СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тп 511. оп. 10 10.12.21

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Тп 511. оп. 10 10.12.21»

ТП 511Специальность: 

ОП.10 Правовые Основы предпринимательской деятельности

Преподаватель:

Баранова Мария Юрьевна

Е-mail: [email protected]

Ф.И.О студента


Дата выдачи задания:

Срок выполнения:

10.12.2021

14.12.2021

Ознакомиться с темой на контрольные вопросы.


    1. бизнес-идея как отправная точка разработки бизнес-плана

отправная точка, с которой начинается новое предприятие, новый товар, любой инновационный процесс — это идея (греч. — образ). Бизнес-идея — это концепция бизнеса, которая связана с пониманием ценности, предлагаемой потребителю. она может быть как собственной (новой, оригинальной, рожденной впер- вые), так и заимствованной извне («враждебное» поглощение через приобретение компаний, создание совместных предприятий и др.).

генерирование идей является первым и очень важным этапом инновационного процесса, результатом которого является опреде- ленное количество перспективных для организации идей.

идеи могут затрагивать самые различные аспекты — от нового продукта до новой организационной структуры. полу- чить хорошую бизнес-идею не всегда просто. к числу наиболее полезных источников бизнес-идей можно отнести следующие:

  • отзывы потребителей;

  • рекомендации и пожелания друзей, родственников;

  • продукция, выпускаемая конкурентами;

  • мнения работников торговли, сбытовых агентов;

  • различные публикации из газет и журналов;

  • публикации федерального правительства, местной админи- страции города, района;

  • идеи, зародившиеся в социальных службах или некоммер- ческих организациях;

  • архивы патентного бюро;

27


    • исследовательские лаборатории и университеты;

    • собственные научно-исследовательские и опытно-конст- рукторские разработки предприятия.

существует целый ряд специальных методов, помогающих вырабатывать и оценивать новые бизнес-идеи. к ним можно отнести мозговой штурм, метод шести шляп, структурирование мыслей (mind mapping), теорию решения изобретательских задач (триз), морфологический анализ, синектику (метод уильяма гор- дона), метод фокальных объектов, рекомбинацию идей и знаний, Catchball и др.

после генерирования бизнес-идей необходимо выбрать одну из них и формализовать. но описание бизнес-идеи — это не рекламный листок для нового замечательного продукта и не его техническое описание. Это документ для принятия решений, кото- рые должны отвечать на три вопроса:

      1. какую проблему решает бизнес-идея, какова выгода потре- бителя? (Что?)

      2. каков рынок предлагаемого продукта? (кому?)

      3. каков механизм получения дохода? (как?)


Какую проблему решает бизнес-идея? (Что?) известно, что успех в условиях рынка зависит от удовлетворенных потреби- телей, а не только от уникальных свойств продукта или услуги. потребители покупают продукт потому, что они хотят удовлет- ворить свои потребности, решить свои проблемы. как отмечает к. кристенсен, потребители «нанимают» продукт «на работу»9. таким образом, первая характеристика успешной бизнес-идеи — это то, что она ясно заявляет, какую потребность она удовлет- воряет и в какой форме (продукт или услуга). ошибка многих предпринимателей заключается в том, что когда они обращаются к решению проблем потребителей, они размышляют о техниче- ских сторонах и деталях продукта.

.

28

основными читателями формулировок бизнес-идеи являются инвесторы (внутренние или внешние). поэтому, чтобы добиться успеха в получении инвестиций для реализации бизнес-идеи, необходимо рассматривать бизнес-идею с позиций инвестора.

инвесторы рассматривают бизнес-идею в контексте рынка и потребителей. следовательно, ключевым фактором для них является выгода клиента, а все остальное имеет вторичное зна- чение. другими словами, продукт или услуга — это средство для обеспечения выгоды потребителя. поэтому при формулировании бизнес-идеи необходимо четко и ясно отразить выгоду потреби- теля. Желательно ввести в формулировку выгоды числовые значе- ния. например: «наше новое технологическое оборудование сни- жает затраты клиента на 15 %».

