Технологическая карта урока
ФИО учителя Белоусова Антонина Александровна
Класс 6Б
УМК
Предмет Компьютерное моделирование
Тема Табличные модели. Расчеты в Excel
Тип урока Объяснение нового материала
Место и роль урока в изучаемой теме
Нам тему «Табличные модели » по плану отведено 6 уроков:
2 на создание таблиц в текстовом редакторе Word
3 урока на работу с таблицами в электронных таблицах Excel
1 урок на итоговый контроль
Технологическая карта представлена для четвертого урока изучаемой темы. На предыдущих уроках ученики познакомились с понятием «табличная модель», назначением таблиц, структурой таблиц. Развили навыки в создании, заполнении и форматировании таблиц в текстовом редакторе Word на примере заполнения таблиц текстовой информацией для модели «Расписание уроков» и выборки числовой из сплошного текста о продажах газетного киоска за неделю. Научились объединять ячейки, для наглядности красочно оформлять границы, задавать фон ячеек. Познакомились с особенностями создания, форматирования и заполнения ячеек текстом в электронных таблицах при решении логических задач табличным способом.
Цель Дать начальное представление о расчетах в электронных таблицах
Планируемые результаты
Предметные знания, предметные действия | УУД |
регулятивные | познавательные | коммуникативные | личностные |
научиться представлять информацию об объектах окружающего мира с помощью таблиц и создавать табличные модели в среде офисной программы Excel закрепление понятий (табличная модель, правил создания табличных моделей) формирование навыков самостоятельной работы с информацией через выполнение практической работы изучить способы заполнения, построение и выполнения вычислений в таблицах. | ученик учится определять цель своей работы, планировать, выявлять этапы работы, осуществлять поэтапный контроль, оценивать результат своего труда | закрепить представления учащихся о табличных информационных моделях; Сформировать умения выполнения простейших вычислений в таблицах. | способность учеников к сотрудничеству, обмен мнениями, Активный диалог между учителем и учащимися, | самостоятельность при работе с программным продуктом, аккуратность, терпение, усидчивость, применение полученных знаний на практике; |
Опорные знания: Опорные умения: Опорные способы деятельности: Новые знания: Новые умения: Новые способы деятельности: |
Ход урока
Этапы урока | Дидактические задачи этапа | Содержание обучения | Организация процесса обучения (методы, организационные формы, средства) | Учебная деятельность учащихся (учебные действия, контроль/самоконтроль) |
1. Организационный | Подготовка учащихся к работе на уроке | Приветствие, определение отсутствующих, проверка готовности к уроку Озвучивание темы | Метод: информационно - рецептивный Форма: Фронтальная; Средства: доска, учебник | Ученики находятся на своих местах |
2.Актуализация опорных знаний | Актуализация знаний по теме: Табличные информационные модели. Структура Excel», изученной ранее на уроке. Формирование учебно – познавательных навыков | Учитель ставит учебную задачу, мотивирует учащихся на изучение темы. Опираясь на знания, полученные на предыдущих уроках: «Табличные информационные модели. Структура Excel» и «Решение логических задач в Excel», учитель предлагает самостоятельно решить логическую задачу табличным способом (Приложение№1) | Метод: репродуктивный; Форма: Фронтальная; Средства: доска, компьютеры | Ученики отвечают на заданные вопросы, выполняют самостоятельно задание, что позволяет учителю выяснить был ли усвоен предыдущий материал. Образец результата выполнения заданий на ПК в Приложении №1 |
3.Получение новых знаний | Формирование знаний о представлении информации с помощью электронной таблицы. | Формирование представления об выполнении операций сложения, автозаполнение ячеек в программе Еxcel (Приложение №2) | Метод: информационно - рецептивный; Форма: Фронтальная; Средства: доска, компьютер | Ученики работают за компьютером, выполняя задание |
4.Закрепление полученных знаний | Организация деятельности учащихся по применению изученных знаний для решения задачи. | Раздача группам учащихся печатные задания на конкретизацию новых знаний. Поиск решений и обсуждение заданий (Приложение №3) | Метод: Репродуктивный; Форма: Индивидуальная; Средства: работа за компьютерами | Ученики работают в индивидуально, выполняя задание по карточкам |
5.Подведение итогов урока | Систематизация полученных знаний, осмысление новых умений и способов деятельности | Обсуждение вопросов на осмысление особенностей информационных моделей и формализации | Метод: Эвристический; Форма: Фронтальная; Средства: Интерактивная доска | Рефлексия собственной деятельности на уроке, осмысление новых знаний и умений |
Приложение №1
Придумай общий заголовок к логической задаче
Три бывших одноклассника Андрей, Бронислав и Борис:
один - аптекарь, другой – бухгалтер, третий – агроном.
Один живет в Бобруйске, другой в Архангельске, третий в Белгороде. Определите кто где живет и профессию каждого, если известно:
Борис бывает в Бобруйске редко, хотя все его родственники живут в этом городе
У двоих из этих людей названия профессий и городов, в которых они живут, начинаются с той же буквы, что и имена
Жена аптекаря доводится Борису сестрой
Решение оформи в таблице Excel
Образец решения:

Приложение №2
Получение новых знаний
Сегодня на уроке продолжим знакомство с программой Excel. Перед вами таблица «Газетный киоск», который вы создавали в текстовом редакторе. Можно ее создать в Excel? Как узнать какое количество газет продали за день?
- Нужно провести расчеты.
-Значит тема нашего занятия?
Ученики формулируют тему урока и цель
Создают таблицу, форматируют
Добавляют новый столбец – итого за месяц, и две новые строки – выручка, итого.

Учитель показывает 2 способа вычисления суммы:
Посчитайте, сколько было продано за каждый день.

Как посчитать выручку?
Пусть цена каждой газеты условно 20рублей. Какую формулу надо ввести в ячейку В12?
- Нужно цену газеты умножить на количество проданных экземпляров, то есть =20*В11
Вводят соответствующую формулу для каждого столбца, получают результат
Учитель знакомит с «хитростью» - операцией «автозополнение» ячеек.
-Удалите содержимое ячеек с итогов за день, оставив только сумму в понедельник. Выделите ячейку G4, поставьте указатель мышки на маркер заполнения в правом нижнем углу выделенной ячейки. Указатель превратился в маленький чёрный плюс, нажмите на него и потяните вниз.
Что произошло?
Автоматически заполнились все ячейки. Выполнили копирование вида формулы, адресация ячеек при этом изменилась для каждой строки. Повторили расчеты новым способом.

Приложение№3
Закрепление знаний
Задание: Средствами электронных таблиц Excel решите следующую задачу.
Требуется построить таблицу, содержащую сведения о стоимости туристических путевок в разные страны мира. Необходимо указать стоимость в долларах и в рублях. (Исходной информацией является стоимость путевки в дол. и курс дол. по отношению к руб. Стоимость путевки вычисляется из этих данных)
