СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

ТМОДРУК Лекция "Родительское собрание: подготовка и проведение"

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

ТМОДРУК Лекция "Родительское собрание: подготовка и проведение" с заданием по подготовке интерактивного родительского собрания для студентов групп 3 ппН, 4 опН

Просмотр содержимого документа
«ТМОДРУК Лекция "Родительское собрание: подготовка и проведение"»

Родительское собрание: подготовка и проведение


Осуществляя педагогическое руководство семейным воспитанием, педагог использует такие традиционные коллективные формы работы с родителями как обще клубные и кружковые родительские собрания.

Родительское собрание - это не просто форма связи семьи и учреждения дополнительного образования, это университет важной педагогической информации. Это общее дело всех работников учреждения. Они могут ответить на вопросы родителей, дать индивидуальный совет, рекомендацию. Родительское собрание требует от педагога тщательной подготовки, своего "сценария", своей программы, для того, чтобы оно проходило в обстановке заинтересованности, при активном участии родителей и при этом было приближено к детским установкам, рекомендациям и советам.

Готовясь к собранию, педагог может заранее передать родителям специальные анкеты, порекомендовать прочесть книги. Можно прибегнуть к домашнему сочинению детей.

В подготовке к собранию нет "мелочей", все важно. Продумать оформление кружковой комнаты, это также создает определенную настроенность родителей (оформить выставку, выпустить специальную газету, педагогический бюллетень, "раскладушку", можно подготовить фрагменты из видеозаписи). Надо решить и такие частные вопросы: где родители будут раздеваться, и кто им в этом поможет; кто и как встретит родителей в Центре.

Особое значение имеет форма приглашения родителей на собрание с указанием вопросов, которые будут там рассматриваться. Нужно продумать, кого и с какой целью пригласить. Немаловажная деталь: как будет одет педагог, ведь родительское собрание - особое событие.

Родительское собрание является важнейшей формой работы классного руководителя с семьей ученика, средством повышения эффективности учебно - воспитательного процесса. Однако для того, чтобы оно действительно выполняло свою роль, необходимо его правильно подготовить и провести. Многие родители жалуются на то, что в современной школе на собраниях классные руководители, забыв о многообразии функций классного руководителя, обсуждают лишь организационные и материально- технические вопросы, собирая деньги с родителей.

Какие же функции должно выполнять родительское собрание?

Среди таких функций следует указать:

1) ознакомление родителей с содержанием и методикой учебно - воспитательного процесса в школе (характеристика используемых учебных программ, методов обучения, рассказ о проводимых внеурочных мероприятиях, факультативах, кружках и т.п.);

2) психолого-педагогическое просвещение пап и мам, которое может выражаться в информировании родителей об особенностях конкретного возраста, условиях успешного взаимодействия с детьми и т.д.;

3) вовлечение родителей в совместную с детьми деятельность (внеурочные мероприятия - конкурсы, экскурсии, походы и т.п.);

  1. совместное решение организационных вопросов (питания, дежурства, дисциплины и других проблем).

Выбор вида и формы родительского собрания зависит от его тематики и поставленных целей.

Среди видов можно выделить: организационные (посвященные, например, предстоящей дальней экскурсии детей или подготовке к многодневному походу), собрания по плану психолого - педагогического просвещения (например, лекция с привлечением психолога об условиях успешного общения с подростками), тематические, собрания-диспуты по актуальным проблемам учебно - воспитательного процесса, итоговые (четвертные) и т.д.


Правила проведения собраний

  • Классный руководитель обязан всесторонне продумать и подготовить к соб­ранию всю необходимую информацию и документы.

  • Каждое собрание требует своего «сценария» и предельно доступных устано­вок, рекомендаций и советов.

  • Главным методом проведения собрания является диалог.

  • Родители приглашаются на собрание и оповещаются о повестке дня не позднее, чем за три дня до даты проведения собрания.

  • Администрация школы должна быть проинформирована о дате и повестке дня не позднее, чем за четыре дня до проведения собрания.

  • Учителя-предметники должны присутствовать на родительском собрании по приглашению классного руководителя.

  • Классный руководитель должен сформулировать цель приглашения на соб­рание учителей-предметников.

