СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тихонова В. В., Шаповалова Т. Е. Русский язык: Тесты 8—9 классы

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тихонова В. В., Шаповалова Т. Е. Русский язык: Тесты 8—9 классы.

Просмотр содержимого документа
«Тихонова В. В., Шаповалова Т. Е. Русский язык: Тесты 8—9 классы»

Тихонова В. В., Шаповалова Т. Е. Русский язык: Тесты 8—9 классы. 4-е изд., стереотип. — М.:


Дрофа. 2000. — 64 с.





СОДЕРЖАНИЕ

Предисловие ………………………………………………………………………………………………2


Синтаксис Словосочетание ………………………………………………………………………………………….3


Ответы…………………………………………………………………………………………..4 Простое предложение ………………………………………………………………………………….4

Ответы………………………………………………………………………………………….4


Главные члены предложения …………………………………………………………………………….4

Ответы………………………………………………………………………………………….5

Второстепенные члены предложения ………………………………………………………………….6


Ответы………………………………………………………………………………………….7

Односоставное предложение …………………………………………………………………………….7

Ответы………………………………………………………………………………………….9


Неполное предложение ………………………………………………………………………………….9

Ответы………………………………………………………………………………………….10


Осложненное предложение …………………………………………………………………………..10 Однородные члены предложения……………………………………………………………………….10

Ответы………………………………………………………………………………………….11

Обособленные члены предложения ……………………………………………………………………11


Ответы…………………………………………………………………………………………13

Сравнительный оборот ………………………………………………………………………………….13

Ответы………………………………………………………………………………………….14


Конструкции, грамматически не связанные с членами предложения …………………………14

Ответы………………………………………………………………………………………….16

Сложное предложение………………………… ………………………………………………………16


Ответы………………………………………………………………………………………….16


Сложносочиненное предложение ………………………………………………………………………17

Ответы………………………………………………………………………………………….19


Сложноподчиненное предложение …………………………………………………………………….19

Ответы………………………………………………………………………………………….29

Бессоюзное сложное предложение …………………………………………………………………….29


Ответы………………………………………………………………………………………….32

Прямая речь………. ……………………………………………………………………………………32

Ответы………………………………………………………………………………………….32




















1

ПРЕДИСЛОВИЕ


Предлагаемый сборник тестов предназначен для учащихся 8—9 классов общеобразова-тельных школ, гимназий, лицеев, колледжей. Тесты составлены с учетом современных действую-щих программ и могут применяться для контроля знаний по синтаксису и пунктуации ру сского языка.


Особенность пособия — наличие ответов ко всем тестам. Они позволяют учителю осуще-ствить проверку знаний без дополнительных затрат времени, а учащимся дадут возможность под-готовиться к зачетной работе, опросу и самостоятельно проверить правильность анализа лингви-стического материала.


Приступая к непосредственной работе над тестами, учащийся должен проанализировать одно языковое явление за другим, отвечая на поставленные в заданиях вопросы. Сопоставляя свои ответы с правильными, работающий с книгой легко выяснит, усвоен ли им изучаемый материал. Если велик процент несовпавших ответов, рекомендуется выделить все случаи расхождения и струн пировать их таким образом, чтобы установить, какие разделы по изучаемой теме вызвали затруднения. После этого можно обратиться к учебной литературе или проконсультироваться у преподавателя.


Учитель имеет возможность получить срез знаний, установить картину овладения темой учащимися, выявить типичные ошибки, провести коррекцию.


Структура сборника обусловлена спецификой языкового материала и методикой его изу-чения. В тесты включены разные виды программированных ответов: 1) с простым типом ответов (Да или Нет, выбрать 1 или 2) — такой тест дает задание и программирует ответ по одному осно-ванию; 2) с составным типом ответов (если ... то, какой из..., чему соответствует) — такой тест дает задание и программирует ответ по нескольким основаниям.


Тесты имеют обобщающий характер, что позволяет систематизировать знания учащихся по русскому языку.







































2

СИНТАКСИС


СЛОВОСОЧЕТАНИЕ


Тест 1. Если словосочетанием называется соединение двух (и более) полнозначных слов на основе подчинительной связи, то какие из приведенных сочетаний слов ими явля-ются?


  1. Около ворот.

  2. Прошли и оглянулись.


  1. Прошли под сводами церкви.


  1. Он посмотрел.


Тест 2. Определите тип сочетания слов.

  1. Брат и сестра.


  1. Большая корзина яблок.


  1. Идет снег.


  1. Пальчики оближешь.

  2. Среди травы.


А. Предложение. Б. Словосочетание. В. Фразеологизм.

Г. Однородные члены.


Д. Сочетание предлога со знаменательным словом.


Тест 3. Определить модель словосочетания (главное слово + зависимое слово).

  1. Вспыхнули над горизонтом.


  1. Немного бледный.


  1. Вершины гор.


  1. Рано утром.

  2. Золотое солнце.


  1. Каждый шаг.


  1. Серьезно говорить.

  2. Послал узнать.


А. Имя существительное + имя существительное. Б. Имя существительное + имя прилагательное. В. Имя существительное + местоимение.


Г. Имя прилагательное + наречие. Д. Глагол + имя существительное. Е. Глагол + глагол.


Ж. Глагол + наречие. З. Наречие + наречие.


Тест 4. Определите вид синтаксической связи слов в словосочетаниях.

  1. Наполняла душу.


  1. Ярко розовели.


  1. Горная пропасть.


  1. Изображенные на стенах.

  2. Строгие глаза.


  1. Говорить серьезно.


А. Согласование. Б. Управление. В. Примыкание.



3

Тест 5. Среди сочетаний найдите словосочетания с грамматической связью «согла-совавие».

  1. Мороженое в стаканчиках.

  2. Мороженое фруктовое.


  1. Мороженое тает.


Тест 6. Среди сочетаний найдите словосочетания с грамматической связью «управ-


ление».

  1. Очень ждать.

  2. Буду ждать.


  1. Ждать друга.


Тест 7. Среди сочетаний найдите словосочетания с грамматической связью «примы-


кание».

  1. Говорить серьезно.

  2. Очень серьезно.


  1. Серьезное намерение.


ОТВЕТЫ


1 3

  1. — 1Г, 2Б, 3А, 4В, 5Д

  2. — 1Д, 2Г, 3А, 4З, 5Б, 6В, 7Ж, 8Е


  1. — 1Б, 2В, 3А, 4Б, 5А, 6В

  2. — 2


  1. — 3


  1. — 1, 2





ПРОСТОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ


Тест 1. Какие знаки препинания следует поставить в конце предложения?

  1. Вы со мной не согласны

  2. Как, неужели это он


  1. Какая ранняя весна

  2. Зима в Ялте была сухая (К. Паустовский).


А. Точка.


Б. Вопросительный знак. В. Восклицательный знак.


Г. Вопросительный и восклицательный знаки.


ОТВЕТЫ

1 1Б, 2Г, 3В, 4А


Главные члены предложения


Тест 1. Какой частью речи выражено подлежащее в предложениях?

  1. Писать о лесах — любимое мое занятие (В. Чивилихин).

  2. Оба мокрые от пота (А. Новиков-Прибой).


  1. Однажды осенью под вечер я проходил мимо усадьбы (М. Пришвин).


  1. Один крестится и прощается с народом (В. Солоухин).


  1. Ноша была легкая и теплая (Г. Гребнев).



4

6. Гулявшие в коридоре остановились и, следя за огоньками, аплодировали мастерству (Г.


Матвеев).


А. Имя существительное. Б. Местоимение.


В. Имя числительное.


Г. Субстантивированное слово. Д. Глагол.


Тест 2. Определите способ выражения подлежащего.

  1. Два охотника шуршат листвою под ногами (А. Новиков-Прибой).


  1. Часом, не проходили здесь мальчик с собакой? (В. Железников).

  2. Капитан открывает скрытую портьерой дверь (Ю. Клименченко).


  1. Из боковой двери вышло множество маленьких людей (А. Погорельский).


  1. Снизу он и впрямь был похож на темно-зеленого жука (Г. Гребнев).

  2. И вдруг из глухой ночной тьмы, почти над самым ометом, возникла вереница гусей (Е.


Пермитин).


  1. На крыльцо вышла бабка с мальчиком (В. Железников).

А. Слово.

Б. Словосочетание.


Тест 3. Определите тип сказуемого.

  1. Дверь была приоткрыта (Г. Гребнев).


  1. Болота лежали перед нами пустынные и зловещие (Е. Рысс).

  2. Утки начинают купаться (А. Новиков-Прибой).


  1. Куда-то попрятались все птицы (С. Гейченко).


  1. Вода все еще не могла успокоиться (Н. Артюхова).

  2. Чичиков послал Селифана отыскивать ворота (Н. Гоголь).


  1. Величайшая живописная сила заключена в солнечном свете (К. Паустовский).


А. Простое глагольное сказуемое. Б. Составное глагольное сказуемое. В. Составное именное сказуемое.


Тест 4. В каких предложениях между подлежащим и сказуемым следует поставить

тире?

  1. Первое укрытие большая белая шлюпка, подвешенная на цепях к железным стойкам

(Н. Печерский).


  1. Парк это архитектура и ботаника, живопись и скульптура, история и сегодняшний день (С. Гейченко).

  2. Суриков исторический живописец (В. Солоухин).


  1. Что же, сказка это работа? (Г. Кочетков).


  1. Он титан (В. Солоухин).

  2. Переправа через могучую реку длинное дело (И. Ефремов).


