СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Типы стран современного мира

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Типы стран современного мира»

Типы стран современного мира

Вспомните

1. Чем характеризуется государственное и административно-территориальное устройство России?

2. Почему наша страна называется федерацией?

Сегодня на уроке мы с вами многообразии стран современного мира и различных видах классификации государств.

Ход урока

1. Размер территории.

Посмотрите на политическую карту мира. Среди стран есть похожие, но нет двух одинаковых. Некоторые из этих отличительных черт отображаются на картах, некоторые - нет. Первое, что замечаешь, глядя на карту, - это то, что страны имеют разные размеры. Мы увидим на ней и страны-гиганты, и так называемые микрогосударства (страны-карлики). При этом самая большая страна мира больше самой маленькой в несколько миллионов раз (табл. 1)!

№ п/п

Самые большие страны мира

Площадь (млн. км.кв.)

№ п/п

Самые маленькие страны мира

Площадь (км.кв.)

1

Россия

17,1

1

Ватикан

0,4

2

Канада

9,98

2

Монако

2

3

Китай

9,6

3

Науру

21

4

США

9,5

4

Тувалу

26

5

Бразилия

8,5

5

Сан-Марино

61

6

Австралия

7,7

6

Лихтенштейн

160

7

Индия

3,3

7

Маршалловы Острова

181

8

Аргентина

2,8

8

Сент-Китс и Невис

261

9

Казахстан

2,7

9

Мальдивы

298

10

Алжир

2,4

10

Мальта

316

Это первый критерий деления стран – по размеру территории.

2. Положение на материке.

Следующий тип стран – определяется положением на материке. Положение стран на материке может быть разным. Есть внутриконтинентальные страны, не имеющие прямого выхода к морю (выход по рекам в расчёт не принимается). Чаще всего внутриконтинентальные страны имеют небольшую площадь, хотя существуют и крупные страны, не имеющие выхода к морю (Монголия, Казахстан). Больше всего внутриконтинентальных стран в Африке, меньше всего - в Латинской Америке.

Редким видом внутриконтинентальных стран является анклав страна, полностью окружённая территорией другого государства. Анклав не имеет выхода не только к морю, но и к какой-нибудь иной стране, кроме своего единственного соседа.

Противоположностью внутриконтинентальным странам являются приморские страны. Это страны, лежащие на материке и имеющие выход к морю. Их больше всего на политической карте мира.

В результате присоединения или потери территорий положение страны на материке может меняться. Например, в 1991 г. Эфиопия из приморской страны превратилась во внутриконтинентальную, после того как её приморская провинция объявила себя независимым государством Эритрея.

Кроме названных, существуют ещё и островные страны. Они могут быть расположены как на одном острове (Мадагаскар), так и в пределах архипелага, образованного множеством островов (Индонезия).

3. Форма государственного устройства.

Следующий критерий деления стран – по форме государственного устройства. Форма государственного устройства - это внутренняя структура государства, обеспечивающая его единство и управляемость. Это понятие включает форму правления, административно-территориальное устройство и политический режим. Имеет смысл также рассматривать степень самостоятельности государства.

Все страны мира делятся на независимые, или суверенные, и зависимые. Суверенность вообще означает свободу в принятии любых решений, так что суверенные государства совершенно самостоятельны как во внешней, так и во внутренней политике. А вот зависимые страны, в том числе колонии, - это страны, не имеющие политической самостоятельности, находящиеся под властью иностранного государства. Сейчас их не так много. и они, как правило, невелики по площади и численности населения.

Суверенные страны имеют ту или иную форму правления, которая определяется тем, кому принадлежит государственная власть. В историческом прошлом преобладала единоличная власть, то есть монархическая форма правления. Монархия - это форма правления, при которой государственная власть частично или полностью принадлежит одному лицу и, как правило, передаётся по наследству. Потом монархий становилось меньше, и сейчас их всего 29 (табл. 2 стр. 34).

Монархии бывают абсолютные и конституционные. В абсолютной монархии власть монарха практически не ограничена. Это не значит, что монарх управляет страной единолично. Есть правительство - кабинет министров, но эти министры назначаются монархом и им же могут быть сняты с должности.

