1.Организацион-ный момент. | 1. Проблемно – игровой момент. Ученик сидит за компьютером, играет, устает и возмущается – О! Вот тебе! Сейчас догоню! Сейчас достану! Ну вот сначала, снова проиграл! Ой! Глаза уже болят, голова кружится, опять кошмары сниться будут! Чем заняться? -А, вы тоже так проводите свободное время? Вам нравиться играть в компьютерные игры? Полезно ли проводить всё свободное время за компьютером? А как же быть? | Личностные: формировать интерес к народных традициям и играм Регулятивные: - способствовать развитию рефлексивных навыков, навыков работы по алгоритму и составленному плану; |
2. Актуали-зация знаний и постановка учебной задачи. | Ребята! Скажите, кого мы поздравляем в октябре? Конечно, бабушек , дедушек и наших любимых мам. Но они ведь не всегда были бабушками и дедушками или нашими мамами. Когда – то они были такими же малышами как и вы, и, как все дети любили играть. А вы любите играть? Сегодня мы с вами совершим необычное путешествие в мир игр и игрушек детей, родившихся много лет назад. Давайте вспомним, как играли ваши бабушки дедушки, мамы и папы у которых не было ни компьютеров, ни телефонов. А игры были – и вроде бы интересные. | |
3. Основная часть. | 1 Что такое игра? Игра — вид деятельности, заключающийся в психологической вовлеченности в некий процесс. Наиболее подробно понятие «игра», «играть» разъясняет В.И. Даль в «Толковом словаре живого великорусского языка»: «Игра…то, чем играют и во что играют: забава, установленная по правилам, и вещи, для того служащие». Писатель А.М.Горький вот что писал об игре: «Игра– путь детей к познанию мира, в котором они живут и который призваны изменить.» А сам А.С.Пушкин восторженно отзывался об игре в бабки. Великий полководец А.В.Суворов говорил «Игра в городки развивает глазомер, быстроту, натиск…» В течение долгого времени с играми, как и с разными жанрами устного народного творчества, знакомились в устной форме. Тем самым народы разных стран, передавая от поколения к поколению игровой фольклор, сохранили неразрывной ту нить времен, которая связывает прошлое с настоящим и будущим. В старые времена существовало около трех тысяч игр. Даже представить себе это трудно! Наших родителей специально игре никто не учил. Они, как только им разрешали самостоятельно выходить на улицу, включались в компанию детей и, сначала наблюдали, а затем уже становились участниками массовых игр. В то время детей разных возрастов на улицах было много, игры проходили весело и интересно. Старшие дети учили младших. Так самые интересные игры передавались из поколения в поколение. Сейчас же детей на улицах нашего города мало, большинство из них сидят за компьютерами и играют в компьютерные игры. К сожалению, многие игры наших родителей потеряли популярность или совсем забыты. Возобновить прекрасную традицию подвижных игр на свежем воздухе действительно стоит, ведь это подарит всем детям бесценные минуты веселого общения со сверстниками, а нашим родителям – радость от сознания того, что игры, которые так нравились им когда-то, теперь полюбите и вы, нынешние дети. | Познавательные: умение структурировать знания; контроль и оценка процесса и результатов деятельности. Регулятивные: высказывать свою версию, пытаться предлагать способ её проверки |
4. Практическая деятельность | Игры наших предков были очень разнообразными, их правила, содержание, инвентарь соответствовали временам года, возрасту, полу, месту их проведения. Детские игры отличались от молодёжных, а девичьи от мужских. Игры же стариков были не похожи на игры женщин и мужчин. Почти всегда игры сопровождались различными текстами: рифмовками, считалками, зазывалами, песенками и т.д., всё это придавало им особый колорит. -А какие русские народные игры знаете вы? (ответы детей) Золотые ворота Дети образовывают двое ворот из 4 участников. Остальные становятся друг за другом взявшись за руки. Все идут под воротами и поют: Золотые ворота - проходите господа, Первый раз прощается, второй раз запрещается, А на третий раз не пропустим вас. Ворота закрываются и из двух пойманных возникают третьи ворота. «Петух» Все играющие встают в круг и берутся за руки. Игроки идут по кругу, петух в кругу. Дети произносят потешку: Тух – тух Ту – ру – рух! Ходит по двору петух. Сам со шпорами, хвост с узорами. Во дворе стоит, громче всех кричит! Петух: Ку – ка – ре – ку! Все разбегаются, петух ловит детей, Пойманный становится петухом. «Веселые ребята» На двух противоположных сторонах площадки чертят линии, а сбоку – несколько кружков. Это дом водящего. Играющие собираются за линией на одной стороне площадки и хором произносят: Мы, весёлые ребята, Любим бегать и скакать. Ну, попробуй нас поймать! Раз, два, три – лови! После слова «лови!» все перебегают на противоположную сторону площадки. Водящий должен поймать кого-либо из бегущих, прежде чем тот переступит вторую линию. Пойманный становится в кружок – дом водящего. Затем дети снова читают стихи и перебегают площадку в обратном направлении. После 2-3 попыток подсчитывают, сколько детей поймано, выбирают нового водящего и игра продолжается. Кошки - мышки Для игры выбираются два человека: один – кошка, другой –мышка. В некоторых случаях количество кошек и мышек может быть больше. Это делается для того, чтобы оживить игру. Все остальные играющие встают в круг, взявшись за руки – ворота. Задача кошки догнать (дотронуться рукой) мышку. При этом мышка и кошка могут бегать внутри круга и снаружи. Играющие стоящие в кругу сочувствуют мышке и чем могут помогают ей. Например, пропустив через ворота мышку в круг, они могут закрыть их для кошки. Или если мышка выбегает из дома, то кошку можно там запереть, т.е. опустить, закрыть все ворота. Игра эта непроста, особенно для кошки. Пусть кошка проявит и умение бегать, и свою хитрость, и сноровку. Когда кошка поймает мышку, из числа играющих выбирается новая пара. Третий лишний Все становятся в круг по парам, в затылок друг другу. Двое водящих: один убегает, второй – догоняет. Убегающий может встать третьим сзади к одной из пар, тогда стоящий впереди должен убегать. Задача догоняющего осалить убегающего игрока, тогда они меняются ролями. | Регулятивные: работая по предложенному плану, использовать необходимые средства людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы |
6. Подведение итогов занятия (рефлексия). | В ходе внеурочного мероприятия мы узнали различные народные игры. Чтобы возродить любимые игры, дать им вторую жизнь, нужно всего лишь научить детей в них играть. Будем в них играть, разучивать новые. -Что мы изучали на внеурочном занятии? -Ребята, с какими играми мы познакомились? -Какие правила у этих игр? -Что вам понравилось на занятии? Что показалось трудным? | Регулятивные: определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем. Личностные: самооценка на основе критериев успешной учебной деятельности. |