СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Типы современных уроков

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Учителю для подготовки сообщений, для самообразования предлагается теоретический материал "Типы современных уроков"

Просмотр содержимого документа
«Типы современных уроков»

ТИПЫ СОВРЕМЕННЫХ УРОКОВ

Жмака Л.В.

Урок развивающего обучения

Развивающее обучение на уроке, согласно классификации образовательных технологий, относится прежде всего к первой группе программно-целевого управления познавательным процессом

Это прежде всего урок, вызывающий изменения во внутренних структурах личности, способствующий ее духовному, психическому, физиологическому или физическому росту и развитию, обеспечивающий социальное становление через нравственное, эстетическое, интеллектуальное и трудовое воспитание. В зависимости от этих изменений (которые сегодня можно измерить и оценить) учитель в состоянии точно определить продуктивность своего урока по этим признакам. И тогда перед ним встает другой вопрос: как сделать сам урок развивающим, т.е. способствующим становлению личности? Что при этом меняется в традиционном уроке, коему обучен учитель и к которому привык?

Для начала посоветовали заменить репродуктивную вопросно-ответную систему урока и типы заданий на более сложные, выполнение которых задействует самые разные психические процессы и состояния, делая их востребованными. Этому способствуют проблемные вопросы, поисковые задания, задания на наблюдения, востребованность опыта учащихся, решение практических задач, выполнение исследовательских заданий и др. Это могло бы быть первым этапом перестройки всей дидактической деятельности в классе.

Только подобрав или создав самостоятельно такого рода задания, мы можем перейти ко второму этапу перестройки — изменению характера объяснения нового материала и превращению его в проблемное, эвристичное, стимулирующее учащихся к поиску. Каким должен быть рассказ учителя: интересным, дополняющим учебник или вызывающим какие-либо чувства? А может быть, можно сделать его процессуальным, содержащим пути поиска истины, сопоставления теории и практики, демонстрирующим технику мышления, вызывающим у учащихся вопросы и желание получить ответы? Попробуйте рассказывать учебный материал так, чтобы непременно побудить ребят задавать вам вопросы. Вот когда этого удастся добиться, можно посчитать этот этап освоенным.

Следующий этап — вовлечение учащихся в самоуправление и саморегуляцию познавательных процессов на уроке и вне его, самостоятельное выполнение домашнего задания. самооцениванию и взаимооцениванию результатов деятельности. Учащиеся уже в пятом классе могут выступать лаборантами, ассистентами, помощниками учителя, консультантами, репетиторами.

И только убедившись в пользе своих нововведений в урок, можно уверенно переходить к целенаправленному изучению различных развивающих технологий с целью выбора одной из них. При этом важно выбирать именно то, что необходимо для развития конкретных детей, для построения своего, авторского варианта развивающего обучения. Мы в своей практике тоже много заимствовали и далеко не все создавали сами. Но строили именно свой урок и свою технологию. К чему призываем и вас.

Разработчики развивающего обучения советуют создавать учебные блоки материала в единстве его содержания и методов освоения. К таким блокам принято относить:
    — учебные задачи (задания);
    — проблемные ситуации;
    — учебно-познавательные ситуации;
    — учебно-исследовательские задания;
    — интегративные задания и др.

Суть таких учебных блоков — в их обобщенности, уплотненности и полноте информации, ее целостности. Каждый такой блок позволяет охватить познавательный процесс, начиная от постановки цели и кончая оцениванием полученного результата. При этом учащиеся изыскивают сами или получают от учителя знания механизмов работы с материалом, его обработки и потому могут действовать вполне самостоятельно. Охарактеризуем кратко некоторые из них.

Учебная задача является формой предъявления учащимся учебного материала, требующей от них высокой умственной самостоятельности при ее освоении. Это всегда более или менее сложное задание с комплексным содержанием, с элементами его нестандартного построения, с наличием неизвестных компонентов, составляющих новизну. Выполнение такой задачи требует от учащихся приложения умственных усилий, самых разных по приемам и методам.

Построение учебной задачи зависит от особенностей изучаемой дисциплины и темы, от уровня общего и интеллектуального развития учащихся, от дидактических задач, стоящих перед уроком. Но в любом случае эта задача включит в себя: а) обобщенно сформулированную тему, б) обоснование (наличие оснований) и в) четко поставленный вопрос.

Типы учебных задач, определяемые по их целевому назначению, довольно разнообразны. Учитель может выбрать следующие задачи:
    — на поиск способов решения;
    — поиск и постановку проблемы к определенным условиям;
    — обнаружение принципов, закономерностей протекания явлений, совершения событий;
    — поиск сходства и различия с подобными явлениями, изученными ранее;
    — выработку понятий;
    — разработку собственных определений;
    — поиск доказательств;
    — выдвижение и проверку гипотезы;
    — опровержение позиций;
    — выработку понятийного поля описания явления, факта, события;
    — разработку и составление тезауруса или тематического словаря;
    — различение известного и неизвестного;
    — поиск способов распознавания признаков, связей, отношений;
    — выведение правил, законов;
    — классификацию признаков;
    — системный анализ;
    — критический анализ и др.

