Типовые задачи по формированию универсальных учебных действий на уроках физической культуры
Аннотация. Основной целью школьного образования, становится развитие способности ученика самостоятельно ставить учебные цели, контролировать и оценивать свои достижения, иначе говоря – формирование умения учиться. Достижение этой цели становится возможным благодаря формированию системы универсальных учебных действий (УУД).
Ключевые слова: этап начального разучивания, этап углубленного изучения, этап совершенствования.
Примерные программы основного общего образования по физической культуре. Задачи урока физической культуры – оздоровительная и тренирующая. Спортивные, подвижные игры, комплекс упражнений.
Основным нормативным документом, на котором строятся и проектируются результаты обучения, является Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования.
Новый стандарт предъявляет следующие требования к результатам обучения:
Согласно проекту Фундаментальное ядро содержания общего образования личностные результаты обеспечиваются через формирование базовых национальных ценностей, предметные – через формирование основных элементов научного знания, а метапредметные – через универсальные учебные действия (далее УУД).
УУД в широком смысле – «умения учиться», т.е. способность к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта.
Овладение учащимися УУД – залог успешного освоения любого предмета. Если основная черта УУД – метапредметность, то их сформированность – это результат работы педагогов по всем предметам. Развитие системы универсальных учебных действий в составе личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных действий, определяющих развитие психологических способностей личности, осуществляется в рамках нормативно-возрастного развития личностной и познавательной сфер ребёнка. Процесс обучения задаёт содержание и характеристики учебной деятельности ребёнка и тем самым определяет зону ближайшего развития указанных универсальных учебных действий (их уровень развития, соответствующий «высокой норме») и их свойства. Универсальные учебные действия представляют собой целостную систему, в которой происхождение и развитие каждого вида учебного действия определяется его отношением с другими видами учебных действий и общей логикой возрастного развития. Содержание и способы общения и коммуникации обусловливают развитие способности ребёнка к регуляции поведения и деятельности, познанию мира, определяют образ «Я» как систему представлений о себе, отношений к себе
Нужно ли формировать УУД на уроках физической культуры?
Специалисты в области физической культуры отмечают, что традиционный урок физической культуры решает в основном две задачи – оздоровительную и тренирующую. Не умаляя значимости ни одной из них, специалисты предполагают, что для «престижа» нашего предмета этого недостаточно. Необходимо повышение общеобразовательного потенциала предмета «Физическая культура». Так как из-за его недостаточности произошло его «выпадение» предмета из системы общего образования, задачи урока решаются не в полном объеме, что сказывается на результативности физической культуры в школе.
Задачи по модернизации системы физического воспитания учащихся, которые можно объединить в две группы:
Очевидно, что способности и результаты обучения, которые в большей мере отражены в описанных задачах именно метапредметные.
Многие трудности, с которыми сталкивается учитель физической культуры, связаны именно с недостаточным развитием у обучающихся УУД: нежелание слушать задание, понимать цель его выполнения, неумение работать в команде, группе; учащиеся не обращают внимание на ключевые моменты в изучаемом двигательном действии и не могут сравнивать с уже изученными движениями и др. В результате, выполнение движения происходит неточно, детали техники игнорируются, либо находятся причины для невыполнения, что приводит к снижению качества образования по предмету.
Таким образом, необходимость формирования УУД на уроках физической культуры обусловлена педагогической наукой, образовательной практикой и Стандартами второго поколения.
Существует достаточно большое количество видов УУД, и в рамках предмета «Физическая культура» одним учителем невозможно сформировать их все. Поэтому определение структуры и содержание УУД, является творчеством самих педагогов. Сложность в том, что урок физической культуры должен обладать высоким уровнем моторной плотности, а в случае использования материалов по формированию УУД, уже разработанных в современной науке и практике, необходимо осуществлять вынужденные простои. Следовательно, необходимо выявить такие методы и приёмы, при помощи которых можно осуществлять формирование УУД без ущерба для остальных задач урока физической культуры.