  1. Задача больших мельниц, насосных станций, шлюзов регулировать обширное, сложное


водное хозяйство (В. Дружинин).

8. Ветви стволов как своды прекрасного храма, возведенные самой природой (С. Гейчен-

ко).


А. Тире ставится. Б. Тире не ставится.


ОТВЕТЫ

  1. — 1Д, 2В, 3Б, 4В, 5А, 6Г


  1. — 1Б, 2Б, 3А, 4Б, 5А, 6Б, 7А


  1. — 1В, 2В, 3Б, 4А, 5Б, 6А, 7В


5

4 1А, 2А, 3А, 4А, 5Б, 6А, 7А, 8Б


Второстепенные члены предложения


Тест 1. Если определением называется второстепенный член предложения со значе-нием признака предмета, поясняющий имя существительное, то какие слова в данном пред-ложении выполняют функцию определения?


Могучие (1) древние (2) Ганнибаловы (3) ели — добрые (4) знакомые (5) и милые (6) друзья

(7) Пушкина (8) (С. Гейченко).


Тест 2. Установите тип определения.


Человек в халате (1) выхватил из-за пояса громадный (2) серебряный (3) пистолет с широким стволом (4) и оглушительно ахнул из него в зрительный (5) зал (Г. Кочетков).


А. Согласованное определение. Б. Несогласованное определение.


Тест 3. Определите способ выражения несогласованного определения.

  1. Мы заучивали наизусть его морские стихи, читали его книги (Ю. Клименченко).

  2. Истинное горе обладает свойством затрагивать даже самые замшелые души (Ю.


Нагибин).

  1. Камень лежал на вершине «городка» Исаака Ганнибала (С. Гейченко).

  2. У них состоялся разговор наедине (Е. Рысс).


А. Предложно-падежная форма имени существительного. Б. Местоимение.


В. Неопределенная форма глагола. Г. Наречие.


Тест 4. Если приложением называется второстепенный член предложения, который поясняет имя существительное и сам представлен именем существительным в той же па-дежной форме, то какие слова в предложениях данного отрывка выполняют функцию при-ложения?


Искусство художника-камнереза (1) было поразительно. В витринах-столиках (2), рас-ставленных вдоль стен и окон (3), сверкала нетронутая природная красота (4). Рядом послыша-лось шуршание шелка (5), повеяло духами «Грезы» (6) (И. Ефремов).


Тест 5. Определите правописание приложений с определяемым именем существи-тельным в данных группах.


  1. Ильмень озеро, жар птица, Царевна Лебедь, ель шатер, береза седло, глаза бусинки, камень кит, моряк парусник, Волга матушка.


  1. Девочка Золушка, шоколад «Цирк», красавица зорька, старик пастух, река Волга, царь


Салтан, остров Буян.


А. Приложения с определяемым словом пишутся через дефис. Б. Приложения с определяемым словом пишутся раздельно.


Тест 6. Если дополнением называется второстепенный член предложения, обознача-ющий объект действия, то какие слова в данном предложении выполняют функцию допол-нения?


Они (1) тоже слушали эту чарующую (2) тишину (3), вдыхали сладкие и горькие запахи трав (4), следили за меркнущим закатом (5) (Г. Гребнев).


Тест 7. Определите тип дополнения.

1. А птичка-малиновка выбрала прекрасное дерево, уселась на веточке и начала петь


(Сказка).


6

2. Налетел северный ветер. О ночевке не могло быть и речи (Е. Пермитин).


А. Косвенное дополнение. Б. Прямое дополнение.


Тест 8. Найдите в предложениях прямое дополнение, определите способ его выраже-

ния.

  1. Стрелец-молодец связал жар-птицу, сел на лошадь и поскакал во дворец (Сказка).


  1. Я не видел таких предметов даже в морском музее (Ю. Клименченко).


А. Имя существительное в винительном падеже без предлога. Б. Имя существительное в родительном падеже без предлога.


Тест 9. Если обстоятельством называется второстепенный член предложения соста-ва сказуемого, характеризующий действие или признак с разных сторон, то какие слова в данном предложении выполняют функции обстоятельств?


Я тихонько (1) выбрался (2) из шлюпки (3), оглянулся (4) и пошел (5) к лесенке (6), которая вела (7) вниз (8) (Н. Печерский).


Тест 10. Найдите в предложениях обстоятельства места и времени.

  1. Вверху висели разно цветные фонарики (Г. Матвеев).


  1. Ночью никто не спал (В. Железников).


А. Обстоятельство места. Б. Обстоятельство времени.


Тест 11. Определите тип выделенного в предложении обстоятельства.

Скачут лесами гонцы из Москвы во многие грады и веси поднимать Русь (С. Бородин).


  1. Обстоятельство причины.

  2. Обстоятельство цели.


Тест 12. Определите тип выделенного в предложении обстоятельства.

Несмотря на такие события, домой Светлана вернулась в хорошем настроении (Г. Мат-

веев).


  1. Обстоятельство условия.

  2. Обстоятельство уступки.


Тест 13. Какой член предложения является обстоятельством образа действия?

Река неожиданно меняет направление (В. Железников).

  1. Река.


  1. Неожиданно.

  2. Меняет.


  1. Направление.


ОТВЕТЫ


1

— 1, 2, 3, 4, 6, 8

8 1А, 2Б

2 1Б, 2А, 3А, 4Б, 5А

9 1, 3, 6, 8

3 1Б, 2В, 3А, 4Г

10 1А, 2Б

4

— 1, 2, 6

11 2

5

— 1А, 2Б

12 2

6

— 3, 4, 5

13 2

7

— 1Б, 2А



Односоставное предложение





7

Тест 1. Если двусоставное предложение имеет в своей основе два главных члена — подлежащее и сказуемое, а односоставное — один главный член (в форме подлежащего или сказуемого), то какого типа данные простые предложения?

  1. Кругом все молчало (П. Загребельный).


  1. По откосам оврагов за цвели первые цветы (А. Перегудов).

  2. Хорошо было работать ранним утром под ласковыми лучами солнца (Ю. Клименчен-

ко).


А. Двусоставное. Б. Односоставное.


Тест 2. Если в односоставных определенно-личных предложениях главный член вы-ражается глаголом в форме 1—2-го лица изъявительного наклонения или 2-го лица повели-тельного наклонения, то какое из данных предложений является определенно-личным?

  1. Какое великолепие и спокойствие! (И. Бунин).

  2. Нас разбудили в шесть часов (Ю. Клименченко).


  1. В Мещорском крае можно увидеть сосновые боры (К. Паустовский).


  1. Выглядываю в кусочек окна, не запущенный морозом, и не узнаю леса (И. Бунин).

  2. Тоскливо и медленно проходили дни и вечера (Н. Телешов).


Тест 3. Определите способ выражения главного члена в обобщенно-личном односо-ставном предложении.

  1. Печь не пролежишь (Пословица).


  1. Сеют — плачут, молотят — скачут (Пословица).

  2. Лежи на боку да гляди за Оку! (Пословица).


А. Глагол в форме 2-го лица единственного числа настоящего / будущего времени. Б. Глагол в форме повелительного наклонения.

В. Глагол в форме 3-го лица множественного числа настоящего / будущего времени.


Тест 4. Если неопределенно-личным предложением называется односоставное пред-ложение, в котором действие не отнесено к деятелю, хотя и мыслится как совершаемое кем-то, то какие предложения являются неопределенно-личными?


  1. Дом простоит долго и переживет первых жильцов (С. Наровчатов).

  2. Многим не терпелось кинуться в бой (С. Бородин).

  3. Большой костер развели на берегу, против поселка (В. Головин).


  1. Ярмарка. Крещенский мороз (Е. Замятин).


Тест 5. Определите способ выражения главного члена в односоставном неопределен-но-личном предложении.


  1. Туши тура и кабана целиком жарили на огромных вертелах, поворачивал то одним, то другим боком (В. Головин).


  1. На шкурах расставят глиняные горшки с горячим отваром (В. Головин).


А. Глагол в форме 3-го лица множественного числа настоящего / будущего времени. Б. Глагол в форме прошедшего времени множественного числа.


Тест 6. Если безличным предложением называется односоставное предложение, в ко-тором действие или состояние не связано с действующим лицом (предметом), то какое пред-ложение является безличным?

  1. Каменное здание было одно (Д. Мамин-Сибиряк).

  2. Справа от Ратуши дворец графов Брабанта (В. Дружинин).


  1. Необыкновенно тихо было в лесу (Е. Рысс).


  1. Идя по орехи, топчешь ногами ягоды (В. Солоухин).





8

Тест 7. Определите способ выражения главного члена в безличных односоставных предложениях.

1. От пруда тянуло холодом (Ю. Нагибин).

2. Так всегда светает в Москве ранней весной (А. Соболь).


3. Ветер замер. Не дрогнет ни одной ветки (А. Новиков-Прибой).

А. Безличный глагол.


Б. Личный глагол в безличной форме 3-го лица единственного числа настоящего / будущего времени.

В. Личный глагол в безличной форме среднего рода прошедшего времени.


Тест 8. Если назывным предложением называется односоставное предложение с главным членом — именем существительным в форме именительного падежа, то какие сре-ди данных предложений назывные?

  1. Все спало кругом.

  2. Первая пыль.


  1. Вечер.


4. Захолодало.


Тест 9. Определите тип односоставного предложения.

  1. Мне нравится этот монастырь (Г. Гребнев).


  1. Но, бывало, бродишь по лесу и не видишь ни одного птичьего гнезда (В. Солоухин).

