СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Типовое положение о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с отклонением в развитии.

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данном документе указан пример типового положения о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с отклонением в развитии.  

Просмотр содержимого документа
«Типовое положение о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с отклонением в развитии.»

Типовое положение о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с отклонением в развитии (Утверждено Постановлением Правительства РФ от 12.03.1997 №288, в редакции Постановления Правительства РФ ).

I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ.

1. Настоящее Типовое положение регулирует деятельность го­сударственных, муниципальных специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии.

Для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии создаются следующие специальные (коррекционные) образова­тельные учреждения:

— специальная (коррекционная) начальная школа —детский сад;

— специальная (коррекционная) общеобразовательная школа;

— специальная (коррекционная) общеобразовательная шко­ла-интернат.

Специальные (коррекционные) образовательные учреждения создаются для глухих, слабослышащих и позднооглохших, сле­пых, слабовидящих и поздноослепших детей, детей с тяжелыми нарушениями речи, с нарушениями опорно-двигательного аппа­рата, с задержкой психического развития, для умственно отста­лых и других детей с отклонениями в развитии.

Настоящее Типовое положение распространяется также на спе­циальные классы, группы (в том числе для детей со сложными дефектами) и группы продленного дня, создаваемые в установ­ленном порядке в образовательном учреждении.

Специфика образовательного процесса, направление деятель­ности по реабилитации обучающихся, воспитанников с отклоне­ниями в развитии, а также уровень реализуемых образовательных программ определяются Министерством образования Российской Федерации по согласованию с Министерством здравоохранения Российской Федерации в зависимости от вида специального (кор-рекционного) образовательного учреждения.

2. Государственное, муниципальное специальное (коррекцион-ное) образовательное учреждение (далее именуется —коррекци-онное учреждение), для обучающихся, воспитанников с откло­нениями в развитии (далее именуются — воспитанники) реализу­ют в зависимости от вида коррекционного учреждения образовательной программы дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего и начального про­фессионального образования.

3. Коррекционное учреждение несет ответственность за жизнь воспитанников, реализацию конституционного права граждан на получение бесплатного образования в пределах обязательного спе­циального государственного стандарта.

4. Коррекционное учреждение обеспечивает воспитанникам условия для обучения, воспитания, лечения, социальной адапта­ции и интеграции в общество.

5. Коррекционное учреждение в своей деятельности руковод­ствуется федеральными законами, указами и распоряжениями

Президента РФ, постановлениями и распоряжениями Правитель­ства РФ, международными актами в области защиты прав ребен­ка, решениями соответствующего органа управления образовани­ем, типовыми положениями о дошкольном, общеобразователь­ных учреждениях, учреждении начального профессионального образования, настоящим Типовым положением.

6. Для негосударственных коррекционных учреждений настоя­щее Типовое положение выполняет функцию примерного.

II. ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КОРРЕКЦИОННОГО УЧРЕЖДЕНИЯ.

7. Коррекционное учреждение создается учредителем (учреди­телями) и регистрируется уполномоченным органом в заявитель­ном порядке в соответствии с законодательством РФ.

8. Учредителем (учредителями) государственного коррекцион­ного учреждения могут быть федеральные органы исполнитель­ной власти и органы исполнительной власти субъектов РФ.

Учредителями муниципального коррекционного учреждения являются органы местного самоуправления.

9. Передача государственного коррекционного учреждения в ведение органов местного самоуправления только с согласия по­следних.

10. Реорганизация и ликвидация коррекционного учреждения осуществляется в порядке, установленном законодательством РФ.

11. Право на ведение образовательной деятельности и льготы, установленные законодательством РФ, возникают у коррекцион­ного учреждения с момента выдачи ему лицензии (разрешения).

12. Коррекционные учреждения с момента регистрации приоб­ретают права юридического лица, имеют самостоятельный баланс, расчетный счет, и текущий и иные счета в банковских и других кредитных учреждениях.

