СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

ТМОДРУК Самостоятельный конспект "Коллектив. Система коллективного воспитания А.С. Макаренко"

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Самостоятельный конспект "Коллектив. Система коллективного воспитания А.С. Макаренко" для групп 3ппН, 4 опН

Просмотр содержимого документа
«ТМОДРУК Самостоятельный конспект "Коллектив. Система коллективного воспитания А.С. Макаренко"»

Ученический коллектив


Латинское слово «коллективус» переводят по-разному — сборище, толпа, совместное собрание, объединение, группа. Неудивительно, что оно стало очень нечетким. Ясно лишь то, что коллектив — это группа людей. Но любая ли группа кол­лектив? В современной литературе употребляется два значения понятия «коллектив». Первое: под коллективом понимается любая организованная группа людей (например, коллектив предприятия); второе: под коллективом понимается только высокоорганизованная группа В том значении, которое приобрело понятие «коллектив» в педагогической литературе, коллективом называется объединение воспитанников, отличающееся рядом важных признаков. Рассмотрим их.

  1. Общая социально значимая цель. Цель есть у любой груп­пы: ее имеют и пассажиры, севшие в трамвай, и преступники, создавшие воровскую шайку. Все дело в том, какая это цель, на что она направлена. Цель коллектива обязательно совпадает с общественными целями, поддерживается обществом и госу­дарством, не противоречит господствующей идеологии, кон­ституции и законам государства.

  2. Общая совместная деятельность для достижения постав­ленной цели, общая организация этой деятельности. Люди объединяются в коллективы для того, чтобы совместными усилиями быстрее достичь определенной цели. Для этого каждый член коллектива обязан активно участвовать в совместной деятельности, должна быть общая организация деятельности. Членов коллектива отличает высокая личная ответственность за результаты совместной деятельности.

  3. Отношения ответственной зависимости. Между членами коллектива устанавливаются специфические отношения, отражающие не только единство цели и деятельности (рабочее- сплочение), но и единство связанных с ними переживаний и оценочных суждений (моральное единение).

  4. Общий выборный руководящий орган. В коллективе уста­навливаются демократические отношения. Органы управления коллективами формируются при прямом и открытом избрании наиболее авторитетных членов коллектива.

Отдельные из этих характеристик могут быть присущи и другим видам групповых объединений (ассоциации, кооперации, корпорации и т. д.). Но Особенно отчетливо они проявляются лишь при коллективной организации.

Кроме названных признаков коллектив отличается и другими очень важными особенностями. Это характеристики, отражающие внутриколлективную атмосферу, психологический климат, отношения между членами коллектива. Одна из таких характеристик — сплоченность, характеризующая взаимопонимание, защищенность, «чувство локтя», причастность к коллективу. В хорошо организованных коллективах проявляются взаимопомощь и взаимоответственностъ, доброжелательность и бескорыстие, здоровая критика и самокритика, соревнование.

Группа формально сотрудничающих людей может обходиться без этих качеств, коллектив без них теряет свои преимущества.

В коллективе, обладающем всеми перечисленными призна­ками, формируется иная система отношений к труду, к людям, к своим личным и общественным обязанностям. В дружном, сплоченном коллективе система отношений определяется разумным сочетанием личных и общественных интересов, умением подчинять личное общественному. Такая система формирует ясную и уверенную позицию каждого члена коллектива, знающего свои обязанности, преодолевающего субъективные и объективные препятствия.

Наиболее стабильное звено в официальной структуре школьного коллектива — коллектив класса, в рамках которого протекает основная деятельность школьников — учение. Именно в классном коллективе между школьниками образуется густая сеть межличностных связей и отношений. В силу этого он выполняет роль того своеобразного фундамента, на базе которого формируются различные школьные коллективы.

Проецируя на школьный класс выделенные признаки коллектива, приходим к выводу, что ученический коллектив — это группа учеников, объединенная общей социально значимой целью, деятельностью, организацией этой деятельности, имею­щая общие выборные органы и отличающаяся сплоченностью, общей ответственностью, взаимной зависимостью при безус­ловном равенстве всех членов в правах и обязанностях.





Учение А. С. Макаренко о коллективе


Виднейшим представителем отечественной педагогики, раз­рабатывавшим теорию коллектива, был Д. С. Макаренко. Его перу принадлежат многочисленные педагогические и художе­ственные сочинения, в которых детально разработана методика коллективистского воспитания. Учение А. С. Макаренко содер­жит подробную технологию поэтапного формирования коллек­тива. Он сформулировал закон жизни коллектива: движение — форма жизни коллектива, остановка — форма его смерти; оп­ределил принципы развития коллектива (гласности, ответ­ственной зависимости, перспективных линий, параллельного действия); вычленил этапы (стадии) развитая коллектива.

Чтобы стать коллективом, группа должна пройти нелегкий путь качественных преобразований. На этом пути А.С. Мака­ренко выделяет несколько стадий (этапов).

