СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

ТМОДРУК Пример программы воспитательной системы класса2

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Пример программы воспитательной системы класса "Один за всех и все за одного" по дисциплине Теория и методика организации деятельности классного руководителя для групп 3ппН, 4опН

Просмотр содержимого документа
«ТМОДРУК Пример программы воспитательной системы класса2»

Воспитательная система

«Один за всех, все за одного»


  1. Концепция воспитательной системы класса


1.1.Цели и задачи воспитательной системы класса


Цель: свободное развитие личности, создание условий для самовыражения, самоутверждения, самореализации каждого учащегося.


Задачи:

  • развивать субъективность личности каждого учащегося;

  • создавать условия для интеллектуального, нравственного, коммуникативного, эстетического и физического самовыражения личности младшего школьника;

  • поддерживать творческие стремления и действия каждого ребенка.



1.2.Направления воспитательной системы класса


Подпрограммы:

«Учение»


Задачи:

  • развитие познавательного интереса, самостоятельности, смекалки;

  • формирование интереса к процессу познания;

  • воспитание читательской активности;

  • осуществление экологического, эстетического, патриотического, профессионально-ориентационного воспитания младших школьников.


Формы работы: - тематические классные часы;

- викторины;

- беседы;

- экскурсии;

- читательские пятиминутки.

«Труд, художественная деятельность»


Задачи:

  • стимулирование потребности в продуктивной творческой деятельности через непосредственное знакомство с различными видами художественной деятельности;

  • формирование творческого воображения, любознательности;

  • осуществление эстетического воспитания школьников;

  • воспитание аккуратности, приобщение к созданию уюта вокруг себя;

  • создание атмосферы радости, восхищения в процессе коллективно-поисковой деятельности учащихся.


Формы работы: - беседы;

- творческие конкурсы;

- рейды;

- коллективные дела;

- практикумы.


«Классный коллектив»


Задачи:

  • формирование нравственных качеств учащихся: умение дружить, беречь дружбу;

  • привитие детям нравственных норм цивилизованного общества;

  • раскрытие сущности нравственных отношений между людьми;

  • формирование навыков и привычек, облегчающих установление контактов в общении, создании атмосферы доверия.


Формы работы: - тематические классные часы;

- беседы;

- практические занятия;

- праздники;

- чтение художественной литературы по теме.



«Здоровье»


Задачи:

  • формирование установки на здоровый образ жизни;

  • сохранение и укрепление здоровья детей через приобщение к здоровому образу жизни;

  • развитие у детей потребности в создании здоровой окружающей среды в школе и семье.


Формы работы: - тематические классные часы;

- беседы;

- встречи с медицинскими работниками;

- практические занятия;

- спортивные соревнования;

- утренняя зарядка;

- физминутки на уроках;

- походы в лес.



«Досуг»


Задачи:

  • развитие коммуникативных качеств личности, артистизма, познавательного интереса, самостоятельности;

  • формирование творческого воображения, оригинальности, эмоциональности восприятия;

  • воспитание уважительного отношения к мнению другого человека.


Формы работы: - познавательные игры;

- утренники;

- тематические праздники;

- конкурсы;

- семейные вечера;

- классные посиделки.


«Культура поведения»


Задачи:

  • формирование у детей навыков культурного поведения;

  • привитие учащимся потребности выполнения правил поведения в общественных местах.


Формы работы: - тематические классные часы;

- индивидуальные беседы;

- практические занятия.


    1. Механизм построения и функционирования воспитательной системы.

В основе воспитательной системы лежит методика коллективных творческих дел. Она базируется на следующих принципах и подходах:


  1. природосообразности – надо принимать ребенка таким, каков он есть;

  2. сотрудничества – работа строится на отношениях партнерства, уважения, доверия;

  3. деятельностного подхода – в деятельности изменяются, укрепляются, развиваются отношения между воспитанниками;

  4. личностно-ориентированного подхода – уважение личности ребенка, его индивидуальности, бережное отношения к его мыслям, чувствам, ожиданиям.


    1. Этапы воспитательной работы с классом.


