Урок русского языка в 5 классе
Тема урока: Тире между подлежащим и сказуемым.
Цели урока: повторить знания учащихся по синтаксису и пунктуации; закрепить сведения о грамматической основе предложения и способах их выражения; выяснить условия постановки тире между подлежащим и сказуемым.
Форма деятельности учащихся: индивидуальная, групповая, фронтальная
Задачи:
обучающие :
- формировать лингвистическую компетенцию: умение и навыки ставить тире между подлежащим и сказуемым, интонационно правильно произносить предложения, в которых между подлежащим и сказуемым употребляется тире;
- формировать коммуникативную компетенцию: коммуникативные умения и навыки, обеспечивающие свободное использование в речи предложений, в которых подлежащее и сказуемое выражены существительными в именительном падеже;
- формировать культуроведческую компетенцию: навыки использования этикетных формул речи;
развивающие:
- развивать творческие способности учащихся;
- научить использовать в речи предложения, где подлежащее и сказуемое выражены именем сущес-твительным в именительном падеже ;
воспитательные:
- формирование интереса к русскому языку;
- воспитание бережного отношения к слову.
Тип урока: урок изучения и первичного закрепления знаний.
Оборудование: учебник русского языка для 5-ого класса .А.Ладыженская, М.Т.Баранов, Л.А.Тростенцова. М.: Просвещение, 2012, рабочие тетради, компьютер, проектор, карточки - помощники; маршрутный лист урока, тест.
Ход урока
Организационный момент.
Доброе утро, уважаемые ребята. Я надеюсь, оно действительно доброе. А с добром и работа спорится. Давайте проведём сегодняшний урок так, чтобы все мы получили удовольствие и подарок, а подарком будет новое полученное знание.
Девизом нашего урока будет пословица: «Удивление – путь к познанию»
- Записываем пословицу в тетрадь и объясним её смысл.
2. Актуализация опорных знаний.
Синтаксическая 5-минутка.
На доске.
Падают с ветки з…л…тые м..нетки.
Это загадка.
Запишем её в тетрадь. Отгадайте загадку.
Это листья.
Индивидуальное задание (К доске – 3 ученика)
- Какие буквы на месте пропусков?
- Пропускаем 2 строчки.1 уч –синтакс разбор,
- 2 уч –выписать и разобрать сл.соч,
- 3 уч – фонетический разбор слова золотые
3 . Повторение материала предыдущих уроков.
Для всех - БЛИЦ – ОПРОС
Поймай грамматическую основу
Найдите главные члены предложения, выпишите их. Укажите, какими частями речи они выражены
1..За поворотом дороги показалось море.
2.Оно сверкало лучами солнца.
3Анютины глазки душисты .
4.Десять делится на два
5.Зима - прекрасное время года.
(Самопроверка. Ключ на доске.)
- Обратимся к заданиям у доски.
5.Проверка индивидуальных заданий у доски
Синтаксический разбор предложения
Проверка выписанных словосочетаний иих разбора
Фонетический разбор прилагательного ( индивидуально)
3. Мотивация учебной деятельности
- Ребята, давайте определим тему нашего урока! Поможет вам фраза, которую я произнесла вначале урока.
Удивление – путь к познанию
- Выделите в этом предложении подлежащее и сказуемое.
- И так, тема нашего урока: «Тире между подлежащим и сказуемым».
- Записываем тему урока в тетради и на доске.
На доске написаны предложения:
Осина — дерево.
Малина — кустарник.
— Найдите в предложениях подлежащее.
В первом предложении подлежащее осина, во втором — малина.
— Найдите в предложениях сказуемое.
В первом предложении сказуемое дерево, во втором — кустарник.
4.Изучение нового материала
— Давайте еще раз обратимся к выделенным вами предложениям. Скажите, словами какой части речи выражены подлежащее и сказуемое в первом предложении.
В первом предложении подлежащее осина и сказуемое дерево выражены именами существительными.
— В каком падеже стоят эти имена существительные?
Эти имена существительные стоят в именительном падеже.
— Расскажите, чем выражены подлежащее и сказуемое во втором предложении.
Во втором предложении подлежащее малина и сказуемое кустарник выражены именами существительными в именительном падеже.
— Сделайте вывод, в каком случае между подлежащим и сказуемым ставится тире.
Если подлежащее и сказуемое выражены именем существительным в именительном падеже, то между ними ставится тире.
Правило повторяется учащимися 2—3 раза.
— Прочитайте новый материал в учебнике. Сравните его с нашим выводом.
Расскажите правило о постановке тире между подлежащим и сказуемым. Приведите свои примеры на тему «Растения» .
5.Закрепление изученного материала
Упражнение 1 (написано на доске)
Земл...ника вкусная жи...кость
С…квойя к...лючая груша
Манго вечнозеленое р...стение
К...косовое молоко тр...пическое пл...довое дер...во
Опунция п...жароустойчивое р...стение
С..мшит самая вкусная л...сная ягода
— Прочитайте упражнение. Сформулируйте к нему задание.
К словам левого столбика надо подобрать подходящие по смыслу словосочетания из правого столбика.
— Что в результате должно получиться?
В результате должны получиться предложения.
— Что надо сделать с составленными предложениями?
Надо написать предложения. Вставить в словах пропущенные буквы. Расставить знаки препинания.
После того как работа выполнена и проведена, повторяется изученное правило.
— Расскажите, какие буквы вы вставили в слова, группируя их по орфограммам.
Упражнение 2 (написано на доске)
Распустил он свои сильные корни под з...млей, пробился через травы и начал на лугу р...сти.
Терн кустарник хитрый, к...рнями размножается.
Расчистил землю вокруг, окружил себя подру...ками.
Так и отв...евал терн землю для леса и луга.
Б...ре...ки белолицые кр...савииы.
Осинки милые ш...птунъи.
— Прочитайте предложения. Напишите их в логической последовательности так, чтобы у вас получился текст. Расставьте знаки препинания.
Терн — кустарник хитрый, корнями размножается. Распустил он свои сильные корни под землей, пробился через травы и начал на лугу расти. Расчистил землю вокруг, окружил себя подружками. Березки — белолицые красавицы. Осинки — милые шептуньи. Так и отвоевал терн земли для леса и луга.
— Прочитай составленный текст. Назовите предложения, которые соответствуют теме сегодняшнего урока.
Скажите, почему в них ставится тире.
Расскажите о правописании слов с пропущенными буквами.
Найдите в тексте слова, состав которых соответствует схеме:




— С каким новым материалом мы сегодня познакомились?
Мы познакомились с постановкой тире между подлежащим и сказуемым.
— Когда между подлежащим и сказуемым ставится тире?
Ответы учеников.
Оценивается работа детей на уроке.
6.Рефлексия
7.Д.з §33,упр. 169.