  • Классный руководитель решает организационные вопросы накануне собрания (место хранения верхней одежды, организация встречи, подготовка кабинета),

  • Классный руководитель информирует заместителя директора по УВР, ВР об итогах родительского собрания, о вопросах и проблемах, поднятых родителями на собрании, на следующий день после проведения собрания.



Принципы проведения родительского собрания

  1. Родительское собрание - не просто форма связи семьи и школы, это место получения важной педагогической информации, трибуна пропаганды лучшего опыта работы и отношений с детьми.

  2. Родители на собрании должны чувствовать уважение к себе, быть уверенными в том, что бестактных разговоров не будет.

  3. У семьи и школы одни проблемы и заботы - это проблемы детей и забота о детях. Задача встреч родителей и учителей - искать совместные пути их решения.





Для чего нужны родительские собрания

Родительские собрания нужны:

- для быстрого получения разнообразной информации о детях. В таком случае классному руководителю необходимо тщательно продумать и четко сформу­лировать вопросы, на которые он хочет получить ответы;

- как установочные, инструктивные встречи при изменениях в жизни и деятельности классного коллектива, требований к детям, режима работы и т. д. На подобных со­браниях можно выяснить мнение родителей о выносимых на собрание вопросах;

- для ознакомления родителей с анализом успеваемости, посещаемости, итогами медицинских обследований и т. д. Но это должен быть аналитический материал, «без жареных фактов», фамилий родителей и детей;

- как консультативные по профориентации, трудоустройству детей, занятости в системе дополнительного образования, программе каникул. Хорошо пригла­шать на такие собрания психолога, педагога дополнительного образования,

.   инспектора ОДН, учителей-предметников и т. п. Помнить, что это консультации, а не претензии к родителям и детям;

- как экстренные, чрезвычайные при острой конфликтной ситуации, чрезвычайно трудном случае с кем-либо из детей. Это коллективный совет взрослых, как помочь ребенку, попавшему в беду, или маме, нуждающейся в помощи;

- как совместные с учениками обсуждения принципиальных вопросов (ношение школьной формы, переход во вторую смену и т. д.);

- как показ «товара лицом», когда дети показывают родителям свои творческие способности, спортивные достижения, прикладные умения и т. п. Такие собра­ния очень полезны и интересны и для родителей, и для детей;

- как собрания-лекции, психологические тренинга, ролевые игры по различным темам и проблемам воспитания и обучения. Подобные собрания можно прово­дить часто (один раз в месяц) как школу для родителей.


Правила поведения классного руководителя на родительском собрании


    1. Педагогу необходимо снять собственное напряжение и тревогу перед встречей с родителями.

    2. С помощью речи, интонации, жестов и других средств дайте родителям почувствовать ваше уважение и внимание к ним.

    3. Постарайтесь понять родителей; правильно определить проблемы, наиболее волнующие их. Убедите их в том, что у школы и семьи одни проблемы, одни задачи, одни дети.

    4. Разговаривать с родителями следует спокойно и доброжелательно. Важно, чтобы родители всех учеников - и благополучных, и детей "группы риска" - ушли с собрания с верой в своего ребенка.

    5. Результатом вашей совместной работы на родительском собрании должна стать уверенность родителей в том, что в воспитании детей они всегда могут рассчитывать на Вашу поддержку и помощь других учителей школы.

ФОРМЫ ПРОВЕДЕНИЯ РОДИТЕЛЬСКИХ СОБРАНИЙ

  • Среди видов можно выделить:

  • Родительское собрание вместе с учащимися.

  • Родительское собрание в форме презентации семей, их традиций, умений, отношений, взглядов на воспитание.

  • Родительское собрание в форме кафе.

  • Родительское собрание в походе у костра.

  • Родительское собрание в форме игры.

  • Родительское собрание в форме пресс-конференции, когда, либо приглашаются специалисты, интересующие родителей, либо они оказываются среди родителей.

  • Родительское собрание в форме заранее создаваемых исследовательских групп, которые докладывают на собрании результаты своих исследований и опросов.

  • Родительское собрание мужчин.

