СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Ткани организмов

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Просмотр содержимого документа
«Ткани организмов»

Технологическая карта урока

(НавражныхВ.И..)


Предмет Биология

Класс 5

Автор УМК "Биология 5 класс" Пономарева И.Н., Николаев И.В., Корнилова О.А.

Тема урока Ткани организмов

Тип урока __Урок изучения и первичного закрепления новых знаний


Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащегося


Познавательная

Коммуникативная

Регулятивная

Осуществляе-мые действия

Осуществляе-мые действия

Формируе-мые способы деятельности

Осуществляемые действия

Формируемые способы деятельности

Осуществляемые действия

Формируемые способы деятельности


1. Постановка целей и учебных задач

1.1.Организационный этап; психологический настрой на урок.

Приветствует учащихся, проверяет готовность обучающихся к уроку, отмечает отсутствующих, организует внимание. Организует порядок в классе и дисциплину. В стихотворной форме создает эмоциональный настрой.

Проверяют готовность своего рабочего места к уроку. Настраиваются на работу.

Ставят цель: «Что я хочу узнать сегодня на уроке».

Концентрируют внимание.

Планируют взаимодействие с учителем и одноклассниками.

Получают позитивный заряд.

Умение настраиваться на учебное занятие

1.2.Проверка домашнего задания.

Устанавливает правильность, полноту и осознанность домашнего задания, выявляет и устраняет в ходе проверки обнаруженные проблемы.

Проверяет домашнее задание по теме «Строение растительной и животной клетки». Предлагает «Текст с ошибками», задание «Узнай кто это?», игру «ДА-НЕТ». Задает вопросы:

1.Какое вещество используют для определения содержания крахмала. ( йод)

2.Одно из органических веществ, которое в клетке используется как вещество запаса. (сахар)

3.Вещество-углевод, можно обнаружить в клубнях картофеля. (крахмал)

4.Общее название солей, содержащихся в клетке. (минеральные)

5.Органические вещества, необходимые в клетке для получения энергии.(жиры)

6.Группа веществ, к которым относятся вода и минеральные соли. (неорганические)

7.Органические вещества, играющие большую роль во всех жизненных процессах клетки. (белки)

9.Что мы получим, добавив к размолотым зернам пшеницы воду? (тесто)

10.Часть картофеля, в которой при проведении лабораторной работы мы обнаружили крахмал. (клубень)

Отвечают на вопросы учителя

Воспроизведение знаний и умений, приобретённых на предыдущих занятиях.

Вступает в диалог с учителем.

Умение вступать в диалог и участвовать в коллективном обсуждении проблемы, аргументировать свою позицию

Контролируют правильность ответов учащихся.

Планирование способ и этапов воспроизведения своего ответа.

1.3.Мотивация к учебной деятельности и целеполагание

Подводит обучающихся самостоятельно сформулировать тему и цели и урока: показывает текстильные ткани, нити, изображение клеток и тканей организмов.

Самостоятельная формулируют тему и цели урока.

Обосновывают тему урока, предлагают альтернативные варианты.

Выделять существенную информацию из ответов.

Выдвигать гипотезу и обосновывать ее.

Осуществлять актуализацию личного опыта.

Взаимодействуют с учителем во время опроса во фронтальном режиме.

Обсуждают ответы. Последовательно отвечают на вопросы для всего класса.

Рассуждают, делают предположения.

Обсуждение результатов в парах

Слушать собеседника, строить понятные для собеседника высказывания, формулирование гипотезы

Целеполагание. Контролируют правильность ответов обучающихся.

Умение настраиваться на учебное занятие. Принимать и сохранять учебную цель и задачу, дополнять, уточнять высказанные мнения по существу полученного задания.

Систематизирование полученных и имеющихся знаний.

1.4. Актуализация опорных знаний и умений

Учитель: «Давайте представим строительство дома из кирпича. У строителей нет цементного раствора, и они кладут стены из кирпича, не скрепляя его. Что может произойти с таким домом? Клетки в организме можно сравнить с кирпичиками. Должны они скрепляться чтобы организм не развалился на отдельные кирпичики? Следовательно, кроме клеток в организме должно быть вещество, их скрепляющее. Это межклеточное вещество». Предлагает записать определение в тетради (слайд 2)

Учитель: «Кроме соединяющей функции, межклеточное вещество выполняет питательную функцию(из него в клетки попадают питательные вещества и обратно уходят ненужные вещества). Иногда межклеточное вещество разрушается и клетки отделяются друг от друга (варка картофеля). Итак , мы знакомимся с новым понятием «ткань».Из чего она состоит? (слайд 3)

Вспоминают, проговаривают определение.

Называют клетки, изученные на предыдущих уроках и особенности их строения.

Анализируя и сравнивая предлагаемые задания, извлекают информацию для изучения темы «Ткани организмов».

Выполняют задания.

Выражают свои мысли, аргументируя.

Закрепляют умение различать растительные и животные клетки.

Выполняют тренировочное учебное действие.

1.5.Создание проблемной ситуации.

Учитель задает эвристический вопрос, ответ на который будет озвучен при работе над новым материалом.

