Просмотр содержимого документа
«Тьютор в российском образовании»
Тьютор в российском образовании
В настоящее время в общеобразовательной школе увеличивается число детей с нарушениями развития. Эти дети испытывают различного рода трудности, как в обучении, так и в адаптации. Они, как никто другой, нуждаются в индивидуальной помощи и профессиональном психолого-педагогическом сопровождении.
Поэтому в наши дни востребовано инклюзивное образование, благодаря которому у детей с ООП формируются коммуникативные качества, необходимые для активной жизнедеятельности.
В данный момент в РФ начинают активно складываться региональные модели инклюзивной практики образования. Дети с особыми образовательными потребностями (ООП) включаются в общеобразовательный процесс, но не стихийно, а при условии создания в общеобразовательном учреждении специальных условий обучения. Определение этих специальных условий является одной из задач ПМП комиссии, которая рекомендует ребенку с ООП, в том числе и инвалидностью, инклюзивную форму обучения.
Второй стороной в этом процессе становится непосредственно образовательное учреждение – школа или детский сад. Именно там выстраивается основная модель сопровождения, именно там. На основе рекомендаций ПМПК, при наличии необходимых управленческих решений администрации школы или д/с, совместно с территориальным управлением образования, появляются те самые необходимые специальные условия обучения. И важнейшим компонентом специальных условий становится наличие в ОУ тьютора – специалиста, который оказывает необходимую помощь ученику с ООП на протяжении учебного дня.
Таким образом, новое время дает современному человеку право на индивидуальное развитие. Но какой бы самостоятельностью он не обладал, возникают ситуации, когда личность сталкивается с различными профессиональными трудностями. И вот тогда, как правило, специалист будет заботиться, оберегать, сопровождать. А сопровождать – значит идти вместе, быть рядом или помогать. К сопровождающим относятся различные профессиональные единицы, которых объединяет функция оказания помощи в становлении, дальнейшем развитии подопечного. Востребованной становится профессия тьютора.
С 2008 года тьютор официально утвержден как педагогическая профессия (приказы Минздравсоцразвития РФ от 5 мая 2008 г. №216-н и 217-н, зарегистрированные в Минюсте РФ 22 мая 2008 г. под №№11731 и 11725).
В 2009 году открыта первая магистратура по тьюторсту.
С 2011 году выходит журнал «Тьюторское сопровождение».
В 2012 году состоялся первый Черноморский университет тьюторства (Геленджик, Краснодарский край).
Тьюторство прочно входит в отечественную педагогическую действительность. Успешно организованное социально-психологическое сопровождение открывает перспективы личностного роста, помогает человеку войти в необходимую «зону развития», недоступную ему на определенном этапе.
Тьютор – профессия новая для российского образования. Реформируемая образовательная среда нуждается в новом специалисте, который не будет, как учитель, передавать знания, а поможет учащемуся выстраивать индивидуальную образовательную программу (ИОП).
На сегодняшний день тьюторство в образовании имеет различную направленность:
• сопровождение профессионального обучения;
• сопровождение профильного обучения;
• сопровождение одаренных детей;
• сопровождение инклюзивного образования.