СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 13.07.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

ТК урока_Табличные модели. Расчеты в Excel

Категория: Информатика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Предлагается разработка технологической карты урока по компьютерному моделированию в 6 классе по теме "Табличные модели. Расчеты в Excel". Цель урока: дать начальные представления о расчетах в электронных таблицах, закрепить умения по созданию и форматированию таблиц.

Просмотр содержимого документа
«ТК урока_Табличные модели. Расчеты в Excel»


Технологическая карта урока


ФИО учителя Белоусова Антонина Александровна

Класс

УМК

Предмет Компьютерное моделирование

Тема Табличные модели. Расчеты в Excel

Тип урока Объяснение нового материала

Место и роль урока в изучаемой теме

Нам тему «Табличные модели » по плану отведено 6 уроков:

  • 2 на создание таблиц в текстовом редакторе Word

  • 3 урока на работу с таблицами в электронных таблицах Excel

  • 1 урок на итоговый контроль

Технологическая карта представлена для четвертого урока изучаемой темы. На предыдущих уроках ученики познакомились с понятием «табличная модель», назначением таблиц, структурой таблиц. Развили навыки в создании, заполнении и форматировании таблиц в текстовом редакторе Word на примере заполнения таблиц текстовой информацией для модели «Расписание уроков» и выборки числовой из сплошного текста о продажах газетного киоска за неделю. Научились объединять ячейки, для наглядности красочно оформлять границы, задавать фон ячеек. Познакомились с особенностями создания, форматирования и заполнения ячеек текстом в электронных таблицах при решении логических задач табличным способом.

Цель Дать начальное представление о расчетах в электронных таблицах



Планируемые результаты

Предметные знания, предметные действия


УУД

регулятивные

познавательные

коммуникативные

личностные

  • научиться представлять информацию об объектах окружающего мира с помощью таблиц и создавать табличные модели в среде офисной программы Excel

  • закрепление понятий (табличная модель, правил создания табличных моделей)

  • формирование навыков самостоятельной работы с информацией через выполнение практической работы

  • изучить способы заполнения, построение и выполнения вычислений в таблицах.

ученик учится определять цель своей работы, планировать, выявлять этапы работы, осуществлять поэтапный контроль, оценивать результат своего труда

закрепить представления учащихся о табличных информационных моделях;

Сформировать умения выполнения простейших вычислений в таблицах.

способность учеников к сотрудничеству, обмен мнениями, Активный диалог между учителем и учащимися,

самостоятельность при работе с программным продуктом, аккуратность, терпение, усидчивость,

применение полученных знаний на практике;


Опорные знания:

  • Базовые понятия электронной таблицы;

  • Правила создания, заполнения и сохранения электронной таблицы

Опорные умения:

  • Форматирование таблицы Excel;

  • Правила заполнения электронной таблицы при решении логических задач

Опорные способы деятельности:

  • Умение переводить текстовую информацию в табличную форму.

  • Выполнять форматирование таблицы

Новые знания:

  • Понятие формулы;

  • способ ввода и редактирования формул в таблице Excel

Новые умения:

  • Вводить и редактировать формулы в таблице Excel;

  • Использовать формулы для вычислений в таблице Excel.

Новые способы деятельности:

  • Форматирование и выполнение операции сложения;

  • Автозаполнение ячеек в таблице excel


Ход урока

Этапы урока

Дидактические задачи этапа

Содержание обучения

Организация процесса обучения

(методы, организа­цион­ные формы, средства)

Учебная деятельность учащихся

(учебные действия, контроль/самоконтроль)

1. Организационный

Подготовка учащихся к работе на уроке

Приветствие, определение отсутствующих, проверка готовности к уроку

Озвучивание темы

Метод: информационно - рецептивный

Форма: Фронтальная;

Средства: доска, учебник

Ученики находятся на своих местах

2.Актуализация опорных знаний

Актуализация знаний по теме: Табличные информационные модели. Структура Excel», изученной ранее на уроке. Формирование учебно – познавательных навыков

Учитель ставит учебную задачу, мотивирует учащихся на изучение темы. Опираясь на знания, полученные на предыдущих уроках: «Табличные информационные модели. Структура Excel» и «Решение логических задач в Excel», учитель предлагает самостоятельно решить логическую задачу табличным способом (Приложение№1)

Метод: репродуктивный;

Форма: Фронтальная;

Средства: доска, компьютеры

Ученики отвечают на заданные вопросы, выполняют самостоятельно задание, что позволяет учителю выяснить был ли усвоен предыдущий материал.