  • Родительское собрание в форме обсуждения заранее написанных предложений и идей по улучшению организации жизни класса.

  • Родительское собрание в форме пресс-конференции учителей-предметников и последующего проведения индивидуальных консультаций.

  • - информационные (для быстрого получения разнообразной информации о детях, для ознакомления родителей с анализом успеваемости, посещаемости, итогами медицинских обследований и т. д.) Но это должен быть аналитический материал, «без жареных фактов», фамилий родителей и детей;

  • -  установочные, инструктивные встречи при изменениях в жизни и деятельности классного коллектива, требований к детям, режима работы и т. д. На подобных собраниях можно выяснить мнение родителей о выносимых на собрание вопросах;

  • - организационные (посвященные, например, предстоящей дальней экскурсии детей или подготовке к многодневному походу),

  • -  консультативные по профориентации, трудоустройству детей, занятости в системе дополнительного образования, программе каникул. Хорошо приглашать на такие собрания психолога, педагога дополнительного образования, инспектора ОДН, учителей-предметников и т. п. Помнить, что это консультации, а не претензии к родителям и детям;

  • -  экстренные, чрезвычайные при острой конфликтной ситуации, чрезвычайно трудном случае с кем-либо из детей. Это коллективный совет взрослых, как помочь ребенку, попавшему в беду, или маме, нуждающейся в помощи;

  • -  творческий отчет, когда дети показывают родителям свои творческие способности, спортивные достижения, прикладные умения и т. п. Такие собрания очень полезны и интересны и для родителей, и для детей;

  • - тематические собрания по актуальным проблемам учебно-воспитательного процесса Подобные собрания можно проводить часто (один раз в месяц) как школу для родителей;

  • - итоговые (четвертные) и т.д.  

  • - педагогический ринг (столкновение мнений детей и родителей: каким быть родителю, каким быть ученику);

  • - презентация семейного воспитания (родительское собрание в форме презентации семей, их традиций, умений, отношений, взглядов на воспитание);

  • - родительское собрание в форме кафе;

  • - пикник (родительское собрание в походе у костра);

  • - деловая игра;  

  • -пресс-конференции (родительское собрание в форме пресс-конференции, когда, либо приглашаются специалисты, интересующие родителей, либо они оказываются среди родителей);

  • -родительское собрание в форме заранее создаваемых исследовательских групп, которые докладывают на собрании результаты своих исследований и опросов;

  • - конференция отцов;

  • - собрание-диспут;

  • -родительское собрание – спектакль, в котором выступают их дети;

  • - домашние посиделки.

  • Практические занятия для небольших групп родителей (по культуре поведения детей, созданию домашней библиотеки, организации семейных праздников и т. п.).

  • Телефон доверия - разрешение родителям в определенные дни и часы обсудить с классным руководителем важные для воспитания ребенка вопросы.

  • Одна из замечательных форм родительских собраний - письменная форма, когда классный руководитель отправляет родителям некоторые документы, разработки, родители оценивают их и вносят свои предложения.

  • Родительские собрания так же можно разделить на общешкольные, собрания по параллелям и классные. Общешкольные родительские собрания проводятся обычно реже, чем классные, раз - два в год, и то в случае необходимости. Пап и мам знакомят с новыми уставными документами школы, нормативными актами в сфере образования, с основными направлениями, задачами и итогами работы учебного заведения. Собрание родителей определенной параллели может проводиться в случае необходимости обсуждения важнейшей проблемы, вопроса, который касается только учащихся данных классов (например, собрание родителей выпускных классов, пап и мам первоклассников). Классные родительские собрания организуются несколько раз в год обычно в конце четверти, триместра, полугодия. На них обсуждаются важнейшие задачи учебно- воспитательной работы в данном классе, проводится планирование воспитательной работы, определяются способы и методы эффективного сотрудничества семьи и школы, подводятся итоги выполненной работы.





Тематика родительских собраний обычно определяется педагогами и может обсуждаться на родительском комитете.

Для того чтобы родительское собрание прошло интересно и эффективно как для родителей, так и для классного руководителя, необходимо учитывать ряд психологических аспектов его подготовки, организации и проведения.