  2. Не окинешь поле Куликово глазом (М. Рапов).


  1. Ночь. Вахта (Ю. Клименченко).

  2. В монастырях отзвонили к утрене (С. Бородин).


А. Определенно-личное предложение. Б. Неопределенно-личное предложение. В. Обобщенно-личное предложение.


Г. Безличное предложение. Д. Назывное предложение.


ОТВЕТЫ


1 1А, 2А, 3Б 6 3

2 4 7 1В, 2А, 3Б

3 1А, 2В, 3Б 8 2, 3


4 3 9 1Г, 2А, 3В, 4Д, 5Б

5 1Б, 2А


Неполное предложение


Тест 1. Если неполным предложением называется двусоставное или односоставное предложение с пропущенным членом или членами, которые можно восстановить из контек-ста, то какие предложения являются неполными?

  1. Созвучье полное в природе (Ф. Тютчев).


  1. Утки начинают купаться.

  2. Ныряют, плещутся, поднимая брызги (А. Новиков-Прибой).


Тест 2. Определите, какой член предложения пропущен в неполных предложениях.

  1. У Леньки нашлась пакля. У меня — бутылка олифы. У Женьки — старая ветошь (Ю.

Клименченко).


  1. Долго бродила Оленка по лесу. Боялась в сторожку идти (А. Перегудов).


А. Подлежащее. Б. Сказуемое. В. Определение.


9

Г. Дополнение.


Д. Обстоятельство.


ОТВЕТЫ


1 3

2 1Б, 2А





ОСЛОЖНЕННОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ


Однородные члены предложения


Тест 1. Найдите в предложениях однородные члены и определите их синтаксическую функцию.

  1. Мы обследовали наше новое жилье и нашли здесь много нужных вещей (Н. Печерский).


  1. А Василия Блаженного, Московский Кремль, песни, стихи Пушкина, романсы Толстого любить можно (В. Солоухин).


  1. Розово и зыбко явь отражается в снах (Л. Леонов).


  1. Длинноногая тень от белого, в рыжих пятнах, коротконогого Мурзика (Н. Артюхова).

  2. Рядом со Стрелецким стояли Тася и Волошин (Г. Гребнев).


А. Подлежащее. Б. Сказуемое. В. Определение. Г. Дополнение.

Д. Обстоятельство.


Тест 2. Определите, как связаны между собой однородные члены.

  1. Эта птица вообще любит озера, реки, болота (С. Гейченко).

  2. Были здесь узкие и острые гоночные суда и широкие мореходные боты (Ю. Клименчен-

ко).


А. Союзная связь. Б. Бессоюзная связь.


Тест 3. Установите тип союзов, соединяющих однородные члены.

  1. И учителями там были бабки, да дедки, да деревенские мужики (И. Васильев).

  2. Крики то усиливались, то затихали (А. Ладинский).


3. Где-то далеко заворчал гром, но сошел на нет (В. Белов). А. Соединительные союзы.


Б. Противительные союзы. В. Разделительные союзы.


Тест 4. Какими союзами связаны однородные члены предложения?


  1. Все осталось в моей памяти. Потому что и гордый верблюд, и волнистые барханы, и зеленый оазис были на самом деле (Г. Кочетков).


  1. В фонды отдела вошли не только живопись, но и скульптура (Л. Воронихина).


  1. Народ создал свою школу. Она — в песнях и сказках, былинах и легендах, обрядах и пре-

даниях (И. Васильев).


А. Неповторяющиеся союзы.


Б. Повторяющиеся союзы. В. Двойные союзы.





10

Тест 5. Какой схеме соответствует расстановка знаков препинания в данных пред-ложениях? (Условные обозначения: ʘ — обобщающее слово; О — однородные члены пред-ложения.)

  1. И все это огромная и пышная вершина клена, светло-зеленая гряда аллеи, подве-


нечная белизна яблонь, синева неба поражало своей густотой, свежестью и новизной (И. Бу-

нин).


  1. Родина складывается из конкретных и зримых вещей изб, деревень, рек, песен, сказок,


живописных и архитектурных красот (В. Солоухин).


3. Горы, кроны деревьев, сверкающий ручей все поплыло, закачалось в седом, холодном свете (Е. Пермитин).


А. О: Ο, О, Ο, О, Ο, Ο. Б. Ο, Ο, О — ʘ … В. ʘ: Ο, О, Ο, О — ...


Тест 6. Найдите в предложениях однородные и неоднородные определения.

  1. В голубом лунном свете эти места поражали ширью и первозданной красотой (Е.


Пермитин).

  1. Такие яркие радостные краски бывают у нас только по утрам в афанасьевские морозы


(И. Бунин).


А. Определения однородные, между ними ставится запятая.

В. Определения неоднородные, между ними не ставится запятая.


Тест 7. Назовите признак однородности данных определений.

  • уни дал прододговатый, обитый медью сундучок (Вс. Иванов).

    1. Определения выражены именами прилагательными одного и того же разряда.


    1. Определения характеризуют круг чем-то близких предметов.

3. Определения обозначают разные качества, признаки, свойства одного предмета.


  1. Определения выражены прилагательными и причастиями (причастными оборота-ми).


Тест 8. Назовите признак неоднородности данных определений.

  1. Дорожки усеяны были крупными разноцветными камешками (А. Погорельский).


  1. Над черным заречным лесом висел огромный блин месяца (М. Рапов).

А. Определения характеризуют предмет с разных сторон.


Б. Определения выражены прилагательными различных разрядов.


В. Первое определение поясняет словосочетание второго определения с определяе-мым словом.


ОТВЕТЫ

1 1Б, 2Г, 3Д, 4В, 5А 5 1В, 2А,


2 1Б, 2А 6 1Б, 2А

3 1А, 2В, 7 4

4 1Б, 2В, 8 1В, 2А, 2Б


Обособленные члены предложения


Тест 1. Определите тип обособленного определения.

Вот терем, странный и милый, высится в тени листвы (С. Бородин).

  1. Согласованное обособленное определение.


  1. Несогласованное обособленное определение.


Тест 2. Определите способ выражения обособленного согласованного определения.

1. Там церковь, не похожая ни на одну из прежних (С. Бородин).


11

2. Некошеные травы, начинающие по-осеннему буреть, роняли капли росы (М. Рапов).


А. Причастный оборот.


Б. Прилагательное с зависимыми словами. В. Одиночное прилагательное.


Тест 3. Являются ли выделенные слова обособленным согласованным определением и на письме соответственно выделяются запятыми?

Восхищенный способностями мальчишки Жгутов решил забрать его к себе (Ю. Наги-

бин).

1. Нет, так как определение стоит впереди определяемого слова.


  1. Да, так как определение стоит впереди определяемого слова и имеет добавочное обстоятельственное значение.


Тест 4. Установите причину обособления согласованного определения.

  1. На набережной канала, огибавшего разрушенный стадион, девушка остановилась (Г.

Матвеев).


  1. Каждая веточка, мохнатая от легких кристаллов инея, хранила свою красоту (Н. Ар-

тюхова).


  1. Очарованный, я смотрел на всемогущего человека в золотом халате (Г. Кочетков).


А. Определение относится к личному местоимению.


Б. Определение выражено причастным оборотом и стоит после определяемого слова. В. Определение выражено именем прилагательным с зависимыми словами и стоит


после определяемого слова.


Г. Определение выражено одиночным именем прилагательным и стоит после опре-деляемого слова.


Д. Определение отделено от определяемого слова другими членами предложения.


Тест 5. Определите причину обособления несогласованного определения.


Через две минуты он, в недорогом костюме цвета небесной лазури, с узким галстуком, бесшумно проскользнул в кабинет (Г. Гребнев).

  1. Определение относится к имени собственному.


  1. Определение относится к имени существительному со значением профессии, должности, рода занятий, возраста, степени родства.

  2. Определение относится к личному местоимению.


  1. Определение отделено от определяемого слова другими членами предложения.

  2. Определение имеет дополнительный смысловой оттенок.


Тест 6. Найдите в предложениях с обособленными членами предложение с обособ-ленным приложением.

  1. На нем была светло-зеленая мантия, подбитая мышиным мехом (А. Погорель-


ский).

  1. Среди них выделялся Володя Коробов — староста класса (Ю. Клименченко).


Тест 7. Установите причину обособления приложения.

Одноглавая церковка напоминала Царевну-Лебедь, чудесную девушку из сказки Пушкина

(Г. Гребнев).


  1. Приложение относится к личному местоимению.


  1. Приложение выражено нарицательным существительным с зависимыми словами и стоит после определяемого слова.


  1. Приложение распространено, относится к имени собственному и стоит после определяемого слова.


  1. Приложение стоит впереди определяемого слова и имеет дополнительный обстоя-тельственный оттенок.


12

Тест 8. Обособляется ли приложение, стоящее впереди определяемого слова?

Сын лесника он родился и вырос в лесу, с малых лет занимался охотой (А. Новиков-

Прибой).


  1. Да, так как стоит впереди определяемого слова и имеет дополнительный оттенок в значении; соответственно на письме выделяется запятыми.


  1. Да, так как относится к личному местоимению; соответственно на письме выделя-


ется запятыми.


  1. Нет, так как стоит впереди определяемого слова; соответственно на письме запя-тыми не выделяется.


Тест 9. Определите тип обособленного обстоятельства.

  1. Испугавшись человека, чибисы отлетели к сухим камышам (А. Перегудов).


  1. Оставшись один, Алеша со вниманием стал рассматривать залу (А. Погорельский).

