СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тимбилдинг-тренинг "Связанные одной целью"

Категория: Директору

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данное мероприятие направлено на сплочение педагогического коллектива, формирование команды единомышленников. Предлагаемые творческие задания и упражнения пополнят методическую копилку любого педагогического работника.

Просмотр содержимого документа
«Тимбилдинг-тренинг "Связанные одной целью"»

Тимбилдинг-тренинг «Связанные одной целью»

Цель тренинга: сплочение педагогического коллектива учреждения, совершенствование эффективного командного взаимодействия.


Задачи тренинга:
  • формирование благоприятного психологического климата в коллективе;

  • поиск точек соприкосновения участников тренинга для улучшения взаимодействия между ними, сплочение коллектива;

  • развитие умения работать в команде, осознание каждым участником своей роли, функций в общем деле.

Фазы тренинга:

1. Вводная фаза.


Цель фазы: позитивная мотивация участников на предстоящую деятельность и общение.

Сплочение – это возможность для команды стать единым целым для достижений конкретных целей и задач. У нас есть общие цели – повышение качества предоставления образовательных услуг, конкурентоспособности учреждения в образовательной системе города, края! И для того, чтобы более эффективно добиваться этих целей, как никогда каждому из нас нужна поддержка, и мы можем ее получить именно в своем коллективе! Ведь только сплоченный коллектив покоряет новые вершины и добивается многих побед!



1. Упражнение «Вершина ожиданий».

Время работы:  5 минут.

Необходимые материалы: стикеры красного цвета в форме раскрытой ладони с надписью «Я надеюсь…», стикеры желтого цвета в форме ступни человека, с надписью «Я опасаюсь…», заранее нарисованная на маркерной доске гора с крутыми склонами, ручки, ватман, маркер.

Участники пишут на стикерах свои ожидания, продолжая две фразы: «Я надеюсь…», «Я опасаюсь…», озвучивают, а затем прикрепляют «надежды-ладони» на склон, олицетворяющий подъем в гору, «опасения-ступни» - на склон – спуск с горы.

Ведущий при озвучивании сообщений группирует все надежды и все опасения, записывая их на ватман. Сразу после каждого высказывания идет обсуждение: что нужно сделать, чтобы опасения остались лишь опасениями, а надежды оправдались.

Ведущий комментируют ожидания участников и рассказывают о целях и задачах тренинга, знакомит с порядком его проведения.


2. Упражнение «Ценность коллег».

Время работы:  5 минут.

Участники рассаживаются на стулья, расставленные в форме круга. По очереди каждый называет свое имя и продолжает по своему усмотрению фразу: «В своём коллеге справа я ценю…».

Произнесение своего имени в начале фразы акцентирует внимание на том, что это мнение конкретного человека, что именно он так считает. Возникает ситуация ответственности за свои слова, когда сложнее сказать откровенную глупость или отделаться неуместной шуткой.

После того, как все высказались, ведущий подводит итоги, резюмирует сказанное, по возможности подчеркивая качества, актуальные для цели тренинга («Вы видите, что многие из нас ценят в коллегах честность, готовность прийти на помощь, умение дружить и т.д.»).

Рефлексия

- Что было проще или сложнее всего в этом упражнении? Почему?
- Кому хочется сказать «спасибо» или, наоборот, выразить недовольство?
- Какие эмоции сейчас преобладают?




2. Фаза контакта

Цель фазы: установление благоприятного психологического климата в группе, разминка.


3. Упражнение «Веселый счет»

Время работы: 5 минут.

Цель: снятие внутреннего напряжения участников, сплочение группы путем совместного и одновременного выполнения упражнения.

Ход упражнения: Ведущий называет какое-либо число, не превышающее количество человек в группе. Названное количество участников встает. В выполнении упражнения необходимо добиться синхронности, участники не должны совещаться.

Психологический смысл упражнения: упражнение позволяет участникам почувствовать другого, понять его мысли с целью более эффективного выполнения задания.

Рефлексия:

Что помогло в выполнении задания?

Почему сначала не получалось выполнить задание?



4. Упражнение «Крестворд»

Время работы: 7 минут.

Выполняя это упражнение, участники смогут проявить инициативу, организаторский талант и силу воображения.

Необходимые материалы: бумага и ручки.

1. Пусть каждый участник напишет в центре листа бумаги свое имя – печатными буквами горизонтально, перпендикулярно – вертикально.

2. После этого члены группы пытаются связать имена всех остальных с буквами собственного имени в виде крестворда. Участники, чьи имена очень коротки, могут написать свою фамилию. Ниже дан пример крестворда, где базовым было имя Людмила.

С

О Е В Г Е Н И Й

Л Е

Ь Т Ю

В Г В И Т А Л И Й И

Л Ю Д М И Л А А Л

Ю К Т Н А Т А Л Ь Я

Д Т А Т Ь Я Н А А А

М О Т М

И Р Ь Т А Т Ь Я Н А

Л Л А Р И С А Я Р

А Я Н Т А Т Ь Я Н А

А Н Н А

3. Тот, кто за пять минут сумеет включить максимальное количество имен в свой крестворд, символически награждается группой: все становятся вокруг победителя и в течение десяти секунд с энтузиазмом аплодируют ему.