Первая стадия — становление коллектива (стадия первоначального сплочения). В это время коллектив выступает прежде всего как цель воспитательных усилий педагога, стре­мящегося организационно оформленную группу (класс кру­жок и т д) превратить в коллектив, т. е. такую социально-пси­хологическую общность, где отношения учеников определяют­ся содержанием их совместной деятельности, ее целями, зада­чами, ценностями. Организатор коллектива — педагог, от него исходят все требования. Первая стадия считается завершенной, " когда в коллективе выделился и заработал актив, воспитанники сплотились на основе общей цели, общей деятельности и об­щей организации.

На второй стадии усиливается влияние актива. Теперь уже актив не только поддерживает требования педагога, но и сам предъявляет их к членам коллектива, руководствуясь своими понятиями о том, что приносит пользу, а что — ущерб интересам коллектива. Если активисты правильно понимают потребности коллектива, то они становятся надежными по­мощниками педагога. Работа с активом на этом этапе требует пристального внимания педагога.

Для второй стадии характерна стабилизация структуры кол­лектива. Коллектив в это время выступает зеке как целостная система, в ней начинают действовать механизмы самоорганиза­ции и саморегуляции. Он уже способен требовать от своих чле­нов определенных норм поведения, при этом круг требований постепенно расширяется. Таким образом, на второй стадии развитая коллектив уже выступает как инструмент целенаправ­ленного воспитания определенных качеств личности.

Основная цель педагога на этой стадии — максимально ис­пользовать возможности коллектива для решения тех задач, ради которых этот коллектив создается. Практически только те­перь коллектив достигает определенного уровня своего развития как субъект воспитания, в результате чего и становится возмож­ным целенаправленно использовать его в целях индивидуально­го развития каждого отдельного ученика. В общей атмосфере доброжелательности по отношению к каждому члену коллекти­ва, высокого уровня педагогаческого руководства, стимулирую­щего положительные стороны личности, коллектив становится средством развития социально важных качеств личности.

Развитие коллектива на этой стадии связано с преодолени­ем противоречий: между коллективом и отдельными ученика­ми, опережающими в своем развитии требования коллектива или, наоборот, отстающими от этих требований; между общи­ми и индивидуальными перспективами; между нормами пове­дения коллектива и нормами, стихийно складывающимися в классе; между отдельными группами учеников с различными ценностными ориентациями и т. д. Поэтому в развитии коллектива неизбежны скачки, остановки, движения вспять.

Третья и последующие стадии характеризуют расцвет коллектива. Они отличаются рядом особых качеств, достигнутых на предыдущих этапах развития. Чтобы подчеркнуть уровень развитая коллектива на этой стадии, достаточно указать на уровень и характер требований, предъявляемых друг к другу членами коллектива: более высокие требования к себе, чем к своим товарищам. Одно это уже свидетельствует о достигнутом уровне воспитанности, устойчивости взглядов, суждений, привычек. Если коллектив доходит до этой стадии развития, то он формирует целостную, нравственную личность. На данной стадии коллектив превращается в инструмент инди­видуального развития каждого из его членов. Общий опыт, одинаковые оценки событий — основной признак и наиболее характерная черта коллектива на третьей стадии.

Процесс развития коллектива рассматривается отнюдь не как плавный процесс перехода от одной стадии к другой. Между стадиями нет четких границ — возможности для перехода к последующей стадии создаются в рамках предыдущей. Каждая последующая стация в этом процессе не сменяет предыдущую, а как бы добавляется к ней. Коллектив не может и не должен останавливаться в своем развитии, даже если он достиг очень высокого уровня. Потому некоторые педагоги выделяют четвертую и последующие стадии движения. На этих стадиях каждый школьник благодаря прочно усвоенному коллективному опыту сам предъявляет к себе определенные требования, выполнение нравственных норм становится его потребностью, процесс воспитания переходит в процесс само­воспитания.

На всех стадиях развитая коллектива возникают, крепнут и сплачивают коллектив большие и малые традиции. Традиции — это такие устойчивые .формы коллективной жизни, которые эмоционально воплощают нормы, обычаи, желания воспитан­ников. Традиции помогают вырабатывать общие нормы доведе­ния, развивают коллективные переживания, украшают жизнь.

В традициях можно выделить большие и малые. Большие традиции — это яркие Массовые события, подготовка и прове­дение которых воспитывают чувство гордости за свой коллек­тив, веру в его силы, уважение к общественному мнению. Ма­лые, буд ничные, повседневные традиции скромнее до масшта­бам, но не менее важны по воспитательным воздействиям. Они учат поддерживать установленный порядок, вырабатывая ус­тойчивые привычки поведения. Малые традиций не требуют особых усилий, их поддерживают установившийся порядок, всеми добровольно принятое соглашение. Традиции меняются и обновляются. Новые задачи, встающие перед коллективом, новые способы их решения становятся со временем более или менее популярными — это способствует возникновению новых и стиранию старых традиций.

Особенно важным считал А.С. Макаренко выбор цели. Практическую цель, которая способна увлечь и сплотить вос­питанников, он называл перспективой. При этом он исходил из положения о том, что «истинным стимулом человеческой жиз­ни является завтрашняя радость». Понятная каждому воспи­таннику, осознанная и воспринятая им перспективная цель становится мобилизующей силой, помогающей преодолевать трудности и препятствия.

