СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тьютор - помощник учителя или самостоятельный специалист

Нажмите, чтобы узнать подробности

ТЬЮТОР - ПОМОЩНИК УЧИТЕЛЯ ИЛИ САМОСТОЯТЕЛЬНЫЙ СПЕЦИАЛИСТ

 

Просмотр содержимого документа
«Тьютор - помощник учителя или самостоятельный специалист»


ТЬЮТОР - ПОМОЩНИК УЧИТЕЛЯ ИЛИ САМОСТОЯТЕЛЬНЫЙ СПЕЦИАЛИСТ



Лица с ОВЗ испытывают потребность не только в медицинской помощи, но и в социальной поддержке. Следует подчеркнуть, что важна не только подготовка ребенка к жизни в обществе, но и самого общества к принятию такой личности, что особенно отчетливо проявилось в связи с развитием инклюзивного образования. В инклюзивных практиках обучающимся с ОВЗ необходим индивидуальный комплексный подход, который учитель зачастую, не может осуществлять.

Федеральный Государственный Общеобразовательный Стандарт НОО обучающихся с ограниченными возможностями здоровья утверждённый приказом от 19.12.14 года Министерством образования и науки РФ [1] предусматривает для успешной адаптации, организации учебного процесса и получения высоких результатов индивидуальное сопровождение ребенка с ОВЗ – тьюторство, которое назначается по рекомендации ПМПК на временной или постоянной основе.

«Тьютор»  (англ. tutor – наставник, опекун; лат. tueor – наблюдаю, забочусь, оберегаю) - это педагог, обеспечивающий разработку и сопровождение индивидуальных образовательных программ обучающихся, организующий процесс индивидуальной работы с обучающимися по выявлению, формированию и развитию их познавательных интересов, сопровождающий процесс формирования их личности (помогает им разобраться в успехах, неудачах, сформулировать личный заказ к процессу обучения, выстроить цели на будущее), координирующий поиск информации обучающимися для самообразования.

Тьютер осуществляет такое сопровождение,  в рамках которого основной формой взаимодействия является индивидуальное и групповое консультирование обучающихся и их родителей (законных представителей) по вопросам формирования и реализации индивидуальных образовательных траекторий (ИОТ), индивидуальных учебных планов (ИУП), выбора и продолжения образования. Также тьютором обеспечивается проведение рефлексивно-проектных мероприятий с обучающимися по вопросам формирования и реализации индивидуальных образовательных траекторий, подготовка и реализация профессиональных проб и социальных практик [2].

Все это позволяет тьютору принимать активное участие в жизни образовательной организации: участвовать в работе методического объединения, сотрудничает со специалистами учреждений, организаций, ведомств по вопросам создания условий для развития личности обучающихся, оказания помощи по обеспечению их социальной защиты в рамках своей компетенции; представлять на рассмотрение непосредственного руководства предложения по вопросам совершенствования образовательного процесса и своей деятельности.

Тьютор может совмещать основную должность с преподавательской деятельностью в соответствии с распределением учебной нагрузки (тарификацией) согласно условиям трудового договора.

Таким образом, в условиях инклюзивного образования тьюторство как педагогическая деятельность становится важным ресурсом для создания эффективной, гибкой, ориентированной на ребенка системы сопровождения. Он может способствовать развитию не только более индивидуализированного обучения, но и воспитания, содействуя максимальному раскрытию личности обучаемого, формированию его мотивов и ценностей [4]. Также значимым показателями профессионализма специалиста является владение ИКТ-компетентностями.

