О. В. Тимофеева, учитель русского языка и литературы Терюхской средней школы Гомельского района
«Убит приятельской рукой...». Образ Владимира Ленского в романе А. С. Пушкина «Евгений Онегин»
Цели: создать условия для развития у культуры личности, развитию интереса к ли- школьников умений анализировать художе- тературе, формированию чувства прекрасного, ственный текст на основе романа в стихах «Ев- Эпиграф:
гений Онегин» А. С. Пушкина (главы 5-6); обе- Они сошлись. Волна и камень,
спечить развитие навыков выразительного чте- Стихи и проза, лёд и пламень
ния, раскрыть авторский взгляд на проблему Не столь различны меж собой,
дружбы; содействовать обогащению словарного Сперва взаимной разнотой
запаса школьников; способствовать воспитанию Они друг другу были скучны;
Потом понравились; потом
Съезжались каждый день верхом.
И скоро стали неразлучны.
А. С. Пушкин
Ход урока
I. Организационно-мотивационный этап.
Работа с эпиграфом.
Определение темы и целей урока.
Операционно-познавательный этап.
Кроссворд.
— Сегодня мы продолжаем знакомство с романом А. С. Пушкина «Евгений Онегин». Я предлагаю вам, разгадав кроссворды, назвать тему нашего урока, которую мы потом запишем в тетрадь.
Байроновский герой, с которым автор сравнивает Онегина, Чайльд... . (Гарольд.)
«Недуг», сопровождавший Онегина. (Русская хандра.)
Река, на берегах какой реки родился герой. (Нева.)
Имя главного героя. (Евгений.)
Фамилия человека, вызвавшего Онегина на дуэль. (Ленский.)
Имя героини, полюбившей Онегина. (Татьяна.)
Имя возлюбленной Ленского. (Ольга.)
Итог дуэли для Ленского. (Смерть.)
Страна, в которой Владимир Ленский получил образование. (Германия.
Возраст героя. (Осьмнадцать.)
Философ, поклонником которого был Ленский. (Кант.)
Писатель, чьи произведения в ночь перед дуэлью читал герой. (Шиллер.)
Тест {на листах).
Что привело Онегина в деревню:
надежда обрести истинных друзей;
стремление найти невесту;
желание получить наследство;
опала со стороны властей?
Какой университет закончил Владимир Ленский:
Петербургский;
Московский;
Кембриджский;
Гёттингенский?
Кто ввёл Онегина в дом Лариных:
дядя Онегина;
Дмитрий Ларин;
Ленский;
Буянов?
О ком эти строки:
Привычка усладила горе,
Не отразимое ничем;
Открытие большое вскоре Её утешило совсем:
Она меж делом и досугом Открыла тайну, как супругом Самодержавно управлять;
И всё тогда пошло на стать:
о Татьяне;
Ольге;
матери Татьяны и Ольги;
Филипьевне?
Почему в имении Лариных крепостные девушки, собирая ягоды, «хором по наказу пели песни»?
1) Чтоб услаждали барский слух и сельский скрасили досуг.
Они поют. и. с небреженьем Внимая звонкий голос их,
Ждала Татьяна с нетерпеньем,
Чтоб трепет сердца в ней затих.
Чтоб барской ягоды тайком Уста лукавые не ели...
Кто выступал на дуэли в качестве секундант.-. :: стороны Онегина:
1) дворянин Зарецкий;
помещик Буянов;
Дмитрий Ларин;
слуга Гильо?
Как сложилась судьба Ольги после гибели Ленского:
ушла в монастырь;
вышла замуж;
оплакивала жениха до конца своих дней;
уехала с матерью на воды?
Анализ произведения.
Что является основным принципом организации системы образов в романе? (Антитеза.) Почему Пушкин прибегает именно к этому приёму?
Кто в романе противопоставляется Онегину? (Владимир Ленский.) Что мы знаем о Ленском? Приведите цитаты из текста. (Окончил Гёттингенский университет, осьмнадцать лет, красавец, в полном цвете лет, поклонник Канта и поэт; он сердцем милый был невежда.)
Какая цель жизни была у Ленского? (Цель жизни нашей для него // Была заманчивой загадкой, // Над ней он голову ломал // И чудеса подозревал.)
Во что верил Ленский? (Он верил, что душа родная соединиться с ним должна... он верил, что друзья готовы за честь его приять оковы...)
Что мы знаем о Ленском как поэте? (Писал стихи о любви.)
Что говорит Пушкин о разности Онегина и Ленского? Вспомните эпиграф к нашему уроку. Что вы можете сказать об этом?
Вспомните, каким был Онегин в любви? (В любви считался инвалидом.) А Ленский? (Ах, он любил, как в наши лета уже не любят.)
Так почему же именно Ленский становится другом Онегина?
Давайте сейчас заполним сравнительную таблицу «Онегин и Ленский».
Как вы думаете, истинной ли была любовь Ольги к Ленскому?
Вспомните сон Татьяны. О чём он? (Предсказывает смерть Ленского.)
Какую функцию в романе выполняет сцена дуэли?
Что послужило причиной дуэли?
Как вёл себя Ленский перед дуэлью? А Онегин?
Можно ли считать, что между Онегиным и Ленским была истинная дружба?
Желал ли Онегин дуэли с Ленским?
Терзала ли его совесть?
Давайте послушаем отрывок из оперы П. И. Чайковского «Евгений Онегин». Соответствует ли музыка вашему представлению о романе?
Контрольно-оценочный этап.
Подведение итогов.
— Опираясь на план, подведите итог тому, о чём мы говорили на уроке.
П — позиция (собственное мнение): «Я считаю, что...», «На мой взгляд, эта тема заслуживает / не заслуживает внимания», «Я согласен с...».
® О — обоснование, объяснение своей позиции: «Потому что...» или «Так как...».
» П — примеры: «Например...», «Я могу доказать это на примере...».
С — следствие (вывод): «Таким образом...», «Подводя итог...», «Поэтому...», «Исходя из сказанного, я делаю вывод о том, что...».
Рефлексия.
Выставление отметок.
Домашнее задание. Читать главы 7— 8; выписать крылатые выражения.