СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Точка роста как средство повышения мотивации к учебной деятельности

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Точка роста как средство повышения мотивации к учебной деятельности

Просмотр содержимого документа
«Точка роста как средство повышения мотивации к учебной деятельности»

Точка роста как средство повышения мотивации к учебной деятельности

Сл.1 «Интерес к учению появляется только тогда, когда есть вдохновение, рождающееся от успеха».

В.А. Сухомлинский

Сл.2 Мотивация – важнейший компонент структуры учебной деятельности, а для личности выработанная внутренняя мотивация есть основной критерий ее сформированности. Он заключается в том, что ребенок получает «удовольствие от самой деятельности, значимости для личности непосредственного ее результата» (Б.И. Додонов).

Сл 3 Выделяют пять уровней учебной мотивации:

Первый уровень – высокий уровень мотивации, учебной активности. (У таких учащихся есть познавательный мотив, стремление наиболее успешно выполнять все предъявляемые школьные требования. Учащиеся четко следуют всем указаниям педагога, добросовестны и ответственны, сильно переживают, если получают неудовлетворительные отметки.)

Второй уровень – хорошая мотивация. (Учащиеся успешно справляются с учебной деятельностью.) Подобный уровень мотивации является средней нормой.

Третий уровень – положительное отношение к учебному заведению, но оно привлекает таких учащихся внеучебной деятельностью. (Такие учащиеся достаточно благополучно чувствуют себя в школе, чтобы общаться с друзьями, с учителями. Им нравиться ощущать себя учащимися, иметь красивые принадлежности. Познавательные мотивы у таких учащихся сформированы в меньшей степени, и учебный процесс их мало привлекает.)  

Четвертый уровень – низкая мотивация. (Эти учащиеся посещают учебное заведение неохотно, предпочитают пропускать занятия. На уроках часто занимаются посторонними делами. Испытывают серьезные затруднения в учебной деятельности. Находятся в серьезной адаптации к учебному заведению.)  

Пятый уровень – негативное отношение к учебному заведению, школьная дезадаптация. (Такие учащиеся испытывают серьезные трудности в обучение: они не справляются с учебной деятельностью, испытывают проблемы в общении с одноклассниками, во взаимоотношениях с педагогом. Учебное заведение нередко воспринимается ими как враждебная среда, пребывание в ней для них невыносимо. В других случаях учащиеся могут проявлять агрессию, отказываться выполнять задания, следовать тем или иным нормам и правилам. Часто у подобных учащихся отмечаются нервно психические нарушения.)

Однажды ученик сказал на уроке: «Мне тогда все понятно, когда интересно». Значит, учащемуся должно быть интересно на уроке. Надо иметь в виду, что «интерес» (по И. Герберту) – это синоним учебной мотивации. Если рассматривать все обучение в виде цепочки: «хочу – могу – выполняю с интересом – личностно – значимо каждому» (Якиманская И.С.), то мы опять видим, что интерес стоит в центре этого построения. Так как же сформировать его у учащегося?

В современном обучении химии огромное значение учебно- исследовательская деятельность школьников. Исследуя результаты проведённых лабораторных работ и опытов, учащиеся убеждаются в том, что теоретические представления соответствуют или противоречат реальности. Только осуществляя химический эксперимент можно проверить достоверность прогнозов, сделанных на основании теории.

Так в процессе опытно-экспериментальной работы учащиеся приобретают опыт познания реальности, являющийся важным этапом формирования у них убеждений, которые, в свою очередь, составляют основу научного мировоззрения. В рамках национального проекта «Образование» это стало возможным благодаря созданию в общеобразовательных организациях, расположенных в сельской местности и малых городах, Центров образования естественно-научной и технологической направленностей – «Точки роста».

Сл 4 1 сентября 2022 года в нашей школе открылся Центр образования естественно-научной и технологической направленностей «Точка роста» и это открыло новые возможности урочной и внеурочной деятельности. В школу было поставлены современные цифровые лаборатории по химии, биологии, физике, робототехнические наборы, ноутбуки.

Использование современного цифрового оборудования позволяет учителю качественно изменить процесс обучения химии. Количественные эксперименты позволят получать достоверную информацию о протекании химических процессов, о свойствах веществ. На основе полученных экспериментальных данных учащиеся самостоятельно делают выводы, обобщают результаты, выявляют закономерность, что однозначно будет способствует повышению мотивации обучения школьников.

