Данный материал предназначен для педагогов, психологов, завучей общеобразовательных учреждений.
Материал позволяет простым языком уопрядочить знания специалистов в обоасти толерантности педагогов общеобразовательных учреждений.
Просмотр содержимого документа
«Толерантность педагогов общеобразовательных учреждений»
Толерантность педагогов общеобразовательных учреждений
Сущность и содержание понятия «Толерантность» в отечественной и зарубежной психологии
- Этимология термина «толерантность» восходит к латинскому глаголу «tolero» – «нести», «держать», «терпеть».
- Свое широкое распространение термин «толерантность» получил в английской интерпретации – «tolerance» – где наряду с терпимостью он означает также «допускать».
- В «Толковом словаре русского языка» Владимира Даля обращает на себя внимание многозначность слова «терпимость», которое имеет созерцательный оттенок, пассивную направленность.
- В «Толковом словаре русского языка» под редакцией Д.Н. Ушакова «толерантность» полностью отождествляется с категорией «терпимость».
Характеристики эффективного функционирования толерантности как черты личности
- идентичность;
- уважение к другим;
- активная жизненная позиция;
- межличностный диалог как особый способ взаимодействия;
- отсутствие или ослабление реагирования личности на неблагоприятное воздействие другой личности в результате снижения чувствительности к ее воздействию;
- креативность.
Виды толерантности (Б.З. Вульфов):
- Религиозная;
- Национальная;
- Этническая;
- Гендерная;
- Нравственная;
- Этическая;
- Коммуникативная.
Компоненты толерантности
инструментальный
поведенческий
коммункативный
Критерии и показатели уровней толерантного взаимодействия
- устойчивость личности;
- эмпатия;
- дивергентность поведения;
- мобильность поведения;
- социальная активность.
– активное, неестественное покорение мнению, взглядам и действиям других; активная нарвственная позиция для взаимопонимания между этносами, социальными группами, различными субъектами, для позитивного взаимодействия с людьми иной культурной, национальной, религиозной или социальной среды, иных зглядов и убеждений.
Психологическая характеристика педагогов
- Содержание и психология профессиональной деятельности педагогов определяется социальными факторами, а именно, местом и функциями специалиста в обществе, требованиями общества к специалистам, социально-психологическими факторами.
- К социально-психологическим факторам профессиональной деятельности можно отнести социальные ожидания окружающих людей по отношению к личности и деятельности, собственные ожидания специалиста и установки в сфере его социально-психологической деятельности.
- Основным в оценке личности работника как профессионала является понятие ригидности. Такое качество определяет профессиональную деятельность как часть открытого или закрытого образования, стремящегося к самоактуализации или стериотипизации.
- Для педагогов значимы определенные требования к психическим процессам:
- восприятию, памяти, воображению, мышлению; психическим состояниям апатии, усталости,
- стрессу, тревожности, депрессии, вниманию как части сознания;
- эмоциональным и волевым характеристикам.
Специфические качества профессионально обусловленных свойств и характеристик педагогов
- организаторские;
- коммуникативные;
- перцептивно-гностические;
- экспрессивные;
- профессиональная работоспособность;
- физическое и психическое здоровье.
Основные черты толерантного педагога
- ценностные ориентации на терпимость к людям,
- низкий уровень агрессивности,
- эмпатия,
- адекватную самооценку,
- высокий уровень самоактуализации,
- широта и гибкость мыслительных процессов,
- ответственность,
- способность к рефлексии,
- высокий самоконтроль,
- чувство юмора,
- стратегии компромисса и сотрудничества при решении конфликтных ситуаций.
Толерантные педагоги отличаются демократичностью, дружелюбием и открытостью, ценят независимость и доброту, ищут баланс интересов, признают возможность духовного роста и свободы выбора, оптимистично настроены по отношению к людям, видя в них лучшее, всегда готовы рассмотреть альтернативные пути, решения, варианты.
Интолерантные педагоги авторитарны, уверены, боевиты; ориентированы на власть, достижения, престиж, богатство, имидж и собственные интересы; полагают, что агрессивность, эгоизм и лень заложены в природе человека; считают его объектом манипуляции со стороны других людей и высших сил; не способны видеть альтернативу. Невербальные служат косвенным выражением толерантности / интолерантности личности в процессе взаимодействия.
Спасибо за внимание!