типы упражнений
для
герменевтического анализа текста, которые можно представить в виде
таблицы:
Таблица № 2


Аналитические упражнения
Аналитико-
синтетические
упражнения
Синтетические упражнения



Коллективная коммуни-
кация с автором текста.
Школьники учатся
понимать текст, занимать
позицию адресата,
стараются восстановить коммуникативную задачу автора, его замысел.
Такие упражнения
развивают способности
детей анализировать,
сопоставлять, сравнивать, классифицировать.
В них дается псевдотекст,
составленный из разных
источников. Части такого
псевдотекста объединены
или темой, или случайными
деталями текстопостроения.
Задача ученика -
проанализировать его,
пользуясь всеми освоенными
техниками работы с
текстом, выделить
смысловые и стилистически
отрывки единых текстов и
тем самым обнаружить
первоисточники, из
которых был компилирован
псевдотекст. Такие
упражнения помогают
отрабатывать
коммуникативные позиции
слушателя (читателя),
критика, организатора,
управляющего коммуни
кацией. Обнаружению
разностилевых отрезков
речи - хорошая тренировка
языкового чутья
школьника. Это
упражнения для тренировки
практического умения
учеников определять типы и стили речи.
Развивают умственные
способности к синтезу, с
помощью которого ученик
продолжает тренировать
навык сочинять текст
самостоятельно. Данные
задания решают проблему
мотивации к сочинению
учениками собственных
произведении, помогают закреплять у учащихся умения писать свои тексты
Можно сделать вывод, что главным в изучении русского языка и для учителя, и для ученика становится совместный поиск, попытка осознать внутренний смысл текста. Необходимо совместное обсуждение прочитанного. В постижении текстов оказывается успешным путь, который связывает своеобразие личностного восприятия ученика с предполагаемым авторским замыслом, воплощающимся в лексических, синтаксических, стилистических закономерностях текста. Организацию данного процесса можно, на наш взгляд, представить в виде следующей схемы:
Схема № 1
Организация диалога с текстом
1. УЧЕНИК
от начального восприятия текста (определение своих чувств, ощущений, отношения)
V
2. УЧЕНИК+ТЕКСТ
к попытке понять: почему я чувствую именно это?
V
3. ТЕКСТ
поиск в тексте того, что могло обусловить особенности моего восприятия
V
4. ОБОБЩЕНИЕ
Какие закономерности авторской речи
служат для усиления художественного воздействия на читателя?
Такое обучение возможно на основе анализа текста, который начинается с личности ученика, его эмоций, ощущений. Погружаясь в текст, читатель должен понять не столько то, что сказал автор, сколько то, что он хотел сказать. «Если мы не услышим несказанное, не увидим невидимое, то, следовательно, не познаем текст. Главное - это услышать, почувствовать, прочитать между строк, понять» [13,6].
Таким образом, диалог с текстом - особый вид общения читателя с текстом, которому характерны возникновение вопроса, вероятностное прогнозирование возможных ответов на него и дальнейшего содержания текста, появление установки. В процессе диалога с текстом рождается понимание, без которого невозможно осознать внутренний смысл текста.
Обращаясь к современной герменевтике, можно сделать вывод, что диалог с текстом, основанный на герменевтическом подходе, позволяет так построить процесс восприятия текста, когда разные подходы к интерпретации предполагаются как естественный процесс, способствующий развитию креативной личности обучающегося.