Тема урока: Тире в простом предложении.
(На материале поэзии Серебряного века).
Орфография: НЕ с разными частями речи.
Стилистика: речевая недостаточность, отличие ее от неполных предложений.
Объяснительный диктант. Повторение правописания НЕ с разными частями речи.
Незачем, неистовствовать, не мог, ненавидящий, не по-моему, совершенно не продуманное мной сочинение, совершенно непродуманное сочинение (с наречиями меры и степени причастия пишутся слитно, если нет других поясняющих слов); небольшая, но бурная река, не должен, не спеша, ни к чему, неровный почерк, не глядя по сторонам, нетрудная задача, не трудная задача, несмотря на препятствия, очень некрасивый, невзирая на чины и звания, никуда не годный, неподалеку, вовсе не знакомый, не замешанный в преступлении, далеко не приятель, не защищен, незваный гость.
- Чем отличаются выделенные слова?
Комментарий учителя: Используются в официально-деловом, научных стилях, но имеют разную эмоциональную окраску – нейтральную и высокую.
Обобщение материала о правописании НЕ с разными частями речи может быть проведено в разной форме: фронтальный опрос, индивидуальный письменный или устный опрос по частям речи, составление таблицы и т.д.
Тире в простом предложении. Повторение и обобщение теоретического материала.
Запись и анализ предложения: Учить других – учиться самому.
- Объясните постановку знака препинания в этом предложении. Когда еще в простом предложении между подлежащим и сказуемым ставится тире?
Анализ теоретического материала.
Задание для обучающихся: придумать и записать предложения на каждый пункт правила.
Тире в простом предложении ставится:
Подлежащее и сказуемое выражены существительными в именительном падеже; пропуск связки:
1). В предложениях, имеющих характер логического определения. (Акмеизм – литературное течение в поэзии 20-го века).
2). В предложениях книжно-письменных стилей. (Слово – полководец человеческой силы. В. Маяковский.)
3). При структурном параллелизме (т.е. сходном построении, расположении членов предложения) простых предложений. (А. Блок – бесспорный лидер русского символизма, А. Ахматова – акмеизма).
2. Подлежащее и сказуемое выражены оба глаголом в неопределенной форме или один – существительным в именительном падеже, другой – инфинитивом. (Передать свои чувства, переживания – главная задача поэта.)
3. Оба главных члена предложения выражены именительным падежом количественного числительного или один – существительным в именительном падеже, другой – именем числительным, оборотом с числительным. (Оба они – поэты).
4. Подлежащее выражено инфинитовом, сказуемое – наречием (при наличии паузы). (Понимать поэзию – чертовски трудно).
5. Подлежащее выражено существительным в именительном падеже, сказуемое – фразеологическим оборотом. (Маяковский – первая скрипка среди футуристов.)
6. При подлежащем, выраженном местоимением это, тире ставится при наличии паузы, если подлежащее логически выделяется. (Это – лучшее произведение поэта, вершина его творчества.)
Тире не ставится.
1). В предложениях разговорного стиля. (Моя сестра певица).
2). Если между подлежащим и сказуемым есть:
- сравнительные союзы как, словно, точно, будто, все равно и т.п. (Душа поэта как факел.)
- частица не (Элегия не единственный жанр лирики.)
- вводное слово, наречие, союз, частица (Есенин, бесспорно, удивительный народный талант.)
- перед сказуемым есть относящийся к нему второстепенный член предложения. (Блок молодым поэтам пример для подражания.)
3). Сказуемое предшествует подлежащему; постановка тире подчёркивает интонационное деление предложения на два состава. (Ср.: Удивительный поэт Гумилёв.)
4). Подлежащее в сочетании со сказуемым образует неразложимый фразеологический оборот. (Два сапога пара, грош цена.)
5). Подлежащее выражено личным местоимением, сказуемое – существительным в Им. п. (кроме логического подчёркивания сказуемого или при противопоставлении). (Он тонко чувствующий лирик).
6). Один главный член выражен вопросительным местоимением, другой – существительным в именительном падеже или личным местоимением. (Скажи мне, кто твой друг.)
7). Если сказуемое выражено прилагательным, местоимением. (Стихотворение очень выразительно.)
3.Анализ предложений.
1. Его уста – пурпурная рана
От лезвия, пропитанного ядом… (Н. Гумилёв).
(Тире между подлежащим и сказуемым, выраженными именами существительными в Им. п.)