Большинство существующих монархий - конституционные. В конституционной монархии власть монарха ограничена. Это означает, что парламенты - коллективные органы законодательной власти не назначаются монархом, а избираются гражданами страны. Большинство конституционных монархий являются вполне демократическими государствами, в которых гражданам гарантированы все гражданские права.

Есть монархи, не обладающие почти никакой властью, их титул может выглядеть простой данью традициям. Однако в истории известны случаи, когда в сложное для страны время именно монархи объединяли все прогрессивные силы общества. Например, в некоторых странах Европы во время Второй мировой войны движения Сопротивления часто консолидировались вокруг действующего монарха.

Очень редкой разновидностью монархии является теократическая монархия, в которой монарх, помимо государственной (светской) власти, осуществляет ещё и власть духовную, то есть является главой Церкви. В настоящее время такие монархии существуют в Ватикане, Саудовской Аравии, Брунее.

Республиканская форма правления появилась в глубокой древности. Например, республиками были и Древняя Греция, и Древний Рим. Республика - форма правления, при которой высшие органы государственной власти избираются народом. Важным принципом существования республики является принцип разделения властей. В стране должны существовать три независимые друг от друга ветви власти: законодательная, исполнительная, судебная.

Законодательная власть (парламент) принимает законы, по которым живет страна. Исполнительная власть (кабинет министров) управляет страной на основании принятых парламентом законов, Судебная власть (конституционный и верховный суды) контролирует исполнение законов в стране и их соответствие конституции (основному закону).

Принцип разделения властей рассредоточивает власть, не даёт ей концентрироваться в одних руках, чем и обеспечивает наиболее широкое представительство граждан страны в различных органах власти, препятствует возникновению диктатур.

Существуют парламентские и президентские республики. В парламентских республиках, а к ним относится большинство республик мира, президент назначается парламентом. Он играет подчинённую роль в системе государственной власти. В президентских республиках президент избирается гражданами страны, так же как и парламент. Поэтому он, как и парламент, имеет право выступать от имени всего народа. Роль президента в таких республиках может быть исключительно велика.

Например, знаете ли вы хотя бы одного представителя государственной власти США, кроме президента? Вряд ли. Это связано с той огромной ролью, которую играет президент США во внутренней и внешней политике этой страны. Как вы уже догадались, США - президентская республика.

Специфическую, уникальную форму правления имеют страны, входящие в состав Содружества (рис. 7). Содружество наций - это объединение стран, включающее более 50 бывших колоний, владений, а также ряд стран, ранее не подчинявшихся Великобритании. В недавнем прошлом (до 1947 г.) оно называлось Британским Содружеством наций. Содружество представляет собой большую группу независимых государств, часть из которых формально признают власть королевы. При этом по форме правления они могут быть как монархиями, так и республиками.

Независимо от формы правления в каждой стране существует та или иная форма административно-территориального устройства. Она характеризует способ территориальной организации управления страной. Различают унитарные и федеративные страны.

Управление унитарной страной осуществляется из единого центра (отсюда и название, происходящее от лат. unio - единение). Административные единицы в составе унитарного государства не имеют законодательных органов власти. Они обладают только исполнительной властью, то есть обеспечивают на местах исполнение решений, принятых правительством страны. Федеративные страны имеют в своём составе самоуправляемые, или федеративные, образования, наделённые широкими правами самоуправления.

Большинство стран мира являются унитарными государствами. Число федераций относительно невелико (табл. 3, стр. 37-38). Как правило, федерации - это крупные многонациональные страны, хотя это совсем не обязательно.

Очень редко можно встретить конфедеративные страны, или конфедерáции. Конфедерация - это группа самостоятельных государств, заключивших конфедеративный договор, то есть объединившихся для решения каких-либо общих задач.

Со временем, если общие задачи решены и новых не появилось, конфедерации могут распадаться. Если же связи между членами конфедерации постоянно расширяются, углубляются и крепнут, конфедерация приобретает черты федеративного государства.

Это произошло, например, со Швейцарией, официальное название которой - Швейцарская Конфедерация. Сейчас вряд ли кто-нибудь задумывается о том, что на самом деле 23 кантона, из которых состоит эта страна, являются самостоятельными независимыми государствами. Жители кантонов говорят на разных языках: в стране существует четыре официальных государственных языка (рис. 8 стр. 38).

Домашнее задание: § 5 прочитать, выучить определения, разобрать устно вопросы из разделов проверим знания и более сложные вопросы.