Тьюторское сопровождение ребенка
с тяжелой умственной отсталостью
Практически каждый ребенок с тяжелой умственной отсталостью, особенно на начальном этапе обучения, нуждается в тьюторском сопровождении. Это его «инструмент» вхождения в социум. Правильно продуманная и слаженная работа тьютора и педагогов способствует успешной адаптации ребенка в школе и дальнейшему обучению. Для того чтобы систематизировать деятельность тьютора, на основе анализа практик тьюторского сопровождения в коррекционных школах, был составлен алгоритм тьюторского сопровождения ребенка с умственной отсталостью в условиях специальной коррекционной школы. В алгоритм сопровождения входить 4 этапа: предварительный, адаптационный, основной, завершающий.
1.Предварительный этап: на данном этапе тьютор знакомится с результатами диагностики ребенка, проведенной специалистами, с медицинской картой ребенка, утвержденным образовательным маршрутом; по возможности встречается со специалистами и представителями ПМПК для получения рекомендаций по индивидуальному образовательному плану (ИОП). Также на данном этапе происходит наблюдение за ребенком в течение дня, посещении уроков, консультации с учителями (психологом, логопедом, социальным педагогом), консультации с родителями. На этом же этапе происходит знакомство и установление контакта. Далее происходит важный момент непосредственного знакомства и постепенное установление контакта с ребенком. Получив общие сведения, тьютор знакомится с самим ребенком и его семьей, узнает об особенностях, интересах, сильных и слабых сторонах своего подопечного. Важнейшим элементом данного диагностического этапа являются непосредственное наблюдение тьютора за ребенком, его окружением. Здесь важно разъяснить детали, касающиеся поведения ребенка, узнать об уровне развития его представлений. Тьютору необходимо дать почувствовать родителям, что он заинтересован в работе с их ребенком и искренне нацелен на положительный результат. Следует ознакомить родителей с функциональными обязанностями тьютора, где четко определены ответственность и обязанности сторон, в рамках общего договора между родителями и образовательным учреждением. На данном этапе часто необходимо заранее познакомить ребенка с помещениями, где он будет заниматься, его рабочим местом, расположением классов и кабинетов, спортзала, столовой, туалетов.
2. Адаптационный этап: на этапе адаптации идет повседневная, последовательная работа тьютора и ученика по вхождению в образовательный процесс и социальную жизнь, постепенное включение ребенка в различные учебные и внеучебные ситуации. Под адаптацией понимается также приспособление помещений школы, режима дня, учебных программ и методических пособий к нуждам ребенка. Сроки адаптации детей в школе очень разнятся и зависят от индивидуальных особенностей конкретного ребенка. Они варьируются в пределах нескольких месяцев, у некоторых детей могут растягиваться до года. Период адаптации значительно сокращается у детей, которые посещали дошкольные образовательные учреждения: ДОУ, центры психокоррекционной поддержки и т.д. На этом этапе тьютор осознает составляющие и особенности задач, стоящих перед ребенком, и потенциальные возможности их решения, определяет позитивные и негативные факторы, влияющие на ситуацию. Ведется индивидуальная работа с ребенком по формированию личностной мотивации к обучению. Важным моментом на этом этапе должна стать работа тьютора, направленная на успешное вхождение ребенка с тяжелой умственной отсталостью в школьный коллектив. У детей нередко наблюдается незрелость форм межличностного взаимодействия и коммуникативных навыков; хорошо, если тьютор использует любую возможность общения своего подопечного с другими детьми (на переменах, прогулках, в столовой, на праздниках, классных часах и т.д.).
3. Основной этап: освоившись в новой среде, при условии постоянного получения положительной эмоциональной поддержки, ребенок с тяжелой умственной отсталостью переходит на новый этап, который характеризуется снижением тревожности и напряжения. Это этап взаимодействия с ребенком по поводу и в ходе обучения, оценка первых результатов. Теперь акцент тьюторства переносится в сферу углубления социализации и коррекционно-развивающего обучения. Здесь важно поддерживать мотивацию ребенка, дать ему возможность почувствовать свои успехи. Постепенно увеличивается доля самостоятельности ребенка при выполнении той или иной деятельности, а кроме того, постепенно обеспечивается его способность взаимодействовать с другими взрослыми, в первую очередь с учителем, и с другими детьми. Хочется еще раз подчеркнуть, что помощь должна быть разумно дозирована, носить направляющий характер и побуждать ребенка к самостоятельности. На данном этапе проводятся диагностика в процессе обучения и наблюдения в ходе внеклассной деятельности, дается анализ и оценка первых результатов, оценка ресурсов и дефицитов в интеллектуальной, коммуникативной и других сферах деятельности ребенка, при необходимости вносятся корректировки в ИОП. Тьюторское сопровождение заключается в организации образовательного движения ребенка, которое строится на постоянном рефлексивном соотнесении его достижений (настоящего и прошлого) с интересами и устремлениями (образом будущего)
4.Завершающий этап: если это возможно, то постепенный выход сопровождающего из посреднической роли тьютора, предоставление ребенку максимальной самостоятельности в учебе с последующей отсроченной оценкой. Выход тьютора из системы или уменьшение его влияния является критерием его эффективности. На каждом этапе тьютор информирует родителей и всех участников образовательного процесса об успехах и неудачах в обучения и социализации ребенка, проводит мониторинг усвоения содержания обучения, анализ результатов сопровождения. При необходимости тьютор организует консультации ребенка у ведущих специалистов: логопедов, дефектологов, психологов. Основным методом тьюторского сопровождения является специально организованная работа тьютора с осознанием ребенком процессов учебной деятельности и жизнедеятельности, включающей в себя и отношения с другими детьми класса и с взрослыми. Основным инструментом являются вопросы школьника или собственные вопросы тьютора, касающиеся этих сфер жизнедеятельности ребенка. Тьютор использует открытые и закрытые вопросы, умение предельно сузить или, наоборот, расширить тему, технику активного слушания. Для успешной работы тьютора предусмотрено ведение им следующей документации: дневник наблюдений, план работы на четверть, год, индивидуальный образовательный маршрут. Дневник наблюдений один из основных документов, позволяющих отследить динамику развития учащегося. В нём тьютор отмечает успехи и неудачи в обучении, фиксирует и свои действия, и действия учителя; эмоциональные реакции на ту или иную ситуацию, как ребенок включается в задания, в коммуникацию, что меняется, с какими трудностями он сталкивается.
Таким образом, для того чтобы включение каждого ребенка с тяжелой умственной отсталостью в среду образовательного учреждения проходило наиболее успешно, необходимо грамотно организовать и систематизировать деятельность тьютора.
Итак, подводя итоги изучения теоретических основ деятельности тьютора с обучающимися с тяжелой умственной отсталостью, можно сделать следующие выводы:
- тьютор - педагог, который действует по принципу индивидуализации и сопровождает построение обучающемуся своей индивидуальной образовательной программы с учетом его индивидуальных образовательных потребностей;
- обучающиеся с тяжелой умственной отсталостью имеют нарушения всех сторон психической деятельности человека: когнитивной, эмоционально-волевой, двигательной, при этом все виды деятельности самостоятельно не осваиваются, а при организации специального обучения формируются несвоевременно и замедленно
- правильно продуманная и слаженная работа тьютора и педагогов в образовательной организации залог успешной адаптации ребенка.