Ты – отступник: за остров зеленый
Отдал, отдал родную страну… (А. Ахматова).
(Тире между подлежащим, выраженным личным местоимением, и сказуемым, выраженным существительным в Им. п., так как предложение содержит логическое подчеркивание).
Я – твой, Россия, твой по роду (В. Брюсов).
(Тире ставится, так как автор хочет подчеркнуть смысловую нагрузку слова «твой».)
Его закон – неутомимо,
Как скряга, в памяти сбирать
Улыбка женщины любимой,
Зелёный взор и неба гладь. (Н. Гумилёв)
Дополнительное задание: введите эту строфу в предложение в качестве цитаты.
(Тире ставится в предложении, если подлежащее выражено существительным в Им. п., а сказуемое – инфинитивом глагола).
Только усталый достоин молиться богам,
Только Влюбленный – ступать по весенним лугам. (Н. Гумилев).
(Поэт использует прием синтаксического параллелизма (одинаково построены части бессоюзного сложного предложения), а также контекстуально-неполное предложение, в котором отсутствует слово, названное в предшествующем тексте («достоин»). Эти приемы позволяют сделать поэтическую речь динамичной и выразительной.)
….Человеку
Ломать и строить – равная услада,
Он изобрёл историю – он счастлив! (Вл. Ходасевич)
….Бубен держит рука…
И она как белое знамя,
И она как свет маяка. (А. Ахматова).
А. Ахматова и теперь любимая поэтесса многих читателей.
Нет, Есенин, это не насмешка. (В. Маяковский).
Любить –
это значит:
в глубь двора
вбежать
и до ночи грачьей,
блестя топором,
рубить дрова,
силой
своей
играючи.
(В. Маяковский).
11. Я весь – как взмах неощутимых крыл. (Вл. Ходасевич).
(Тире как знак препинания очень выразительно. Его смысловую, синтаксическую, интонационную функции, графическую выразительность, способность выражать ритмомелодию речи широко используют писатели и поэты в своих произведениях, поэтому во многих из приведенных примеров мы видим сознательное отступление от правил, что становится у некоторых творцов значимой особенностью стиля. (В. Маяковский, М. Цветаева, М. Горький).
4.Стилистика. Понятие о речевой недостаточности.
Вступительное слово учителя.
Речевая недостаточность (пропуск слова) может привести к двум ошибкам:
Алогизм.
Изящность ахматовского стиля сопоставима с уточненными стихами символистов.
- В чем смысл ошибки? (Сопоставление несопоставимых понятий).
(Имена прилагательные, обозначающие принадлежность и образованные от собственных имен лиц, пишутся со строчной буквы, если они имеют в своем составе суффикс –ск- (ахматовский стиль). С прописной буквы – если они образованы при помощи суффиксов –ов (-ев) или – ин (Далев словарь, Надины куклы).
Подмена понятий.
Ахматову учитель поместил на одну сторону доски, Гумилёва – на другую.
- В чем смысл ошибки? Как можно исправить?
(Портрет Ахматовой).
Комментарий учителя: От речевой недостаточности следует отличать эллиптическое предложение, т.е. особую стилистическую фигуру; сознательный пропуск глагола – сказуемого, что делает предложение выразительным, динамичным.
Кроме этого, необходимо отличать эллиптические предложения от односоставных предложений. Эллиптические предложения следует отличать от других неполных: контекстуально-неполных, в которых отсутствует член, названный в предшествующем тексте; ситуативно-неполных, в которых пропущен член, ясный ситуации (Вот идет! – произносим мы при приближении ожидаемого поезда); диалогических неполных предложений, в которых в ответных репликах при диалоге могут вообще присутствовать только отдельные междометия, частицы. Эллиптические предложения отличаются от них тем, что для понимания такого предложения нет необходимости ни в контексте, ни в ситуации, т.к. полнота содержания достаточно выражена собственно лексико-грамматическими свойствами данного предложения, например: На столе – стопочка книг и даже какой-то веток в полубутылке из-под сливок (А.К. Толстой).
Анализ предложений:
В моих садах – цветы, в твоих – печаль. (Н. Гумилев).
(Эллиптическое предложение).
Привольем пахнет дикий мёд,
Пыль – солнечным лучом,
Фиалкою – девичий рот,
А золото – ничем. (А. Ахматова).
(Контекстуально-неполное предложение).
5.Подведение итогов.
6.Домашнее задание.