13. Коррекционное учреждение проходит аттестацию в соот­ветствии с Законом РФ «Об образовании».

Аттестация коррекционного учреждения проводится по его за­явлению соответствующим государственным органом управления образованием один раз в пять лет.

Целью и содержанием аттестации коррекционного учрежде­ния является установление соответствия содержания, уровня и качества обучения и воспитания требованиям специального госу­дарственного образовательного стандарта.

Для проведения аттестации коррекционное учреждение пред­ставляет в соответствующий государственный орган управления образованием перечень документов, определяемых Министерством образования Российской Федерации.

Состав аттестационной комиссии, ее председатель утвержда­ются приказом органа, осуществляющего аттестацию. В состав ко­миссии не могут входить работники коррекционного учреждения, проходящего аттестацию.

Заключение аттестационной комиссии является основанием для принятия органом, проводившим аттестацию, решения о при­знании коррекционного учреждения аттестованным или неаттес-тованным.

14. Коррекционное учреждение проходит государственную ак­кредитацию в порядке, установленном Законом РФ «Об образо­вании».

15. В соответствии со своими уставными целями и задачами кор­рекционное учреждение может реализовывать дополнительные образовательные услуги (на договорной основе) за пределами определяющих его статус образовательных программ.

16. Количество классов (групп) и их наполняемость в коррек-ционном учреждении определяются уставом учреждения в зави­симости от санитарных норм и условий, необходимых для осуще­ствления образовательного процесса.

Предельная наполняемость класса (группы), группы продлен­ного дня зависит от вида коррекционного учреждения.

В коррекционном учреждении устанавливается следующая пре­дельная наполняемость классов, групп (в том числе специальных классов (групп) для детей со сложными дефектами) и групп про­дленного дня:

для глухих — 6 человек;

для слабослышащих и позднооглохших с легким недоразвити­ем речи, обусловленным нарушением слуха, — 10 человек;

для слабослышащих и позднооглохших с глубоким недоразви­тием речи, обусловленным нарушением слуха, —6 человек;

для слепых — 8 человек;

для слабовидящих и поздноослепших — 12 человек; для имеющих тяжелые нарушения речи — 12 человек; для имеющих нарушения опорно-двигательного аппарата — 10 человек;

для имеющих задержку психического развития — 12 человек;

для умственно отсталых — 12 человек;

для имеющих сложные дефекты — 5 человек.

17. При проведении занятий по трудовому обучению, социаль­но-бытовой ориентировке, факультативных занятий класс (груп­па) делится на две подгруппы. При делении класса (группы) на подгруппы учитывается профиль трудового обучения для девочек и мальчиков, а также вид коррекционного учреждения.

III. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС.

18. Содержание образования в коррекционном учреждении опре­деляется образовательной программой (образовательными програм­мами), разрабатываемой исходя из особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей воспитанников, принима­емой и реализуемой коррекционным учреждением самостоятельно.

19. Трудовое обучение в коррекционном учреждении осуществля­ется исходя из региональных, местных, этнонациональных условий, ориентированных на потребность в рабочих кадрах, и с учетом инди­видуальных особенностей психофизического развития, здоровья, воз­можностей, а также выбора профиля труда, включающего в себя под­готовку воспитанника для индивидуальной трудовой деятельности.

20. Для организации трудового обучения мастерские коррекци­онного .учреждения обеспечиваются необходимым оборудовани­ем и инструментом со специальными приспособлениями, пре­дупреждающими травматизм и позволяющими преодолевать сен­сорные и двигательные нарушения, имеющиеся у воспитанников.

21. Организация образовательного процесса в коррекционном учреждении регламентируется учебным планом, годовым кален­дарным графиком и расписанием занятий, разрабатываемыми и утверждаемыми коррекционным учреждением самостоятельно.

22. В целях преодоления отклонений в развитии воспитанников в коррекционном учреждении проводятся групповые и индивиду­альные коррекционные занятия.