Прежде чем начать подготовку к родительскому собранию педагогу полезно вспомнить о том, зачем родители посещают родительские собрания.  

Причины посещения родительских собраний

Во-первых, родители желают получить от педагогов и администрации информацию о своем ребенке, его учебных успехах и поведении. Психологически за этим часто кроется неосознанное желание родителей убедиться, что их ребенок не хуже других детей.
        Во-вторых, на родительских собраниях родители могут получить конкретные рекомендации о том, на что следует обратить внимание, что важно отследить и проконтролировать в учебной и внеучебной деятельности ребенка.

В-третьих, родителям важно узнать и сформировать свое собственное впечатление о тех людях, с которыми ребенок взаимодействует в учреждении.

В-четвертых, в ходе собраний проходит обсуждение с педагогами и администрацией различных конфликтных ситуаций.

С чего начинается подготовка к родительскому собранию?

С определения его тематики. Необходимые темы нередко сообщаются администрацией, определяются самостоятельно педагогами (классным руководителем, или учителями – предметниками), предлагаются родителями. Очень важно посоветоваться с родителями детей относительно того, какие вопросы и проблемы их интересуют.  

Выбор темы должен обусловливаться целевыми ориентирами, особенностями каждого коллектива в отдельности в зависимости от возрастных особенностей учащихся, находиться в логической связи с предыдущими собраниями.

Цели, которые ставятся на собраниях, должны содействовать сплочению родительского коллектива, вовлечению родителей в жизнедеятельность школьного общества, пропагандировать опыт успешного семейного воспитания, способствовать выработке единых требований к воспитанию детей, интеграции усилий семьи и педагогов в деятельности по развитию личности ребенка.

От темы собрания зависит  принятие  решения о том, кого следует пригласить на собрание (представителей администрации, учителей, школьного психолога, гостей).  

С чего начинается подготовка к родительскому собранию?

С определения его тематики. Необходимые темы нередко сообщаются администрацией, определяются самостоятельно педагогами (классным руководителем, или учителями - предметниками), предлагаются родителями. Очень важно посоветоваться с родителями детей относительно того, какие вопросы и проблемы их интересуют.

Далее следует определить форму проведения собрания и его содержание - возможно, даже написать кратко конспект с изложением информации, которую надо довести до сведения родителей.

Нередко родительские собрания сводятся к монологу педагога, однако следует активно вовлекать родителей в обсуждение проблем учебно - воспитательного и организационного характера. Собрания могут проводиться в форме лекции (в роли лектора - педагог, психолог, врач), дискуссии, работы по группам для обсуждения важнейших вопросов работы и т.д. Чаще всего используется традиционная форма проведения родительских собраний - выступление классного руководителя с последующими его ответами на вопросы родителей.

Содержание для собрания можно почерпнуть из психолого - педагогических книг, газет и журналов, общения с учителями - предметниками, детьми, родителями, школьной администрацией.

Следует заранее договориться со специалистами, которые помогут вам провести собрание - педагогами - предметниками, социальным педагогом, школьным психологом, медицинскими работниками. Очень хорошо, если удастся привлечь к подготовке собрания родителей. Если в планах стоит выступление родителей, необходимо хотя бы в общих чертах обговорить основные тезисы, направления выступления.

Определившись с тематикой, формой проведения и содержанием собрания, необходимо подготовить средства - иллюстрации, документы (например, школьные дневники и журналы, нормативные документы - Устав Школы, Правила учащихся). Важно так же установить время проведения собрания и подготовить для его проведения помещение, позаботившись о его чистоте, проветривании и обеспечении мест для всех участников.

Информация о времени и месте проведения собрания должна быть донесена до родителей заблаговременно — можно записать ее в дневниках учеников, позвонить тем папам и мамам, чье присутствие в связи с обсуждаемой проблемой очень важно для вас. Неплохо будет, если родители распишутся в дневниках, что ознакомлены с объявлением о проведении собрания, а если не смогут прийти, то пусть предупредят заранее. Заблаговременное оповещение позволит родителям скорректировать свои планы на вечер и найти время для посещения родительского собрания.

