Класс, школа: | 10 класс, МБОУ “Верхоянская СОШ имени М.Л. Новгородова” |
Предмет: | Информатика и ИКТ |
Учитель: | Алексеева Сардана Семеновна |
Тема урока: | Электронные таблицы Excel. Относительные, абсолютные и ссылки |
УМК | И.Г. Семакин |
Тип урока: | Урок открытия нового понятия |
Цель учителя: | Создание условий для открытия учащимися функции основных компонентов компьютера. |
Планируемые результаты урока: |
Предметный результат урока | - сформировать представление об основных видах ссылок в электронных таблицах; - познакомить с принципом работы абсолютной и относительной ссылки; - научить видеть необходимость применения абсолютной и относительной ссылки; - научить применять абсолютную и относительную ссылки в решении расчетных задач. |
Метапредметные | - формирование приемов логического мышления; - развитие навыков и умений работать с формулами; - развитие интереса к предмету, информационной культуры; - формирование УУД (личностных, регулятивных, познавательных); - развивать способность анализировать и обобщать, делать выводы, расширение кругозора. |
Личностный результат урока: | - воспитание усидчивости, самостоятельности, интереса к предмету; - привить навык индивидуальной работы; - развитие коммуникативных УУД. |
Этапы урока | Задачи этапа | Деятельность учителя | Деятельность учеников | УУД |
1.Организационный момент | Создать благоприятный настрой на работу. | Приветствует учеников, создает настрой к уроку. | Приветствуют учителя, организуют свое рабочее место. | Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества со сверстниками Личностные: психологическая готовность учеников к уроку, самоопределение. |
2. Постановка учебной задачи . | 1.Актуализация опорных знаний и способов действий. 2. Совместная формулировка учебной задачи | Организует устную работу. - Какой раздел мы изучаем? Мы с вами изучаем раздел «Электронные таблицы». -Ребята скажите, а какие возможности перед нами открывают электронные таблицы? Организует актуализацию имеющихся знаний об информации. Давайте проверим, что мы уже знаем. 1. В электронной таблице основной элемент рабочего листа - это: 1. ячейка; 2. строка; 3. столбец; 4. формула. 2. В электронной таблице буквами A, B, … : обозначаются: 1. строки; 2. столбцы; 3. ячейки; 4. нет таких обозначений. 3. В электронной таблице А1, В4 - это обозначения: 1. строки; 2. столбца; 3. ячейки; 4. нет таких обозначений. 4. В ячейке электронной таблицы не может находиться: 1. лист; 2. текст; 3. число; 4. формула. -Предлагаю решить следующую задачу : Рассчитать общую стоимость покупки в рублях и долларах № | Товар | Цена за единицу, руб | Количество | Общая стоимость, руб | Общая стоимость, $ | Курс доллара | 1 | Молоко | 50 | 10 | | | 67,67 | 2 | Хлеб | 20 | 23 | | | | 3 | Соль | 15 | 5 | | | | При копировании формулы в столбце F будут получаться самые неожиданные результаты. При помощи вопросов (что у вас получается в столбце С? Что должно получаться? Почему вы не получаете то, что нужно?) Итак, тема нашего урока: « Абсолютные и относительные ссылки в электронных таблицах». | Отвечают и слушают ответы одноклассников, контролируют правильность ответов Учащиеся устно отвечают на вопросы 5 мин -Определяют тему урока | Познавательные: структурирование знаний, рефлексия способов и условий действий, контроль и оценка процесса и результатов деятельности Регулятивные: -развитие умения формулировать тему и цель урока в соответствии с задачами и нормами русского языка Коммуникативные: Ориентация на партнера по общению, умение слушать собеседника, умение аргументировать свое мнение, убеждать и уступать Личностные: развитие логического мышления, знание основных моральных норм. |
3.Усвоение новых знаний | Познакомить обучающих с понятиями абсолютная и относительная ссылка, принципами работы с ними. | Объяснение понятий «относительная адресация ячеек», «абсолютная адресация ячеек». Объяснение различий двух типов адресации. Решение задачи на систематизацию информации. | Делают соответствующие записи в тетради: определение относительной ссылки, абсолютной ссылки. Решают задачу и проверяют решение сопоставлением с ответами. Делают вывод по теме урока. | Познавательные: Извлечение необходимой информации из прослушанных текстов Регулятивные: планирование своей деятельности для решения поставленной задачи, контроль полученного результата, коррекция полученного результата Личностные: развитие внимания, зрительной и слуховой памяти, возможность самостоятельно осуществлять деятельность обучения Коммуникативные: умение работать в группах, развитие диалогической речи |
4.Первичное закрепление материала | Установление правильности и осознанности изучения темы. Выявление пробелов первичного осмысления изученного материала, коррекция выявленных пробелов, обеспечение закрепления в памяти детей знаний и способов действий, которые им необходимы для самостоятельной работы по новому материалу. | Предлагает выполнить задание. Задание 1: выберите правильные записи абсолютных ссылок: $A1 $D$5 G4 E$6 $A$2 $3$B Задание 2. Перевести см в м с использованием абсолютной ссылки | Выполняют задание. | Познавательные: выбор наиболее эффективных способов выполнения задания Личностные: формирование умений систематизации объектов. |
5. Физкультпауза. | Эмоциональная разрядка. | Включает физкультминутку для глаз. | Выполняют физкультминутку для снятия утомления. | Здоровье-сберегающая методика для снятия утомления. |
5. Первичный контроль (самостоятельная работа). | Выявление качества и уровня усвоения знаний и способов действий, а также выявление недостатков в знаниях и способах действий, установление причин выявленных недостатков. | Предлагает выполнить задание практической работы. Задание. Рассчитать налог с продаж каждого товара с налоговой ставкой, равной 7.5 % (в ячейку D3 вписать формулу =(B3*C3)*$E$1). | A | B | C | D | E | F | 1 | Налоговая ставка (%) | 7,5 | | 2 | Меню | Цена | Кол-во | Налог | Итого | | 3 | Блинчики с мясом | 3,99 | 15 | | | | 4 | Блинчики с повидлом | 2,49 | 30 | | | | 5 | Сок яблочный | 1,89 | 25 | | | | 6 | Сок апельсиновый | 1,89 | 30 | | | | 7 | Сок томатный | 1,89 | 10 | | | | 8 | Всего: | | | | Выполняют практическую работу. Закрепляют навыки поиска и систематизации информации, навыки представления информации в табличной форме. Получают помощь в выполнении заданий, которые вызывают затруднение. | Личностные: формирование умений использовать абсолютную и относительную адресацию. |
6. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению. | Обеспечение понимания детьми цели, содержания и способов выполнения домашнего задания. | Домашнее задание, ответить на вопросы | Записывают домашнее задание. | Личностные: формирование навыков самоорганизации - формирование навыков письма |
7. Рефлексия. | Дать качественную оценку работы класса и отдельно каждого ученика. | Организует рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности на уроке. | Соотносят цель и результаты своей учебной деятельности и фиксируют степень их соответствия. | Познавательные: Построение речевого высказывания в устной форме, контроль и оценка процесса и результатов деятельности Регулятивные: контроль и оценка своей деятельности в рамках урока Коммуникативные: умение слушать и вступать в диалог, формулирование и аргументация своего мнения Личностные: рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности |