СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Типы почв России

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Используется при объяснении нового материала, при подготовке к ОГЭ. 

Просмотр содержимого документа
«Типы почв России»

ТИПЫ ПОЧВ РОССИИ Презентация составлена Курий С.А.,  учитель географии МБОУ «Макушинская СОШ №1»

ТИПЫ ПОЧВ РОССИИ

Презентация составлена Курий С.А.,

учитель географии

МБОУ «Макушинская СОШ №1»

Цель урока:  Углубить знания о почве.  Установить типы почв, распространённых в России.  Познакомить со строением почвенного профиля.  Определить особенности механического состава и структуры почвы.

Цель урока:

  • Углубить знания о почве.
  • Установить типы почв, распространённых в России.
  • Познакомить со строением почвенного профиля.
  • Определить особенности механического состава и структуры почвы.
Планируемые результаты обучения: Предметные: формирование знаний о строении почвы, её механическом составе и структуре, о различных типах почв и их распространении на территории России, о зональности почв.  Метапредметные: формирование умений: 1) подготавливать и обсуждать презентации об изменении почв в ходе их хозяйственного использования; 2) наблюдать образцы почв своей местности, выявлять их свойства и особенности хозяйственного использования; 3) создавать схемы; 4) анализировать почвенную карту и почвенный профиль и делать выводы. Личностные: осознание значения плодородия почвы.

Планируемые результаты обучения:

  • Предметные: формирование знаний о строении почвы, её механическом составе и структуре, о различных типах почв и их распространении на территории России, о зональности почв.
  • Метапредметные: формирование умений: 1) подготавливать и обсуждать презентации об изменении почв в ходе их хозяйственного использования; 2) наблюдать образцы почв своей местности, выявлять их свойства и особенности хозяйственного использования; 3) создавать схемы; 4) анализировать почвенную карту и почвенный профиль и делать выводы.
  • Личностные: осознание значения плодородия почвы.
Василий Васильевич Докучаев. Наука о почве - почвоведение - возникла в нашей стране. Основоположник этой науки - великий русский ученый Василий Васильевич Докучаев. В 1883 г. увидела свет его книга «Русский чернозем». В ней было открыто особое царство природы - почвы. До Докучаева знали о растительном и животном мире, царстве минералов. Талантливый исследователь впервые показал новый мир - мир почв, который вбирает в себя и мертвые минералы, и живые организмы, и продукты их жизнедеятельности.

Василий Васильевич Докучаев.

  • Наука о почве - почвоведение - возникла в нашей стране.
  • Основоположник этой науки - великий русский ученый Василий Васильевич Докучаев.
  • В 1883 г. увидела свет его книга «Русский чернозем». В ней было открыто особое царство природы - почвы.
  • До Докучаева знали о растительном и животном мире, царстве минералов. Талантливый исследователь впервые показал новый мир - мир почв, который вбирает в себя и мертвые минералы, и живые организмы, и продукты их жизнедеятельности.
Особенности почвы как природного тела: I. Почва занимает определенное место на нашей планете - это по­верхностный горизонт земной коры, образующий небольшой по мощности слой. Почвенный покров Земли образует педосферу. Верхняя граница почвы - поверхность раздела между почвой и атмосферой; нижняя граница - глубина проникновения по­чвообразовательных процессов (определение нижней границы почвы достаточно условно). Почва - неотъемлемая часть на­земных биогеоценозов. 2 .  Почва - глобальный результат возникновения и эволюции жизни на Земле, взаимодействия биоты с горными породами, выходящими на поверхность суши. 3.Процессы в почве включены в сложные круговороты вещества и энергии на Земле (геологический и биологический). 4.Почва - природное образование, уникальное по сложности ве­щественного состава. 5.Для почв характерна сложная пространственная организация и дифференциация признаков, свойств и процессов. 6. Общее и важнейшее качество почв - плодородие.

Особенности почвы как природного тела:

  • I. Почва занимает определенное место на нашей планете - это по­верхностный горизонт земной коры, образующий небольшой по мощности слой. Почвенный покров Земли образует педосферу. Верхняя граница почвы - поверхность раздела между почвой и атмосферой; нижняя граница - глубина проникновения по­чвообразовательных процессов (определение нижней границы почвы достаточно условно). Почва - неотъемлемая часть на­земных биогеоценозов.
  • 2 Почва - глобальный результат возникновения и эволюции жизни на Земле, взаимодействия биоты с горными породами, выходящими на поверхность суши.
  • 3.Процессы в почве включены в сложные круговороты вещества и энергии на Земле (геологический и биологический).
  • 4.Почва - природное образование, уникальное по сложности ве­щественного состава.
  • 5.Для почв характерна сложная пространственная организация и дифференциация признаков, свойств и процессов.
  • 6. Общее и важнейшее качество почв - плодородие.
ПОНЯТИЕ и СВОЙСТВА ПОЧВЫ Почвой называют верхний, рыхлый слой земной коры, измененный под влиянием климатических условий (воды, тепла, света, воздуха), растительных и животных организмов, а также под воздействием человека. Важнейшее свойство почвы, отличающее ее от материнской горной породы, из которой она образовалась, — плодородие, то есть способность производить урожай растений. Однако плодородие почвы не является постоянным, а непрерывно изменяется. Особенно влияет на плодородие почвы деятельность человека. Различными приемами обработки, внесением органических и минеральных удобрений, а также правильной системой орошения человек сравнительно быстро коренным образом изменяет плодородие почвы.

