Просмотр содержимого документа
«Типология уроков»
Типология уроков
Вопросу типологии уроков посвящено много педагогических исследований. Уроки классифицировали исходя из методов обучения, способов организации учебной деятельности учащихся, из содержания и способов проведения уроков.
Поэтому единой общепризнанной классификации уроков в современной педагогики нет, наблюдаются различные подходы к делению уроков.
В основу классификации урока М.И.Махмутов положил типологию, исходя из цели организации занятия.
Все уроки можно делить на уроки:
изучения нового материла (1 тип);
совершенствования знаний, умений, навыков (2 тип);
комбинированные (3 тип);
контроля и коррекции знаний, умений, навыков (4тип)
Главное содержание 1-го типа - изучение нового материала. Важнейшая "дидактическая цель такого урока — добиться, чтобы учащиеся овладели новым материалом. Процесс достижения этой цели представляет собой последовательное решение таких дидактических задач, как усвоение новых понятий и способов действий, формирование системы понятий и способов самостоятельной поисковой деятельности.
Основным содержанием 2-го типа урока является совершенствование знаний, умений и навыков учащихся. Это предполагает решение таких дидактических задач, как систематизация и обобщение новых знаний, повторение и закрепление ранее усвоенных, применение знаний на практике для углубления и расширения ранее усвоенных знаний, формирование умений и навыков, контроль за ходом изучения учебного материала и совершенствования знаний, умении и навыков.
Третий тип урока — комбинированный. На нем решаются задачи 1-го и 2-го типов уроков.
Контрольные уроки 4-й тип служат для оценки процесса учения и его результатов, уровня усвоения системы понятий, сформированности умений и навыков учебно-познавательной деятельности учащихся.
Компонентами общей дидактической структуры урока ( и одновременно основными этапами урока ) являются:
1.Актуализация прежних знаний и способов действий учащихся (что означает не только воспроизведение ранее усвоенных знаний, но и их применение в новой ситуации, и стимулирование познавательной активности учащихся, и контроль учителя.)
2.Формирование новых понятий и способов действий.
3.Применение- формирование умений и навыков (включающее и специальное повторение и закрепление).
Каждый из компонентов дидактической структуры связан с предшествующими, однако, в ходе урока их последовательность часто меняется.