Образец результата выполнения заданий на ПК в Приложении №1

3.Получение новых знаний

Формирование знаний о представлении информации с помощью электронной таблицы.


Формирование представления об выполнении операций сложения, автозаполнение ячеек в программе Еxcel (Приложение №2)


Метод: информационно - рецептивный;

Форма: Фронтальная;

Средства: доска, компьютер

Ученики работают за компьютером, выполняя задание

4.Закрепление полученных знаний

Организация деятельности учащихся по применению изученных знаний для решения задачи.

Раздача группам учащихся печатные задания на конкретизацию новых знаний. Поиск решений и обсуждение заданий (Приложение №3)

Метод: Репродуктивный;

Форма: Индивидуальная;

Средства: работа за компьютерами

Ученики работают в индивидуально, выполняя задание по карточкам

5.Подведение итогов урока


Систематизация полученных знаний, осмысление новых умений и способов деятельности

Обсуждение вопросов на осмысление особенностей информационных моделей и формализации

Метод: Эвристический;

Форма: Фронтальная;

Средства: Интерактивная доска

Рефлексия собственной деятельности на уроке, осмысление новых знаний и умений







Приложение №1

Придумай общий заголовок к логической задаче

Три бывших одноклассника Андрей, Бронислав и Борис:

один - аптекарь, другой – бухгалтер, третий – агроном.

Один живет в Бобруйске, другой в Архангельске, третий в Белгороде. Определите кто где живет и профессию каждого, если известно:

  • Борис бывает в Бобруйске редко, хотя все его родственники живут в этом городе

  • У двоих из этих людей названия профессий и городов, в которых они живут, начинаются с той же буквы, что и имена

  • Жена аптекаря доводится Борису сестрой

Решение оформи в таблице Excel

Образец решения:

Приложение №2

Получение новых знаний

Сегодня на уроке продолжим знакомство с программой Excel. Перед вами таблица «Газетный киоск», который вы создавали в текстовом редакторе. Можно ее создать в Excel? Как узнать какое количество газет продали за день?

- Нужно провести расчеты.

-Значит тема нашего занятия?

Ученики формулируют тему урока и цель

Создают таблицу, форматируют

Добавляют новый столбец – итого за месяц, и две новые строки – выручка, итого.

Учитель показывает 2 способа вычисления суммы:

  • Ввод формулы =B4+B5+B6+7+B8+B9+B10

  • функцией ∑ - автосуммирование

Посчитайте, сколько было продано за каждый день.

Как посчитать выручку?

Пусть цена каждой газеты условно 20рублей. Какую формулу надо ввести в ячейку В12?

- Нужно цену газеты умножить на количество проданных экземпляров, то есть =20*В11

Вводят соответствующую формулу для каждого столбца, получают результат

Учитель знакомит с «хитростью» - операцией «автозополнение» ячеек.

-Удалите содержимое ячеек с итогов за день, оставив только сумму в понедельник. Выделите ячейку G4, поставьте указатель мышки на маркер заполнения в правом нижнем углу выделенной ячейки. Указатель превратился в маленький чёрный плюс, нажмите на него и потяните вниз.

Что произошло?

Автоматически заполнились все ячейки. Выполнили копирование вида формулы, адресация ячеек при этом изменилась для каждой строки. Повторили расчеты новым способом.

Приложение№3

Закрепление знаний

Задание: Средствами электронных таблиц Excel решите следующую задачу.

Требуется построить таблицу, содержащую сведения о стоимости туристических путевок в разные страны мира. Необходимо указать стоимость в долларах и в рублях. (Исходной информацией является стоимость путевки в дол. и курс дол. по отношению к руб. Стоимость путевки вычисляется из этих данных)





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!