1 этап: «Будем знакомы» (1 класс)

Задача: изучение интересов, потребностей, склонностей учащихся.


2 этап: «Ребята! Давайте жить дружно!» (2 класс)

Задача: создание предпосылок для формирования классного коллектива.


3 этап: «Без друзей меня чуть-чуть!» (3 класс)

Задача: создание благоприятных условий для формирования нормального психологического микроклимата в классе.


4 этап: «Что один не сделает – сделаем вместе» (4 класс)

Задача: воспитание самостоятельности, развитие умения организовать коллективное дело.


    1. Критерии и способы изучения

эффективности воспитательной системы.


Вся деятельность по моделированию, построению и развитию воспитательной системы класса направляется на то, чтобы учащийся в течение четырех лет смог развить личностные качества, соответствующие сформированному учителем, учениками и родителями образу выпускника начальной школы. Он складывается из пяти потенциалов личности:


нравственный: восприятие и понимание учащимися таких ценностей, как семья, школа, учитель, Родина, дружба и т.д.; потребность выполнять правила для учащихся; умение различать хорошие и плохие поступки людей; правильно оценивать свои действия и поведение одноклассников;


познавательный: наблюдательность, активность и прилежание в учебном труде; устойчивый интерес к познанию;


коммуникативный: умение говорить и слушать; способность сопереживать, сочувствовать, проявлять внимание к другим людям, животным, природе; сформированность первичных навыков саморегуляции;


художественный: эстетическая восприимчивость предметов и явлений в окружающей природной и социальной среде; наличие личностного эмоционально окрашенного отношения к произведениям искусства;


физический: соблюдение режима дня и правил личной гигиены; стремление быть сильным, быстрым, ловким и закаленным.


Критериями эффективности воспитательной системы класса являются:


  1. сформированность нравственного, познавательного, коммуникативного, художественного и физического потенциала личности младшего школьника;

  2. проявление индивидуальности каждого ученика и классного сообщества в целом;

  3. сформированность классного коллектива.


В соответствии с данными критериями могут быть использованы следующие методики изучения результативности учебно-воспитательного процесса:


  1. Методики для исследования развития познавательных процессов личности младшего школьника.

  2. Социометрические методы.

  3. Анкета «Я и моя школа».

  4. Краткий тест творческого мышления.

  5. Тест «Цветок настроения».

  6. Творческая мастерская «Я и класс, в котором я живу».

  7. Сбор – коллективный разговор об итогах прошедшего месяца или проведенного дела.


  1. Родители в системе воспитательной работы


Залогом успешной воспитательной деятельности с учащимися является сотрудничество классного руководителя с родителями, ведь семья оказывала и продолжает оказывать значительное влияние на процесс развития личности ребенка. Следовательно, сделать родителей активными участниками педагогического процесса – важная и ответственная задача учителя. Для ее решения необходимо организовать работу с родителями по следующим направлениям:


- изучение семей учащихся;

- педагогическое просвещение родителей;

- обеспечение участия родителей в подготовке и проведении коллективных дел в классе;

- индивидуальная работа с родителями;

- информирование родителей о ходе и результатах обучения, воспитания и развития учащихся.


Направления индивидуальной работы с учащимися


Основными направлениями индивидуальной работы с учащимися являются:

- изучение индивидуальных особенностей учащихся, специфики условий и процесса их развития;

- установление межличностных контактов с каждым ребенком;

- создание условий в классном коллективе для проявления и развития реальных и потенциальных возможностей учащихся, реализации социально ценных и личностно значимых интересов и потребностей школьников;

- оказание индивидуальной помощи учащимся, испытывающим затруднения в адаптации к жизнедеятельности класса, отношениях с учителями и другими членами школьного сообщества, выполнении норм и правил поведения в учебном заведении и за его пределами;

- взаимодействие с родителями с целью проектирования индивидуальной траектории развития учащихся;

- содействие воспитанникам в деятельности по самопознанию, самоопределению и саморазвитию;

- диагностика результатов обучения, воспитания и развития каждого учащегося, учет их личностных достижений.