В практике воспитательной работы АС. Макаренко различал три вида перспектив: близкую, среднюю и далекую. Близкая перспектива выдвигается перед коллективом, находящимся на любой стадии развития, даже на шпальной. Близкой перспективой может быть, например, совместная воскресная прогулка, поход в цирк или театр, интересная игра-соревнование и т. д. Основное требование к близкой перспективе заключается в том, что она должна опираться на личную заинтересованность: каждый воспитанник воспринимает ее как собственную завтрашнюю радость, стремится к ее осуществлению, предвкушая ожидаемое удовольствие. Высший уровень близкой пер­спективы — это перспектива радости коллективного труда, когда уже один образ совместного дела захватывает ребят как приятная близкая перспектива.

Средняя перспектива, по мнению А.С. Макаренко, заключа­ется в проекте коллективного события, несколько отодвинуто­го во времени. Для достижения этой перспективы нужно при­ложить усилия. Примерами средних перспектив, получивших распространение в современной школьной практике, можно назвать подготовку к проведению спортивного соревнования, Школьного праздника, литературного вечера. Среднюю пер­спективу Наиболее целесообразно выдвигать тогда, когда в классе уже сформировался хороший работоспособный актив, который может выступить с инициативой и повести за собой всех школьников. Для коллективов на различных уровнях раз­вития средняя перспектива должна дифференцироваться по времени и сложности.

Далекая перспектива — это отодвинутая во времени, наибо­лее социально значимая и требующая значительных усилий для достижения цель. В такой перспективе Обязательно сочетаются личные и общественные потребности. Пример наиболее рас­пространенной далекой перспективы — цель успешного окон­чания школы и последующего выбора профессии. Воспитание на далёкой перспективе дает значительный эффект лишь тогда, когда главное место в коллективной деятельности занимает труд, когда коллектив увлечен совместной деятельностью, ког­да для достижения поставленной цели требуются коллективные усилия.

Система перспективных линий должна пронизывать коллек­тив. Выстроить ее нужно так, чтобы в любой момент времени коллектив имел перед собой яркую увлекательную цель, жил ею, прилагал усилия для ее осуществления. Развитие коллекти­ва и каждого его члена в этих условиях существенно ускоряет­ся, а воспитательный процесс протекает естественно. Выбирать

перспективы надо с таким расчетом, чтобы работа закончилась с реальным успехом. Прежде чем ставить перед учениками трудные задачи, необходимо учесть и общественные нужды, и уровень развития и организованности коллектива, и опыт его работы. Непрерывная смена перспектив, постановка новых и все более трудных задач — обязательное условие прогрессивно­го движения коллектива.

Давно установлено, что непосредственное воздействие пе­дагога на ученика по ряду причин может быть малоэффектив­ным. Лучшие результаты дает воздействие через окружающих его школьников. Это учитывал А. С. Макаренко, выдвигая принцип параллельного действия.

Принцип параллельного действия применим ухе на второй стадии развития коллектива, где роль воспитателя и сила его воспитательного воздействия еще значительные. На более высоких уровнях развития коллек­тива возрастает влияние актива и коллектива. Это не означает, что воспитатель полностью перестает' прямо влиять на воспи­танников. Теперь он все больше опирается на коллектив, кого­ртой ухе сам становится носителем воспитательного воздейст­вия (субъектом воспитания). В сочинениях АС. Макаренко на­ходим многочисленные примеры успешного осуществления принципа параллельного действия. Например, он никогда сам ' не искал конкретных виновников нарушений, предоставляя коллективу право разбираться в их проступках, а сам лишь ис­подволь направлял действия актива

Современная практика школьного воспитания обогатилась новыми примерами применения принципа параллельного дей­ствия. Наряду с умелым, вдумчивым использованием преиму­ществ параллельного действия встречаются и непродуманные решения. Так, этот принцип используется для коллективного осуждения провинившихся. Если к делу нерадиво отнеслись отдельные ребята, наказание налагается на весь коллектив. Ес­тественно, такое педагогическое действие вызывает резкое осуждение проступка товарищей. Последствия не всегда удает­ся предвидеть. Например, из-за того, что кто-то плохо дехуг рил, классу приходится целую неделю дежурить повторно, вы­полнять работу вне очереди. А. С. Макаренко советовал пользо­ваться даИным принципом очень осторожно, так как коллектив мохет наказать провинившихся очень сурово.

Большое значение А. С. Макаренко придавал стилю внутри- коллективных отношений. Отличительным признаком сформи­рованного коллектива он считал: 1) махор — постоянная бод­рость, готовность воспитанников к действию; 2) ощущение соб­ственного достоинства, вытекающее из представления о цен­ности своего коллектива, гордости за него; 3) дружеское едине­ние его членов; 4) ощущение защищенности каждого члена кол­лектива; 5) активность, проявляющуюся в готовности к упоря­доченному, деловому действию; 6) привычку к торможению, сдержанности в эмоциях и словах.



.1