Учебный эксперимент по химии, проводимый на традиционном оборудовании, без применения цифровых лабораторий, не может позволить в полной мере решить все задачи в современной школе. Мы предположили, что развитие учебной мотивации школьников по химии с использованием оборудования центра «Точка роста» будет более эффективным. Сл.5

Сл 6 Для подтверждения предположения, была проведена диагностика уровня сформированнности мотивации к изучению химии учащихся 8 – 9 классов. Ребятам была предложена анкета «Оценка степени сформированности мотивации к изучению химии обучающихся 8-9 классов», разработанная К. А. Марковой.

Сл 7 По результатам анкетирования были выявлены три группы уровней мотивации к изучению химии: низкий, средний и высокий. Было обнаружено, что до использования оборудования центра «Точка роста», обучающиеся имели низкий уровень мотивации, который составил 30 %, 52 % имеют средний уровень мотивации и высокий уровень – 18 % обучающихся.

Исходя из полученных результатов видно, что уровень сформированнности к изучению химии учащихся 8 – 9 классов – преобладает средний уровень.

Сл 8 Далее мною была использована материально-техническая база центра «Точка роста» включает в себя современные и классические приборы. Последние прошли многолетнюю апробацию в школе и получили признание у учителей химии. К ним относятся: прибор для демонстрации зависимости скорости реакции от различных факторов, аппарат для проведения химических реакций, прибор для опытов с электрическим током, прибор для изучения состава воздуха и многие другие. Так, например, на уроке в 8-ом классе «Изучение свойств почвы» (практическая работа № 3) было использовано оборудование, программное обеспечение и расходные материалы: компьютер с программным обеспечением Relab Pro2, цифровой микроскоп, датчик рН, датчик электропроводности.

Сл. 9 9 класс «Гидролиз солей»

Тема «Гидролиз солей». Связана со знакомством обучаемых с методами научного (учебного) исследования. При выполнении работы учащиеся получают экспериментальные данные (фактический материал), которые возможно классифицировать.

Затем проводят теоретический анализ, в результате которого обосновывается разделение веществ не только на основе экспериментальных фактов, но и на основании строения вещества. На последующих уроках учащиеся будут знакомиться с дальнейшими этапами исследования.

Тип урока: урок-исследование (экспериментальное изучение нового материала).

Цель урока – создать условия для определения среды растворов солей, сформировать у обучающихся познавательные универсальные учебные действия.

Оборудование, программное обеспечение и расходные материалы: компьютер, программное обеспечение Relab Pro2, цифровой датчик рН, растворы солей.

После использования оборудования центра «Точка роста» результаты были следующими: количество обучающихся, имеющих мотивацию низкого уровня снизилось до 10 %, мотивация на среднем уровне повысился до 55 %, а высокий уровень мотивации стал составлять – 35 %.

Подводя итог по проделанной работе, можно сказать, что использование оборудование центра «Точка роста» в 8 – 9 классах способствовало повышению мотивацию учащихся к изучению химии.

Сл. 10 Следует отметить, что использование оборудования «Точка роста» позволяет создать условия:

  • для расширения содержания школьного химического образования;

  • для повышения познавательной активности обучающихся в естественно-научной области;

  • для повышения мотивации обучающихся в естественно-научной области;

  • для развития личности ребёнка в процессе обучения химии, его способностей, формирования и удовлетворения социально значимых интересов и потребностей;

  • для работы с одарёнными школьниками, организации их развития в различных областях образовательной, творческой деятельности

























«Оценка степени сформированности мотивации к изучению химии

обучающихся 8-9 классов»

Дорогой друг, ответив на вопросы этой анкеты, ты сможешь облегчить свое изучение химии в дальнейшем. Отвечай на вопросы только «да» или «нет». Укажи фамилию, имя полностью.

Блок А

1. Я хочу связать свою жизнь с химией.

2. При изучении химии я не испытываю никаких трудностей.

3. Я с большим интересом решаю усложненные задачи по химии из сборника для поступающих в вузы.

4. Я выберу профессию, н е связанную с химией.

5. Я постоянно посещаю факультативы по химии.

6. Я принимаю участие в городских олимпиадах школы по химии.

7. Я хочу, чтобы моя будущая профессия была связана с химией.

8. Обычно я ленюсь делать домашние задания по химии.

9. При выполнении домашней работы мне не понятно заданий больше половины.

10. Я регулярно участвую в химических олимпиадах в школе.

11. Я участвую в научных конференциях по химии в школе.

