СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тьюторское сопровождение молодых педагогов

Категория: Завучу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Тьюторское сопровождение молодых педагогов»

Тьюторское сопровождение молодых педагогов



С первого дня работы молодой педагог имеет те же обязанности, несет ту же ответственность, что и учителя с многолетним стажем, но ученики, родители, администрация, как правило, не делают уступки на молодость и неопытность. Новичок, который не получит в это непростое для него время поддержки от коллег и администрации, чувствует себя брошенным на произвол судьбы. Он боится собственной несостоятельности, критики администрации и опытных коллег. Постоянно волнуется, побаиваясь что-либо не успеть, забыть, пропустить. Да, тревожность из ситуативной превращается в стойкую личностную черту. Страх и неудовлетворение самим собой и своей деятельностью становятся привычным состоянием.

Чтобы это не произошло, молодому педагогу необходима целенаправленная помощь. Еще несколько лет назад, когда была сильная ориентация на внешний контроль, к каждому из них прикрепляли официального наставника. Считалось, что опытный, знающий, «как надо», колегга решит все проблемы профессионального становления.

Сегодня ситуация изменилась. Молодые педагоги отдают преимущество свободе выбора, возможности творчества и поиска. Лишь треть из них считают, что наставник все же необходим, а вот, за мыслью других, такой институт нужен лишь в некоторой степени, а то и совсем мешает адаптации. Большинство учительского пополнения нуждаются не столько в тьюторе, сколько в возможности получить методическую, психолого-педагогическую, управленческую и другую информацию. Хотя функция учителя-тьютора остается неизменной, основной. Работа с молодыми коллегами приносит наслаждение и тьютору, держит на современном уровне педагогического самосовершенствования, не дает затмиться многолетнему опыту.

Адаптация

Самым главным фактором становления молодого педагога является период адаптации. Процесс адаптации молодого педагога к учебной деятельности в значительной мере обусловлен степенью и характером помощи, которую молодые специалисты получают от администрации школы, от опытного учителя-тьютора, от отношения к нему коллег по работе. По большей части выпускники педагогических ВУЗов имеют неплохую профессиональную подготовку, но им недостает знаний и опыта в вопросах методической подготовки, деятельности ученического коллектива, ведении школьной документации, в работе с родителями. Молодые учителя - это будущее школы, республики. Очень важно, чтобы творческий опыт, смелость в поисках новых технологий молодой специалист получил именно в первые годы своей педагогической деятельности. А тьюторы должны не дать погаснуть огню желания, не допустить сомнений в правильности выбранной профессии. Безразличие администрации, легкомысленное отношение старшего коллеги к своему поручению могут привести к потере возможности творческого роста молодого учителя.

Чтобы не допустить вышеупомянутый негативный факт, администрация школы большое внимание уделяет, на первый взгляд, мелочам - встречи молодого педагога: улыбка администратора, доброжелательные взгляды учителей, которые свидетельствуют, что каждый из них в любой момент может оказать помощь, дать искренний совет, поддержку.

Приятным является тот факт, что работа в школе имеет психологическое сопровождение, поскольку членом Школы молодого учителя является психолог школы. Именно через психодиагностику отслеживается развитие личности молодых учителей и их педагогическое мастерство. Проводится «Тренинг адаптации молодых учителей к условиям работы». Целью тренинга является содействие психологической адаптации молодых педагогов к условиям работы в школе, в частности: коррекция ошибочных ожиданий и типичных иллюзий относительно работы; повышение мотивации профессиональной деятельности, нахождение оптимальных моделей поведения в педагогической среде; выбор оптимальной стратегии профессиональной деятельности.

Конечно, предложенная программа тренинга не обеспечивает стопроцентной адаптации, а лишь способствует этому процессу, усиливает динамику путем «перевода» данного процесса на актуализированный, осознанный уровень. Необходимо учитывать: тренинг будет самым эффективным, когда проблема актуализирована, осознана и участники тренинга готовы активно работать над поиском новой, лучшей модели поведения [4;27]. Нередко такая актуализация происходит лишь после первого года работы, когда молодой педагог убеждается в ошибочности своих ожиданий (а иногда и позже).

Молодые учителя не стоят в стороне от школьной жизни. С первых дней работы начинается знакомство с коллегами, со школой. Уже стали традиционными такие мероприятия как посвящение в педагоги, декада наставника, неделя молодого учителя. На заседании педагогического совета молодому специалисту вручаем библиотечку методической литературы, «Памятку молодого учителя».

В беседе с молодыми учителями выясняются их способности, желания, интересы. Администрация к тьюторству привлекает опытнейших коллег, которые знают, что молодому учителю нужны постоянная товарищеская помощь и поддержка. Работа тьютора с подшефными начинается с доверительной беседы, чтобы узнать позитивные и негативные моменты в их подготовке, определить направления помощи. Знакомим начинающего с оборудованием школьного методического кабинета, материалами школьной библиотеки, с коллегами, которые будут работать с ним, а если это учитель среднего или старшего звена, то вместе с классным руководителем даем сжатую характеристику классов, в которых ему придется работать.

Тьюторское сопровождение

Формирование и становление молодого специалиста происходит в течение первых лет педагогической деятельности. Поэтому важно, чтобы его наставником был коллега, который умеет улучшить и поддержать позитивное в работе молодого учителя, помочь найти правильное решение в любых сложных ситуациях, поверить в свои силы, передать опыт, сделать его приобретением своего подопечного. Отношения «наставник - молодой учитель» - это обычно отношения доверия, доброжелательности, искренности, взаимоуважения.