выгода потребителя от использования продукта (услуги) определяется тем, что в нем является новым или улучшенным по сравнению с альтернативными решениями конкурентов. выгода может быть выражена терминами «более простой», «более удоб- ный», «менее дорогой», «более гибкий», «более безопасный»,


«более надежный», «служит дольше» и пр. все это способствует лучшей дифференциации данной бизнес-идеи среди других идей. здесь интересно вспомнить о работах израильско-амери- канского психолога дэниэла канемана. он получил нобелев- скую премию по экономике в 2002 г. за свое исследование, в ходе которого выяснил, почему пользователи игнорируют то, что бес- спорно выгодно с точки зрения стоимости или времени. в ходе своих исследований канеман выявил, что потери для человека имеют гораздо большее значение, чем приобретения10. Это явле- ние было названо асимметричной реакцией человека на изменение благосостояния. иными словами, ощущения человека от потерь и приобретений несимметричны: степень удовлетворения чело- века от приобретения, например, 1 тыс. рублей гораздо ниже сте- пени расстройства от потери той же суммы. поэтому люди идут

29

на риск, чтобы избежать потерь, но не склонны рисковать, чтобы получить выгоду. таким образом, довольно проблематично выхо- дить на рынок с товаром, слишком сложным в применении. также необходимо, чтобы видимая ценность новой продукции сущест- венно превышала ценность старого продукта. только в этом слу- чае появляется шанс преодолеть барьер, стоящий на пути новой продукции.

в связи с этим при формулировании выгод бизнес-идеи также важно подчеркнуть, что останется в поведении потребителей неизменным. а если потребителю придется что-то менять в своем поведении при использовании новинки, то нужно попытаться подать это так, чтобы люди не боялись этих перемен.

Каков рынок предлагаемого продукта? (Кому?) бизнес-идея имеет реальное экономическое значение только тогда, когда люди хотят купить этот продукт или услугу. поэтому вторая характе- ристика успешной бизнес-идеи — это то, что она демонстрирует существование привлекательного рынка для продукта (услуги) и идентифицирует целевую группу потребителей. на данном этапе вовсе не требуется проводить детальный анализ рынка. однако предположений, сделанных относительно размера или сегмента рынка, будет вполне достаточно для описания бизнес- идеи. для большей уверенности можно попытаться получить оценку исходя из данных роскомстата, торговых ассоциаций или бизнес-прессы.

Каков механизм получения дохода? (Как?) классическая схема определения прибыли в бизнесе упрощенно выглядит сле- дующим образом: предприятие покупает сырье, материалы или услуги у поставщиков, оплачивает их. размер оплаты отражает его затраты. когда предприятие продает произведенные им продукты или услуги, оно получает доход (выручку от реализации). позже при разработке бизнес-плана необходимо будет более подробно представить разработку модели ведения бизнеса и описать меха- низм получения дохода. на этапе проработки бизнес-идеи можно ограничиться приближенной оценкой затрат и доходов.

30

поэтому третья характеристика успешной бизнес-идеи должна показать механизм получения дохода: каким образом будет обеспечиваться получение дохода и в каком размере. в слу- чае, если бизнес-идея основана на использовании инновационного механизма получения дохода, необходимо объяснить это уже на стадии описания бизнес-идеи.

представление бизнес-идеи должно содержать:

  1. титульный лист, на котором указана следующая инфор- мация:

  • название продукта или услуги;

  • фамилия и имя инициатора/предпринимателя;

  • примечание о конфиденциальности;

  • соответствующие иллюстрации (если это необходимо);

  1. основной текст, включающий:

  • описание продукта или услуги;

  • инновационные характеристики продукта или услуги;

  • описание потребителя;

  • описание выгоды потребителя;

  • механизм получения дохода (выручки).

описание бизнес-идеи не должно превышать двух страниц (без титульного листа). при необходимости оно может включать иллюстрации или диаграммы (не более четырех).

при описании бизнес-идеи, направленной на получение нового продукта или услуги, рекомендуется отталкиваться от сле- дующей модели: цель — конечный результат — экономический эффект. поэтому в описании должны обязательно четко просле- живаться три информационных блока.

  1. Цель — проблема, которую нужно решить, или возмож- ность, которую нужно реализовать. здесь можно выделить сле- дующие аспекты проблем, возможностей или иных потребностей бизнеса, которые вынуждают предпринять данный бизнес-проект: потребность рынка, производственная необходимость, потреб- ность заказчика, технический прогресс, юридические ограниче- ния или нормы, общественная потребность.

31

  1. Конечный результат — это предполагаемый способ реше- ния проблемы или реализации возможности.

  2. Экономический эффект — это предполагаемая отдача (эффективность) конечного результата, выраженная в рублях, дол- ларах, евро и т. д.