ПОНЯТИЕ и СВОЙСТВА ПОЧВЫ

  • Почвой называют верхний, рыхлый слой земной коры, измененный под влиянием климатических условий (воды, тепла, света, воздуха), растительных и животных организмов, а также под воздействием человека.
  • Важнейшее свойство почвы, отличающее ее от материнской горной породы, из которой она образовалась, — плодородие, то есть способность производить урожай растений. Однако плодородие почвы не является постоянным, а непрерывно изменяется. Особенно влияет на плодородие почвы деятельность человека. Различными приемами обработки, внесением органических и минеральных удобрений, а также правильной системой орошения человек сравнительно быстро коренным образом изменяет плодородие почвы.
 ГЛАВНЫЕ ТИПЫ ПОЧВ Задание: в течение урока заполнить таблицу Типы почв Условия почвообразования Содержа-ние гумуса Свойства почвы Природная зона

ГЛАВНЫЕ ТИПЫ ПОЧВ

Задание: в течение урока заполнить таблицу

Типы почв

Условия почвообразования

Содержа-ние гумуса

Свойства почвы

Природная зона

АРКТИЧЕСКИЕ ПОЧВЫ Весь год низкие температуры. Материнская порода покрыта снегом или льдом. Растительный покров представлен мхами и лишайниками. Процесс почвообразования затруднен. Арктические почвы образуются на незначительных участках островов Арктики, незанятых снегом и льдом, в короткое летнее время.

АРКТИЧЕСКИЕ ПОЧВЫ

  • Весь год низкие температуры.
  • Материнская порода покрыта снегом или льдом.
  • Растительный покров представлен мхами и лишайниками.
  • Процесс почвообразования затруднен.
  • Арктические почвы образуются на незначительных участках островов Арктики, незанятых снегом и льдом, в короткое летнее время.
ТУНДРОВО-ГЛЕЕВЫЕ Лето – холодное, короткое. Наличие многолетней мерзлоты. Растительный покров: мхи, лишайники, низкорослые кустарники. Почвообразование, замедленное из-за недостатка тепла. Гумуса содержится 1,5 % Природная зона – тундра.

ТУНДРОВО-ГЛЕЕВЫЕ

  • Лето – холодное, короткое.
  • Наличие многолетней мерзлоты.
  • Растительный покров: мхи, лишайники, низкорослые кустарники.
  • Почвообразование, замедленное из-за недостатка тепла.
  • Гумуса содержится 1,5 %
  • Природная зона – тундра.
1. Избыточное увлажнение приводит к промыву гумуса, образуется неплодородный слой вымывания – подзол. Растительный покров представлен хвоей. Почвообразование затруднено, так как хвоя содержит смолы, которые затрудняют гниение и придают повышенную кислотность. Гумуса – 1,5 – 2 %. Природная зона – тайга. " width="640"

ПОДЗОЛИСТЫЕ

  • Лето прохладное, К увл. 1.
  • Избыточное увлажнение приводит к промыву гумуса, образуется неплодородный слой вымывания – подзол.
  • Растительный покров представлен хвоей.
  • Почвообразование затруднено, так как хвоя содержит смолы, которые затрудняют гниение и придают повышенную кислотность.
  • Гумуса – 1,5 – 2 %.
  • Природная зона – тайга.
1. Промыв почв только весной. Растительный покров более разнообразен. Почвы более плодородные. Гумуса – 2 %. Природная зона – смешанные леса. " width="640"

Дерново-подзолистые

  • Лето тёплое, К увл. 1.
  • Промыв почв только весной.
  • Растительный покров более разнообразен.
  • Почвы более плодородные.
  • Гумуса – 2 %.
  • Природная зона – смешанные леса.
СЕРЫЕ ЛЕСНЫЕ, БУРЫЕ ЛЕСНЫЕ Климат умеренно-континентальный с тёплым летом, К увл. = 1. Растительный покров представлен остатками лесной и травянистой растительности. Почвы плодородные. Гумуса 2 – 5 %. Природная зона – широколиственные леса.

СЕРЫЕ ЛЕСНЫЕ, БУРЫЕ ЛЕСНЫЕ

  • Климат умеренно-континентальный с тёплым летом, К увл. = 1.
  • Растительный покров представлен остатками лесной и травянистой растительности.
  • Почвы плодородные.
  • Гумуса 2 – 5 %.
  • Природная зона – широколиственные леса.
ЧЕРНОЗЕМНЫЕ Умеренно-континентальный и континентальный тёплый климат, К увл. =Растительный покров представлен травянистой растительностью, нет промыва, что способствует накоплению гумуса. Почвы – очень плодородные. Гумуса – 10 – 12 %. Природная зона – степи.