Основное выступление на собрании не должно занимать много времени - вечером после работы большинство родителей вряд ли адекватно его воспримут. Необходимо иметь четкий план проведения собрания - после выступления выделить время на вопросы родителей, обсуждение иных тем. Желательно о проделках отдельных учеников сообщать их родителям в индивидуальном порядке (например, в разговоре после общего собрания).

Чтобы родители были с самого начала хорошим помощниками школы, их надо активно подключать к решению актуальных вопросов учебно - воспитательного процесса, вовлекать в совместную с детьми внеурочную деятельность. Родительский комитет, избранный на родительских собраниях, - важная опора классного руководителя. Многие вопросы педагогу помогут решить именно члены родительского комитета. На собрании после обсуждения организационных моментов (питания, финансово - материальных аспектов организации внеурочных мероприятий, подготовки к экзаменам, выпускному вечеру и т.п.) надо сразу определить степень и формы участия родителей в решении данных проблем.

Педагогу не следует забывать, что родительское собрание, на котором происходит личная встреча классного руководителя с родителями его подопечных - важное средство формирования мнения пап и мам о школе, учителях, которым они доверяют свое чадо. К собранию следует тщательно готовиться, продумывая основательно его методику и содержание.


Десять секретов успешного проведения родительского собрания

(памятка для педагога)

Родительское собрание является необходимым атрибутом школьной жизни. Как сделать его интересным и продуктивным? Сегодня несколько советов вам предлагает директор школы поселка Красный Балтиец Можайского района Московской области Татьяна Владимировна Яровова. Они могут оказаться особенно полезными начинающему классному руководителю.

  1. Для проведения родительского собрания выберите наиболее благоприятный день и час и постарайтесь, чтобы на это время ни у вас, ни у родителей ваших учеников не было запланировано никаких важных дел, интересных телепередач и т.п.

  2. Определите одну наиболее важную проблему, касающуюся учеников вашего класса, и на ее обсуждении постройте разговор с родителями.

  3. Особое внимание обратите на размещение родителей в классе. Например, можно расставить столы и стулья по кругу, чтобы все участники родительского собрания хорошо видели и слышали друг друга.

  4. Подготовьте визитки с именами родителей, особенно в том случае, если они еще недостаточно хорошо знают друг друга.

  5. Вместе с родителями придумайте правила для участников собрания. Например: снимать верхнюю одежду обязательно; не допускается молчания при обсуждении проблемы; отвергая предложение (мнение), необходимо вносить встречное; называть друг друга по имени и отчеству или только по имени и т.д.

  6. Берегите время людей, приглашенных на собрание. С этой целью установите регламент и строго следите за его соблюдением.

  7. В ходе собрания используйте игры и групповые формы организации взаимодействия родителей.

  8. Сделать общение на собрании непринужденным и откровенным может помочь чашка чая.

  9. При обсуждении проблемных вопросов опирайтесь на жизненный и педагогический опыт наиболее авторитетных родителей, на мнение членов родительского комитета и совета школы.

  10. Стремитесь к тому, чтобы на собрании были приняты конкретные решения.

Определившись с тематикой, формой проведения и содержанием собрания, необходимо подготовить средства – иллюстрации, документы (например, школьные дневники и журналы, нормативные документы – Устав Школы, Правила учащихся).

Информация о времени и месте проведения собрания должна быть донесена до родителей заблаговременно – можно записать ее в дневниках учеников, позвонить тем папам и мамам, чье присутствие в связи с обсуждаемой проблемой очень важно для вас. Неплохо будет, если родители распишутся в дневниках, что ознакомлены с объявлением о проведении собрания, а если не смогут прийти, то пусть предупредят заранее. Заблаговременное оповещение позволит родителям скорректировать свои планы на вечер и найти время для посещения родительского собрания.













































ТЕМЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ РОДИТЕЛЬСКИХ СОБРАНИЙ

1 класс:

  1. Трудности адаптационного периода первоклассников

  2. Режим дня первоклассника – залог здоровья

  3. Как научить ребёнка жить в мире людей?

  4. Роль чтения в развитии младших школьников.

  5. Становление характера ребенка, его переход на уровень ученика школы

  6. Как ребенка научить слышать и слушать?