В сферу профессиональных знаний тьютора входят знания правовой документации; основ специальной педагогики, психологии и дефектологии; методов и форм мониторинга развития обучающихся; технологии открытого образования и тьюторских технологии; методов управления образовательными системами; современных педагогических технологий продуктивного, дифференцированного, развивающего обучения; принципов компетентного подхода, технологий диагностики причин конфликтных ситуаций, их профилактики и решения [1]. Тьютор ведет следующую документацию:

  • план работы на год, четверть;

  • программа сопровождения ИОТ и ИУП обучающегося;

  • график работы с тьюторской группой (обучающимся);

  • дневник наблюдений;

  • анализ реализации программы сопровождения ИОТ и ИУП;

  • материалы мониторинга образовательных эффектов и результатов индивидуализации образования обучающихся, находящихся на сопровождении;

  • журнал учета посещаемости и успеваемости обучающихся.

Документация ведется в соответствии с действующими методическими рекомендациями и соответствующим локальным актом образовательной организации.

Все это делает тьютора самостоятельным в выборе воспитательных и образовательных технологий, эффективных с точки зрения достижения результатов тьюторского сопровождения и не наносящих вред обучающимся.

Таким образом перед тьютором ставятся следующие задачи:

  • помощь обучающемуся в осознании его образовательных и профессиональных потребностей, возможностей и способов их реализации;

  • создание условий для реальной индивидуализации процесса обучения (составление индивидуальных учебных планов и планирование индивидуальных образовательных траекторий);

  • обучение проектированию ИОТ и планированию деятельности по ее реализации как в рамках школы, так и после ее окончания;

  • помощь в проектировании ИОТ и разработке и реализации ИУП;

  • организация и стимулирования разных видов деятельности обучающихся, в том числе в получении ими дополнительного образования в школе и вне её;

  • помощь в сборе информации об образовательных ресурсах школы, района, области, страны, сети Интернет, которые могут быть использованы обучающимися при обучении по планируемой ИОТ и на следующей после школы ступени образования;

  • психолого-педагогическое сопровождение обучающихся, имеющих затруднения в вопросах формирования и реализации ИОТ и ИУП;

  • мониторинг эффективности реализации ИОТ;

  • помощь в проблемных ситуациях при реализации обучающимся ИОТ, ИУП;

  • формирование адекватной самооценки обучающихся по вопросам формирования и реализации образовательных и профессиональных траекторий.

Таким образом, как помощника учителя тьютора можно назвать самостоятельным специалистом, который отвечает за результативность своей деятельности.

На современном этапе реализации тьюторской практики существуют трудности в подборе кадров на данную должность, в обучении таких специалистов, в организации деятельности тьютора. Сам же тьютор сталкивается с проблемами организации обучения и воспитания детей с ОВЗ в инклюзивных условиях.

Для развития современного образования лиц с ОВЗ необходимо систематизировать и усовершенствовать тьюторскую деятельность как неотъемлемую часть образовательного процесса.

Литература

  1. Долгова, Л.М. Нормативно-правовое оформление тьюторкой деятельности в образовательном учреждении [Текст] / Л.М. Долгова // Организация тьюторского сопровождения в образовательном учреждении: содержание, нормирование и стандартизация деятельности тьютора. – М., 2009. – С. 13-18

  2. Ковалева, Т.М. Материал по курсу: «Основы тьюторского сопровождения в общем образовании» [Текст]: лекции 5-8 / Т.М. Ковалева – М.: Педагогический университет «Первое сентября», 2010. – с 64.

  3. Ковалева, Т.М. Практика работы с процессом индивидуализации. Анализ локальных школьных проектов [Текст] / Т.М. Ковалева // Школа и открытое образование: компетенции и практики индивидуализации. Сборник научных трудов по материалам IV всероссийской научной конференции/ отв. ред. А.О. Зоткин, И.Д. Проскуровсякая. – Томск: Пилад, 2000.

  4. Суханова, Е.А. Тьюторство как механизм индивидуализации [Текст] / Е.А. Суханова// Школа и открытое образование: компетенции и практики индивидуализации. Сборник научных трудов по материалам IV всероссийской научной конференции/ отв. ред. А.О. Зоткин, И.Д. Проскуровсякая. – Томск: Пилад, 2000. – 206 с.