Пример 1

рассмотрим ситуацию, когда начальник отдела продаж плани- рует внедрить новую модернизированную систему приема заказов и ответов на телефонные звонки, желая увеличить объемы продаж (табл. 2.1).

Таблица 2.1

Пример использования модели

«цель результат экономический эффект»


вопрос

решение

цель (что?)

разгрузить продавцов от других обязанностей, чтобы они могли уделять больше времени организации продаж

конечный результат (как?)

новая модернизированная система приема заказов и ответа на телефонные звонки

Экономический эффект (почему?)

продавцы ежедневно получают дополнительно два часа рабочего времени. ежедневный объем продаж в расчете на одного продавца увеличивается на 300 руб., а общий ежедневный объем продаж возрастает на 150 тыс. руб. (300 руб. на 500 продавцов)

различие между целью и конечным результатом очень суще- ственно. Можно добиться запланированного конечного резуль- тата, но при этом не достичь цели и не получить экономического эффекта. например, продавцы могут использовать освободивши- еся рабочие часы для увеличения времени обеденного перерыва, или же запланированный конечный результат (новая система при- ема заказов и ответов на телефонные звонки) может оказаться не единственным возможным решением.

отделение задачи от ее решения (конечного результата) откры- вает возможность генерировать несколько различных решений, из которых потом можно будет выбрать наиболее оптимальное.

32

    1. бизнес-моделирование как концептуальная основа бизнес-планирования

бизнес-модель относится к числу новых концепций страте- гического менеджмента. практика многих успешных компаний показывает, что в любом устойчивом бизнесе существует вполне определенная бизнес-модель. она отражает то, каким образом компания ведет свой бизнес, осуществляет свою текущую дея- тельность и конкурирует на рынке, какие ключевые факторы и уникальные компетенции определяют ее успех.

бизнес-модель занимает промежуточное положение между бизнес-идеей и бизнес-планом. она гораздо шире и полнее, чем бизнес-идея. бизнес-модель характеризует суть бизнеса и позво- ляет решать следующие задачи:

  • представить логичную и внутренне непротиворечивую кон- цепцию бизнеса, принципы организации деятельности ком- пании, которые можно довести до сведения сотрудников;

  • сформировать структуру важнейших компонентов бизнес-модели;

  • выявить ключевые компетенции, которые необходимы для достижения целей компании, и определить требуемое раз- витие этих компетенций;

  • показать экономическую привлекательность бизнеса, чтобы заинтересовать инвесторов (кредиторов), а также задей- ствовать другие источники для получения необходимых ресурсов (финансовых, материальных, трудовых и других);

  • создать реальную основу для управления деятельностью компании, определения критериев оценки тех или иных стратегических и тактических решений, рассматриваемых менеджерами компании;

  • выявить необходимость своевременного внесения измене- ний и преобразований в деятельности компании с учетом происходящих изменений во внешней среде.

выбор той или иной бизнес-модели зависит от целей пред- принимательской деятельности, поскольку это может быть

33

и выживание предприятия, и поддержка определенного уровня и стиля жизни предпринимателя, и рост и динамичное развитие бизнеса, и даже продажа бизнеса с целью получения дохода. а для достижения каждой из этих целей требуется своя собственная уникальная бизнес-модель.

среди исследователей на сегодняшний момент не сложилось единого мнения о том, что должна включать в себя бизнес-модель. однако многие сходятся на том, что в ней необходимо выделять следующие компоненты.

Бизнес-идея. при построении бизнеса прежде всего необ- ходимо ответить на вопрос, каким образом компания собира- ется создавать ценность для потребителя. здесь определяются характеристики, конкретные виды продукции/услуг, предлагае- мые потребителю. также следует указать характер деятельности компании: производство собственных товаров/услуг; реализация товаров/услуг потребителю (как собственных, так и в комплексе с товарами/услугами других компаний). и наконец, необходимо отметить, будет ли компания реализовывать свои товары/услуги потребителю напрямую либо через посредников.

Клиенты. для описания этого компонента бизнес-модели следует ответить на вопрос, кому компания будет делать ком- мерческое предложение. для этого необходимо проанализировать информацию о характере, объеме и границах целевого рынка, на котором будет действовать компания. кроме того, необходимо определить характер границ целевого рынка (международный, национальный, региональный, местный), а также решить, будет ли компания реализовывать свою продукцию непосредственно конечному потребителю или привлекать посредника.

Факторы внутренних возможностей. здесь необходимо отве- тить на вопрос, в чем заключены внутренние источники преиму- ществ перед конкурентами и ключевые компетенции компании.

