Воспитательная система
«Один за всех, все за одного»
Концепция воспитательной системы класса
1.1.Цели и задачи воспитательной системы класса
Цель: свободное развитие личности, создание условий для самовыражения, самоутверждения, самореализации каждого учащегося.
Задачи:
развивать субъективность личности каждого учащегося;
создавать условия для интеллектуального, нравственного, коммуникативного, эстетического и физического самовыражения личности младшего школьника;
поддерживать творческие стремления и действия каждого ребенка.
1.2.Направления воспитательной системы класса
Подпрограммы:
«Учение»
Задачи:
развитие познавательного интереса, самостоятельности, смекалки;
формирование интереса к процессу познания;
воспитание читательской активности;
осуществление экологического, эстетического, патриотического, профессионально-ориентационного воспитания младших школьников.
Формы работы: - тематические классные часы;
- викторины;
- беседы;
- экскурсии;
- читательские пятиминутки.
«Труд, художественная деятельность»
Задачи:
стимулирование потребности в продуктивной творческой деятельности через непосредственное знакомство с различными видами художественной деятельности;
формирование творческого воображения, любознательности;
осуществление эстетического воспитания школьников;
воспитание аккуратности, приобщение к созданию уюта вокруг себя;
создание атмосферы радости, восхищения в процессе коллективно-поисковой деятельности учащихся.
Формы работы: - беседы;
- творческие конкурсы;
- рейды;
- коллективные дела;
- практикумы.
«Классный коллектив»
Задачи:
формирование нравственных качеств учащихся: умение дружить, беречь дружбу;
привитие детям нравственных норм цивилизованного общества;
раскрытие сущности нравственных отношений между людьми;
формирование навыков и привычек, облегчающих установление контактов в общении, создании атмосферы доверия.
Формы работы: - тематические классные часы;
- беседы;
- практические занятия;
- праздники;
- чтение художественной литературы по теме.
«Здоровье»
Задачи:
формирование установки на здоровый образ жизни;
сохранение и укрепление здоровья детей через приобщение к здоровому образу жизни;
развитие у детей потребности в создании здоровой окружающей среды в школе и семье.
Формы работы: - тематические классные часы;
- беседы;
- встречи с медицинскими работниками;
- практические занятия;
- спортивные соревнования;
- утренняя зарядка;
- физминутки на уроках;
- походы в лес.
«Досуг»
Задачи:
развитие коммуникативных качеств личности, артистизма, познавательного интереса, самостоятельности;
формирование творческого воображения, оригинальности, эмоциональности восприятия;
воспитание уважительного отношения к мнению другого человека.
Формы работы: - познавательные игры;
- утренники;
- тематические праздники;
- конкурсы;
- семейные вечера;
- классные посиделки.
«Культура поведения»
Задачи:
Формы работы: - тематические классные часы;
- индивидуальные беседы;
- практические занятия.
Механизм построения и функционирования воспитательной системы.
В основе воспитательной системы лежит методика коллективных творческих дел. Она базируется на следующих принципах и подходах:
природосообразности – надо принимать ребенка таким, каков он есть;
сотрудничества – работа строится на отношениях партнерства, уважения, доверия;
деятельностного подхода – в деятельности изменяются, укрепляются, развиваются отношения между воспитанниками;
личностно-ориентированного подхода – уважение личности ребенка, его индивидуальности, бережное отношения к его мыслям, чувствам, ожиданиям.
Этапы воспитательной работы с классом.
1 этап: «Будем знакомы» (1 класс)
Задача: изучение интересов, потребностей, склонностей учащихся.
2 этап: «Ребята! Давайте жить дружно!» (2 класс)
Задача: создание предпосылок для формирования классного коллектива.
3 этап: «Без друзей меня чуть-чуть!» (3 класс)
Задача: создание благоприятных условий для формирования нормального психологического микроклимата в классе.
4 этап: «Что один не сделает – сделаем вместе» (4 класс)
Задача: воспитание самостоятельности, развитие умения организовать коллективное дело.
Критерии и способы изучения
эффективности воспитательной системы.
Вся деятельность по моделированию, построению и развитию воспитательной системы класса направляется на то, чтобы учащийся в течение четырех лет смог развить личностные качества, соответствующие сформированному учителем, учениками и родителями образу выпускника начальной школы. Он складывается из пяти потенциалов личности:
- нравственный: восприятие и понимание учащимися таких ценностей, как семья, школа, учитель, Родина, дружба и т.д.; потребность выполнять правила для учащихся; умение различать хорошие и плохие поступки людей; правильно оценивать свои действия и поведение одноклассников;
- познавательный: наблюдательность, активность и прилежание в учебном труде; устойчивый интерес к познанию;
- коммуникативный: умение говорить и слушать; способность сопереживать, сочувствовать, проявлять внимание к другим людям, животным, природе; сформированность первичных навыков саморегуляции;
- художественный: эстетическая восприимчивость предметов и явлений в окружающей природной и социальной среде; наличие личностного эмоционально окрашенного отношения к произведениям искусства;
- физический: соблюдение режима дня и правил личной гигиены; стремление быть сильным, быстрым, ловким и закаленным.
Критериями эффективности воспитательной системы класса являются:
сформированность нравственного, познавательного, коммуникативного, художественного и физического потенциала личности младшего школьника;
проявление индивидуальности каждого ученика и классного сообщества в целом;
сформированность классного коллектива.
В соответствии с данными критериями могут быть использованы следующие методики изучения результативности учебно-воспитательного процесса:
Методики для исследования развития познавательных процессов личности младшего школьника.
Социометрические методы.
Анкета «Я и моя школа».
Краткий тест творческого мышления.
Тест «Цветок настроения».
Творческая мастерская «Я и класс, в котором я живу».
Сбор – коллективный разговор об итогах прошедшего месяца или проведенного дела.
Родители в системе воспитательной работы
Залогом успешной воспитательной деятельности с учащимися является сотрудничество классного руководителя с родителями, ведь семья оказывала и продолжает оказывать значительное влияние на процесс развития личности ребенка. Следовательно, сделать родителей активными участниками педагогического процесса – важная и ответственная задача учителя. Для ее решения необходимо организовать работу с родителями по следующим направлениям:
- изучение семей учащихся;
- педагогическое просвещение родителей;
- обеспечение участия родителей в подготовке и проведении коллективных дел в классе;
- индивидуальная работа с родителями;
- информирование родителей о ходе и результатах обучения, воспитания и развития учащихся.
Направления индивидуальной работы с учащимися
Основными направлениями индивидуальной работы с учащимися являются:
- изучение индивидуальных особенностей учащихся, специфики условий и процесса их развития;
- установление межличностных контактов с каждым ребенком;
- создание условий в классном коллективе для проявления и развития реальных и потенциальных возможностей учащихся, реализации социально ценных и личностно значимых интересов и потребностей школьников;
- оказание индивидуальной помощи учащимся, испытывающим затруднения в адаптации к жизнедеятельности класса, отношениях с учителями и другими членами школьного сообщества, выполнении норм и правил поведения в учебном заведении и за его пределами;
- взаимодействие с родителями с целью проектирования индивидуальной траектории развития учащихся;
- содействие воспитанникам в деятельности по самопознанию, самоопределению и саморазвитию;
- диагностика результатов обучения, воспитания и развития каждого учащегося, учет их личностных достижений.