Урок развития речи в 5 классе по теме : " Типы речи . Рассуждение"
( Материалы к уроку ).
Ниже приводим задания , которые можно использовать как на уроке , так и дома .
Задание 1 .
Какое время года я больше всего люблю и почему.
Каждое время года по – своему хорошо , но лето я люблю больше всего. Лето – самое лучшее время года !
Во – первых , летом не нужно ходить в школу и учить уроки . а можно делать, что хочется .
Во – вторых , летом можно целые дни проводить на свежем воздухе . Как отдыхает тело от тёплой одежды . пальто , ботинок !
И наконец , летом так много удовольствий : купание в реке,походы с рюкзаком за плечами и ночёвки у костра , прогулки в лес за грибами и ягодами ! Да разве перечислишь все летние развлечения!
Теперь , надеюсь, вы согласитесь со мной , что лето – самая лучшая пора .
- Какую мысль утверждает автор ?
- Какими фактами доказывает автор сочинения свой тезис ?
- Убедительны ли его доказательства ?
- Как заканчивается сочинение ?
- Спаведлив ли вывод ?
Задание 2.
Какой вид спорта я больше всего люблю и почему .
Больше всего я люблю плавание . Это очень полезный вид спорта . С тех пор как я стал заниматься плаванием , я перестал болеть гриппом и ангиной . Мне никакая простуда не страшна .
Кроме того, плавать очень приятно . Вода освежает , становишься лёгким , тело послушно скользит по воде , чувствуешь себя сильным и ловким . Даже плохое настроение улетучивается куда – то .
- Допишите вывод к данному ниже рассуждению.
Задание 3.
За что я уважаю Марию Кузьминичну .
Недавно я задумалась , за что я уважаю Марию Кузьминичну – нашего руководителя танцевального кружка . И ответила сама себе : за точность . Это очень хорошее качество в человеке - быть точным .
Мария Кузьминична никогда не опаздывает ни на минуту . не заставляет других понапрасну терять время . Она ценит своё время и бережёт время всех окружающих.
Если Мария Кузьминична скажет ,что сделает что - нибудь , то можно не сомневаться : она обязательно сделает и обязательно в назначенный срок. Такой же добросовестности в отношении ко времени она требует от нас.Помню , как однажды (это было давно , но мне и сейчас стыдно ) я просидела дома за книгой и опоздала на репетицию. Когда я . пытаясь оправдаться , говорила , что книга была очень интересной , Мария Кузьминична ответила мне : " Ты эгоистка. Из – за того , что тебе было одной хорошо , всем нам было плохо ".
Мария Кузьминична всегда и во всём точная , потому что она уважает людей. И наверное , за это самое я сама больше всего уважаю Марию Кузьминичну .
- Найдите в данном сочинении тезис , доказательства , вывод . Своё мнение мотивируйте .
Задание 4.
Верный друг.
- Напишите рассуждение по началу ( 1 ) и по концу ( 2 ).Отметьте в своём сочинении на полях тезис ( буквой Т.), доказательство ( буквой Д. ) и вывод ( буквой В.) .
1 Я давно слышал выражение : " Собака – друг человека ", но понял это только недавно . В справедливости этих слов меня убедил …
2 Теперь я решил обязательно завести себе щенка . чтобы иметь верного друга .
Задание 5.
Куда бы я хотела поехать летом и почему.
Летом я бы хотела поехать в лагерь .
В лагере очень много ребят , и поэтому там очень весело. ( Что же весёлого вы делали ? Чем занимались ?)
Около лагеря хорошие леса , луга , грибы.( Где грибы – в лесу или на лугу ? Развернуть это доказательство : написать , чем привлекают луга , чем хороши леса.)
В лагере я купаюсь в реке .Только залезешь в воду , только почувствуешь прохладу воды , как с берега кричат : " Пора вылезать !" И приходиться выходить из воды. ( Доказывает ли этот факт тезис ? Нужно ли так подробно на этом останавливаться? )
Задание 6.
На уроке некоторые мальчики стреляли бумажками из резинок . Урок был сорван . Мы так и не смогли разобраться в задаче . На собрании классный руководитель стал выяснять , кто нарушал дисциплину . Все молчали . Только Мишка Катаев встал и открыто назвал нарушителей . И тогда Володя Круглов при всех бросил ему в лицо ужасное слово : "предатель ". Многие в классе так считают. Правильно ли это ?
- Ответьте на вопрос , поставленный в статье. Докажите своё мнение.