ТЬЮТОР - ПОМОЩНИК УЧИТЕЛЯ ИЛИ САМОСТОЯТЕЛЬНЫЙ СПЕЦИАЛИСТ
Лица с ОВЗ испытывают потребность не только в медицинской помощи, но и в социальной поддержке. Следует подчеркнуть, что важна не только подготовка ребенка к жизни в обществе, но и самого общества к принятию такой личности, что особенно отчетливо проявилось в связи с развитием инклюзивного образования. В инклюзивных практиках обучающимся с ОВЗ необходим индивидуальный комплексный подход, который учитель зачастую, не может осуществлять.
Федеральный Государственный Общеобразовательный Стандарт НОО обучающихся с ограниченными возможностями здоровья утверждённый приказом от 19.12.14 года Министерством образования и науки РФ [1] предусматривает для успешной адаптации, организации учебного процесса и получения высоких результатов индивидуальное сопровождение ребенка с ОВЗ – тьюторство, которое назначается по рекомендации ПМПК на временной или постоянной основе.
«Тьютор» (англ. tutor – наставник, опекун; лат. tueor – наблюдаю, забочусь, оберегаю) - это педагог, обеспечивающий разработку и сопровождение индивидуальных образовательных программ обучающихся, организующий процесс индивидуальной работы с обучающимися по выявлению, формированию и развитию их познавательных интересов, сопровождающий процесс формирования их личности (помогает им разобраться в успехах, неудачах, сформулировать личный заказ к процессу обучения, выстроить цели на будущее), координирующий поиск информации обучающимися для самообразования.
Тьютер осуществляет такое сопровождение, в рамках которого основной формой взаимодействия является индивидуальное и групповое консультирование обучающихся и их родителей (законных представителей) по вопросам формирования и реализации индивидуальных образовательных траекторий (ИОТ), индивидуальных учебных планов (ИУП), выбора и продолжения образования. Также тьютором обеспечивается проведение рефлексивно-проектных мероприятий с обучающимися по вопросам формирования и реализации индивидуальных образовательных траекторий, подготовка и реализация профессиональных проб и социальных практик [2].
Все это позволяет тьютору принимать активное участие в жизни образовательной организации: участвовать в работе методического объединения, сотрудничает со специалистами учреждений, организаций, ведомств по вопросам создания условий для развития личности обучающихся, оказания помощи по обеспечению их социальной защиты в рамках своей компетенции; представлять на рассмотрение непосредственного руководства предложения по вопросам совершенствования образовательного процесса и своей деятельности.
Тьютор может совмещать основную должность с преподавательской деятельностью в соответствии с распределением учебной нагрузки (тарификацией) согласно условиям трудового договора.
Таким образом, в условиях инклюзивного образования тьюторство как педагогическая деятельность становится важным ресурсом для создания эффективной, гибкой, ориентированной на ребенка системы сопровождения. Он может способствовать развитию не только более индивидуализированного обучения, но и воспитания, содействуя максимальному раскрытию личности обучаемого, формированию его мотивов и ценностей [4]. Также значимым показателями профессионализма специалиста является владение ИКТ-компетентностями.
В сферу профессиональных знаний тьютора входят знания правовой документации; основ специальной педагогики, психологии и дефектологии; методов и форм мониторинга развития обучающихся; технологии открытого образования и тьюторских технологии; методов управления образовательными системами; современных педагогических технологий продуктивного, дифференцированного, развивающего обучения; принципов компетентного подхода, технологий диагностики причин конфликтных ситуаций, их профилактики и решения [1]. Тьютор ведет следующую документацию:
план работы на год, четверть;
программа сопровождения ИОТ и ИУП обучающегося;
график работы с тьюторской группой (обучающимся);
дневник наблюдений;
анализ реализации программы сопровождения ИОТ и ИУП;
материалы мониторинга образовательных эффектов и результатов индивидуализации образования обучающихся, находящихся на сопровождении;
журнал учета посещаемости и успеваемости обучающихся.
Документация ведется в соответствии с действующими методическими рекомендациями и соответствующим локальным актом образовательной организации.
Все это делает тьютора самостоятельным в выборе воспитательных и образовательных технологий, эффективных с точки зрения достижения результатов тьюторского сопровождения и не наносящих вред обучающимся.
Таким образом перед тьютором ставятся следующие задачи:
помощь обучающемуся в осознании его образовательных и профессиональных потребностей, возможностей и способов их реализации;
создание условий для реальной индивидуализации процесса обучения (составление индивидуальных учебных планов и планирование индивидуальных образовательных траекторий);
обучение проектированию ИОТ и планированию деятельности по ее реализации как в рамках школы, так и после ее окончания;
помощь в проектировании ИОТ и разработке и реализации ИУП;
организация и стимулирования разных видов деятельности обучающихся, в том числе в получении ими дополнительного образования в школе и вне её;
помощь в сборе информации об образовательных ресурсах школы, района, области, страны, сети Интернет, которые могут быть использованы обучающимися при обучении по планируемой ИОТ и на следующей после школы ступени образования;
психолого-педагогическое сопровождение обучающихся, имеющих затруднения в вопросах формирования и реализации ИОТ и ИУП;
мониторинг эффективности реализации ИОТ;
помощь в проблемных ситуациях при реализации обучающимся ИОТ, ИУП;
формирование адекватной самооценки обучающихся по вопросам формирования и реализации образовательных и профессиональных траекторий.
Таким образом, как помощника учителя тьютора можно назвать самостоятельным специалистом, который отвечает за результативность своей деятельности.
На современном этапе реализации тьюторской практики существуют трудности в подборе кадров на данную должность, в обучении таких специалистов, в организации деятельности тьютора. Сам же тьютор сталкивается с проблемами организации обучения и воспитания детей с ОВЗ в инклюзивных условиях.
Для развития современного образования лиц с ОВЗ необходимо систематизировать и усовершенствовать тьюторскую деятельность как неотъемлемую часть образовательного процесса.
Литература
Долгова, Л.М. Нормативно-правовое оформление тьюторкой деятельности в образовательном учреждении [Текст] / Л.М. Долгова // Организация тьюторского сопровождения в образовательном учреждении: содержание, нормирование и стандартизация деятельности тьютора. – М., 2009. – С. 13-18
Ковалева, Т.М. Материал по курсу: «Основы тьюторского сопровождения в общем образовании» [Текст]: лекции 5-8 / Т.М. Ковалева – М.: Педагогический университет «Первое сентября», 2010. – с 64.
Ковалева, Т.М. Практика работы с процессом индивидуализации. Анализ локальных школьных проектов [Текст] / Т.М. Ковалева // Школа и открытое образование: компетенции и практики индивидуализации. Сборник научных трудов по материалам IV всероссийской научной конференции/ отв. ред. А.О. Зоткин, И.Д. Проскуровсякая. – Томск: Пилад, 2000.
Суханова, Е.А. Тьюторство как механизм индивидуализации [Текст] / Е.А. Суханова// Школа и открытое образование: компетенции и практики индивидуализации. Сборник научных трудов по материалам IV всероссийской научной конференции/ отв. ред. А.О. Зоткин, И.Д. Проскуровсякая. – Томск: Пилад, 2000. – 206 с.