3. Фаза лабилизации (углубления)

Цель фазы: формирование активного рабочего настроя, диагностика психологической атмосферы в коллективе, осознание роли каждого в группе, отработка стиля поведения.


5. Упражнение «Застольная беседа».

Время работы: 20 минут.

Игровая ситуация: участники знакомятся и налаживают контакт в уютном воображаемом ресторане.

Подготовка: отставьте в сторону стулья и столы, так, чтобы участники могли свободно ходить по помещению.

1. Воссоздайте дух застольной беседы, описав ресторан, известный своей приятной атмосферой и изысканной кухней. Участники пришли сюда поесть, познакомиться друг с другом, поговорить на различные темы.

2. Разрешите группе свободно двигаться по помещению. Затем, перевоплотитесь в «старшего кельнера» и крикните: «Столик на двоих!» Это означает, что каждый участники должен найти себе пару – того, кто стоит ближе всех. Партнеры представляются друг другу. Дайте им пару минут на обсуждение темы «Какую пищу я предпочитаю».

3. Теперь крикните: «2 столика на троих», «1 столик на четверых!» Сейчас все должны объединиться в микрогруппы с обозначенным числом участников. Они называют свои имена и беседуют на следующую тему: «Чем я охотнее всего занимаюсь в свободное время».

4. Следующий этап игры – «Столик на пятерых». Участники знакомятся друг с другом и затем ведут беседу: «Место, которое я обязательно хотел бы посетить».

Рефлексия (краткий обмен впечатлениями):

- Что нового вы узнали о других членах нашего коллектива?

- Что было особенно интересным или неожиданным?



6. Упражнение «Дом».

Время работы: 15 минут.

Необходимые материалы: карточки с изображением персонажей сказок «Теремок», «Репка» (формирование 2-х команд).

Ход упражнения:

Каждая команда должна стать полноценным домом! Каждый человек должен выбрать, кем он будет в этом доме – дверью, стеной, а может быть обоями или предметом мебели, цветком или телевизором? Выбор за Вами! Но не забывайте, что Вы должны быть полноценным и функциональным домом! Постройте свой дом! Можно общаться между собой в течение 5 -7 минут.

Психологический смысл упражнения: Участники задумываются над тем, какую функцию они выполняют в этом коллективе, осознают, что все они нужны в своем «доме», что способствует сплочению.

Рефлексия:

- Как проходило обсуждение в командах?

- Сразу ли Вы смогли определить свою роль в «доме»?

- Почему Вы выбрали именно эту роль?

Я думаю, Вы все поняли, что каждая часть Вашего «дома» важна и нужна в нем, каждая несет свою определенную функцию, без которой дом не может быть полноценным!



4. Фаза обучения

Цель фазы: отработка и овладение навыками, необходимыми к сплочению коллектива, развитию умения взаимодействовать в команде, нахождение общего между участниками.


7. Упражнение «Вавилонская башня».

Время работы: 15 минут.

Необходимые материалы: карточки с изображением цифр «1», «2» (для формирования 2-х команд), 2 листа ватмана, 2 набора маркеров, 2 коробки с карточками с индивидуальными заданиями.

Согласно библейскому преданию, после Всемирного потопа человечество было представлено одним народом, говорившим на одном языке. С востока люди пришли на землю Сеннаар, где решили построить город, названный Вавилоном, и башню до небес, чтобы «сделать себе имя». Строительство башни было прервано Богом, который создал новые языки для разных людей, из-за чего они перестали понимать друг друга, не могли продолжать строительство города и башни и рассеялись по всей земле. Таким образом, история о Вавилонской башне объясняет появление различных языков после Всемирного потопа.

При выполнении следующего задания вам необходимо совместно нарисовать Вавилонскую башню. Время выполнения ограничено 5-7 минутами. Но понимать друг друга в командах вам предстоит, вовсе не используя разговорную речь, т.е. молча.

На магнитной доске закреплены 2 листа ватмана, рядом лежать 2 набора маркеров. Каждый член команды берет из коробочки по 1 карточке с индивидуальным заданием, которое является строго конфиденциальным для одного участника, и он не имеет права никому его показывать, обязан выполнить как можно скорее и точнее.

Например,

Первое задание: «Башня должна иметь 10 этажей»

Второе задание: «Башня имеет коричневый (зелёный) контур крыши» – это задание для следующего участника.

Третье задание: «Над башней развивается синий (красный) флаг».

Четвертое задание: «В башне всего 6 (5) окон».

Пятое задание: «Вход в башню – через 1 массивную дверь».

Шестое задание: «Слева (справа) от двери растет куст сирени».

Седьмое задание: «На крыше башни лежит кот (сидит ворона)»

Восьмое задание: «Справа от башни – большое дерево (ель, береза)»

Девятое задание: «К башне ведёт широкая дорога (узкая тропа)»

Десятое задание: «Отразите, что башня обитаема» и т.д.

Психологический смысл упражнения: В ходе упражнения участники учатся координировать свои действия, взаимодействовать в команде. Развиваются навыки невербального общения.

