Торможение ТС. Виды и способы торможения.
Торможение ТС - уменьшение скорости автомобиля при помощи тормозной системы. Приводится в действие при помощи педали тормоза (эта которая посередине, между сцеплением и «газом»). Производить торможение следует с участием двигателя автомобиля и его коробки КПП, то есть нельзя ставить коробку КПП в нейтральное положение, либо выжимать педаль сцепление. Коробка и двигатель должны помогать вам произвести эффективное торможение принимая в этом процессе непосредственное участие! Они предотвращают блокировку колес не давая тем самым пойти юзом или тем более в занос.
Существует несколько видов торможения:
Частичное торможение. Такой вид предполагает постепенное снижение скорости до необходимой или комфортной (например, при въезде в населённый пункт плавно сбросив скорость с 90 км/ч до 60 км/ч).
Полное торможение. Торможение данного вида аналогично предыдущему, с одной небольшой ремаркой - снижение скорости происходит вплоть до полной остановки ТС.
Стояночное торможение. В данном случае происходит полная фиксация автомобиля в одном положении при помощи ручного тормоза (при любой остановке на ровной или покатой местности у магазина или на обочине).
Аварийное торможение. Такой вид торможения используется только в экстренных случаях, например при неисправностях тормозной системы или при наличии других повреждений. В таком случае для торможения можно использовать отдельные элементы конструкции автомобиля – обшивку дверей, крылья, мягкие части кузова, которые уменьшат силу удара при возможном столкновении (например, остановить автомобиль путем трения его боковой части об отбойник дороги). Удар лучше делать скользящим. При таком виде остановки транспортного средства ни в коем случае нельзя бросать руль и прекращать управление. Водитель должен будет ювелирно выстроить траекторию движения автомобиля.
Служебное торможение. Такой вид торможения может применяться в любых штатных условиях вождения, с частичной или полной остановкой ТС. При служебном торможении процесс снижения скорости происходит полностью под контролем водителя, где он сначала снимает ногу с педальки газа, а затем потихоньку начинает тормозить. В результате машина сбрасывает скорость легко и непринуждённо. Дискомфорта ноль.
Экстренное торможение. Такой вид применяется только в экстренных ситуациях с целью предотвращения возможных ДТП. Основная цель экстренного торможения – максимально быстро и безопасно снизить скорость с учетом воздействия внешних факторов.
Что касается способов торможения, то наиболее эффективными из них являются:
- Торможение двигателем и КПП. Подходит для спокойной и равномерной езды, где водитель, заранее оценив обстановку впереди убирает ногу с педали газа, топливо перестаёт поступать, обороты двигателя падают и тем самым автомобиль сбрасывает скорость. Если включить передачу ещё ниже, то скорость будет падать существенно быстрее. Чем ниже передача, тем большее усилие будет использовано для остановки автомобиля. Незаменимым его можно считать в ситуации прохождения спусков, а также при езде в плохих погодных условиях.
- Торможение двигателем с усилием. Применяется при экстренном торможении. Если автомобиль едет на высокой скорости с включённой, скажем, пятой передачей и вдруг возникает аварийная ситуация, при которой необходимо моментально остановиться, водитель может включить сразу первую передачу (если, конечно, сможет её воткнуть), при которой торможение будет максимально эффективным. Нужно помнить, что такой способ торможения не может применяться часто. Он подразумевает колоссальнейшую нагрузку на двигатель и коробку передач. Перетрудившись, эти механизмы могут просто выйти из строя и двигатель с коробкой можно будет выкинуть на помойку. Однако, когда речь идёт о жизни и здоровье водителя и его пассажиров, о состоянии деталей транспортного средства думать не приходится.
- Импульсивное торможение. Такой способ еще называют прерывистым. Данная процедура заключается в полном выжимании тормозов с коротким отпусканием. Применяют для машин, в которых отсутствует система ABS. Что касается периодичности этих действий, то этот показатель зависит от конкретной ситуации. Важно, чтоб первое усилие было не очень интенсивным, в противном случае неизбежна блокировка ведущих колес. Чаще всего такой способ применяется совместно с торможением при помощи двигателя.
- Ступенчатое торможение (с пониженным или повышенным усилием). Остановка с понижением усилия используется при хороших погодных условиях, когда водитель едет на большой скорости и уверен в том, что сцепление шин с дорогой отличное. Сначала он выжимает педаль тормоза до упора. Автомобиль быстро сбрасывает скорость. Когда он начинает ехать медленней, водитель отпускает педаль и начинает нажимать её потихоньку, чтобы контролировать процесс остановки.
Остановка с повышенным усилием используется при плохих погодных условиях во время гололёда или дождя. В этом случае водитель, нажав педаль тормоза, уже не отпускает её. Таким образом он может проверить, какое расстояние ему потребуется для полной остановки своего верного железного жеребца.
Верный помощник при торможении – это система ABS. Благодаря ей, колеса автомобиля не блокируются, и водитель сможет им управлять, даже выжав педаль тормоза «в пол». Автомобиль с работающей ABS реагирует на поворот руля, пусть и с некоторой задержкой, при чём тормозной путь будет гораздо меньше. Так можно избежать ДТП или минимизировать его последствия, а заодно снизить скорость и увернуться от препятствия.
Берегите себя и уважайте других участников дорожного движения.