СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

ТК Золотые слова

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технологическая карта урока литературного чтения с применением приёма ТРКМ 

Просмотр содержимого документа
«ТК Золотые слова»



Технологическая карта урока

Класс: 3-10

УМК: Школа России

Тип урока: открытие нового знания

Тема урока: М. М. Зощенко “Золотые слова”

Цель урока: создание условий для чтения рассказа М. М. Зощенко “Золотые слова”

Задачи урока:

Дидактические: изучить рассказ “Золотые слова”;

Развивающие: развить умения анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы;

Воспитательные: воспитывать коммуникативную культуру учащихся при работе.

Технологии: ТРКМ

Оборудование: ИКТ, учебник.

Планируемые результаты:

Личностные:

  • ориентация в нравственном содержании и смысле поступков героев произведения, и оценка событий и поступков героев с точки зрения выполнения морально-нравственных норм;

  • способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;

Метапредметные

Регулятивные УУД:

  • принимать и сохранять учебную задачу

  • определять способ решения проблемы, планировать ход деятельности,

  • оценивать результат деятельности, осуществлять рефлексию.

Коммуникативные УУД:

  • осуществлять диалог в паре,

  • принимать участие в коллективном обсуждении, формулировать ответ на вопрос;

Познавательные УУД:

  • использовать учебник и словарь в качестве источников информации,

  • с помощью учителя выделять существенную информацию, анализировать, сравнивать, обобщать информацию.

Предметные

  • читать правильно осознанно, выразительно;

  • умение прогнозировать содержание произведения;

  • размышлять о поступках героев;

  • делать выводы об идее (главной мысли) стихотворения;

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность

обучающихся

Планируемые результаты: УУД

Орг. Момент

У парт мы встали смирно,

И урок начнем тихо.




Актуализация знаний

- Давайте вспомним, что вы читали на прошлом уроке?



- В чём слысл фразы “Собирай по ягодке – наберёшь кузовок”?

- Согласны ли вы с бабушкой?


- Рассказ “Собирай по ягодке – наберёшь кузовок”.

- Дело нужно делать постепенно.

- Да


Целеполагание

- Расшифруйте автора.

ЛИАХИМ ЧИВОЛЙАХИМ ОКНЕЩОЗ

- Правильно, это автор замечательных рассказов.

- Знаком ли вам этот автор? Вы что-нибудь о нем знаете?

- Один из его рассказов “Золотые слова”.

- как вы думаете, что мы сегодня будем делать? Поставьте цель на урок.



- Михаил Михайлович Зощенко

- да. Нет.





- Изучим биографию М. М. Зощенко, прочтём его рассказ.

Личностные:

  • способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;

Метапредметные:

Регулятивные УУД:

  • принимать и сохранять учебную задачу

  • определять способ решения проблемы, планировать ход деятельности,

Коммуникативные УУД:

  • осуществлять диалог в паре,

  • принимать участие в коллективном обсуждении, формулировать ответ на вопрос;

Познавательные УУД:

  • с помощью учителя выделять существенную информацию, анализировать, сравнивать, обобщать информацию.



Основная часть

- Михаил Михайлович Зощенко (1894–1958) родился в семье художника. Будущий писатель в 1913 г. окончил гимназию и поступил на юридический факультет университета. В начале Первой мировой войны студент Зощенко добровольцем пошел на фронт, дослужился до штабс-капитана, был ранен и демобилизован (уволен из армии). Новая война – Гражданская – позвала Михаила добровольцем в Красную Армию. Он провоевал всего год, снова демобилизовался. Кем только не пришлось ему работать после войны: сапожником, телефонистом, агентом уголовного розыска, счетоводом, актером… Но всю жизнь он стремился к литературе. «Цель жизни – найти призвание», – говорил он. Его призванием стала литература. Первый рассказ Зощенко был напечатан в 1914 г. Он назывался «Тщеславие» и повествовал о барышне, из тщеславия покупавшей французскую газету, хотя по-французски она не понимала. Зощенко был писателем-сатириком. Он высмеивал недостатки, или, как он сам говорил, «печальные черты человеческих характеров». В его произведениях многие узнавали себя. Не каждый человек может достойно пережить такую «встречу с самим собой» в рассказе, над которым смеются тысячи читателей. Автора обвинили в неуважении к народу, запретили печатать свои произведения. Для писателя это равносильно смерти. Сегодня книги Зощенко печатаются большими тиражами. Читая его рассказы, написанные более полувека назад, мы видим, что многие его герои, к сожалению, дожили до наших дней.