23. Выпускникам коррекционных учреждений, имеющих госу­дарственную аккредитацию, выдается в установленном порядке документ государственного образца об уровне образования и (или) квалификации или свидетельства об окончании этого коррекци­онного учреждения.

IV. УЧАСТНИКИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА.

24. Участниками образовательного процесса являются педаго­гические, инженерно-педагогические и медицинские работники коррекционных учреждений, воспитанники и их родители (закон­ные представители).

25. Направление детей в коррекционные учреждения осуществ­ляется органами управления образованием только с согласия ро­дителей (законных представителей) и по заключению психолого-педагогической и медико-педагогической комиссий.

26. В специальный класс (группу) коррекционного учреждения воспитанники переводятся с согласия родителей (законных пред­ставителей)^ основании заключения психолого-педагогической и медико-педагогической комиссий только после первого года обучения в коррекционном учреждении.

27. Специальные классы (группы) коррекционного учреждения комплектуются из воспитанников со сложными дефектами по мере выявления таких воспитанников в ходе психолого-медико-педаго­гического наблюдения в условиях образовательного процесса.

28. Перевод воспитанника из коррекционного учреждения в другое образовательное учреждение осуществляется органами уп­равления образованием с согласия родителей (законных предста­вителей) и на основании заключения психолого-педагогической и медико-педагогической комиссий.

29. Образовательный процесс в коррекционном учреждении осу­ществляется специалистами *в области коррекционной педагоги­ки, а также учителями, воспитателями, прошедшими соответству­ющую переподготовку по профилю деятельности коррекционно­го учреждения.

Психологическое обеспечение образовательного процесса в коррекционном учреждении осуществляет психолог, входящий в штат учреждения.

30. Медицинское обеспечение в коррекционном учреждении осу­ществляют штатные медицинские работники, которые совместно с администрацией коррекционного учреждения отвечают за охра­ну здоровья воспитанников и укрепление их психофизического состояния, диспансеризацию, проведение профилактических ме­роприятий и контролируют соблюдение санитарно-гигиеническо­го и противоэпидемического режима, организацию физического воспитания и закаливания, питания, в том числе диетического.

31. Медицинские работники оказывают помощь педагогам в орга­низации индивидуального и дифференцированного подхода к вос­питанникам с учетом здоровья и особенностей их развития, дают им рекомендации по медико-педагогической коррекции, подбору профиля трудового обучения, профессиональной ориентации, тру­доустройству воспитанников, а также родителям (законным пред­ставителям) о необходимости соблюдения охранительного режима в домашних условиях в целях профилактики заболеваний.

32. В коррекционных учреждениях всех видов проводятся меди-коментозное и физиотерапевтическое лечение, климатолечение и закаливание, лечебная физкультура, массаж и психотерапия.

V. УПРАВЛЕНИЕ КОРРЕКЦИОННЫМ УЧРЕЖДЕНИЕМ.

33. Управление коррекционным учреждением осуществляется в соответствии с законодательством РФ и уставом коррекционного учреждения.

34. Управление коррекционным учреждением строится на прин­ципах единоначалия и самоуправления. Формами самоуправления коррекционного учреждения являются совет коррекционного уч-

6- 3230

81

реждения, попечительский совет, общее собрание, педагогиче­ский совет и другие формы. Порядок выборов органов самоуправ­ления коррекционного учреждения и их компетенция определя­ются уставом коррекционного учреждения.

35. Непосредственное управление коррекционным учреждени­ем осуществляет директор (заведующий), прошедший соответству­ющую аттестацию и имеющий опыт работы в учреждениях данно­го вида.

36. Директор (заведующий) коррекционного учреждения несет ответственность перед родителями (законными представителями), государством, обществом и учреждением за свою деятельность в соответствии с функциональными обязанностями, предусмотрен­ными квалификационными требованиями, трудовым договором (контрактом) и уставом коррекционного учреждения.

VI. ИМУЩЕСТВО И СРЕДСТВА КОРРЕКЦИОННОГО УЧ­РЕЖДЕНИЯ.

37. Собственник имущества (уполномоченный им орган) в по­рядке, установленном законодательством РФ, закрепляет его за коррекционным учреждением.

