Толерантность
На уроках истории и общественных дисциплин рассматривается исторически устоявшаяся система морально-этических ценностей.
Воспитание толерантности как одной из основных отличительных особенностей культурного современного человека чрезвычайно актуально.
Первостепенное значение на сегодняшний день является умение противостоять всякого рода экстремистским идеологиям, которым, к сожалению, по причине своих психофизических особенностей, подвержено подрастающее поколение.
Своеобразной вакциной от подобного рода проявлений, по моему мнению, является искреннее внимание и уважение к личности подростка, как учителей, так и со стороны родителей.
Уважение к другим является составной самоуважения. Внимание учащихся акцентируется на том, что многие народы всегда славились умением находить общий язык, уважать других.
Люди часто отстаивают убеждение, что только их собственные вкусы, мысли, настроения - правильные, достойные. Те же, кто их не разделяет, - не стоят доброго отношения. Слово "толерантный" происходит от латинского прилагательного "терпеливый".
Толерантный - это способный выдерживать другого, не такого, как сам.
Толерантность обеспечивает людям возможность жить вместе даже при отсутствии дружбы, уважения, любви.
Она помогает сохранять определенную дистанцию между людьми, чтобы предотвратить взаимные оскорбления.
Среди правил этикетного общения есть рекомендации о приемлемой дистанции между собеседниками - не слишком большой, чтобы не сложилось впечатление о неискренности, но и не слишком близкой, - чтобы не вмешиваться в мир другого.
Толерантность - это "расстояние" между людьми в переносном смысле.
Это та грань, которая сдерживает от вмешательства во внутренний мир другого человека - в его мысли, чувства, переживания, вкусы.
Вот почему, когда говорят о толерантные отношения, часто имеют в виду сдержанные, прохладные, но вполне приемлемые для взаимного общения отношения.
Противоположностью толерантности нетерпимость, то есть нежелание, неумение терпеть.
Нетерпимость - древнее зло, которое, к сожалению, встречается и сейчас.
Уважение связано с почтением (почетом). Хотя уважают нас за то, чего мы достигли, за наши добродетели и добрые дела, но существительные "уважение", "почтение" употребляются как синонимы.
Добродетель, способная противодействовать пренебрежению, грубости – самоуважение.
Уважение несовместимо с равнодушием. Уважение всегда показывает, демонстрирует признание достоинства другого человека. Каждый человек имеет собственное достоинство и именно поэтому достоин уважения.
Нравственные предписания определяют достоинство как признание ценности каждого человека самим фактом принадлежности к человечеству.
Уважать человека - это значит признавать его ценность.
Впрочем, такое понимание уважения не освобождает нас от обязанности поступать с позиций добра, - чтобы нас было за что уважать.
В "Повести временных лет" - рассказ о князя Святослава. Всю жизнь он провел в военных походах. Множество сражений выпало на его долю. Понятно, что имел князь Святослав много врагов. Об отношениях с ними летописец приводит интересную деталь: каждый раз, когда Святослав намеревался выступать в поход, отправлял он впереди себя гонца с предупреждением: "Иду на вы!". Поэтому, уважая своих врагов, Святослав пренебрегал преимуществом внезапного нападения и всегда давал возможность подготовиться к обороне. Этот исторический пример помогает понять, что уважение должно проявляться в поступках, определенных действиях.
Эвристическая беседа на основе отрывка из литературного произведения помогает понять, как лучше объяснить свое отношение, не пренебрегая при этом, чувств другого человека.
Во времена Леси Украинки, можно было услышать, как Украинская называют малороссами.
Леся Украинка очень гордилась своими украинскими корнями, о чем свидетельствует ее псевдоним. Однажды какой-то господин низенького роста сказал поэтессе:
- Значит, вы малороска?
- Да, господин, с первого взгляда мне тоже было показалось, что я ниже вас ростом. Но, как видите, мы оба ошибались, - с достоинством ответила Леся, которая действительно была заметно выше собеседника.
Детям предлагается подумать.
- Можно утверждать, что в рассказах говорится о проявлениях пренебрежения?
- Как герои былей противодействовали неуважению к себе?
- Почему самоуважение не только противодействует пренебрежению к конкретной личности, но и утверждает уважение к человеку вообще?
Одним из самых известных исторических письменных источников является - "Поучение детям» Владимира Мономаха.
"[...] Паче всего - гордости не считайте в сердце и в уме. А скажем: "Смертные мы есмо, ныне - живые, а завтра - в гробу. Это все, что в нас, [Бог], Ты дал, - не наше, и Твое, [его] нам поручил Ты на немного дней ". И в земле не прячьте [ничего], - это нам большой есть грех.
Старых уважайте, как отца, а молодых - как братьев.
В доме своем не ленитесь, а за всем смотрите. Нельзя полагаться ни на тивуна, ни на отро¬ка, чтоб не посмеялись приходящие к вам, ни над домом вашим, ни с обеда вашего.
На войну выйдя, не ленитесь, не полагайтесь на воевод. Ни питью, ни еде не поту¬райте, ни сном. И сторожей сами наряжайте, и [в] ночь только со всех сторон расставив вокруг [себя | воинов, лягте, а рано встаньте. А оружие не снимайте с себя вборзе, НЕ роз¬гледившы [все] по лености, ибо знагла человек погибает.
Лжи берегитесь, и пьянства, и блуда, ибо в седьмую душа погибает и тело.
А куда вы ходите в путь [за данью] по своим землям, - не дайте отрокам вреда дия¬ты ни своим [людям], ни чужим, ни в селах, ни в хлебах, а не то проклинать вас начнуть. А ку¬ды пойдете и где станете, - напоите, накормите лучше постороннего; а еще больше почтите гостя, откуда он к вам [НЕ] придет, - или простой, или знатный, или посол, - если не мо ¬ гут подарком, - [то] едой и питьем. Ибо, мимоходячы, прославят человека по всем землям - или добрым, или злым.
Больного посети, по мертвецом идите, потому что все мы смертны есмо. И мужчины не пройдите, а не поздравив, доброе слово ему подайте.
Жену свою любите, но не дайте им [женщинам], над собой власти.
А вот вам основа всего: страх Божий имейте превыше всего.
Если забываете [это] все, то часто перечитывайте: и мне будет без срама, и вам будет хорошо. "
А когда хорошо то умеете - того не забывайте, а чего не умеете - то того учитесь, так же, как отец мой. Дома сидя, он сумел знать пять языков, - а за это почесть есть от ин¬ших краев. Лень же - всем [злое] мать: что [человек] умеет - то забудет, а чего же не умеет - то того не учится. А хорошо обращаясь, не ленитесь же ни к чему хорошему, а прежде всего к церкви [ходи¬ты]. Да не застанет вас солнце в постели, - так потому отец мой действовал блаженный и все добрые люди достойные [...]
Анализ поучения проводим в форме беседы. Ученики ищут ответы на вопросы:
- Какую добродетель Владимир Мономах чаще вспоминает в этом отрывке?
- Что у Мономаха "Поучение детям" не потеряло значения и сегодня?
Пренебрежение - отсутствие уважения. Неуважение, пренебрежение, презрение.
Хамство - наглое поведение человека, пренебрегает любыми нравственными предписаниями, нормами, наглость, дерзость.
Нетерпимость - нежелание, неумение терпимо относится к кому или чему-то.
Уважение - чувство, отношение к кому-то, основанное на признании его достоинства, качеств, заслуг и тому подобное.
Толерантность - снисходительное, терпимое отношение к чужому мнению, взглядам, чувствам.