  2. На площади меня ждал Халим, сидя с поджатыми под себя ногами (Н. Телешов).


А. Обстоятельство места.


Б. Обстоятельство времени. В. Обстоятельство цели.


Г. Обстоятельство уступки. Д. Обстоятельство условия. Е. Обстоятельство причины.


Ж. Обстоятельство образа действия. З. Обстоятельство меры и степени.


Тест 10. Определите способ выражения обособленных обстоятельств.

  1. Охотники, выспавшись, направляются к Чертову Логовищу (А. Новиков-Прибой).


  1. Глядя на них, становится весело и тревожно (Н. Артюхова).


А. Деепричастный оборот. Б. Одиночное деепричастие.

В. Имя существительное с предлогом.


Тест 11. Какое количество занятых следует поставить в предложениях, имеющих одиночные деепричастия?

  1. Воины шли не прямиком а пробираясь между грудами тел (М. Рапов).


  1. Над костром вьется кудрявясь сизый дым (А. Новиков-Прибой).


А. Одна запятая. Б. Две запятые.


Тест 12. Необходимо ли в предложении обособление выделенного оборота?

Кроме книг здесь был лишь письменный стол и кожаные кресла (Г. Гребнев).


  1. Да.

  2. Нет.


ОТВЕТЫ



1

— 1

7 3

2

— 1Б, 2А

8 2

3 2

9 1Е, 2Б,

4 1Б, 2В,

10 1Б, 2А

5

— 3

11

— 1А, 2Б

6

— 2

12

— 1


Сравнительный оборот



13

Тест 1. Если сравнительные обороты с союзами будто, точно, словно всегда на письме выделяются запятыми, то сколько запятых надо поставить в предложениях?

  1. Сейчас же все было необычно точно в волшебной сказке (Е. Пермитин).

  2. Самоходная баржа словно на ощупь движется малым ходом (В. дружинин).


А. Одна запятая. Б. Две запятые.


Тест 2. Определите причину выделения занятыми сравнительного оборота с союзом

как.

  • она осталась висеть на дубовых ветвях, как на могучих руках (М. Пришвин).


    1. Союз как соотносится с указательными словами так, такой, тот.

    2. Союз как имеет значение подобия (уподобления).


3. Союз как выступает в сочетании как правило, как обычно, как всегда и др. 4. Союз как в сочетаниях не что иное, как; не кто иной, как.


Тест 3. Определите причину, по которой оборот с союзом как запятой не выделяется.

Мальчишки разговаривали с девочкой как старые знакомые (В. Железников).

  1. Оборот имеет значение «в качестве».

  2. Оборот имеет значение образа действия.


3. Оборот имеет значение отождествления.

4. Оборот является фразеологизмом.


Тест 4. Определите постановку знаков препинания в предложении, имеющем оборот с союзом как.

Под ближними дубами как жар горят умытые росой щиты (М. Рапов).


  1. Сравнительный оборот на письме выделяется запятыми.

  2. Оборот с союзом как запятыми не выделяется.


Тест 5. Сколько запятых следует поставить в данном предложении?

Эти звери были не что иное как большие крысы кроты хорьки и подобные им (А. Пого-

рельский).


  1. Одна запятая.

  2. Две запятые.

  3. Три запятые.


ОТВЕТЫ


1

— 1А, 2Б

4 1

2

— 2

5 3

3

— 4






КОНСТРУКЦИИ,


ГРАММАТИЧЕСКИ НЕ СВЯЗАННЫЕ

С ЧЛЕНАМИ ПРЕДЛОЖЕНИЯ


Тест 1. Если обращение на письме всегда выделяется запятыми, а несколько обра-щений внутри одного предложения отделяются друг от друга подобно однородным членам, то сколько запятых следует поставить в данном предложении?


Прощай ты пора нудная томящая (С. Есенин).

  1. Одна запятая.


  1. Две запятые.


  1. Три запятые.


14

Тест 2. Определите значение вводных конструкций.

  1. Вера, казалось, забыла обо всем на свете (Е. Пермитин).

  2. По-моему, это очень хороший таежный закон (Н. Печерский).


  1. Человека два домашних сидели, по обыкновению, за круглым столом в гостиной (В.

Одоевский).


А. Модальная оценка.


Б. Эмоциональная оценка.


В. Степень обычности сообщаемого. Г. Источник сообщения.


Д. Указание на отношение между частями высказывания.


Тест 3. В каком предложении слово наконец является вводным, а в каком — членом предложения?

  1. Наконец все утихло (А. Погорельский).

  2. Наступила наконец и весна (д. Мордовцев).


А. Вводное слово; на письме выделяется запятыми. Б. Член предложения; запятыми не выделяется.


Тест 4. Является ли в предложении слово по-прежнему вводным?

Утки продолжают крякать по-прежнему редко, словно о чем-то предупреждал друг дру-

га (А. Новиков-Прибой).


  1. Вводное слово; на письме выделяется запятыми.

  2. Член предложения; запятыми не выделяется.


Тест 5. Определите синтаксический статус слова однако.


Ничего красивого в кактусах не было, но однако цветы этих нелепых растений всегда восхищали (Г. Матвеев).


  1. Вводное слово; на письме выделяется запятыми.

  2. Союз; запятыми не выделяется.


Тест 6. Определите, какой знак препинания следует поставить для выделения встав-ной конструкции.


Картина совершенна во всех отношениях. Разве что единственный случай в творчестве Сурикоба немного не найден размер, немного замельчена (В. Солоухин).

  1. Запятая.


  1. Тире.


3. Скобки.


Тест 7. Какой знак препинания следует поставить в предложении для выделения междометия?

Ах скорее бы уйти! (А. Чехов).

  1. Точка.


  1. Запятая.

3. Восклицательный знак.


Тест 8. Чем является о в предложениях?

  1. О какая суровая, какая длинная зима! (А. Чехов).

  2. О моя Лиза! — проговорил он почти вслух и вздохнул (В. Гаршин).


А. Междометие; на письме отделяется от предложения знаком препинания. В. Частица; на письме не выделяется.





15

Тест 9. Какой знак препинания отделяет слово да, используемое для утверждения, от предложения?

Да это он летал птицей от трапеции к трапеции под куполом цирка (Г. Кочетков).

  1. Точка.


  1. Запятая.

3. Точка с запятой.

  1. Восклицательный знак.


  1. Двоеточие.

6. Тире.


Тест 10. Определите функцию слова нет.

Нет я зря обижался на толстенный трос (Г. Кочетков).


  1. Слово-предложение, служащее для отрицания и отделяющееся от предложения запятой.

  2. Главный член безличного предложения; на письме запятыми не выделяется.


ОТВЕТЫ



1

— 3

6

— 3

2 1А, 2Г, 3В

7 2

3 — 1Б,

8 1А, 2Б

4 2

9

— 2 (1, 4)

5 1

10 1





СЛОЖНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ


Тест 1. Определите тип сложного предложения.


Полно спать: тебе две розы принес с рассветом дня (А. Фет).

  1. Сложносочиненное предложение.


  1. Сложноподчиненное предложение.

  2. Бессоюзное сложное предложение.


Тест 2. Каким средством связи соединены части сложного предложения?


Дома богачей здесь отделаны мрамором или мозаикой, беднота же обитает в жалких лачугах на городских окраинах (А. Ладинский).


  1. Интонация.

  2. Сочинительный союз.


Тест 3. Определите главное средство связи частей сложного предложения.


Когда я называю по привычке Моих друзей заветных имена,


Всегда на этой странной перекличке Мне отвечает только тишина (А. Ахматова).

  1. Подчинительный союз.


  1. Интонация.

  2. Сочинительный союз.


ОТВЕТЫ

1 3

2 2


3 1


16

Сложносочиненное предложение


Тест 1. Определите тип предложения по структуре.


Предки Лейкина, как и Чехова, были крепостными, но на волю вышли раньше, раньше ско-лотили капитал и вообще, судя по всему, были удачливее Чеховых (М. Громов).

  1. Сложносочиненное предложение.


  1. Простое предложение, осложненное однородными членами.


Тест 2. Определите синтаксические отношения, выраженные в сложносочиненных предложениях.


  1. Но в это время дверь с треском раскрылась, и на пороге показалась коренастая рыжая молодая женщина в шляпе, с зонтом в руке (А. Н. Толстой).


  1. Лишь мимо кургана мелькает


Сайгак, через поле скача, Иль вдруг на него налетает,


Крилами треща, саранча (А. К. Толстой).


А. Соединительные отношения. Б. Противительные отношения. В. Разделительные отношения.


Тест 3. Каким союзом соединены части сложносочиненного предложения?


Я бросился обратно, пытаясь отыскать первоначальное место, однако вокруг был уже другой, еще более обильный малинник (В. Белов).

  1. Соединительный союз.


  1. Противительный союз.

  2. Разделительный союз.


Тест 4. Определите тип простых предложений, входящих в сложносочиненное, по со-

ставу.


Месяца не было, но небо вызвездилось, и над деревней перекинулась исполинская полоса Млечного Пути (В. Белов).

  1. Первая часть представляет собой односоставное предложение, а две другие части

— двусоставные предложения.


  1. Две части — односоставные предложения, а третья часть — двусоставное пред-ложение.


  1. Все три части соотносятся с двусоставными предложениями.


Тест 5. Определите оттенок соединительных отношений в структуре сложносочи-ненного предложения.


Неяркая вешняя молния сиганула в лесную теплую иглу, и первый трескучий гром чисто и смело прокатился над миром (В. Белов).

