СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Типовые задачи по формированию универсальных учебных действий на уроках физической культуры

Категория: Физкультура

Нажмите, чтобы узнать подробности

Типовые задачи по формированию универсальных учебных действий на уроках физической культуры

Просмотр содержимого документа
«Типовые задачи по формированию универсальных учебных действий на уроках физической культуры»



Типовые задачи по формированию универсальных учебных действий на уроках физической культуры



Аннотация. Основной целью школьного образования, становится развитие способности ученика самостоятельно ставить учебные цели, контролировать и оценивать свои достижения, иначе говоря – формирование умения учиться. Достижение этой цели становится возможным благодаря формированию системы универсальных учебных действий (УУД).

Ключевые слова: этап начального разучивания, этап углубленного изучения, этап совершенствования.



Примерные программы основного общего образования по физической культуре. Задачи урока физической культуры – оздоровительная и тренирующая. Спортивные, подвижные игры, комплекс упражнений.

 Основным нормативным документом, на котором строятся и проектируются результаты обучения, является Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования.

 Новый стандарт предъявляет следующие требования к результатам обучения:

Согласно проекту Фундаментальное ядро содержания общего образования личностные результаты обеспечиваются через формирование базовых национальных ценностей, предметные – через формирование основных элементов научного знания, а метапредметные – через универсальные учебные действия (далее УУД).

 УУД в широком смысле – «умения учиться», т.е. способность к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального  опыта.

 Овладение учащимися УУД – залог успешного освоения любого предмета. Если основная черта УУД – метапредметность, то их сформированность – это  результат работы педагогов по всем предметам. Развитие системы универсальных учебных действий в составе личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных действий, определяющих развитие психологических способностей личности, осуществляется в рамках нормативно-возрастного развития личностной и познавательной сфер ребёнка. Процесс обучения задаёт содержание и характеристики учебной деятельности ребёнка и тем самым определяет зону ближайшего развития указанных универсальных учебных действий (их уровень развития, соответствующий «высокой норме») и их свойства. Универсальные учебные действия представляют собой целостную систему, в которой происхождение и развитие каждого вида учебного действия определяется его отношением с другими видами учебных действий и общей логикой возрастного развития. Содержание и способы общения и коммуникации обусловливают развитие способности ребёнка к регуляции поведения и деятельности, познанию мира, определяют образ «Я» как систему представлений о себе, отношений к себе

 Нужно ли формировать УУД на уроках физической культуры?

Специалисты в области физической культуры отмечают, что традиционный урок физической культуры решает в основном две задачи – оздоровительную и тренирующую. Не умаляя значимости ни одной из них,  специалисты предполагают, что для «престижа» нашего предмета этого недостаточно. Необходимо повышение общеобразовательного потенциала предмета «Физическая культура». Так как из-за  его недостаточности произошло его «выпадение» предмета из системы общего образования, задачи урока решаются не в полном объеме, что сказывается на результативности  физической культуры в школе.

  Задачи по модернизации системы физического воспитания учащихся,  которые можно объединить в две группы:

Очевидно, что способности и результаты обучения, которые  в большей мере отражены в описанных задачах именно метапредметные.

 Многие трудности, с которыми сталкивается учитель физической культуры, связаны именно с недостаточным развитием у обучающихся  УУД: нежелание слушать задание, понимать цель его выполнения, неумение  работать в команде, группе; учащиеся не  обращают внимание на ключевые моменты в изучаемом двигательном действии и не могут сравнивать с уже изученными движениями и др.   В результате, выполнение движения происходит неточно, детали техники игнорируются, либо находятся причины для невыполнения, что приводит к снижению качества образования по предмету.

Таким образом, необходимость формирования УУД  на уроках физической культуры обусловлена  педагогической наукой, образовательной практикой и Стандартами второго поколения.

 Существует достаточно большое количество видов УУД, и в рамках предмета «Физическая культура» одним учителем невозможно сформировать их все. Поэтому определение структуры и содержание  УУД, является творчеством самих педагогов. Сложность в том, что урок физической культуры должен обладать высоким уровнем моторной плотности, а в случае использования материалов по   формированию УУД, уже разработанных в современной науке и практике, необходимо осуществлять вынужденные простои. Следовательно, необходимо выявить такие методы и приёмы, при помощи которых можно осуществлять   формирование УУД   без ущерба для  остальных задач  урока физической культуры.