Рефлексия:

- Трудно ли было выполнять задание?

- Что показалось наиболее трудным?

- Успешно ли было взаимодействие в группах? Почему?

- Какие невербальные способы общения вам помогли выполнить задание?

- Как вы оцениваете свой вклад в общее дело?

- Нравится ли вам башня соперников? Чем именно?




5.Заключительная фаза

Цель фазы: подведение итогов тренинга, снятие напряжения, рефлексия.


9. Упражнение «Ассоциации».

Цель: это очень простое и интересное упражнение поможет каждому участнику тренинга прояснить для себя понятие «команда».

Время работы: 10 минут.

Необходимые материалы: карточки, ручки (по числу участников).

Инструкция: Коллеги, предлагаю каждому прояснить для себя значение понятия «команда». Упражнение, которое мы сейчас с вами проведем, вроде бы простое, но это не совсем так. Вы в этом убедитесь, когда увидите, какими интересными и неожиданными могут быть взгляды наших коллег на многие вопросы.

1. Возьмите ручки и карточки. Ваша задача - записать первые же образы, связанные с понятием «команда», которые пришли вам в голову.

  • Если команда — это постройка, то она…

  • Если команда — это цвет, то она…

  • Если команда — это музыка, то она…

  • Если команда — это геометрическая фигура, то она…

  • Если команда — это название фильма, то она…

  • Если команда — это настроение, то она…

Рефлексия:

- Что вам понравилось в этом упражнении?

- Какие ответы были для вас самыми интересными?

- Какие ответы удивили вас?

- О чем нам говорит это упражнение?


10. Упражнение «Подарок».

Время работы: 3-5 минут.

Описание упражнения: Ведущий: «Давайте подумаем, что мы могли бы подарить нашему коллективу, чтобы взаимодействие в нем стало еще эффективнее, а отношения – более сплоченными? Давайте скажем, что каждый из нас дарит группе. Я, например, дарю вам оптимизм и взаимное доверие». Далее каждый из участников высказывается, что он хотел бы подарить группе. «Давайте наградим себя за успешное восхождение к вершинам творчества и мастерства аплодисментами!»

Психологический смысл упражнения: Ритуал, позволяющий завершить тренинг красиво и на положительной эмоциональной ноте.

Рефлексия:

- Какие новые мысли и идеи вам особенно понравились?

- Что полезного вы вынесли для себя?

- Что заставило задуматься?

- Кто из коллег вас удивил?

- Чьи высказывания запали в душу?

Ну вот, все подарки подарены, игры пройдены, слова сказаны. Вы все были активны, слаженно работали в команде. Не забывайте, что Вы – единое целое, каждый из Вас – важная и необходимая, уникальная часть этого целого! Вместе Вы – сила! Спасибо всем за участие!»




Упражнение «Звездопад пожеланий»

Время работы: 10–15 минут.


Материалы: карточки в форме звездочек с афоризмами или цитатами по теме занятия, которые заранее раскладываются в помещении текстом вниз.

Ведущий.

Иногда мы не замечаем, как с неба падают звезды, а ведь могли бы загадать желание! Часто то, что может принести нам радость, находится рядом. Сейчас именно такой случай — у вас есть шанс увидеть свою звезду, которая, возможно, принесет вам радость. Оглянитесь по сторонам и найдите свою собственную «звезду» из числа тех, что есть в помещении!

После того как участники сели на места, ведущий предлагает по очереди зачитать слова, написанные на звездах, и сказать, насколько они созвучны каждому, какие они вызывают мысли и ассоциации.

Возможен краткий анализ:

- Что ценного для себя вы нашли в упавшей звезде?

- Что ценного и примечательного для себя вы нашли в послании звезд у других участников?

- Как можно использовать послания звезд в нашей дальнейшей работе?


Если хочешь иметь то, чего никогда не имел, то должен делать то, чего
никогда не делал...



Помни, что ты имеешь право на свои чувства. Как, впрочем, и окружающие - на свои…


Человек, которому никто
не нравится, гораздо несчастнее того, который сам никому не нравится.


Всякий видит, чем ты кажешься, немногие чувствуют, кто ты
есть на самом деле.


Человеческая жизнь похожа на коробок спичек. Обращаться
с ней серьезно - смешно,
обращаться несерьезно — опасно.


Люди похожи на оконные стекла. На солнце они сверкают, но во тьме их истинная красота открывается лишь благодаря свету, идущему изнутри.


Солнце одинаково проникает во дворцы и в сточные канавы, однако последние нисколько не оскверняют его.



Если ты не видишь солнце, не плачь —

из-за слез ты не увидишь звезд.



Хотя мальчишки побивают лягушек камнями ради забавы,
лягушки умирают
по-настоящему.


Каждое дитя до некоторой степени
гений, и каждый гений
до некоторой степени дитя.


Победа достаётся тому, кто вытерпит на полчаса больше, чем его противник.


Солнце не знает правых. Солнце не знает неправых. Солнце светит без цели кого-то согреть. Нашедший себя подобен Солнцу. 




8