Тема. Типы связи слов в словосочетании.
Цели урока: повторение и обобщение знаний учащихся о словосочетании, видах словосочетаний, способах связи слов в словосочетании;отработка умения определять способы связи слов в словосочетаниях;развитие мышления и общеучебных навыков;развитие познавательной самостоятельности;воспитание уважительного отношения к чужому мнению, культуры учебного труда, требовательного отношения к себе и своей работе.
Планируемые результаты:
Личностные: понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа; уважительное отношение к родному языку, гордость за него.
Метапредметные:
Познавательные УУД: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; структурирование знаний; построение логической цепочки рассуждений.
Коммуникативные УУД: формируем умение слушать и понимать других; формируем умение оформлять свои мысли в устной форме, работать в паре.
Регулятивные УУД: формируем умение высказывать свое предположение на основе работы с материалом учебника; формируем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
Предметные: формирование умения определять тип подчинительной связи в словосочетании и предложении; дать практические советы по выполнению заданий, связанных сГИА и ЕГЭ.
Тип урока: изучение нового материала.
Оборудование:учебник,карточки,таблицы
Ход урока
1.Организационный момент.
2.Актуализация опорных знаний.
- р-та над ошибками;
-орфографический практикум;(с.36)
-синтаксический р-р: Солнце, показавшееся из-за туч, ярко осветило всю поляну.
-выписать словосочетания из предложения,указать тип связи по способу выражения главного слова;
-р-та по карточкам- индивидуальная
-р-та в парах:сочинение на лингвистическую тему «Синтаксис-это...»
- беседа по вопросам:1.Словосочетание-...2.Структура словосочетания...3.Как определить главное слово? 4.Какие мы знаем словосочетения по способу выражения главного слова?
3.Изучение нового материала.
-Слово учителя. Задание: Определить словосочетание по способу выражения зависимого слова.
-всю поляну; показавшееся из-за туч; осветило ярко.
-чит.стр.38 ; см таблицу-на доске!
-УПР.52(определить по способу выражения главного слова и тип связи).
- Физминутка.
Предлагаю вам поиграть: нужно хлопнуть, когда услышите словосочетание со связью согласование: веселые крики, играя лучами, великолепный день, прислушиваясь к звукам, запорошив кусты, спящий лес, глубокие сугробы, прозрачные кружева.
4.Закрепление изученного материала.
-Задания ОГЭ (на столах лежат материалы),(см.приложение).
5.Подведение итогов урока . -ПРИЁМ « Кластер».
-Задание. Структурируйте сведения, оформив их кластером .-2 чел.----НА ДОСКЕ.
-Задание. Составить синквейн. В-1 (Синтаксис) ;В-2 (Словосочетание).
Синтаксис. Словосочетание.
Функциональный, коммуникативный. Главное и зависимое.
Изучает,рассматривает, определяет. Соединяет,конкретизирует, уточняет
Строение предложений и словосочетаний. Научился определять вид связи.
Порядок. Знание.
6.Оценивание
7.Домашнее задание. .
П.7,6-повт., УПР.53( В-1(-1-9сл); В-2-(10- сл.)
8.Рефлексия.
Сегодня на уроке я узнал…
Было трудно…
Я понял, что…
У меня получилось…
Приложение.
Тест по русскому языку «Словосочетание. Виды связи слов в словосочетании» №1 для 8 класса (в фомате ОГЭ).
Начало формы
1. Какой способ связи слов представлен в словосочетании ЧЕРЕЗ ПОСТОРОННЕГО?
1) не является словосочетанием
2) управление
3) согласование
4) примыкание
2. Укажите подчинительные словосочетания:
желание повторить
рисовать в альбоме
вследствие засухи
талантливый и трудолюбивый
через болото
3. Укажите подчинительное словосочетание со связью СОГЛАСОВАНИЕ:
1) его дом
2) почки зеленеют
3) роскошно одеты
4) трёх пальм
5) нет правильного ответа
4. Укажите подчинительное словосочетание со связью ПРИМЫКАНИЕ в предложении:
Необорудованные бараки, в которых мы жили, запомнились тем, что, выходя из дверей, мы сразу оказывались на солнце, на воздухе, на земле...
1) оказывались на солнце
2) запомнились тем
3) выходя из дверей
5. Укажите подчинительные словосочетания со связью СОГЛАСОВАНИЕ в
4) мы жили
5) необорудованные бараки
6) нет правильного ответа предложении:
В два ясных дня согнало с берегов весь снег, и Угрюм-река синела под солнцем холодным блеском. (Шишков В.)
ясных дня
Угрюм-река
холодным солнцем
река синела
весь снег
холодным блеском
6. Укажите подчинительное словосочетание со связью УПРАВЛЕНИЕ в предложении:
Каждое поколение торопит школьные годы.
1) каждое поколение
2) поколение торопит
3) торопит годы
4) школьные годы
7. Укажите способ связи в словосочетании МЕЧТА УЕХАТЬ:

8. Выпишите из предложений 1-2 подчинительное словосочетание со связью ПРИМЫКАНИЕ. Слова запишите без пробела.
(1) Большие зеленеют почки на липе перед моим окном, и на каждой почке светлая капля, такая же большая, как и почка. (2)От почки к почке вниз по тонкому сучку скатывается капля, сливается с каплей возле другой почки и падает на землю.(Пришвин М.)

9. Выпишите из предложения 1 подчинительное словосочетание со связью УПРАВЛЕНИЕ:
(1) В ветвях изредка цокали пули. (2) Но это не беспокоило ни капитана, ни разведчика. (Ананьев А.)

10. Выпишите из предложений подчинительное словосочетание со связью СОГЛАСОВАНИЕ:
«3елёной» наша школа называлась по традиции.
