Основные функции, структура и последовательность
разработки бизнес-плана
Бизнес-план – документ внутрифирменного планирования, характеризующий все основные аспекты предпринимательской деятельности, анализирующий проблемы и способы решения поставленных задач.
Бизнес-план позволяет определить стратегию развития предприятия в условиях конкуренции и оценить предпринимательские возможности. Составление бизнес- плана связано с эффективным способом мобилизации предпринимательских качеств, таких, как умение думать, увязывать интересы, определять цели и решать задачи, находить возможности повышения конкурентоспособности предприятия.
Бизнес-план составляют в зависимости от особенностей развития предприятия, определяя целесообразность вложения инвестиций именно в этот проект. Одно из главных требований – анализ сильных и слабых сторон бизнеса для обоснования экономической оценки предлагаемых мероприятий.
Основные функции бизнес-плана можно подразделить на две группы:
внутрифирменная деятельность и внешние функции, которые представлены на рис.
Внутрифирменная деятельность связана с разработкой стратегии развития фирмы, общей концепцией осуществления проектов создания новой продукции, внедрения новых технологий и оборудования, оценки предпринимательского потенциала и выявления резервов, а также мероприятий по снижению риска и формированию благоприятного имиджа фирмы.
Внешние функции направлены на формирование качественного бизнес-плана, позволяющего эффективно распорядиться инвестициями и привлечь к реализации планов развития предприятия потенциальных партнеров, которые могут вложить собственный капитал или технологии.
X
. Структура бизнес-плана
Структура бизнес - плана определяется направленностью и масштабом инновационного проекта, сферой предпринимательской деятельности, организационной структурой фирмы, наличием конкурентов и перспективами роста.
Можно представить основной процесс бизнес-планирования с момента возникновения предпринимательской идеи (обоснования экономической идеи) до получения и распределения прибыли между основными участниками.
Бизнес-план - это главный документ взаимодействия основных участков (партнеров): инвесторов, заказчиков, руководителя проекта и его команды, потребителей, других заинтересованных сторон. На рис. показана схема задач основных участников разработки бизнес-плана.
Рис. Задачи основных участников разработки бизнес-плана
Последовательность разработки бизнес-плана представлена в таблице Дальнейшая информация о структуре бизнес-плана будет построена по принципу последовательности расположения разделов в пределах бизнес-плана: титульный лист, меморандум о конфиденциальности, аннотация, резюме, описание предприятия и отрасли, план маркетинга и сбыта продукции, производственный план, организационный план, финансовый план, расчет эффективности проекта, учет рисков и гарантий, приложения.
| | |
| Последовательность разработки бизнес-плана |
| | | |
| Содержание раздела | Номер раздела |
1. | Сбор и анализ информации о продукте, услуге. | Раздел 3 | |
Описание продукции, услуги | |
| |
2. | Сбор и анализ информации о рынке сбыта | Раздел 4 | |
3. | Анализ состояния и возможностей предприятия и | Раздел 2 | |
перспективности отрасли | |
| |
4. | Составление производственного плана (определение | | |
потребности и путей обеспечения площадями, | Раздел 5 | |
оборудованием, кадрами и другими ресурсами) | | |
5. | Составление финансового плана (расчет | | |
потребности в капитале, определение источников | Раздел 7 | |
финансирования) | | |
6. | Расчет эффективности проекта | Раздел 7 | |
7. | Составление организационного плана (разработка | | |
организационной структуры, правового обеспечения и | Раздел 6 | |
графика реализации проекта) | | |
8. | Решение вопроса рисков и гарантий | Раздел 8 | |
9. | Подбор материалов бизнес-плана и составление | Приложения | |
приложений | |
| |
10. Составление краткого содержания проекта | Раздел 1 | |
11. Составление аннотации на проект | Аннотация | |
12. Оформление титульного листа | Титульный лист | |
Титульный лист бизнес-плана не должен содержать излишних подробностей, он должен быть лаконичным и привлекательным. Очень важно дать проекту краткое название, которое затем может появиться на наружной вывеске предприятия, в рекламных материалах, на упаковке и т. д.
Бизнес-план – довольно объемный документ и для первичного ознакомления инвестора с проектом абсолютно неприемлем из-за высокой загруженности инвестора и широты его выбора среди разных бизнес-планов и бизнес- идей.
Поэтому рекомендуется предоставить информацию в виде:
аннотации (0,5–1 стр.) – для высшего руководства, письменных обращений, рекламных объявлений;
резюме (2–3 стр.) – в качестве дополнительной информации для ознакомления с бизнес-планом;
бизнес-плана (15–50 стр. без приложений) – для подробного изучения проекта специалистами инвестора и экспертами.
Аннотация должна быть составлена так, чтобы первично знакомящийся с вашим проектом нашел ответы на вопросы: кто, что, почему, когда, где, как.