  7. Как преодолеть застенчивость и неуверенность ребёнка?

  8. Эмоциональный мир ребёнка. Его значение и пути развития

  9. Развитие потребностей и форм общения с приходом ребенка в школу. Адаптация первоклассника.

  10. Чтобы воспитывать и обучать, надо знать индивидуальные особенности ребенка. (Заполнение социального паспорта семьи.)

  11. Индивидуальные трудности в усвоении учебного материала.

  12. Как выполнять домашнюю работу дома

  13. Режим дня первоклассника (чередование различных видов труда и отдыха). Приучение детей к самостоятельному выполнению режима дня.

  14. Роль подвижных игр на свежем воздухе в укреплении здоровья детей.

  15. Игра и труд как виды деятельности младшего школьника. Педагогические требования к детскому труду в школе и дома.

2-й класс

  1. Влияние учебной деятельности в школе на организм ребенка. (Признаки утомления. Правильная посадка. Предупреждение развития близорукости у школьников.)

  2. Режим питания в школе и дома.

  3. Влияние телевидения на нравственное воспитание младшего школьника

  4. Телевизор в жизни семьи и первоклассника

  5. Воспитание нравственных привычек и культуры поведения младших школьников.

  6. Детишек воспитать – не курочек пересчитать
    (лаборатория нерешенных проблем) (преодолеть трудности в решении конфликтных ситуаций в семье)

  7. Пример родителей – основное условие успешного воспитания культуры поведения у детей. (Культура речи ребенка. Недопустимость в семье грубых слов и выражений.

  8. Посеешь привычку – пожнешь характер (оказать родителям помощь в преодолении трудностей, связанных с воспитанием правильного отношения к деньгам и другим материальным благам)

  9. Секретный мир наших детей. (Свободное время школьника. Ребенок на улице. «Интересные» места для игр. Почему дети строят «штаб» или «шалаш» и другое.)

  10. Как правильно организовать летний отдых детей.

3-й класс

  1. Особенности формирования личности ребенка в различные возрастные периоды. (Знание возрастных особенностей и индивидуальных различий детей)

  2. Воспитание привычек у детей. Подражательность, эмоциональность и впечатлительность учащихся младших школьников.

  3. Воспитание коллективизма у школьников начальной школы. (Психология отношений детей внутри класса. Формирование чувства коллективизма, воспитание дружбы и товарищества, чуткости и отзывчивости.)

  4. Когда в ответе родители, или роль семьи в воспитании детей.

  5. Воспитательный климат в семье. Влияние на детей материально-бытовых условий, взаимоотношений между родителями.

  6. Трудности и ошибки в семейном воспитании, их причины и пути устранения. (Психологические игры).

  7. Когда слово воспитывает. Методы воспитания в семье.

  8. Убеждение и требование как средства организации жизни ребенка.

  9. Использование поощрения и наказания как методов волспитания. Педагогические ситуации (игра).

  10. Особенности формирования характера у младших школьников.

  11. Особенности волевой деятельности и ее мотивации у детей младшего школьного возраста. Эмоционально-волевое воспитание.

  12. Программа по самовоспитанию на лето. Помощь родителей в реализации этой программы.

  13. Связь эстетического воспитания с умственным, трудовым и физическим воспитанием в школе.

  14. Роль родителей в приобщении детей к различным видам искусства. Занятость детей во внеурочное время.

4-й класс

  1. Современные взгляды на интеллектуальные возможности младшего школьника и его умственное развитие.

  2. Роль семьи в умственном воспитании учащихся. Методика контроля родителями выполнения детьми домашних заданий.

  3. Психология обучения и воспитания. Индивидуальные особенности школьников.

  4. Телевидение: за и против. Что смотрят наши дети, и как это отражается на их психике и общем самочувствие.

  5. Союз любви и разума. Влияние личности родителей на воспитание детей.

  6. Роль матери в семье. Роль отца в семейном воспитании. Особенности влияния отца на сыновей и дочерей.

  7. Самовоспитание родителей – важнейшее условие совершенствования их личности.

  8. Собрание для детей и родителей «Мама, папа, я – дружная семья».

10