Рекомендации по разработке методики:
Изобретать новые средства физического воспитания ненужно. Урок необходимо организовать по-новому, обращаясь к разуму учащихся, к их ощущениям. Приоритет необходимо отдать самостоятельности учащихся (там, где это возможно и безопасно)
Задания должны соответствовать возрасту детей. Если в 11-12 лет ребята могут ориентироваться в рисунках, изображениях, фотографиях и по их образцу выполнять задания, то к 9 классу они должны ориентироваться в схемах, таблицах, знать терминологию и выполнять задание, исходя из словесного описания упражнений.
Деятельностный подход в формировании универсальных учебных действий. Повышение познавательной и творческой активности учащихся. Проблемное обучение, проектное обучение, активные методы ИКТ
Содержание УУД определяется с учетом
*задач физического воспитания,* типа урока, *личности педагогов и особенности их работы. Из перечня УУД учитель выбирает 5-7 наиболее подходящих для его методики преподавания физической культуры, после чего адаптирует их к специфике образовательного процесса по ФК.
* Возможностями формирования УУД обладают разные этапы обучения двигательному действию (этап начального разучивания, этап углубленного изучения, этап совершенствования).
* Различный программный материал по физической культуре имеет разный потенциал в формировании УУД. Наибольшим потенциалом в формировании УУД являются разделы гимнастика и спортивные игры
Учитель должен учитывать взаимосвязь уровня сформированности универсальных учебных действий (УУД) со следующими показателями:
-состояние здоровья детей;
- успеваемость по основным предметам;
-уровень развития речи;
-степень владения русским языком;
-умение слушать и слышать учителя, задавать вопросы;
-стремление принимать и решать учебную задачу;
-навыки общения со сверстниками;
- умение контролировать свои действия на уроке.
Универсальные учебные действия, их свойства и качества определяют эффективность образовательного процесса, в частности усвоение знаний, формирование умений, образа мира и основных видов компетенций учащегося, в том числе социальной и личностной. .
Типовые задания по формированию универсиальных учебных действий:
Личностные универсальные действия:
Составление и выполнение комплексов упражнений на развитие двигательных качеств.
2. Подвижные игры с выбором водящего, водящих.
Регулятивные универсиальных учебных действия:
1. Выполнение ком плексов упражнений по составленным схемам.
2. Судейство по правилам спортивных, подвижных игр.
Коммуникативные универсиальных учебных действия:
1. Работа на уроке в группах, парах при выполнении или при разучивании нового материала.
2. Соревнования по спортивным играм: футбол, баскетбол , волейбол.
Познавательные универсиальных учебных действия:
1. Составление комплекса упражнений на формирование например правильной осанки.
2. Составление режима дня.
Заключение: Учитель должен учитывать взаимосвязь уровня сформированности универсальных учебных действий (УУД) со следующими показателями: состояние здоровья детей; успеваемость по основным предметам; уровень развития речи; степень владения русским языком; умение слушать и слышать учителя, задавать вопросы; стремление принимать и решать учебную задачу; навыки общения со сверстниками; умение контролировать свои действия на уроке. Формирование универсальных учебных действий: личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных – в образовательном процессе осуществляется в контексте усвоения разных учебных предметов. Проектирование образовательно - воспитательной программы должно быть согласовано с программой развития универсальных учебных действий. Универсальные учебные действия, их свойства и качества определяют эффективность образовательного процесса, в частности усвоение знаний, формирование умений, образа мира и основных видов компетенций учащегося, в том числе социальной и личностной.
Ссылки на источники: 1. Федеральные государственные стандарты общего образования второго поколения. Пояснительная записка. – М.: Просвещение, 2008. – 14с. 2. Программа курсов повышения квалификации «Система работы образовательных учреждений по развитию универсальных учебных действий в условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» Модуль № 2, 5, 6, 7. 3. Примерные программы основного общего образования. Физическая культура. – М.: Просвещение, 2010. – 64с. 4. Баранов, А. А. Формирование у подростков умения сотрудничать в процессе физкультурно- оздоровительных занятий / А. А. Баранов, М. Ю. Зайцева /
http://минобрнауки.рф Официальный сайт Министерства образования и науки РФ
http://standart.edu.ru/ ПРОЕКТЫ ФГОС. Сайт - Федерального государственного образовательного стандарта
http://nsportal.ru - социальная сеть работников образованияАсмолова А. Г. Универсальные учебные действия в основной школе: от действия к мысли /под ред.– М.: Просвещение, 2010. – 159с.