- Давайте прочтем скороговорку

Три сороки-тараторки тараторили на горке

- О чём она?

- Рассмотрим значения слов, которые вы могли не знать.

Прельщала – стала для кого-нибудь заманчивой, приятной.

Абсурд – нелепость, бессмыслица.

- Прочитайте название. Как думаете, о чём оно будет?

- Внимательно послушайте рассказ.

- Какие ваши впечатления от прочитанного? Почему?







- Как связана скороговорка и рассказ?



- Какие Золотые слова сказал папа?

- Прочтите рассказ ещё раз.

- Почему автор назвал слова золотыми?

- На ваших столах ежит раздаточный материал. Переверните листки. На них написаны толстые и тонкие вопросы. На первые вам необходимо дать развернутый ответ, на вторые ответ проще.



Обсуждение ответов.

– Прочитайте те эпизоды, которые заставили вас улыбаться.

– Как изменилось поведение Лели и Миньки?





– Почему это произошло?





– Почему папа называл их поведение глупым?





– Объясните название рассказа. Помогает ли оно понять основную мысль произведения?



– В чем она заключается?









– Как «золотые слова» помогли автору стать счастливым человеком?

– В группах риготовьте выразительное чтение любого отрывка по ролям.





















































































- Болтливого человека сравнивают с сорокой.













- О значимых словах.




- стало жалко героев, потому что они не так поняли слова отца.



- Дети были такими же болтливыми.

- Всё надо делать с учётом изменившейся обстановки.

- Потому что они правдивы.



































- Сначала они смеялись, потом безоговорочно молчали и только ели.


- Потому что они перебили гостя.


- Дети промолчали даже в изменившейся ситуации.

- Да, ведь в рассказе говорится, почему эти слова стали золотыми.

- не всегда стоит выпонять что-то с точностью, если обстановка изменилась.

- В будущем он прислушался их.


Личностные:

  • ориентация в нравственном содержании и смысле поступков героев произведения, и оценка событий и поступков героев с точки зрения выполнения морально-нравственных норм;

  • способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;

Метапредметные:

Регулятивные УУД:

  • принимать и сохранять учебную задачу

  • определять способ решения проблемы, планировать ход деятельности,

  • оценивать результат деятельности, осуществлять рефлексию.

Коммуникативные УУД:

  • осуществлять диалог в паре,

  • принимать участие в коллективном обсуждении, формулировать ответ на вопрос;

Познавательные УУД:

  • использовать учебник и словарь в качестве источников информации,

  • с помощью учителя выделять существенную информацию, анализировать, сравнивать, обобщать информацию.

Предметные:

  • умение прогнозировать содержание произведения,

  • читать правильно осознанно, выразительно;

  • размышлять о поступках героев;

  • делать выводы об идее (главной мысли) стихотворения;


Рефлексия

- Какой рассказ мы сегодня читали? Что вам больше всего запомнилось?



- Кто автор?

- Выполнили ли мы цель на урок?

-покажите зеленый карандаш, если вы активно работали на уроке; покажите жёлтый, если могли лучше; покажите красный, если хотели бы лучше.

- “Золотые слова”. То, как Минька уронил масло в чай.

- М. М. Зощенко

- Да


Личностные:

  • способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;

Метапредметные:

Регулятивные УУД:

  • принимать и сохранять учебную задачу

  • оценивать результат деятельности, осуществлять рефлексию.















11