Ключевые компетенции. они характеризуют внутренние воз- можности и организационные способности предприятия, опыт

34

и квалификацию его сотрудников. источники преимуществ могут быть следующие:

  • уникальные компетенции в области производственной и операционной деятельности;

  • разработка новых технологий и внедрение новшеств, про- ведение научно-исследовательских работ;

  • уникальный опыт в реализации продукции;

  • эффективное использование информационных технологий;

  • уникальные компетенции в управлении цепочкой поставок;

  • сложившиеся тесные связи с партнерами и эффективное использование ресурсов.

Процессы, обеспечивающие получение прибыли. для оценки экономических факторов требуется ответить на вопрос, каким образом компания планирует получить прибыль. Экономическая модель, связанная с получением дохода и прибыли, относится к числу важнейших компонентов бизнес-модели. ее характери- зуют такие показатели, как доля постоянных издержек в общих издержках компании, планируемый объем производства и реа- лизации продукции/услуг (крупный/средний/малый), рентабель- ность (высокая/средняя/низкая), источники доходов (постоянные/ переменные/смешанные).

Конкурентоспособная стратегия. здесь требуется ответить на вопрос, каким образом компания будет выделяться на фоне конкурентов. для того, чтобы компания отличалась от конкурен- тов и занимала устойчивую стратегическую позицию, сохраняя ее в течение длительного периода времени, необходимо найти и использовать реальные отличительные преимущества. напри- мер, если для ведения бизнеса требуется специфическое про- граммное обеспечение, которое есть у всех конкурентов, то его наличие у анализируемой компании не является конкурентным преимуществом. Это лишь необходимость для ведения бизнеса в данной сфере. устойчивые стратегические позиции, как пра- вило, формируются на основе следующих преимуществ:

  • высокое качество работы и/или обслуживания;

  • высокое качество продукции;

35

    • надежность поставок;

    • новые методы управления;

    • низкий уровень затрат;

    • тесные связи с клиентами и т. д.

Цели предпринимателя. бизнес-модель должна отражать цели и намерения предпринимателя относительно длительности существования фирмы, охвата рынка и планируемых масшта- бов деятельности. здесь можно выделить четыре основных типа бизнес-моделей:

    • обеспечивающая выживание бизнеса;

    • гарантирующая стабильный необходимый уровень дохода владельцам бизнеса;

    • обеспечивающая существенный рост и развитие;

    • бизнес-модель спекулятивной деятельности, которая используется для того, чтобы показать большие возможно- сти фирмы и последующей ее продажи.

в условиях динамичных изменений внешней среды бизнес- модель компании может очень быстро устаревать, следовательно, она нуждается в регулярной актуализации. разработанная четкая, ясно и однозначно понимаемая бизнес-модель — это концептуаль- ная основа для последующего формирования бизнес-плана.


    1. Общие требования к бизнес-плану
и основные этапы бизнес-планирования

единого для всех жестко заданного формата бизнес-плана не существует. каждый бизнес-план по своему уникален, поскольку должен отражать особенности рассматриваемого предприя- тия, отрасли, а также учитывать интересы основного читателя бизнес-плана.

на сегодняшний день в мировой практике существуют сле- дующие стандарты: Юнидо (UNIDO), кпМг (KPMG), тасис (TASIS), ебрр (EBRD).

36

в россии существуют «Методические рекомендации по оценке эффективности инвестиционных проектов», которые утверждены Министерством экономики рФ и Министерством финансов рФ в 1999 г.11 подобные рекомендации существуют на украине, в казахстане и в других странах бывшего ссср.

несмотря на то, что для написания бизнес-плана разработаны различные методики (стандарты), все они имеют общую основу, включающую в себя следующие компоненты.

Резюме (краткое описание), в котором должны быть указаны основные параметры проекта и его краткая характеристика. в обя- зательном порядке резюме должно содержать краткую инфор- мацию о сути проекта, финансовые показатели и показатели эффективности (сумма инвестиций, соотношение заемных и соб- ственных средств, срок окупаемости проекта (простой и дискон- тированный), рентабельность проекта), структуру продукта (услуги), объем выпуска, гарантии проекта.

Анализ рынка и план маркетинга. в данном разделе, как правило, приводят описание продукта, емкости рынка продукта, а также существующие тенденции развития рынка. в данном блоке также указываются основные конкуренты, их объемы и ценовой сегмент, приводится характеристика потребителей про- дукции, разрабатывается стратегия продвижения продукции на рынок, формируется план продаж.