  1. Перечисляются одновременные события.


  1. Перечисляются следующие друг за другом события.


Тест 6. Определите тип синтаксических отношений в сложносочиненном предложе-


нии.


Волны еще бушевали, и черный корабль лежал на боку тяжкой громадой, вероятно наве-ки закончив свои странствия (А. Ладинский).


  1. Соединительные отношения с оттенком одновременности.


  1. Соединительные отношения с оттенком следования (разновременности).


  1. Противительные отношения.


  1. Разделительные отношения.


17

Тест 7. Почему ставится тире в сложносочиненном предложении?


Взгляну я во дворик зеленый — И сразу порадуют взор Земные друг другу поклоны

Людей, выходящих во двор (Н. Рубцов).


  1. Тире при резком противопоставлении второй части сложносочиненного предло-жения.

  2. Тире при неожиданном присоединении.


Тест 8. Какой знак препинания следует поставить в сложносочиненном предложе-

нии?

И солнце жгло их желтые вершины,


  • жгло меня но спал я мертвым сном (Ю. Лермонтов).

    1. Запятая.


    1. Тире (при резком противопоставлении второй части сложносочиненного предло-жения).


Тест 9. Сколько запятых нужно поставить в сложном предложении?


Куда ни обращаю взор Кругом синеет мрачный бор

  • день права свои утратил (А. Фет).


    1. Одна запятая.

    2. Две запятые.


Тест 10. Следует ли разделять запятой части сложносочиненного предложения, свя-занные неповторяющимся союзом и?

Здесь Пушкина изгнанье началось


  • Лермонтова кончилось изгнанье (А. Ахматова).

    1. Да.


    1. Нет, так как имеется общий второстепенный член.


Тест 11. Каким знаком препинания отделяются простые предложения в составе сложносочиненного?


Мне стало как-то ужасно грустно в это мгновение однако что-то похожее на смех за-шевелилось в душе моей (Ф. Достоевский).

  1. Запятая.


  1. Точка с запятой


Тест 12. Какой тип синтаксических отношений представлен в сложносочиненном предложении?


  1. Кто мне откликнулся в чаще лесной? Старый ли дуб зашептался с сосной,


Или вдали заскрипела рябина, Или запела щегла окарина, Или малиновка, маленький друг,


Мне на закате ответила вдруг? (Н. Заболоцкий).

  1. Шумит на дворе непогода,


    • в доме давно уже спят... (А. К. Толстой).


А. Соединительные отношения. Б. Противительные отношения. В. Разделительные отношения.


Г. Сопоставительные отношения.


18

Тест 13. Какую роль играют запятые в сложносочиненном предложении?


Мне стан твой понравился тонкий И весь твой задумчивый вид, А смех твой, и грустный и звонкий,

  • тех пор в моем сердце звучит (А. К. Толстой).

    1. Отделяют части в сложносочиненном предложении с разделительными отношени-


ями и выделяют обособленные согласованные определения.


  1. Отделяют части в сложносочиненном предложении с разделительными отношени-ями и разделяют однородные определения.


Тест 14. Определите границу между частями сложносочиненного предложения, назо-вите главное средство связи частей предложения.


В очарованье русского пейзажа Есть подлинная радость, но она Открыта не для каждого и даже

Не каждому художнику видна (Н. Заболоцкий).


  1. Граница между частями сложносочиненного предложения проходит на месте со-единительного союза.


  1. Граница между частями сложносочиненного предложения проходит на месте про-

тивительного союза.


3. Граница между частями сложносочиненного предложения проходит на месте раз-делительного союза.


Тест 15. Квалифицируйте структуру данного предложения. Сколько запятых необхо-димо поставить в этой конструкции?

Еще одни другие сутки и под корой проснется сок (А. Твардовский).

  1. Сложносочиненное предложение; две запятые.


  1. Простое предложение осложнено однородными членами; одна запятая.


ОТВЕТЫ



1

— 2

9 1

2

— 1А, 2В

10

— 2

3

— 2

11

— 2

4

— 1

12

— 1В, 2Г

5

— 2

13

— 1

6

— 1

14

— 2

7

— 2

15

— 1

8

— 2




Сложноподчиненное предложение


Тест 1. К чему относится придаточная часть сложноподчиненного предложения?


  1. Но я любитель старых тополей, Которые до первой зимней вьюги Пытаются не сбрасывать с ветвей

Своей сухой заржавленной кольчуги (Н. Заболоцкий).


  1. Проблема авторского голоса не находит решения, поскольку она, по-видимому, неверно поставлена (М. Громов).


А. Придаточная часть относится ко всей главной части предложения в целом. Б. Придаточная часть относится к одному слову в главной части.

В. Придаточная часть относится к словосочетанию в главной части.



19

Тест 2. Что распространяет придаточная часть в сложноподчиненном предложении?


Вдруг борей с такой яростью обрушился на корабль, что во мгновение ока разорвал парус на мачте и унес в море (А. Ладинский).

  1. Придаточная часть распространяет всю главную часть предложения.


  1. Придаточная часть распространяет одно слово в главной части.

3. Придаточная часть распространяет словосочетание в главной части.


Тест 3. Определите средство связи придаточной изъяснительной части с главной в сложноподчиненных предложениях.


  1. Можно было бы сказать, что Чехов побуждает нас видеть мир и самих себя с элеги-ческим раздумьем о прошлом (М. Громов).

  2. Позови своих воевод да спроси их, что они скажут (С. Голицын).

А. Союз.


В. Союзное слово.


Тест 4. Докажите принадлежность слова что к союзу или к союзному слову.


Юморески Антоши Чехонте по жанру и форме похожи на то, что изо дня в день печа-талось в «Стрекозе», «Будильнике» и «Осколках» (М. Громов).


  1. Что союз, так как соединяет придаточную изъяснительную часть с главной в структуре сложноподчиненного предложения; членом предложения не является.


  1. Что союзное слово, так как соединяет придаточную изъяснительную часть с главной в структуре сложноподчиненного предложения, являясь при этом членом


предложения (подлежащим в придаточной части), и выражено относительным местоимением.


Тест 5. Определите главное средство связи частей сложноподчиненного предложе-

ния.

  1. Сам чайханщик с круглыми плечами,


Чтобы славилась пред русским чайхана, Угощает меня красным чаем Вместо крепкой водки и вина (С. Есенин).


  1. Стол был уставлен бутылками, тарелочками с колбасой, разложенной звездочками, и икрой, размазанной по тарелке так, чтобы ее казалось больше (А. Аверченко).

  2. Пожил немного Витус в родном доме и стал подумывать, куда отправиться снова (О.


Орлов).


А. Части соединены функциональным союзом. Б. Части соединены семантическим союзом. В. Части соединены союзным словом.


Тест 6. Определите вид придаточной части, относящейся к слову в главной части сложноподчиненного предложения.


Купальницы, затопившие было весенней желтизной все луга, теперь уступили место этим колокольцам, первым ромашкам и нежной, пронзительно-розовой. словно лазурной гвоздич-ке, которую называют в народе девичьей красотой (В. Белов).


  1. Придаточная определительная часть.

  2. Придаточная изъяснительная часть.


  1. Придаточная часть меры и степени.


Тест 7. Определите вид придаточной части, назвав главное средство связи главной части предложения с придаточной. Что распространяет придаточная часть?


Род Лермонтовых ведет свое начало из Шотландии, где еще в средние века существовал известный род Лермонтов (В. Афанасьев).



20

  1. Придаточная часть места присоединяется с помощью союзного слова где, имеет


определительный оттенок значения и распространяет обстоятельство места в главной части.


  1. Придаточная часть места присоединяется с помощью союзного слова где и рас-пространяет всю главную часть в целом.


Тест 8. Определите вид придаточной части, средство связи придаточной части с главной. К чему относится придаточная часть?

Мне верить хочется, что сердце не игрушка... (Н. Заболоцкий).


  1. Придаточная изъяснительная часть относится к слову в главной части и присоеди-няется к ней посредством союзного слова.


  1. Придаточная изъяснительная часть относится к слову в главной части и присоеди-няется к ней посредством функционального союза.


Тест 9. Определите вид придаточной части, укажите слово (или словосочетание) в главной части предложения, к которому присоединяется придаточная, а также главное сред-ство связи частей.

Зной был такой ослепительный, что птицы на ветках присели, разинув клювы (А. Н. Тол-

стой).


  1. Придаточная часть меры и степени присоединяется к словосочетанию такой осле-пительный посредством функционального союза что.

  2. Придаточная часть меры и степени присоединяется к слову такой посредством


функционального союза что.


3. Придаточная часть меры и степени присоединяется к слову ослепительный по-средством функционального союза что.


Тест 10. Выделите главное средство связи придаточной части с главной. Определите виды придаточных.

  1. Те, у кого были силы, спустили шлюпку (О. Орлов).

  2. Майор снял ботинки, выломал ольховую палку, чтобы легче было нести чемодан (В. Бе-

лов).


А. Изъяснительная придаточная часть присоединяется к главной части с помощью союза.


Б. Изъяснительная придаточная часть присоединяется к главной части с помощью союзного слова, которое выполняет функцию косвенного дополнения.


В. Придаточная часть цели присоединяется к главной части с помощью семантиче-ского целевого союза чтобы.


Тест 11. Какой член предложения распространяет придаточная часть? Определите вид придаточной, назвав главное средство связи частей.

Машина гудит так, что ее жалко, как живую (В. Белов).