12. Я выполняю домашнее задание по химии (устные и письменные) регулярно.

13. Я редко хожу на факультативные занятия по химии.

14. Мне нравится самому «химичить», и я делаю это в школе, дома, на даче и т.д.

15. Я участвую в областных олимпиадах по химии и более высокого уровня.

16. Дома у меня есть своя химическая лаборатория.

17. Я посещаю факультативные занятия по другим предметам.

18. Мне скучно на уроках химии.

19. Я занимаюсь научно-исследовательской работой по химии под руководством преподавателя.

20. Дома у меня есть хорошая химическая библиотека.

21. При поступлении в вуз мне нужно будет сдавать химию.

22. Я хочу поступить в химический вуз на химический факультет

23. Я хочу поступить в нехимический вуз, где мне придется сдавать химию.

24. Дома у меня есть книги по химии в основном по школьной программе.

25. При изучении некоторых тем по химии я использую вузовские учебники, химические энциклопедии и другую специальную литературу.

26. У меня дома есть несколько вузовских учебников по химии.

27. Я с удовольствием читаю химическую литературу.

28. Решение задание по химии и чтение химической литературы доставляет мне удовольствие.

29. Я хочу поступить в вуз, не связанный с химией.

30. Я выписываю издания периодической печати по химии.



Блок Б

31. Интерес к химии мне привил учитель.

32. Химией мне посоветовали заняться родители.

33. Меня полностью устраивает учебник химии.

34. Мне все понятно при объяснении нового материала учителем.

35. Я считаю, что в нашем городе можно устроиться работать по химической специальности.

36. В учебнике химии есть темы, которые я не могу разобрать самостоятельно.

37. Я не могу разобраться с учебным материалом без помощи учителя.

38. Я хотел бы в дальнейшем учиться в другом городе (вузе, техникуме, в том числе и в химическом)

39. Учебник химии плохо проиллюстрирован.

40. Мы всегда можем подойти к учителю после урока за разъяснением непонятных моментов.

41. В Пермском крае хорошо развита химическая промышленность.

42. Весь материал в учебнике химии, по которому я занимаюсь, изложен понятно.

43. Учитель должен быть требовательным.

44. Я считаю, что в нашем городе можно устроиться по химической специальности.

45. Мне нравится проводить лабораторные работы на уроке.

46. Оценку «5» заработать по химии очень сложно.

47. Я в семье один ребенок.

48. Учебник химии хорошо проиллюстрирован.

49. Я хожу на дополнительные занятия (в том числе на факультатив, кружки и др.) к моему учителю химии.

50. Я живу с одним из родителей.

51. Мне не нравится, как изложен материал в учебнике химии.

52. Мне нравится предмет, так как нравится учитель.

53. Мне кажется, что тяжело устроиться на высокооплачиваемую работу по специальности химии.

54. Мне нравится химия, так как показывают демонстрационные опыты.

55. Учитель по химии всегда проверит выполнение домашней работы.

56. Я информирован, какие есть вузы в г. Курск и по каким специальностям они готовят специалистов.

57. Мне нравится, когда на уроке нам показывают различные модели строения элементов, атомов

58. Учитель разбирает с классом непонятные задания.

59. Родители равнодушны к моим школьным успехам.

60. Я не могу самостоятельно разобраться основным материалом по химии.

61. Мне нравится, как учитель ведет уроки химии.

62. Мнение родителей и мое по поводу дальнейшей профессии совпадают.

63. Я могу самостоятельно разобраться с новым материалом по химии.

64. Учитель организует свою работу так, что мы работаем только на уроке.

65. Родители высказывают свой совет по поводу будущей профессии.

66. Мне интересны иллюстрации в учебнике химии.

67. Наш учитель химии не ставит оценку «2».

68. Мои родители имеют химическое образование (высшее, техническое, педагогическое, медицинское) (или один из родителей).

69. Мне на уроке химии нравится только смотреть различные опыты.

70. Учитель по химии очень скуп на оценки.

71. Родители не советуют заниматься мне химией.

72. Мне не нравятся лабораторные занятия на уроке химии.

73. На уроке у нас идеальная дисциплина.

74. Родители всегда поддерживают мои увлечения по школьным предметам (в частности химии)

75. Меня не устраивает учебник по химии.

76. На уроке у нас царит творческая атмосфера.

77. Мне безразлично по какой специальности работать, лишь была бы высокооплачиваемая работа.

78. При подготовке домашнего задания я использую дополнительную литературу