Земельные участки закрепляются за государственным и муни­ципальным коррекционным учреждением в бессрочное бесплат­ное пользование.

Объекты собственности, закрепленные за коррекционным уч­реждением, находятся в оперативном управлении этого учрежде­ния.

Коррекционное учреждение владеет, пользуется и распоряжа­ется закрепленным за ним имуществом в соответствии с назначе­нием этого имущества, своими уставными целями и законода­тельством РФ.

38. Изъятие и (или) отчуждение собственности, закрепленной за коррекционным учреждением, допускается только в случаях и в порядке, установленных законодательством РФ.

39. Коррекционное учреждение несет ответственность перед собственником и (или) органом, уполномоченным собственни­ком, за сохранность и эффективное использование принадлежа­щей ему собственности. Контроль деятельности коррекционного учреждения в этой части осуществляется собственником и / или органом, уполномоченным собственником.

40. Коррекционное учреждение вправе сдавать в аренду закреп­ленное за ним имущество в соответствии с законодательством РФ.

41. Деятельность коррекционного учреждения финансируется его учредителем (учредителями) в соответствии с договором между ними.

42. Источниками формирования имущества и финансовых ре­сурсов коррекционного учреждения являются:

— собственные средства учредителя (учредителей);

— бюджетные и внебюджетные средства;

— имущество, закрепленное за учреждением собственником (уполномоченным им органом);

— кредиты банков и других кредиторов;

— средства спонсоров, добровольные пожертвования физиче­ских и юридических лиц;

— другие источники в соответствии с законодательством РФ.

43. Коррекционное учреждение имеет право устанавливать пря­мые связи с иностранными предприятиями, учреждениями и организациями, самостоятельно осуществлять внешнеэкономи­ческую деятельность и иметь валютные счета в банковских и дру­гих кредитных организациях в порядке, установленном законо­дательством РФ.

44. Коррекционное учреждение отвечает по своим обязатель­ствам в пределах находящихся в его распоряжении денежных средств и принадлежащей ему собственности. При недостаточно­сти этих средств по обязательствам коррекционного учреждения отвечает его учредитель (учредители) в установленном законода­тельством РФ порядке.

45. Финансирование коррекционного учреждения осуществля­ется на основе государственных и местных нормативов финанси­рования, определяемых в расчетах на одного воспитанника по каждому виду коррекционного учреждения.

46. Воспитанники, проживающие в коррекционном учрежде­нии и находящиеся на полном государственном обеспечении, в соответствии с установленными нормативами обеспечиваются питанием, одеждой, обувью, мягким и жестким инвентарем.

Воспитанники, не проживающие в коррекционном учрежде­нии, обеспечиваются бесплатным двухразовым питанием.

47. Коррекционное учреждение в соответствии с установлен­ными нормативами должно иметь необходимые помещения, со­оружения для организации образовательного процесса, коррек-ционных занятий, лечебно-восстановительной работы, трудо­вого обучения, производительного труда, быта и отдыха воспитанников.

48. Коррекционное учреждение вправе вести предприниматель­скую деятельность, предусмотренную его уставом.

49. Коррекционное учреждение устанавливает работникам ставки заработной платы (должностные оклады) на основе Единой та­рифной сетки по оплате труда работников бюджетной сферы в соответствии с тарифно-квалификационными требованиями и на

б

S3

основании решения аттестационной комиссии; определяет виды и размеры надбавок, доплат и других выплат стимулирующего характера в пределах средств, направляемых на оплату труда, а также структуру управления деятельностью коррекционного уч­реждения штатное расписание, распределение должностных обя­занностей.

50. При ликвидации коррекционного учреждения денежные средства и иные объекты собственности, принадлежащие ему на праве собственности за вычетом платежей по покрытию своих обязательств,направляются на цели развития образования в соот­ветствии с уставом коррекционного учреждения.