 Рекомендации по разработке методики:

         Изобретать новые средства физического воспитания ненужно. Урок необходимо организовать по-новому, обращаясь к разуму учащихся, к их ощущениям. Приоритет необходимо отдать самостоятельности учащихся (там, где это возможно и безопасно)

Задания должны соответствовать возрасту детей. Если в 11-12 лет ребята могут ориентироваться в рисунках, изображениях, фотографиях и по их образцу выполнять задания, то к 9 классу они должны ориентироваться в схемах, таблицах, знать терминологию и выполнять задание, исходя из словесного описания упражнений.

Деятельностный подход в формировании универсальных учебных действий. Повышение познавательной и творческой активности учащихся. Проблемное обучение, проектное обучение, активные методы ИКТ

 Содержание УУД определяется с учетом

*задач физического воспитания,* типа урока, *личности педагогов и особенности их работы. Из перечня УУД учитель выбирает 5-7 наиболее подходящих для его методики преподавания физической культуры, после чего адаптирует их к специфике образовательного процесса по ФК.

* Возможностями формирования УУД обладают разные этапы обучения двигательному действию (этап начального разучиванияэтап углубленного изученияэтап совершенствования).



*  Различный программный материал по физической культуре имеет разный потенциал в формировании УУД. Наибольшим потенциалом в формировании УУД являются разделы  гимнастика и спортивные игры

Учитель должен учитывать взаимосвязь уровня сформированности универсальных учебных действий (УУД) со следующими показателями:

-состояние здоровья детей;

- успеваемость по основным предметам;

-уровень развития речи;

-степень владения русским языком;

-умение слушать и слышать учителя, задавать вопросы;

-стремление принимать и решать учебную задачу;

-навыки общения со сверстниками;

- умение контролировать свои действия на уроке.

Универсальные учебные действия, их свойства и качества определяют эффективность образовательного процесса, в частности усвоение знаний, формирование умений, образа мира и основных видов компетенций учащегося, в том числе социальной и личностной. .

Типовые задания по формированию универсиальных учебных действий:

Личностные универсальные действия:

  1. Составление и выполнение комплексов упражнений на развитие двигательных качеств.

2. Подвижные игры с выбором водящего, водящих.

Регулятивные универсиальных учебных действия:

1. Выполнение ком плексов упражнений по составленным схемам.

2. Судейство по правилам спортивных, подвижных игр.

Коммуникативные универсиальных учебных действия:

1. Работа на уроке в группах, парах при выполнении или при разучивании нового материала.

2. Соревнования по спортивным играм: футбол, баскетбол , волейбол.

Познавательные универсиальных учебных действия:

1. Составление комплекса упражнений на формирование например правильной осанки.

2. Составление режима дня.

Заключение: Учитель должен учитывать взаимосвязь уровня сформированности универсальных учебных действий (УУД) со следующими показателями: состояние здоровья детей; успеваемость по основным предметам; уровень развития речи; степень владения русским языком; умение слушать и слышать учителя, задавать вопросы; стремление принимать и решать учебную задачу; навыки общения со сверстниками; умение контролировать свои действия на уроке. Формирование универсальных учебных действий: личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных – в образовательном процессе осуществляется в контексте усвоения разных учебных предметов. Проектирование образовательно - воспитательной программы должно быть согласовано с программой развития универсальных учебных действий. Универсальные учебные действия, их свойства и качества определяют эффективность образовательного процесса, в частности усвоение знаний, формирование умений, образа мира и основных видов компетенций учащегося, в том числе социальной и личностной.

Ссылки на источники: 1. Федеральные государственные стандарты общего образования второго поколения. Пояснительная записка. – М.: Просвещение, 2008. – 14с. 2. Программа курсов повышения квалификации «Система работы образовательных учреждений по развитию универсальных учебных действий в условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» Модуль № 2, 5, 6, 7. 3. Примерные программы основного общего образования. Физическая культура. – М.: Просвещение, 2010. – 64с. 4. Баранов, А. А. Формирование у подростков умения сотрудничать в процессе физкультурно- оздоровительных занятий / А. А. Баранов, М. Ю. Зайцева /

http://минобрнауки.рф    Официальный сайт Министерства образования и науки РФ

http://standart.edu.ru/ ПРОЕКТЫ ФГОС. Сайт - Федерального государственного образовательного стандарта

http://nsportal.ru    - социальная сеть работников образованияАсмолова А. Г. Универсальные учебные действия в основной школе: от действия к мысли /под ред.– М.: Просвещение, 2010. – 159с.