  1. Придаточная часть образа действия и степени распространяет обстоятельство об-раза действия так и присоединяется к главной части посредством союза что.


  1. Придаточная часть образа действия и степени распространяет обстоятельство об-раза действия так, присоединяется к главной части посредством союза что и имеет добавочный оттенок следствия.


Тест 12. Задайте вопрос от главной части предложения к придаточной. Определите вид придаточной, назвав главное средство связи и соответствующее ему слово.

Дочеховская фабульная литература начиналась там, где кончалась будничная жизнь (М.

Громов).





21

  1. Вопрос где? задается от всей главной части предложения; придаточная часть ме-


ста присоединяется к главной союзным словом где, в главной части ему соответ-ствует указательное слово там.


  1. Вопрос где? задается от сказуемого в главной части предложения; придаточная


часть места присоединяется к главной союзным словом где, в главной части ему соответствует указательное слово там.


Тест 13. Определите вид придаточной части. Выделите союз, укажите оттенки отно-

шений.


Когда кипит морская гладь, Корабль в плачевном состоянье (С. Есенин).


  1. Придаточная часть времени присоединяется к главной части семантическим вре-менным союзом когда, в предложении выражены отношения одновременности.


  1. Придаточная часть времени присоединяется к главной части семантическим вре-менным союзом когда; в предложении выражены отношения разновременности.


Тест 14. Определите вид придаточной части, выделив главное средство связи глав-ной и придаточной частей и указав оттенки отношений.


Как только вошел француз своей прыгающей походкой, с насмешливым взглядом, обе сестры взбили или локоны и улыбнулись (Ю. Тынянов).


  1. Придаточная часть времени присоединяется к главной части семантическим вре-менным союзом как только.


  1. Придаточная часть времени присоединяется к главной части семантическим вре-менным союзом как только, имеющим значение подчеркнуто близкого следова-ния; значение следования выражается также сказуемыми — глаголами совершен-ного вида.


Тест 15. Проанализируйте временные отношения в сложноподчиненном предложе-нии. Установите средства выражения этих отношений.


Так он раздумывал и поглядывал по сторонам, покуда за горкой не показался большой ре-пьёвский сад... (А. Н. Толстой).


  1. Придаточная часть времени присоединяется к главной части семантическим вре-менным союзом покуда не; действие главной части предшествует действию при-даточной части; это значение разновременности передается союзом и соотноше-


нием видо-временных форм глаголов раздумывал, поглядывал — несовершенный вид, показался — совершенный вид.


  1. Придаточная часть времени присоединяется к главной части семантическим вре-менным союзом покуда не; выражаются одновременные события.


Тест 16. Охарактеризуйте сложноподчиненные предложения временного типа. Вы-делите союз, укажите выражаемые им временные отношения.


Лишь только один я останусь с собою, Меня голоса призывают толпою (А. К. Толстой).


  1. Придаточная часть времени присоединяется к главной части семантическим вре-менным союзом лишь только; выражаются отношения полной одновременности.


2. Придаточная часть времени присоединяется к главной части семантическим вре-менным союзом лишь только; выражаются отношения разновременности.


  1. Придаточная часть времени присоединяется к главной части семантическим вре-менным союзом лишь только; выражаются отношения частичной одновременно-сти.


Тест 17. Определите вид придаточной части; назовите, в какой части излагается следствие, а в какой — причина.


22

Непростая задача — выбрать лучшие из многотысячного собрания античных резных камней Эрмитажа, поскольку каждая из гемм являет собой маленький шедевр (Л. Воронихина).


  1. В главной части излагается следствие, а в придаточной — причина; придаточная часть причины присоединяется к главной части семантическим причинным сою-


зом поскольку.


  1. В главной части излагается причина, а в придаточной — следствие; придаточная часть следствия.


Тест 18. Определите вид придаточной части; назовите главное средство связи частей.

Аптека находится почти у края города, так что аптекарше далеко видно поле (А. Че-


хов).


  1. В главной части излагается следствие, а в придаточной — причина; придаточная часть причины.


  1. В главной части излагается причина, а в придаточной — следствие; придаточная часть следствия присоединяется к главной части семантическим союзом след-


ствия так что.


Тест 19. Определите вид придаточной части; укажите, к чему относится придаточная часты и как она присоединяется к главной части.


  1. Чем обычней простое растенье, Тем живее волнует меня Первых листьев его появленье


На рассвете весеннего дня (Н. Заболоцкий). 2. Ведь куда ни кинешь око,

Всюду праздник, всюду лето (Н. Заболоцкий).


А. Придаточная уступительная часть относится ко всей главной части и присоединя-ется к ней союзным словом с усилительной частицей ни.


Б. Придаточная уступительная часть присоединяется ко всей главной части семанти-ческим уступительным союзом.


В. Придаточная сравнительная часть относится ко всей главной части и присоединя-ется к ней союзом чем тем.


Г. Придаточная сравнительная часть присоединяется к слову в главной части союзом

чем — тем.


Тест 20. Определите вид придаточной части; установите разновидность найденных отношений.


Если одеться в минуту, безо всякого, конечно, мытья и чищения зубов, то через черный ход можно удрать во двор (А. Н. Толстой).


1. Придаточная часть условия присоединяется к главной части семантическим условным союзом если то; реальное условие выражается глаголом в форме изъявительного наклонения.


2. Придаточная часть условия присоединяется к главной части семантическим условным союзом если то; нереальное условие выражается глаголом в форме повелительного или сослагательного (условного) наклонения.


3. Придаточная часть условия присоединяется к главной части семантическим условным союзом если то; потенциальное условие выражается неопределен-ной формой глагола.


Тест 21. Каким средством связи присоединяется придаточная часть к главной?

Дедиль считал себя знатоком географии, хотя путешествия ездить не любил (О. Орлов).


1. Придаточная уступительная часть присоединяется к главной части посредством семантического уступительного союза хотя.



23

  1. Придаточная уступительная часть присоединяется к главной части посредством союзного слова с усилительной частицей.


Тест 22. Определите вид придаточной части, назвав главное средство связи частей.

После варки картон кладут в печь, где и сушат около семи суток без доступа воздуха (В.

Солоухин).

  1. Придаточная часть места присоединяется союзным словом где.


  1. Придаточная определительная часть присоединяется союзным словом где.

3. Придаточная присоединительная часть присоединяется союзным словом где.


Тест 23. Сколько запятых нужно поставить в сложноподчиненном предложении?


Когда показались над зеленью синие главы церкви белые ворота и коляска мягко зашурша-ла по песку въезда генеральша беспокойно задвигалась на подушках вынула из ридикюля англий-скую соль и поднесла к носу (А. Н. Толстой).

  1. Три запятые.

  2. Четыре запятые.


Тест 24. Объясните постановку запятой и тире в сложноподчиненном предложении.


Но чтоб падали селенья, Чтобы нивы пустовали — Нам на то благословенье

Царь небесный дал едва ли! (А. К. Толстой).


  1. Запятая отделяет соподчиненные придаточные части предложения, а тире отделя-ет две однородные придаточные части от главной части.


  1. Запятая отделяет соподчиненные придаточные части предложения, а тире отделя-


ет стоящие впереди главной части однородные придаточные, так как при чтении между ними делается значительная пауза (с целью интонационного выделения придаточных).


Тест 25. Поставьте недостающий знак в сложноподчиненном предложении.

Едва его кудрявая голова поднялась над палубой француз выстрелил (А. Н. Толстой).


  1. Запятая.

  2. Тире.

3. Запятая и тире.


Тест 26. Объясните постановку запятых в предложении.


Едва они вышли на обледенелый двор, освещенный светом пожарища, — врач закрыл лицо руками и выронил ружье (А. Н. Толстой).

  1. Запятые отделяют главную часть предложения от придаточной.


  1. Запятые выделяют обособленное определение, выраженное причастным оборотом,


    • структуре придаточной части предложения.


Тест 27. Сколько запятых следует поставить в предложении?


Есть у России березоньки белые Кедры забывшие сколько им лет Горы от вечных ветров поседелые

Реки которым названия нет (Л. Ошанин).

  1. Пять запятых.

  2. Шесть запятых.


3. Семь запятых.


Тест 28. Определите позицию придаточной части предложения по отношению к главной. Сколько запятых должно стоять в данном предложении?


24

Я решил подойти к огонькам и в обществе тех людей которых принял за гуртовщиков дож даться зари (И. Тургенев).


  1. Придаточная часть занимает интерпозицию по отношению к главной части; две запятые.


  1. Придаточная часть занимает постпозицию по отношению к главной части; одна запятая.


Тест 29. Сколько запятых следует поставить в сложноподчиненном предложении с однородными придаточными?


Девочка знала что между отцом и матерью была ссора и что мать не могла быть весе-ла и что отец должен знать это и что он притворяется спрашивая об этом так легко (Л. Тол-

стой).

  1. Пять запятых.


  1. Четыре запятые.


Тест 30. С помощью какого знака разделяются однородные придаточные в структуре многочленного сложноподчиненного предложения?


Был тот предночной час, когда стираются очертания, линии, краски, расстояния когда еще дневной свет путается, неразрывно сцепившись, с ночным (М. Шолохов).


  1. Запятая.


  1. Точка с запятой, так как однородные придаточные распространены: есть однород-ные члены и обособленный оборот.


Тест 31. Объясните употребление двоеточия в структуре сложноподчиненного пред-ложения.

Она смотрела на оранжевое пятно лампы, тревожно думал: что же теперь будет? (М.

Горький).


