СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тире между подлежащим и сказуемым

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Познакомить с правилом постановки тире между подлежащим и сказуемым, выраженным именим существительным в именительном падеже.Отрабатывать умение правильно ставить тире в преддложении.

Просмотр содержимого документа
«Тире между подлежащим и сказуемым»

Технологическая карта урока. 5 класс

Учитель Горемыкина Н. Н.

Тема урока: Тире между подлежащим и сказуемым. Цели деятельности учителя: познакомить с правилом постановки тире между подлежащим и сказуемым, выраженными существительными, отработать умение правильно ставить тире в предложении. Планируемые результаты. Предметные: знать опознавательные признаки постановки тире как знак разделения между главными членами предложения на письме и паузу между подлежащим и сказуемым. Метапредметные: способность осознавать цели учебной деятельности и пояснять их; умение поставить цель и организовать ее достижение; способность к нормотворчеству; рефлексное мышление, самоанализ и самооценка Личностные: осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к русскому языку; потребность сохранить чистоту русского языка как явление национальное; стремление к самосовершенствованию

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

УУД

2.Мотивация учебной деятельности

Послушайте стихотворение. Будьте внимательны.

Был у поэта письменный стол.

Ящиков было в нем чуть ли не сто.

В ящиках тех помещались коробки;

В одной запятые, в другой были скобки,

В третьей – тире, в остальных многоточия.

Черточки, точки, кавычки и прочее.

Письменный стол содержал он опрятно, Стихи сочинял он весьма аккуратно.

-О чем идет речь в этом стихотворении? Сегодня мы познакомимся с удивительным знаком.

В русском языке этот знак появился благодаря писателю Карамзину (черточка). Название тире появилось в 1820 году.

Слушают стихотворение. Ищут правильный ответ на поставленный вопрос. Делают вывод.

Л: осознают свои трудности и стремятся к их преодолению; проявляют способность к самооценке своих действий, поступков

Р. Планируют необходимые действия, операции

К. работают в парах, обмениваются мнениями

1. Актуализация опорных знаний

-Но прежде повторим изученное. Расскажите о подлежащем и сказуемом. Списывают предложения, делают разбор, работают индивидуально по карточкам.

1. За поворотом дороги показалось море. Оно сверкало лучами солнца. Залив был великолепен.

2. Ландыш свеж и душист. Его аромат наполняет комнату.


Участвуют в беседе с учителем, отвечают на вопросы. Записывают предложения, объясняют, выделяют главные члены предложения.

П: выполняют учебно-познавательные действия, осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза

Р: принимают и сохраняют учебную задачу

К: задают вопросы, отвечают на вопросы других

3.Целеполагание

Формирует цель учебной деятельности вместе с учащимися, принимающими ее на себя.

Организует деятельность учащихся, подводит к формулировке вывода.

Контролирует составление схемы предложений с постановки тире.

Формируют цель учебной деятельности в диалоге с учителем. Отвечают на вопросы, приводят примеры.

Р. принимают и сохраняют учебную задачу; осознают недостаточность своих знаний.

П. осуществляют для решения учебных задач операции анализа.

К. обмениваются мнениями, умеют слушать друг друга, задают вопросы

Физкультминутка

Вышли мышки как-то раз

Посмотреть который час.

Раз, два, три, четыре,

Мышки дернули за гири.

Вдруг раздался страшный звон,

Убежали мышки вон.

Выполняют элементарные физические упражнения.

Л.: осознают необходимость заботы о здоровье.

4. Формирование новых знаний

-Давайте, ребята, посмотрим на предложения, записанные на доске.

Весна – прекрасная пора.

Лес – наше богатство.

-Выделите здесь главные члены. Чем они выражены? Формулируем правило.

Знакомство с п. 34. Выполнить устно упр. 169.

Под руководством учителя разбирают п. 34. Приводят свои примеры. Работают с примерами, записанными на доске.

Л.: осознают свои возможности в учении; способны адекватно рассуждать о причинах своего успеха или неуспеха в учении

П.: извлекать необходимую информацию из прослушанного объяснения учителя

Р.: планируют необходимые действия

К.: строят небольшие монологические высказывания

5. Практическая деятельность

- Прочитайте предложения, вставьте пропущенные знаки препинания и объясните их.

1-я группа. Западная Сибирь – крупнейший промышленный район на востоке России. Работа с увлечением – лучшее лечение. Творческая работа – это радостный труд.

2-я группа. Эльбрус – наивысшая вершина Большого Кавказа. Труд – основа культуры.

Записывают предложения, расставляют знаки препинания. Слушают и обсуждают ответы товарищей. Задают вопросы для уточнения последовательности работы.

Р.: контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки; осознают правило контроля и успешно используют его в решении учебной задачи.

К.: осуществляют совместную деятельность в парах, группах.

6.Первичное закрепление

Диктует предложения.

Вечер у моря – замечательное время. Волны тихо бьют о берег. Небо над головой черное и звездное. Воздух свеж. На воде лежит лунная дорожка. Стоит тишина. Все отдыхает.

Записывают предложения, выделяют грамматическую основу, делают взаимопроверку.

П.: выполняют учебно –познавательные действия в материализованной и умственной форме

Р.: принимают и сохраняют учебную задачу

К: задают и отвечают на вопросы , формируют собственные мысли

7. Самостоятельная работа с самопроверкой

Выполняют упр. 170

Самостоятельно выполняют упр., объясняют.

П.: осуществляют поиск необходимой информации

Р.: самостоятельно планируют необходимые действия, операции, действуют по плану


8.Включение в систему знаний и повторений

Игра «Кто быстрее». Выполняют упр. 171 по образцу.


Заканчивают предложения, принимают участие в игре. Оценивают свою работу.

Л: понимают, в чем значение знаний для человека

П.: приобретают умения использовать полученные знания и умения в практике

Р: оценивают свою работу, исправляют ошибки

9. Рефлексия

Какие трудности вам встретились на уроке? Что бы вы еще хотели повторить?

Выставление оценок.

Отвечают на вопрос.

П.: приобретают умения мотивированно организовывать свою деятельность

Р.: оценивают свою работу

К.: строят небольшие монологические высказывания

Дом. зад.

П. 34, упр. 172

Записывают задание.