ЧЕРНОЗЕМНЫЕ

  • Умеренно-континентальный и континентальный тёплый климат, К увл. =
  • Растительный покров представлен травянистой растительностью, нет промыва, что способствует накоплению гумуса.
  • Почвы – очень плодородные.
  • Гумуса – 10 – 12 %.
  • Природная зона – степи.

КАШТАНОВЫЕ Континентальный засушливый климат, много тепла, К увл. Растительный покров представлен травянистой растительностью, но много тепла и мало влаги формируют менее разнообразный растительный покров. Почвы плодородные. Гумуса 3 – 5 %. Природная зона – сухие степи.

КАШТАНОВЫЕ

  • Континентальный засушливый климат, много тепла, К увл.
  • Растительный покров представлен травянистой растительностью, но много тепла и мало влаги формируют менее разнообразный растительный покров.
  • Почвы плодородные.
  • Гумуса 3 – 5 %.
  • Природная зона – сухие степи.
БУРЫЕ И СЕРО- БУРЫЕ Резко-континентальный, сухой климат, К увл. Малый растительный покров. Образование почв затруднено в результате высоких температур, уменьшения влаги и растительного опада. Гумуса – 1 %. Почвы засолены. Природная зона – пустыни

БУРЫЕ И СЕРО- БУРЫЕ

  • Резко-континентальный, сухой климат, К увл.
  • Малый растительный покров.
  • Образование почв затруднено в результате высоких температур, уменьшения влаги и растительного опада.
  • Гумуса – 1 %.
  • Почвы засолены.
  • Природная зона – пустыни
ЗНАЧЕНИЕ ПОЧВЫ Сельскохозяйственное значение почвы  состоит в том, что она является основным средством сельскохозяйственного производства, предметом труда и в известной степени продуктом этого труда. В настоящее время благодаря почвенному плодородию человечество получает 98% продуктов питания, а также древесину, несинтетические продукты для разнообразных производств и многое другое.

ЗНАЧЕНИЕ ПОЧВЫ

  • Сельскохозяйственное значение почвы  состоит в том, что она является основным средством сельскохозяйственного производства, предметом труда и в известной степени продуктом этого труда.
  • В настоящее время благодаря почвенному плодородию человечество получает 98% продуктов питания, а также древесину, несинтетические продукты для разнообразных производств и многое другое.
1Прохладно. Растительные остатки – хвоя, вымывание перечное Природная зона 4. Дерново-подзолистые Не плодородная Маломощные, имеют глеевой слой 1,5 – 2% Арктическая пустыня К увл. 1Больше растительных остатков, промыв почв весной 5. Серые лесные, бурые лесные Тундра Промывные, кислые, малоплодородные. 2 – 2,5% К увл. = 1Умеренно-континентальный климат, остатки лесной и травянистой растительности 6. Чернозёмы Более плодородные, кислые Тайга 2 – 5% К увл. ? 1Много тепла и растительных остатков 7. Каштановые Смешанныелеса 8. Бурые и серо-бурые Плодородные 10 – 12% К увл. = 0,8, 0,7Много тепла 3 – 5% К увл. Самые плодородные, зернистая Широколист-венные леса мало растительности 1% Степи Плодородные Сухие степи Засоление почв Полупустыни " width="640"

ГЛАВНЫЕ ТИПЫ ПОЧВ

Проверка таблицы

Типы почв

1. Арктические

Условия почвообразования

Мало тепла ирастительности

Содержание гумуса

2. Тундрово-глеевые

Свойства почвы

3. Подзолистые

нет

Вечная мерзлота, мало тепла, переувлажнение

1,5%

К увл. 1Прохладно. Растительные остатки – хвоя, вымывание перечное

Природная зона

4. Дерново-подзолистые

Не плодородная

Маломощные, имеют глеевой слой

1,5 – 2%

Арктическая пустыня

К увл. 1Больше растительных остатков, промыв почв весной

5. Серые лесные, бурые лесные

Тундра

Промывные, кислые, малоплодородные.

2 – 2,5%

К увл. = 1Умеренно-континентальный климат, остатки лесной и травянистой растительности

6. Чернозёмы

Более плодородные, кислые

Тайга

2 – 5%

К увл. ? 1Много тепла и растительных остатков

7. Каштановые

Смешанныелеса

8. Бурые и серо-бурые

Плодородные

10 – 12%

К увл. = 0,8, 0,7Много тепла

3 – 5%

К увл.

Самые плодородные, зернистая

Широколист-венные леса

мало растительности

1%

Степи

Плодородные

Сухие степи

Засоление почв

Полупустыни

Домашнее задание Параграф 31 Задания стр.125:  оценка «3»- вопросы 1-6; Оценка «4» –вопросы 1-7; Оценка «5»-вопросы 1-9.

Домашнее задание

  • Параграф 31
  • Задания стр.125:
  • оценка «3»- вопросы 1-6;
  • Оценка «4» –вопросы 1-7;
  • Оценка «5»-вопросы 1-9.