  1. Предшествующая придаточной части главная произносится с особой интонацией, предупреждающей о последующем разъяснении.

  2. Придаточная часть предложения интонационно оформлена как прямой вопрос.


Тест 32. Какой тип подчинения представлен в сложноподчиненном предложении с несколькими придаточными?


Не знаю я, коснется ль благо дать Моей души болезненно-греховной, Удастся ль ей воскреснуть и восстать,

Пройдет ли обморок духовный? (Ф. Тютчев).


  1. Однородное соподчинение.

  2. Неоднородное соподчинение.


Тест 33. Сколько занятых следует поставить в многочленном сложноподчиненном предложении?

  1. Чеховские юморески и рассказы когда сталкиваешься с ними на страницах старых


журналов производят своеобразное и странное впечатление совсем не то какое получаешь читал их в собрании сочинений (М. Громов).


  1. В этот же день Петр что-то писал на больших листах бумаги и по тому как он взгля-


дывал на закрытую дверь было видно что он кого-то ожидает (О. Орлов).

А.Три запятые.


Б. Четыре запятые.


В. Пять запятых.


Тест 34. Какую функцию выполняют запятые в предложении?



25

  1. Мы возвращаемся к старым книгам, поскольку они возвышаются над частностями,


поскольку они открыты для тех современных значений, какие мы можем вложить в их содержа-ние и язык, живущий новой, нашей, жизнью (М. Громов).


  1. Всматриваясь в картину, видишь, сколько тончайших оттенков светотени нашел ху-


дожник, чтобы не только передать рельефность, но поистине вдохнуть жизнь в свое творение

(Л. Воронихина).


А. Отделяют главную часть предложения от придаточной, выделяют обособленное


обстоятельство.


Б. Отделяют главную часть предложения от придаточной, выделяют обособленное обстоятельство, разделяют однородные члены предложения.


В. Отделяют главную часть предложения от придаточной, выделяют обособленное обстоятельство, разделяют однородные придаточные.


Г. Отделяют главную часть предложения от придаточной, выделяют обособленное определение.


Д. Отделяют главную часть предложения от придаточной, выделяют обособленное определение и уточняющее определение.


Е. Отделяют главную часть предложения от придаточной, разделяют однородные придаточные, выделяют обособленное определение и уточняющее определение.


Тест 35. Нужна ли запятая на стыке двух подчинительных союзов в сложноподчи-ненном предложении с несколькими придаточными? Сколько всего запятых нужно поста-вить в этом предложении?


Федор ждал что когда увидит не репродукцию а холст которого касалась рука самого Сурикова должно оглушить перехватить дыхание должно потом сниться по ночам (В. Тендря-

ков).


  1. Запятая нужна; всего семь запятых.

  2. Запятая не нужна; всего шесть запятых.


Тест 36. Определите тип подчинения в многочленном сложноподчиненном предло-

жении.


В это время обыкновенно неприлично ходить дамам, потому что русский народ любит изъясняться такими резкими выражениями, каких они, верно, не услышат даже в театре (Н. Го-

голь).

  1. Неоднородное соподчинение.


  1. Последовательное подчинение.


Тест 37. Определите виды придаточных в многочленном сложноподчиненном пред-ложении. Какой тип подчинения представлен в сложноподчиненном предложении с не-сколькими придаточными?


А чтобы не дразнили ребятишки нищим, он [Носопырь] притворился коровьим лекарем, носил на боку холщовую с красным крестом сумку, где хранил стамеску для обрубания копыт и сухие пучки травы зверобоя (В. Белов).


  1. Неоднородное соподчинение придаточных: к главной части присоединяется при-даточная часть цели и придаточная определительная часть.


  1. Неоднородное соподчинение придаточных: к главной части присоединяется при-даточная часть цели и придаточная часть места.


Тест 38. Из скольких частей состоит данное сложноподчиненное предложение с несколь-кими придаточными и какой тип подчинения представлен в нем?


На следующий день Санин лежал еще в постели, как уже Эмиль, в праздничном платье, с тросточкой в руке и сильно напомаженный, ворвался к нему в комнату и объявил, что герр Клю-бер сейчас прибудет с каретой, что погода обещает быть удивительной, что у них уже все го-тово, но что мама не поедет, потом у что у нее опять разболелась голова (И. Тургенев).


26

  1. Предложение содержит восемь частей; представлено однородное соподчинение придаточных.


  1. Предложение содержит семь частей; представлено смешанное подчинение прида-точных.


Тест 39. Какой тип подчинения представлен в сложноподчиненном предложении с несколькими придаточными? Объясните, почему в предложении ставится только одна запя-тая.

Когда наступала зима и сад и дом заваливало снегами, по ночам раздавался волчий вой (А.

Н. Толстой).


  1. Предложение с последовательным подчинением придаточных.

  2. Предложение с однородным соподчинением придаточных.


Тест 40. Проанализируйте сложные предложения. Выделите простые части, устано-вите их число. Определите характер связи между ними.


Временами Мария готова была верить, что какой-то древний художник чудом угадал, что некогда явится в мир девушка Мария, и заранее создал ей портрет в б арельефе таинствен-ного, заколдованного дворца, который должен был сохраняться неприкосновенным под землей в течение столетий (В. Брюсов).


  1. Предложение состоит из четырех частей, соединенных при помощи смешанного подчинения.

  2. Предложение состоит из пяти частей, соединенных при помощи од нородного со-


подчинения придаточных.


Тест 41. Проанализируйте сложные многочленные предложения с подчинительной связью. Установите способ связи придаточных и главной частей, назовите вид придаточных.


Поскольку романов у Чехова не было, представлялось очевидным, что он не имеет отно-шения ни к Достоевскому, ни к Тургеневу, ни к Гончарову (М. Громов).


  1. Придаточная часть причины присоединяется к главной части посредством семан-тического причинного союза поскольку; придаточная изъяснительная присоединя-ется к главной части посредством функционального союза что; в многочлене


представлено неоднородное соподчинение придаточных.


  1. Предложение с последовательным подчинением придаточных; придаточная часть причины присоединяется к главной части семантическим причинным союзом по-


скольку; придаточная изъяснительная присоединяется к главной части функцио-нальным союзом что.


Тест 42. Проанализируйте сложные предложения, выделите простые части, устано-вите их число; учитывая значение предложения, определите основную связь.


В описаниях природы у Чехова всегда есть ряд соотносящихся планов, и нужно помнить об этом, чтобы не упустить из виду ни одной краски, ни одной черты (М. Громов).


  1. Сложное предложение состоит из трех частей, соединенных сочинительной и под-чинительной связью; ведущей связью является сочинительная.


  1. Сложное предложение состоит из трех частей, соединенных сочинительной и под-чинительной связью; ведущей связью является подчинительная.


Тест 43. Охарактеризуйте сложное предложение с разными видами связи, установив число частей и определив ведущую связь.

Бывают дни, когда злой дух меня тревожит


  • шепчет на ухо неясные слова,


  • к небу вознестись душа моя не может,


  • отягченная склоняется глава (А. К. Толстой).



27

  1. Предложение содержит пять частей, соединенные сочинительной и подчинитель-ной связью; ведущая связь — сочинительная.


  1. Предложение содержит четыре части, соединенные сочинительной и подчини-тельной связью; ведущей связью является подчинительная; в предложении пред-ставлено однородное соподчинение придаточных.


Тест 44. Сколько занятых следует поставить в сложном предложении с несколькими придаточными? Назовите тки подчинения придаточных частей главной.

Среди дня корову выпускали в поле чтоб она походила по воле и чтоб ей стало лучше (А.

Платонов).


  1. Одна запятая; однородное соподчинение придаточных.

  2. Две запятые; неоднородное соподчинение придаточных.


Тест 45. Назовите вид придаточных, установите способ связи придаточных и главной

частей.


Туман держался долго, до одиннадцати часов, пока не нашлась какая-то сила, которая подняла его вверх (В. Распутин).


  1. Предложение со смешанным подчинением; придаточная часть времени присоеди-няется к главной части семантическим временным союзом пока не, придаточная


определительная часть присоединяется к главной части союзным словом которая.


  1. Предложение с последовательным подчинением; придаточная часть времени при-соединяется к главной части семантическим временным союзом пока не, прида-


точная определительная часть присоединяется к главной части союзным словом

которая.


Тест 46. Нужна ли запятая на стыке двух союзов — сочинительного и подчинитель-ного? Сколько всего запятых следует поставить в этом сложном предложении?


В эту ночь Чубарев тоже не ложился, а когда наконец выпроводил всех из кабинета и взглянул на часы только пожал плечами (П. Проскурин).

  1. Запятая не нужна; две запятые.

  2. Запятая нужна; три запятые.


3. Запятая нужна; пять запятых.


Тест 47. Определите тип подчинения в многочленном сложноподчиненном предло-жении. Нужна ли запятая перед союзом и?


Когда шуршат в овраге лопухи И никнет гроздь рябины желто-красной, Слагаю я веселые стихи

  • жизни тленной, тленной и прекрасной (А. Ахматова).

    1. Неоднородное соподчинение придаточных; запятая нужна.


    1. Однородное соподчинение придаточных; запятая не нужна.


Тест 48. Проанализируйте сложные многочленные предложения с комбинацией со-чинительной и подчинительной связи. Определите главные средства связи, установите вид отношений между частями и основную связь.


Робко месяц смотрит в очи, Изумлен, что день не минул, Но широко в область ночи День объятия раскинул (А. Фет).


