родной!» «…думал я думу, Беспредельных лесов и полей»

«Дневник наблюдателя»

«Жизнь людей и жизнь природы…»

«Буду знать я, что близок мой дом…»

«Край ты мой родной!»

«…думал я думу,

Беспредельных лесов и полей»

Н.М.Рубцов «Тихая моя родина» Каким настроением проникнуто стихотворение? Что содержится в этом стихотворении, в отличие от предыдущих? Что добавляют элементы автобиографии стихотворению? О чем вспоминает лирический герой? Какой прием лежит в сравнении воспоминаний и настоящего? Почему это стихотворение называется именно так? Что значит «тихая » в данном случае? Какое средство использует автор в третьем четверостиши? Для чего? Как вы понимаете последнее четверостишие? О какой « смертной* связи » идет речь? В чем вы видите идею стихотворения? Даже будучи оторванным от родных мест человек всегда будут стремиться туда , возвращаться мысленно, желать вернуть его и страдать, если оно меняется не в лучшую сторону. Какую ключевую фразу из этого стихотворения вы бы занесли в наш «Дневник наблюдателя»? Почему?

Н.М.Рубцов «Тихая моя родина»

  • Каким настроением проникнуто стихотворение?
  • Что содержится в этом стихотворении, в отличие от предыдущих?
  • Что добавляют элементы автобиографии стихотворению?
  • О чем вспоминает лирический герой?
  • Какой прием лежит в сравнении воспоминаний и настоящего?
  • Почему это стихотворение называется именно так? Что значит «тихая » в данном случае?
  • Какое средство использует автор в третьем четверостиши? Для чего?
  • Как вы понимаете последнее четверостишие? О какой « смертной* связи » идет речь?
  • В чем вы видите идею стихотворения?
  • Даже будучи оторванным от родных мест человек всегда будут стремиться туда , возвращаться мысленно, желать вернуть его и страдать, если оно меняется не в лучшую сторону.
  • Какую ключевую фразу из этого стихотворения вы бы занесли в наш «Дневник наблюдателя»? Почему?
«Дневник наблюдателя» «Жизнь людей и жизнь природы…» «Буду знать я, что близок мой дом…» «Край ты мой родной!» «…думал я думу, Беспредельных лесов и полей». «Тихая моя родина, Я ничего не забыл». Человек не мыслим без родины, ее природы. Он с ней един.

«Дневник наблюдателя»

«Жизнь людей и жизнь природы…»

«Буду знать я, что близок мой дом…»

«Край ты мой родной!»

«…думал я думу,

Беспредельных лесов и полей».

«Тихая моя родина,

Я ничего не забыл».

Человек не мыслим без родины, ее природы. Он с ней един.

В.Д.Поленов «Первый снег» И.И.Шишкин «Первый снег» И.В. Попов «Первый снег» А.Пластов «Первый снег»

В.Д.Поленов «Первый снег»

И.И.Шишкин «Первый снег»

И.В. Попов «Первый снег»

А.Пластов «Первый снег»

И.Левитан «Туман над водой» С. Луценко «Тихий вечер» И.Левитан «Вечер»

И.Левитан «Туман над водой»

С. Луценко «Тихий вечер»

И.Левитан «Вечер»

А.В. Булаков «Заповедный край» П.С.Грузинский «Уборка хлеба» И.Шишкин «Кама близ Елабуги»

А.В. Булаков «Заповедный край»

П.С.Грузинский «Уборка хлеба»

И.Шишкин «Кама близ Елабуги»

Вячеслав Палачев «Одуванчики» И.Шишкин «Ручей в березовом лесу» Басов С.Г. «Русское поле»

Вячеслав Палачев «Одуванчики»

И.Шишкин «Ручей в березовом лесу»

Басов С.Г. «Русское поле»

Д.Левин Н.Б.Бельский «Сельская школа» И.Левитан «Над вечным покое»

Д.Левин

Н.Б.Бельский «Сельская школа»

И.Левитан «Над вечным покое»