СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тире между подлежащим и сказуемым

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Коспект урока для 5 класса по теме Тире между подлежащим и сказуемым.

Просмотр содержимого документа
«Тире между подлежащим и сказуемым»

Урок русского языка в 5 классе

Тема урока: Тире между подлежащим и сказуемым.

Цели урока: повторить знания учащихся по синтаксису и пунктуации; закрепить сведения о грамматической основе предложения и способах их выражения; выяснить условия постановки тире между подлежащим и сказуемым.

Форма деятельности учащихся: индивидуальная, групповая, фронтальная

Задачи:

обучающие :

- формировать лингвистическую компетенцию: умение и навыки ставить тире между подлежащим и сказуемым, интонационно правильно произносить предложения, в которых между подлежащим и сказуемым употребляется тире;

- формировать коммуникативную компетенцию: коммуникативные умения и навыки, обеспечивающие свободное использование в речи предложений, в которых подлежащее и сказуемое выражены существительными в именительном падеже;

- формировать культуроведческую компетенцию: навыки использования этикетных формул речи;

развивающие:

- развивать творческие способности учащихся;

- научить использовать в речи предложения, где подлежащее и сказуемое выражены именем сущес-твительным в именительном падеже ;

воспитательные:

- формирование интереса к русскому языку;

- воспитание бережного отношения к слову.

Тип урока: урок изучения и первичного закрепления знаний.

Оборудование: учебник русского языка для 5-ого класса .А.Ладыженская, М.Т.Баранов, Л.А.Тростенцова. М.: Просвещение, 2012, рабочие тетради, компьютер, проектор, карточки - помощники; маршрутный лист урока, тест.

Ход урока

  1. Организационный момент. 

Доброе утро, уважаемые ребята. Я надеюсь, оно действительно доброе. А с добром и работа спорится. Давайте проведём сегодняшний урок так, чтобы все мы получили удовольствие и подарок, а подарком будет новое полученное знание.

Девизом нашего урока будет пословица: «Удивление – путь к познанию»

- Записываем пословицу в тетрадь и объясним её смысл.

2. Актуализация опорных знаний.

  1. Синтаксическая 5-минутка.

На доске.

Падают с ветки з…л…тые м..нетки.

Это загадка.

Запишем её в тетрадь. Отгадайте загадку.

Это листья.

  1. Индивидуальное задание (К доске – 3 ученика)

- Какие буквы на месте пропусков?

- Пропускаем 2 строчки.1 уч –синтакс разбор,

- 2 уч –выписать и разобрать сл.соч,

- 3 уч – фонетический разбор слова золотые

3 . Повторение материала предыдущих уроков.

Для всех - БЛИЦ – ОПРОС

  1. Поймай грамматическую основу

Найдите главные члены предложения, выпишите их. Укажите, какими частями речи они выражены

1..За поворотом дороги показалось море.

2.Оно сверкало лучами солнца.

3Анютины глазки душисты .

4.Десять делится на два

5.Зима - прекрасное время года.

(Самопроверка. Ключ на доске.)



- Обратимся к заданиям у доски.

5.Проверка индивидуальных заданий у доски

  1. Синтаксический разбор предложения

  2. Проверка выписанных словосочетаний иих разбора

  3. Фонетический разбор прилагательного ( индивидуально)

3. Мотивация учебной деятельности

- Ребята, давайте определим тему нашего урока! Поможет вам фраза, которую я произнесла вначале урока.

Удивлениепуть к познанию

- Выделите в этом предложении подлежащее и сказуемое.

- И так, тема нашего урока: «Тире между подлежащим и сказуемым».

- Записываем тему урока в тетради и на доске.

На доске написаны предложения:

Осина — дерево.

Малина — кустарник.

— Найдите в предложениях подлежащее.

В первом предложении подлежащее осина, во втором — малина.

— Найдите в предложениях сказуемое.

В первом предложении сказуемое дерево, во втором — кустарник.

4.Изучение нового материала

— Давайте еще раз обратимся к выделенным вами предложениям. Скажите, словами какой части речи выражены подлежащее и сказуемое в первом предложении.

В первом предложении подлежащее осина и сказуемое дерево выражены именами существительными.

— В каком падеже стоят эти имена существительные?

Эти имена существительные стоят в именительном падеже.

— Расскажите, чем выражены подлежащее и сказуемое во втором предложении.

Во втором предложении подлежащее малина и сказуемое кустарник выражены именами существительными в именительном падеже.

— Сделайте вывод, в каком случае между подлежащим и сказуемым ставится тире.

Если подлежащее и сказуемое выражены именем существительным в именительном падеже, то между ними ставится тире.

Правило повторяется учащимися 23 раза.

— Прочитайте новый материал в учебнике. Сравните его с нашим выводом.

Расскажите правило о постановке тире между подлежащим и сказуемым. Приведите свои примеры на тему «Растения» .

5.Закрепление изученного материала

Упражнение 1 (написано на доске)

Земл...ника вкусная жи...кость

С…квойя к...лючая груша

Манго вечнозеленое р...стение

К...косовое молоко тр...пическое пл...довое дер...во

Опунция п...жароустойчивое р...стение

С..мшит самая вкусная л...сная ягода

— Прочитайте упражнение. Сформулируйте к нему задание.

К словам левого столбика надо подобрать подходящие по смыслу словосочетания из правого столбика.

— Что в результате должно получиться?

В результате должны получиться предложения.

— Что надо сделать с составленными предложениями?

Надо написать предложения. Вставить в словах пропущенные буквы. Расставить знаки препинания.

После того как работа выполнена и проведена, повторяется изученное правило.

— Расскажите, какие буквы вы вставили в слова, группируя их по орфограммам.

Упражнение 2 (написано на доске)

Распустил он свои сильные корни под з...млей, пробился через травы и начал на лугу р...сти.

Терн кустарник хитрый, к...рнями размножается.

Расчистил землю вокруг, окружил себя подру...ками.

Так и отв...евал терн землю для леса и луга.

Б...ре...ки белолицые кр...савииы.

Осинки милые ш...птунъи.

— Прочитайте предложения. Напишите их в логической последовательности так, чтобы у вас получился текст. Расставьте знаки препинания.

Терн — кустарник хитрый, корнями размножается. Распустил он свои сильные корни под землей, пробился через травы и начал на лугу расти. Расчистил землю вокруг, окружил себя подружками. Березки — белолицые красавицы. Осинки — милые шептуньи. Так и отвоевал терн земли для леса и луга.

— Прочитай составленный текст. Назовите предложения, которые соответствуют теме сегодняшнего урока.

Скажите, почему в них ставится тире.

Расскажите о правописании слов с пропущенными буквами.

Найдите в тексте слова, состав которых соответствует схеме:




— С каким новым материалом мы сегодня познакомились?

Мы познакомились с постановкой тире между подлежащим и сказуемым.

— Когда между подлежащим и сказуемым ставится тире?

Ответы учеников.

Оценивается работа детей на уроке.

6.Рефлексия

7.Д.з §33,упр. 169.