1. Сложносочиненное предложение с подчинением; придаточная изъяснительная часть присоединяется к слову в главной части посредством функционального со-юза что, в сложносочиненном предложении устанавливаются противительные отношения с помощью союза но.


28

2. Сложносочиненное предложение с подчинением; придаточная часть причины присоединяется ко всему главному предложению; между частями сложносочи-ненного предложения устанавливаются противительные отношения посредством союза но.


Тест 49. Рассмотрите сложное предложение с сочинительной и подчинительной свя-зью. Определите ведущую связь, установив тип отношений между частями.


Придорожные дубы были отягощены желудями, и однажды я наблюдал, как воины убили огромного вепря, неосторожно выбежавшего из рощи (А. Ладинский).

  1. Сложносочиненное предложение с подчинением; придаточная изъяснительная


часть распространяет сказуемое в главной части и присоединяется к ней посред-ством союзного слова как; в сложносочиненном предложении устанавливаются соединительные отношения посредством союза и.


  1. Сложносочиненное предложение с подчинением; придаточная изъяснительная часть распространяет сказуемое в главной части и присоединяется к ней посред-ством функционального союза как; в сложносочиненном предложении устанавли-


ваются соединительные отношения посредством союза и.


ОТВЕТЫ




1 — 1Б,

18 2

35 1

2 3

19 1В, 2А

36 2

3 1А, 2Б

20 3

37 1

4 2

21

— 1

38 2

5 1Б, 2А,

22 3

39 2

6 1

23

— 1

40 1

7 1

24

— 2

41 1

8 2

25

— 3

42 1

9 1

26

— 2

43 2

10 1Б, 2В

27 3

44 1

11 2

28

— 1

45 2

12 1

29

— 1

46 1

13 1

30

— 2

47 2

14 2

31

— 2

48 1

15 1

32

— 1

49 2

16 2

33

— 1В, 2Б


17 1

34

— 1Е, 2В



Бессоюзное сложное предложение


Тест 1. Какие синтаксические отношения выражены в бессоюзном сложном предло-


жении?


  1. Кот поет, глаза прищуря, Мальчик дремлет на ковре,


На дворе играет буря, Ветер свищет на дворе (А. Фет).

  1. Звонче жаворонка пенье,


Ярче вешние цветы, Сердце полно вдохновенья,

Небо полно красоты (А. К. Толстой).


А. Перечислительные отношения. Б. Сопоставительные отношения.





29

Тест 2. Какие знаки препинания следует поставить в сложном предложении с бессо-юзной связью?


  1. В мраморном очаге пылал благовонный можжевельник в лампадах горело масло с при-месью фиалковых духов Чезаре любил ароматы (Д. Мережковский).


  1. Но нередко они впадали в мечтательность и тогда покидали всех для уединения Лер-монтов убегал в беседку с акациями в саду Врубель незаметно уходил в свою комнату или в дедов-скую библиотеку (П. Суздалев).


А. Двоеточие и запятая.


Б. Двоеточие и точка с запятой. В. Запятая и двоеточие.


Г. Точка с запятой и двоеточие.


Тест 3. Объясните постановку тире в бессоюзном сложном предложении.

  1. Хочешь перебраться на другой берег — нанимай летом лодку (О. Орлов).


  1. Все мое счастье было в этой женщине — вы отняли ее (А. Аверченко).


А. Содержание первой части сравнивается с содержанием второй.


Б. Вторая часть заключает в себе вывод, следствие.

В. Содержание одной части противопоставляется содержанию другой.


Г. Части рисуют быструю смену событий или неожиданный результат действия. Д. Первая часть указывает на время или условие того, о чем говорится во второй.


Тест 4. Какой знак препинания нужен для разделения частей бессоюзного сложного предложения?


Вот пробилась из-за тучи Синей молнии струя Пламень белый и летучий Окаймил ее края (Ф. Тютчев).

  1. Тире.


  1. Запятая.

  2. Точка с запятой.


Тест 5. Объясните употребление двоеточия в структуре бессоюзного сложного пред-ложения.


В один из вечеров после этой встречи капитан был настроен радостно: загадочное слово было внезапно расшифровано (К. Паустовский).

  1. Вторая часть дополняет содержание первой.


  1. Вторая часть поясняет первую.


  1. Вторая часть указывает причину того, о чем говорится в первой.


Тест 6. Какими языковыми средствами выражается одновременность перечисляе-мых событий в структуре бессоюзного сложного предложения?


Распластались во мраке платаны, Ночь брильянтовой чашей горит, Дремлют горы, темны и туманны,

Кипарис, как живой, говорит (Н. Заболоцкий).

  1. С помощью перечислительной интонации.


  1. С помощью перечислительной интонации и соотношения видо-временных форм глаголов-сказуемых.


  1. С помощью соотношения видо-временных форм глаголов-сказуемых.


Тест 7. Охарактеризуйте сложное многочленное предложение с бессоюзной связью; укажите число частей, определите виды отношений между ними.



30

На дороге порой замечалось некоторое оживление: стремительно шел навстречу кара-ван верблюдов, спешил путник с посохом в руке, гремела тележка озабоченного торговца (А. Ла-

динский).

  1. Предложение содержит четыре части с отношениями уточнительного пояснения


между первой и второй частями и с отношениями перечисления одновременных событий между второй и третьей, третьей и четвертой частями.


  1. Предложение содержит четыре части с отношениями причинного пояснения меж-


ду первой и второй частями и с отношениями перечисления следующих друг за другом событий между второй и третьей, третьей и четвертой частями.


Тест 8. Рассмотрите сложное предложение с комбинацией сочинительной и бессоюз-ной связи. Определите, какая связь является основной. Укажите число частей, установите виды отношений между ними.

Все окна завалило снегом, и церковка дрожала, — такая разыгралась пурга (А. Н. Тол-

стой).

  1. В предложении три части, между первой и второй частями устанавливаются пере-


числительные отношения с оттенком разновременности, а между второй и треть-ей частями — причинные отношения; ведущая связь — бессоюзная.


  1. В предложении три части, между первой и второй частями устанавливаются пере-


числительные отношения с оттенком частичной одновременности событий, а между второй и третьей частями — отношения вывода, следствия; ведущая связь

— бессоюзная.


Тест 9. Рассмотрите сложное многочленное предложение с бессоюзной и подчини-тельной связью. Какая связь является основной? Укажите число частей, определите виды отношений между ними.


Смысл и ценность «Письма к ученому соседу» раскрывается в полной мере лишь в сопо-ставлении с письмами рядовых юмористов малой прессы; без этого фона оно воспринимается как обычная удачная юмореска, каких у молодого Чехова было сотни (М. Громов).


  1. В предложении три части, между первой и второй частями устанавливаются пере-числительные отношения с оттенком полной одновременности событий; прида-


точная определительная часть присоединяется к слову в главной части союзным словом каких; ведущая связь — бессоюзная.

  1. В предложении три части, между первой и второй частями устанавливаются пере-


числительные отношения с оттенком разновременности событий; придаточная определительная часть присоединяется к слову в главной части союзным словом каких; ведущая связь бессоюзная.


Тест 10. Определите структуру сложного предложения.


Но в тихий час осеннего заката, Когда умолкнет ветер вдалеке, Когда, сияньем немощным объята, Слепая ночь опустится к реке, Когда, устав от буйного движенья, От бесполезно тяжкого труда, В тревожном полусне изнеможенья Затихнет потемневшая вода,


Когда огромный мир противоречий Насытится бесплодною игрой, — Как бы прообраз боли человечьей

Из бездны вод встает передо мной (Н. Заболоцкий).

  1. Сложное многочленное предложение.


  1. Период.


31

ОТВЕТЫ


1

— 1А, 2Б

6 2

2

— 1Г, 2А

7 1

3

— 1Д, 2В

8 2

4

— 1

9 1

5

— 3

10 2





ПРЯМАЯ РЕЧЬ


Тест 1. Какое предложение соответствует схеме? (Сокращения: А — слова автора; П


прямая речь.)

А: «П».

  1. Наташа вышла на террасу и заявила А мамы и Зины нет дома (Н. Гарин-


Михайловский).

  1. Что же вы молчите сказал ему учитель Говорите урок (А. Погорельский).


Тест 2. Какое предложение соответствует схеме?

«П», — а.


  1. Клянусь тебе воскликнула принцесса что никогда и никому я не сделаю более зла во всю мою жизнь (Н. Телешов).

  2. А пока положительно дышать нечем ответил Корнев, присаживаясь около нее


(Н. Гарин-Михайловский).


Тест 3. Какое предложение соответствует схеме?

«П, — а, — п».


  1. Подите в спальню сказал он и оставайтесь там, пока совершенно будете знать урок (А. Погорельский).


  1. Стой крикнул Пушкин (Ю. Нагибин).


Тест 4. Какое предложение соответствует схеме?

«П, — а. — П».


  1. О чем ты грустишь моя милая дочь спрашивал король (Н. Телешов).

  2. Очень хорошо отвечал министр Я думаю, то лошади уже оседланы (А. Погорель-


ский).


Тест 5. Какой знак нужно поставить в конце прямой речи?

  1. Что за озеро спросил я с удивлением (А. К. Толстой).


  1. Вы обещали взять меня с собою на охоту сказал Алеша (А. Погорельский).

  2. Грустная правда вскричал король (Н. Телешов).

А. Запятая — тире.


Б. Восклицательный знак — тире.

В. Вопросительный знак — тире.

ОТВЕТЫ


1 1 4 2

2 2 5 1В, 2А, 3Б

3 1







32