СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Типы упражнений для герменевтического анализа текста

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

типы  упражнений  

 

для

 

герменевтического анализа текста, которые можно представить в виде

таблицы:

Таблица № 2

 

Аналитические упражнения

 

Аналитико-

синтетические

упражнения

 

Синтетические упражнения

 

 

 

Коллективная          коммуни-

кация с автором текста. Школьники                   учатся

понимать текст, занимать позицию                   адресата,

стараются восстановить коммуникативную задачу автора, его замысел.

Такие                   упражнения

развивают           способности

детей               анализировать,

сопоставлять, сравнивать, классифицировать.

 

В них дается псевдотекст, составленный из разных источников. Части такого псевдотекста объединены или темой, или случайными деталями текстопостроения. Задача           ученика           -

проанализировать             его,

пользуясь всеми освоенными техниками работы с текстом,                   выделить

смысловые и стилистически отрывки единых текстов и тем самым обнаружить первоисточники,                 из

которых был компилирован псевдотекст.                  Такие

упражнения            помогают

отрабатывать

коммуникативные позиции слушателя             (читателя),

критика,           организатора,

управляющего коммуни­ кацией.            Обнаружению разностилевых отрезков речи - хорошая тренировка языкового       чутья школьника.     Это упражнения для тренировки практического умения учеников определять типы и стили речи.

 

Развивают            умственные

способности к синтезу, с помощью которого ученик продолжает тренировать навык сочинять текст самостоятельно. Данные задания решают проблему мотивации к сочинению учениками          собственных

произведении, помогают закреплять у учащихся умения писать свои тексты

 

Можно сделать вывод, что главным в изучении русского языка и для учителя, и для ученика становится совместный поиск, попытка осознать внутренний смысл текста. Необходимо совместное обсуждение прочитанного. В постижении текстов оказывается успешным путь, который связывает своеобразие личностного восприятия ученика с предполагаемым авторским замыслом, воплощающимся в лексических, синтаксических, стилистических закономерностях текста. Организацию данного процесса можно, на наш взгляд, представить в виде следующей схемы:

Схема № 1

Организация диалога с текстом

1. УЧЕНИК

от начального восприятия текста (определение своих чувств, ощущений, отношения)

V

2. УЧЕНИК+ТЕКСТ

к попытке понять: почему я чувствую именно это?

V

3. ТЕКСТ

поиск в тексте того, что могло обусловить особенности моего восприятия

V

4. ОБОБЩЕНИЕ

Какие закономерности авторской речи

служат для усиления художественного воздействия на читателя?

 

Такое обучение возможно на основе анализа текста, который начинается с личности ученика, его эмоций, ощущений. Погружаясь в текст, читатель должен понять не столько то, что сказал автор, сколько то, что он хотел сказать. «Если мы не услышим несказанное, не увидим невидимое, то, следовательно, не познаем текст. Главное - это услышать, почувствовать, прочитать между строк, понять» [13,6].

Таким образом, диалог с текстом - особый вид общения читателя с текстом, которому характерны возникновение вопроса, вероятностное прогнозирование возможных ответов на него и дальнейшего содержания текста, появление установки. В процессе диалога с текстом рождается понимание, без которого невозможно осознать внутренний смысл текста.

Обращаясь к современной герменевтике, можно сделать вывод, что диалог с текстом, основанный на герменевтическом подходе, позволяет так построить процесс восприятия текста, когда разные подходы к интерпретации предполагаются как естественный процесс, способствующий развитию креативной личности обучающегося.