Практическое занятие №2
Тема: «Разобрать с методическими комментариями типичные ошибки, допускаемые обучающимися при выполнении ГИА»
1)Тригонометрические функции.
Допускаемые ошибки:
1) ученики плохо понимают, что такое тригонометрическая окружность и как с нею связаны тригонометрические функции;
2) не владеют умением распознавать разные типы тригонометрических уравнений и применять нужные алгоритмы для их решения, выбирать решения уравнения, принадлежащие заданному интервалу;
3) допускают ошибки при определении знаков тригонометрических функций;
4) неправильно наносят точки поворота на целое число радиан;
5) вычислять значения тригонометрических выражений,
6) что такое обратные функции и как их находить;
Комментарии: Что касается свойств тригонометрических функций, то особое внимание следует обратить на:
- область определения и область значений, т.к. для синуса и косинуса есть ограничения по области значений, а для тангенса и котангенса ограничения по области определения;
- периодичность всех тригонометрических функций, наличие наименьшего ненулевого аргумента, добавление которого не меняет значение функции. Такой аргумент называют периодом функции и обозначают буквой
. Для синуса/косинуса и тангенса/котангенса эти периоды различны.
2) Тригонометрические преобразования
В преобразованиях очень часто допускают ошибку, что
tg600=2tg300; sin600=2sin300, т.е. tg2α=2tgα; sin2α=2sinα
Предупреждение этой ошибки можно проводить двумя способами:
а) с помощью графика функций.
Из графика видно, что тригонометрические функции не пропорциональны углам, поэтому sin2α ≠ 2sinα; tg2α ≠ 2tgα;
б) sin600≠2sin300; sin2α≠2sinα, т.к.
;
Поэтому необходимо постоянное повторение формул с помощью упражнений для устного счета и выполнения тестовых заданий.
3) Доказательство тождеств
При доказательстве тождеств чаще всего допускаются ошибки при использовании тригонометрических формул, формул зависимости между синусом и косинусом, тангенсом и косинусом, котангенсом и синусом, тангенсом и котангенсом при этом соблюдать алгоритм доказательств тождеств:
- преобразование правой части к левой;
- преобразование левой части к правой;
- установление того, что разность между правой и левой частями равна нулю;
- преобразование левой и правой части к одному и тому же выражению.
Пример:
Доказать тождество cos2 α = (1 – sin α)(1 + sin α).
Доказательство:
(1 – sin α)(1 + sin α) = 1 – sin2 α = cos2 α
Поэтому для выполнения тождественных преобразований тригонометрических выражений необходимо использовать не только данные тригонометрические тождества, но и другие формулы тригонометрии, а также алгебраические преобразования, например, действия с дробями, вынесение за скобки общего множителя, формулы сокращённого умножения.
4) Тригонометрические уравнения
В процессе формирования у школьников умений решать тригонометрические уравнения рекомендуется выделить три этапа:
1. подготовительный,
2. формирование умений решать простейшие тригонометрические уравнения и неравенства,
3. введение тригонометрических уравнений и неравенств других видов и установление приемов их решения.
При решении уравнений вида sin2x = 1,5 ученики допускают ошибки,
чтобы устранить их , надо еще раз вспомнить определение тригонометрической функции синус угла и обратить внимание на то, что синус угла – это единое целое, что это число и разрывать его нельзя.
При решении уравнения sin2x = 1,5 ученики начинают по таблицам искать угол 2x, по значению функции, забывая, что синус угла по абсолютной величине не превышает 1. Надо здесь поставить вопрос: «Какие значения принимает синус угла? Ученики дают верный ответ: Значит, sinα ≠ 1,5. Синус любого угла по абсолютной величине не больше 1, следовательно sin2х ≠ 1,5, т.е. данное уравнение не имеет решения.
5) Тригонометрические неравенства
В процессе формирования у школьников умений решать тригонометрические неравенства, также можно выделить 3 этапа.
1. подготовительный,
2. формирование умений решать простейшие тригонометрические неравенства;
3. введение тригонометрических неравенств других видов.
Допускают ошибки:
при решении тригонометрических неравенств , связанные с неправильным чтением числовых промежутков, изображенных на единичной окружности
при решении простейшие неравенства вида sinx 1, sinx x 1, cosx с помощью свойств функций синус и косинус;
при составлении двойных неравенства для дуг числовой окружности или для дуг графиков функций;
при выполнении различных преобразований тригонометрических выражений.
Учитель должен обратить внимание учащихся на различные способы выполнения задания, дать соответствующий образец решения неравенства и графическим способом и с помощью тригонометрического круга.
Решить неравенство
Решение неравенства с помощью круга.
Решим тригонометрическое неравенство
.
1. Начертим единичную окружность, отметим на оси ординат точку
и проведем через нее прямую, параллельную оси абсцисс. Эта прямая пересечет единичную окружность в двух точках. Каждая из этих точек изображает числа, синус которых равен
.
2. Эта прямая разделила окружность на две дуги. Выделим ту из них, на которой изображаются числа, имеющие синус больший, чем
. Эта дуга расположена выше проведенной прямой.
3. Выберем один из концов отмеченной дуги. Запишем одно из чисел, которое изображается этой точкой единичной окружности
.
4. Для того чтобы выбрать число, соответствующее второму концу выделенной дуги, "пройдем" по этой дуге из названного конца к другому. При этом напомним, что при движении против часовой стрелки числа, которые мы будем проходить, увеличиваются (при движении в противоположном направлении числа уменьшались бы). Запишем число, которое изображается на единичной окружности вторым концом отмеченной дуги
.Таким образом, мы видим, что неравенству
удовлетворяют числа, для которых справедливо неравенство
. Мы решили неравенство для чисел, расположенных на одном периоде функции синус. Поэтому все решения неравенства могут быть записаны в виде
Поэтому, чтобы решить неравенство
, надо составить соответствующее уравнение и решить его. Из полученной формулы найти корни
и
, и записать ответ неравенства в виде:
.
Преподавание темы «Тригонометрические функции» требует тщательного подбора содержания, средств и методов обучения, то есть разработки эффективной методики.
Изучение тригонометрических функций будет более эффективным в том случае, когда:
1) построение графиков осуществляется после исследования свойств тригонометрических функций, исходя из анализа поведения функции на числовой окружности;
2) каждое свойство функции четко обосновано и все они сведены в систему;
3) твердое знание всех формул, как в прямом, так и в обратном порядке.
Для предупреждения и устранения ошибок, необходимо больше уделять внимание решению задач и упражнений, как в школе, так и дома. Для развития и поддержания интереса к данной теме следует использовать на уроках упражнения практического характера по тригонометрии, рассмотреть тригонометрические функции в алгебраических и физических задачах.
Методика работы с задачами с ошибками может быть следующей:
Индивидуальная, парная или групповая работа. Задачи с ошибками могут быть представлены в раздаточном материале (карточки) или на слайдах презентации.
Совместное обсуждение ошибок.
Проверка результатов и подведение итогов учителем.
Примеры заданий с ошибками по многим темам можно составить самим или найти в литературных и интернет-источниках.
Черкасов О.Ю., Якушев А.Г. Математика для поступающих в ВУЗы.
Раздел пособия так и называется: «Учимся на чужих ошибках».
http://math4school.ru/rabota_nad_oshibkami.html
Раздел сайта «Мath4school» называется «Работа над ошибками», содержит большое количество примеров с решениями и подробным анализом ошибок.