Проблемные ситуации — особая разновидность учебной задачи (задания), заключающей в себе противоречие, конфликт, несходство фактов, отсутствие необходимых знаний и умений для ее решения, незнание способов решения. Это усложненная учебная задача, требующая для своего решения еще больших волевых и интеллектуальных усилий учащихся, еще больше знаний и умений

Учебно-познавательная ситуация тоже относится к числу разновидностей учебных задач. Особенность ее в направленности на освоение теоретических знаний, их приобретение (получение), расширение, углубление, закрепление. Как правило, она создается в самом начале познания какой-либо темы, раздела курса, нового объекта и предмета.

Учебно-исследовательская ситуация (задание) как разновидность учебной задачи связана с самостоятельным поиском, добыванием отсутствующей информации, с формированием нового содержания учебного материала.

Интегративное задание тоже рассматривается как разновидность учебной задачи. Его особенность заключается в синтезе знаний и умений из разных наук, разных учебных дисциплин, тем, проблем, в объединении их вокруг и ради решения одного вопроса, одной проблемы, ради познания одного объекта или предмета. Как правило, интегративные задания разрабатываются как межпредметные, межцикловые или связывающие теорию и личный опыт учащихся. Не зря опытные педагоги говорят, что такие уроки особенно продуктивно проходят по жизненно значимым для учащихся темам, при освоении широких межнаучных понятий: движение, время, пространство, развитие, число, связь, отношения и др.

Интегративный урок

Согласно классификации тенденций развития образовательных технологий, интегративный урок относится к группе технологий «воспитания в процессе жизни», которая представляет собой стремление уйти от школярского подхода к образованию, крайней дифференциации предметного обучения и привести его в естественную органическую связь с жизнью.

Предметная дифференциация облегчает процесс познания, но сказывается на его качестве. У учащихся возникает клочкообразное представление о мире и его законах, в которых не все связано и зависимо и многое существует само по себе. Такое внесистемное знание портит мышление и искажает отношение к миру и самому себе. Так возникает потребность на уровне обучения в объединении знаний разных наук об одних и тех же объектах действительности, т.е. потребность в межпредметных связях учебных дисциплин.

Интегративный урок — это особый тип урока, объединяющего в себе обучение одновременно по нескольким дисциплинам при изучении одного понятия, темы или явления.

Интегративные уроки могут объединять самые разные дисциплины как в полном их объеме, порождая интегративные предметы типа Основы безопасности жизнедеятельности или Мировая художественная культура, а могут включать лишь отдельные составляющие — содержание, методы. Например, можно интегрировать содержание дисциплин с сохранением методов обучения ведущей дисциплины. Так, хорошо интегрируются уроки физики, литературы и музыки. Урок физики в случае интеграции становится ведущим и сохраняет присущие ему методы. По ходу раскрытия темы в него вставляются стихи и музыка, описывающие или имитирующие в художественной форме изучаемые физические явления. Также можно интегрировать методику обучения разным дисциплинам при сохранении содержания только одного предмета. На уроке истории можно провести эксперимент на ЭВМ по системному прогнозированию развития того или иного исторического события на основании смены факторов его протекания. На уроке химии вполне можно заняться, например, поиском и изучением архивных материалов о жизни и деятельности отечественных ученых-химиков и т.д.

Прежде чем решиться на интегративный урок, надо обратить в союзника учителя другого предмета, с которым затевается интеграция. Но чаще всего для него используют два или три урочных часа, объединенных в один урок.

Речь идет не о простом соединении знаний из разных учебных дисциплин, а только тех, которые раскрывают истоки, причины или условия происхождения изучаемого в ведущем уроке предмета познания. При этих связях учащиеся учатся выявлять зависимости событий, фактов, явлений.

Интегративные уроки с такими связями учат учащихся выходить за рамки предмета и видеть последствия своих узких, локально совершаемых действий, влияние открытий на жизнь людей и развитие наук и производства.

Компьютерный урок

К компьютерным мы относим уроки, на которых полностью или частично освоение темы учащимися осуществляется посредством компьютера. Компьютер при этом может использоваться с самыми разными функциями и, следовательно, целями: как способ диагностирования учебных возможностей учащихся, средство обучения, источник информации, тренинговое устройство или средство контроля и оценивания качества обучения. Возможности современного компьютера огромны, что и определяет его место в учебном процессе. Его можно подключать на любой стадии урока, к решению многих дидактических задач как в коллективном, так и в индивидуальном режиме.