Минута удивления. Учитель демонстрирует различные виды текстильных тканей

Высказывают предположения, что ткани организмов тоже различаются по функциям.

Выделение существенной информации из слов учителя. Осуществление актуализации личного жизненного опыта.

Взаимодействуют с учителем

Слушание учителя и товарищей, построение понятных для собеседника высказываний.

Контроль правильности ответов обучающихся

Умение слушать в соответствие с целевой установкой. Принятие и сохранение учебной цели и задачи. Уточнение и дополнение высказываний обучающихся

2. Этап усвоения новых знаний и способов действий

Учитель создает условия учащимся самостоятельного «открытия» нового знания.

Педагог демонстрирует животные и растительные ткани и просит учащихся по группам определить их сходство и различие.


Учащиеся должны прийти к выводу, что наличие зеленой окраски свидетельствует о том, что ткани растений и животных различны.

Выделяют необходимую информацию, планируют свою деятельность, прогнозируют результат

Работают в парах с учениками и учатся сотрудничать с учителем во время фронтальной работы класса.

Планируют сотрудничество с одноклассниками и учителем

Вступают в диалог во время парной работы

В ситуации затруднения регулируют свою деятельность

3.«Творческая лаборатория».

Учитель: «Ткани организма неоднородны и отличаются друг от друга по строению и функциям. Предлагаю Вам поиграть в игру «Диалоги о тканях». Все учащиеся делятся на две группы «Ботаники» и «Зоологи», самостоятельно знакомятся с тканями растительного и животного организма (1 группа работает с текстом «Ткани растений, а 2-я группа «Ткани животных») и рассказывают о них. А для простоты запоминания материала предлагаю вам новый материал оформить в виде таблицы (слайд 4)

Обучающиеся читают текст, оформляют таблицу. Обмениваются материалами исследования.

Смысловое чтение, отбор информации.

Обсуждают и планируют варианты и способы заполнения инструктивной карточки.

Понимать смысл текста.

Оценивают правильность заполнения карточки соседа по парте.

Продуктивно взаимодействовать со своими партнерами при обучении, осуществлять взаимоконтроль.

4. Динамическая пауза.

Проводит физкультуру для глаз и физкультминутку «Хлопушки».

Повышение активности, интереса






5. Первичная проверка понимания учащимися нового учебного материала

Организует работу по выполнению заданий из учебника, с последующей проверкой ответов и алгоритмов решения.

Учатся применять определения в процессе самостоятельной работы.

Самостоятельно планирует свою деятельность, ищет способы решения и прогнозирует результат. Выстраивает в процессе решения задач логическую цепь рассуждений

Инициативное сотрудничество, контроль, коррекция, оценка действий партнера.

Планируют сотрудничество с одноклассниками и учителем, учитывают мнение в паре и координируют свои действия.

Контроль за работой своей и партнера, оценка и коррекция деятельности.

Проявляют познавательную инициативу.

6. Закрепление изученного материала

Практическая работа «Ткани живых организмов».

Выдает учащимся инструктивные карточки с заданиями. При выполнении работы учитель корректирует и дополняет работу учащихся

Выполняют практическую работу и оформляют ее в тетрадях

Формирование исследовательской деятельности

Участвуют в работе по группам во фронтальном режиме.

уметь формулировать собственное мнение и позицию, уметь использовать речь для регулирования своего действия.

Контроль правильности выполненных заданий обучающихся.

Участвуют в работе по группам во фронтальном режиме.

7. Контроль знаний

Проводит тестовую работу с последующей взаимной проверкой.

Учатся применять полученные знания в процессе индивидуальной работы

Самостоятельно выполняют действия по алгоритму.

Проверяют в парах по ключу.

Осознают применяемый алгоритм с достаточной полнотой.

Контроль, коррекция, осознание качества и уровня усвоения.

Проявляет познавательную инициативу. Контролируют свои действия.

8. Подведение итогов урока

Дает оценку работы класса и отдельных учащихся, выставляет оценки в журнал и дневник.

Узнают оценку за урок.






9. Рефлексия

Каждый ученик в конце каждого занятия должен ответить себе на вопросы:

1.Что нового вы приобрели на данном занятии?

2. Хорошо ли вы запомнили понятие ткани организмов?

3.Как вы чувствовали себя на уроке? Что вам было интересно? (Урок прошел удачно или мне было трудно, или мне было очень трудно.)

Рефлексируют.

Умение делать выводы.

Взаимодействуют с учителем

Уметь формулировать собственное мнение


Саморегуляция эмоциональных и функциональных состояний

Саморегуляция.

Проводят самооценку деятель-ности, причин успеха и не-успеха

10. Домашнее задание и инструктаж по его выполнению.

Разъясняет с учетом новой информации методику выполнения домашнего задания, мотивирует обязательность его выполнения.

Первый уровень: прочитать параграф.

Второй уровень: написать сказку «Путешествие в мир клетки».

Записывают домашнее задание

Выделение существенной информации из слов учителя.

Взаимодействуют с учителем

Слушание учителя

Развитие регуляции учебной деятельности.

Регуляция учебной деятельности.