С чего же начинается эта деятельность? Сначала для определения структуры и планирования методической работы с молодыми специалистами осуществляется диагностирование, а также ознакомление с необходимой первичной информацией.

Потом-анкетирование, которое дает возможность обнаружить трудности в работе молодых коллег и сконцентрировать деятельность на преодолении недостатков.

Все молодые учителя школы работают под началом опытных педагогов по четко разработанному плану. Работает Школа молодого учителя. Работа в Школе молодого учителя рассчитана на три года. Ежемесячно происходят заседания, на которые выносят как практические, так и теоретические, вопросы. Обязательным является предоставление практической помощи молодым коллегам, консультации, взаимопосещение уроков, не только учителей-тьюторов, но и других учителей. С помощью коллег молодой специалист вызбирает и разрабатывает одну методическую тему, изучает наглядные пособия, ТСО, компьютерную технику, которые есть в школе, со следующим использованием их в своей повседневной работе.

Интерактивная модель поддержки молодых учителей

В поисках более эффективных вариантов работы с молодыми учителями за основу была взята интерактивная модель поддержки молодых учителей. Базируется эта работа на принципах синергического подхода (на принципах сотрудничества) и предусматривает демократический стиль общения молодых учителей с администрацией школы и коллегами, критическое мышление и принятие обдуманных решений.

Интерактивная модель поддержки молодых учителей как специальная форма методической работы имеет конкретную предсказуемую цель — создать комфортные условия работы молодого специалиста, которые обеспечат его личностный рост.

Обеспечивается это не прослушиванием лекций и рассказов о том, как нужно действовать в той или другой ситуации на уроке или во внеурочное время, с учениками или их родителями, а проигрыванием тех или иных ситуаций с обязательным высказыванием своих взглядов и идей, обсуждением педагогических проблем, без закрытых вопросов (то есть таких, на которые можно отвечать «да» или нет»), без доминирования кого-либо над группой во время работы. Поэтому, остановлюсь на нескольких интересных мероприятиях и темах, которые были представлены для обсуждения в Школе молодого учителя.

Изучая тему «Суть и функции методов обучения. Классификация методов обучения», была проведена деловая игра «Методы обучения». Получив путем жеребьевки на домашнюю проработку один из методов, каждый участник в ходе игры должен был его презентовать, не называя сам метод. Свидетельством того, что участнику удалось донести другим суть метода, его назначения, было то, что другие отгадывали его название. Дальше были вопроса, дополнения, рассказ об эффективности использования того или иного метода обучения на своих уроках.

А такое занятие как «Структура урока» было построено, собственно, как сам урок, со свойственными ему этапами: мотивацией (где прозвучало, для чего нам рассматривать эту тему), усвоением новых знаний (где знания молодых коллег о структуре урока дополнялись), рефлексией (где анализировалась и подытоживалась полученная информация), и т.д. Более того, каждый из этапов проводил новый участник этой игры. В таких случаях на все 100% срабатывает хорошо знакомый нам принцип — обучая других — становлюсь мастером.

Продолжая тему деловых игр, нельзя не вспомнить о занятии «Особенности подготовки и проведения интерактивного урока». На протяжении игры, которая проходила опять же по этапам урока, было проведены много упражнений, причем отмечено, какое упражнение и на каком этапе урока будет наиболее целесообразным. Например, «Незаконченное предложение» — на этапе объявления темы и ожидаемых результатов, «Ажурная пилка» — усвоение новых знаний, «Микрофон», — на этапе рефлексии.

Рубрика «Парад педсоветов». Это рассмотрение и коллективное обсуждение нестандартных ситуаций педагогической работы. Например: что делать, когда…

как правильно сделать, если…

как ни выглядеть «смешным» в случае…

Ведь настоящее школы непростое. Организовывая коллективное обсуждение педагогических проблем, свое мнение выражает каждый, причем принимаются все мнения.

Одной из эффективных форм работы есть «консультативный стол». Предварительно определяем вопрос для обсуждения. Каждый выражает свое виденье в раскрытии содержания данной темы. В процессе обсуждения возникает творческая дискуссия. Молодые специалисты привлекаются к коллективному планированию какого-либо урока.

Интересной формой практической работы являются деловые игры. Вот одна из них - «Проблемный мост «Родители и дети».

Что бы вы посоветовали родителям в следующих ситуациях?

Ориентировочные ситуации:

Я не люблю читать дома. Мама принуждает читать много раз подряд, ссорится, если я читаю медленно и с ошибками.

Я стараюсь читать быстро и правильно, но во время чтения в классе от волнения я заикаюсь, ошибаюсь. Очень стыдно, когда дети смеются.

Решение педагогических ситуаций дает возможность предотвратить недостатки, просчеты в последующей практической работе. Важно научить правильно составлять психолого-педагогическую характеристику классного коллектива, чтобы соответствовать единству педагогических требований к ученикам со стороны учителей и родителей. Чтобы обеспечить полную реализацию темы, над которой работает школа - «Обновление и модернизация учебно-воспитательного процесса на основе новых Республиканских государственных образовательных стандартов с целью обеспечения системного повышения качества образования», учителя-тьюторы, администрация школы посещают родительские собрания, после которых проводится их детальный анализ: обращается внимание на негативные моменты и (это очень важно) подчеркиваются позитивные моменты собраний. А это подбадривает молодого специалиста, вселяет уверенность в правильности выбранной профессии, стимулирует к новым формам работы с родителями и учениками.