Производственный план. в данном разделе дается характери- стика производственному процессу, осуществляется расчет произ- водственных затрат и разрабатывается план производства.


Организационный план. организационный план должен содержать обоснование необходимого количества специалистов, затраты на персонал и организационную структуру бизнеса.

37

Финансовый план. в этом разделе формируются план при- былей/убытков, план движения денежных средств, разрабатыва- ется график финансирования, осуществляется расчет показателей эффективности проекта.

Риски и гарантии. определяются предпринимательские риски и методы реагирования на них.

бизнес-план должен предоставлять краткую и ясную инфор- мацию относительно всех важных аспектов рассматриваемой бизнес-модели предприятия. при написании бизнес-плана важно лишний раз убедиться, что используемые фразы и предложения не содержат двойного смысла. следует по возможности избегать дублирования информации и ненужных повторов, хотя зачастую в бизнес-плане одна и та же информация может быть приведена в разных разделах в различных контекстах.

в процессе разработки бизнес-плана необходимо придер- живаться определенной последовательности этапов выполнения работ. поэтому сам процесс разработки бизнес-плана должен быть спланирован.

Этап 1. Определение целей разработки бизнес-плана

прежде чем перейти к написанию бизнес-плана, необходимо определить цели его разработки и его целевую аудиторию. необ- ходимо также выявить интересы, предпочтения и потребности целевой аудитории, для которой разрабатывается бизнес-план, поскольку от этого зависит то, на каких ключевых моментах необ- ходимо акцентировать внимание.

Этап 2. Составление плана работ по подготовке бизнес-плана

на данном этапе определяется состав работ, осуществляется их распределение между членами рабочей группы. составление плана работ по разработке бизнес-плана включает в себя опреде- ление следующей информации:

  • формирование перечня мероприятий и объема всех работ, которые необходимо выполнить при подготовке бизнес-плана;

  • определение сроков завершения работ и составление общего графика подготовки бизнес-плана;

38

  • назначение ответственных исполнителей по отдельным работам;

  • формирование примерной структуры разделов бизнес-плана;

  • определение перечня и сроков проведения текущих меро- приятий, которые необходимы, чтобы координировать работу основных участников рабочей группы.

Этап 3. Сбор информации и разработка бизнес-плана

последовательность разработки отдельных разделов бизнес- плана может быть различной и определяется возрастом компании, опытом самих разработчиков. прежде чем перейти к написанию бизнес-плана, необходимо собрать информацию о компании, о предполагаемом производстве продуктов/услуг и др., а также провести необходимые исследования, такие как анализ рынка, анализ финансового состояния компании и т. д.

в самую последнюю очередь пишутся резюме и краткое содержание бизнес-плана, поскольку они представляют собой краткий обзор основных его разделов.

Этап 4. Редактирование и оформление бизнес-плана

результатом бизнес-планирования является бизнес-план, представленный в письменной форме. как правило, сам про- цесс письменного оформления полученных результатов суще- ственно улучшает эффективность всей деятельности, связанной с планированием.

когда написание бизнес-плана завершено, желательно прове- сти его экспертизу силами стороннего консультанта-рецензента. далее в бизнес-план вносятся корректировки с учетом замечаний рецензента.

Этап 5. Оценка выполнения бизнес-плана

поскольку со временем внешняя среда и цели бизнеса меня- ются, необходимо пересматривать и обновлять бизнес-план, чтобы отразить в нем происходящие изменения. оценка степени выпол- нения бизнес-плана и выявления причин расхождений заплани- рованного и достигнутого результатов должны стать основанием для внесения корректировок как в сам процесс планирования, так и в бизнес-план.

39

Контрольные вопросы и задания
      1. Что такое бизнес-идея? какие источники бизнес-идей существуют?

      2. с помощью каких методов можно сгенерировать бизнес-идеи?

      3. на какие основные вопросы должен ответить документ, описыва- ющий бизнес-идею?

      4. какую структуру должен иметь документ, описывающий бизнес-идею?

      5. опишите сущность и значение бизнес-модели.

      6. опишите примерную структуру документа, описывающего бизнес-модель.

      7. какие основные виды бизнес-моделей существуют?

      8. опишите общие требования к структуре и содержанию бизнес-плана.

      9. дайте характеристику основным этапам разработки бизнес-плана.