Компьютер отодвигает на второй план ряд личностных достоинств педагога, таких как умение убеждать, эмоционально доказывать, мотивировать учение интонацией, мимикой, дикцией, взглядом, воспитывать личным примером нравственные достоинства человека.

Компьютерную среду создают также программы второго порядка, а именно справочно-информационные материалы:
    — иллюстрирующие те или иные явления, события, факты, изучаемые в данной дисциплине;
    — словарно-справочного характера;
    — вариантов написания сочинений, рефератов, решения задач;
    — кратко изложенных текстов изучаемых произведений.

Назначение этих материалов состоит в том, чтобы обеспечить на уроке большую наглядность и доказательность, использовать эти программы для наведения разного рода справок и для самопроверки, для предоставления образца выполнения какого-либо задания на конкретном предметном материале

Тренинговые программы — это практические, лабораторные работы по языку, математике, физике, химии, астрономии, биологии и даже истории. Они выполняются самостоятельно. Такие программы подобны учебной задаче, включающей в процесс своего выполнения весь цикл поисковой деятельности: сборка экспериментальной системы, поиск противоречия, формулирование проблемы, выработка гипотезы, добывание и обобщение фактов и т.д.

Арт-технология урока

Арт-технология это обучение интеллектуальной деятельности средствами художественного творчества. Она сочетает в себе разные методики, соединяя их со способами умственного образования.В работе учителя бывают такие моменты, когда он чувствует эмоциональное обеднение обучения и осознает односторонность интеллектуального развития своих учеников. В эти моменты его взоры обращаются к искусству, располагающему неисчислимыми возможностями оживления и обогащения учебного процесса. Искусство со своими многочисленными жанрами способно реабилитировать внутренние силы учащихся, поддержать и даже ускорить темп их общего и интеллектуального развития, обеспечить устойчивость эмоционального состояния, соединить дух, душу и тело мыслящего человека. Действительно, вряд ли найдется учитель, не испробовавший на уроке силу инсценированной сказки, художественного сочинительства, рисования, лепки, игры и музыки. Когда-то в школах широко практиковались так называемые «школьные суды» над литературным произведением, отдельным героем или событием. Школьный суд — это имитация настоящего суда с его присяжными заседателями, обвинителем, прокурором и защитниками с целью более глубокого анализа литературного произведения или исторического события учащимися, выработки у них собственных суждений и отношений к изучаемым явлениям.

Уроки с использованием художественных средств дают очень многое. Самое главное — они будят воображение, развивают образное мышление, создают прецедент проживания детьми изучаемого материала, расширяют кругозор, формируют мобильность личности и многое другое. Такие уроки расширяют личный опыт ситуативного поведения ученика, обучают его правилам и приемам выхода из критических ситуаций, ускоряют освоение процессов говорения и общения. Наконец, на таких уроках умственное воспитание органично переплетается с социальным, эстетическим и оздоравливающим, чего трудно добиваться на других уроках. И это еще не все достоинства арт-урока.

Урок концентрированного обучения («погружение»)

Концентрированное обучение на уроке — это технология непрерывного процесса познания учащимися логически и содержательно единого учебного материала. Это урок, построенный на концентрации искусственно раздробленного содержания обучения и методов его освоения. Такой урок основан на трех важных идеях:
    — сохранении смысловой или тематической целостности учебного
материала;
    — целостности и непрерывности познавательного процесса, начинающегося с первичного восприятия материала до его полного усвоения и применения;
    — многоразового обращения к одному и тому же материалу и освоение его на новом и более высоком уровне (обучение концентрами).

    — определение устойчивости проявления этих связей и зависимостей;
    — установление закономерностей «поведения» предмета познания;
    — сличение нового «образа» предмета познания с изначальным представлением о нем.

Посредством этих мыслительных операций вновь познается тот же самый материал, но уже в другом ракурсе. Факты из цели их выявления и познания превращаются всего-навсего в «сырье» для определения связей, зависимостей, отношений. Они меняют свой статус на уроке.

Завершается процесс познания следующими операциями:
    — узнавание изученных явлений (связей и закономерностей) в других условиях проявления;
    — применение полученных знаний в другой ситуации;
    — выучивание вновь полученных знаний;
    — воспроизведение материала в понятийно-терминологической форме его научного понимания.

Как только учитель простроит общую структуру урока-«погружения», он может подбирать методы, приемы и средства обучения как единство методов преподавания и учения. Мы уже говорили, что содержание обучения приводится в действие познавательными операциями познавательного процесса, но последние, в свою очередь, приходят в активное состояние

Технологий великое множество, и отечественных, и зарубежных. Каким путем идти — вот в чем вопрос. Мы советуем соизмерять свои силы и возможности, возможности и интересы обучаемых детей и их семей и только на этой основе отбирать необходимое, оптимальное, что и даст наибольшую эффективность