Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №58»
Доклад на МО начальных классов
на тему:
«Традиции и инновации в воспитании младших школьников в процессе реализации программы «Орлята России» (из опыта работы)
Подготовила: Афанасьева Светлана Анатольевна,
учитель начальных классов
г. Улан- Удэ
ноябрь 2024
Аннотация.
Начальная школа выступает фундаментом в процессе социального воспитания, осмысления ребёнком себя в окружающем мире, выстраивания системы коммуникации со сверстниками и взрослыми. Именно поэтому важно выстроить систему включения младшего школьника в общественную жизнь класса как основной социальной группы, в которой происходит его становление как члена общества.
Вовлечение данной категории школьников в социальную жизнь целесообразно осуществлять в рамках системно-деятельностного подхода, в котором главное место отводится активной и разносторонней, в максимальной степени самостоятельной продуктивной деятельности ребёнка, широкому использованию в работе с детьми современных игровых технологий, социального проектирования, интерактивных методов, позволяющих моделировать социальные процессы и явления. Естественно, с учётом возраста и сформированного ранее социального опыта общения, взаимодействия.
Актуальность.
Для младшего школьного возраста характерны яркость и непосредственность восприятия, легкость вхождения в образы. Дети легко вовлекаются в любую деятельность, особенно, в игровую. Использование игровых форм организации учебной деятельности способствует повышению познавательной активности обучающихся, формированию интереса к знаниям, развитию учебной мотивации и инициативы, стремлению к творческой деятельности, сплочённости классного коллектива в общих делах.
Задачей наших дней все ощутимей становится не дача готовых знаний (это просто невозможно при современных темпах развития науки и техники), а выработка умений самостоятельно добывать эти знания в течении всей жизни человека.
Для учителей- практиков программа «Орлята России»- оптимальное решение совместить традиции и инновации в воспитании подрастающего поколения. Имея опыт воспитания во времена октябрят и пионеров, сейчас идти в ногу со временем.
Известно, что главным в Программе «Орлята России» является принцип – всё делать вместе, сообща и делать для других! Вместе радости и удачи, вместе активное действие и увлекательное приключение!
Основные направления.
Треки программы “Орлята России” представляют собой семь направлений деятельности, через которые участники программы, ученики начальных классов, развивают ключевые базовые ценности: команда, семья, Родина, познание, природа, здоровье. Эти треки включают в себя:
«Орлёнок – Лидер»: направлен на расширение знаний о лидерстве и развитие навыков совместной работы.
«Орлёнок – Эрудит»: помогает ученикам понять, что эрудиция доступна каждому, кто стремится к знаниям.
«Орлёнок – Мастер»: формирует интерес к художественно-творческой деятельности и развивает навыки работы в команде.
«Орлёнок – Доброволец»: учит детей быть добрыми и готовыми прийти на помощь другим.
«Орлёнок – Спортсмен»: поддерживает физическое развитие и здоровый образ жизни.
«Орлёнок – Эколог»: воспитывает бережное отношение к природе и окружающей среде.
«Орлёнок – Хранитель исторической памяти»: знакомит с историей и культурой своей страны, способствует сохранению исторической памяти.
Участие в этих треках позволяет детям не только развивать личностные качества, но и мотивирует к активному участию в социально значимой деятельности, способствуя формированию активной жизненной позиции и патриотизма.
Мотивация успеха.
Игровая форма обучения, давно применяемая нами, как никакая другая технология способствует использованию различных способов мотивации:
Мотивы общения:
Учащиеся, совместно решая задачи, участвуя в игре, учатся общаться, учитывать мнение товарищей.
В игре, при решении коллективных задач, используются разные возможности учащихся. Дети в практической деятельности на опыте осознают полезность и быстро соображающих, и критически-оценивающих, и тщательно работающих, и осмотрительных, и рискованных сотоварищей.
Совместные эмоциональные переживания во время игры способствует укреплению межличностных отношений.
Моральные мотивы:
В игре каждый ученик может проявить себя, свои знания, умения, свой характер, волевые качества, свое отношение к деятельности, к людям.
Познавательные мотивы:
Каждая игра имеет близкий результат (окончание игры) и стимулирует учащегося к достижению цели (победе) и осознанию пути достижения цели (нужно знать больше других).
Ситуация успеха создает благоприятный эмоциональный фон для развития познавательного интереса. Неудача воспринимается не как личное поражение, а поражение в игре и стимулирует познавательную деятельность (реванш).
Состязательность – неотъемлемая часть игры – притягательна для детей. Удовольствие, полученное от игры, создает комфортное состояние на уроках и усиливает желание изучать предмет.
В игровой деятельности в процессе достижения общей цели активизируется мыслительная деятельность. Мысль ищет выход, она устремлена на решения познавательных задач.
И программа «Орлята России» позволяет систематизировать работу организатора, классного руководителя, расставляет основные маячки, объединяет ребят по всей стране под одним флагом, с гимном Орлят, с общими законами, атрибутикой, делами. Возрождает традиции наставничества, обмена опытом, слётов. Даёт большие возможности для реализации творческих планов!
Мониторинг результатов.
В моём представлении соединились традиции и новые веяния. 7 направлений- треков- 7 цветов радуги. Мониторинг результативности нашего участия может стать «Радуга успеха». Заполняя её, можно проследить положительную динамику в развитии социальной активности учащихся, скорректировать свою дальнейшую работу с классом и отдельными учащимися.
Форма 1- для личного портфолио учащихся, Форма 2- сводная по классу, для классного руководителя, Форма 3- рефлексия.
Форма 1
Листок личных достижений ученика (-цы)____класса МАОУ СОШ №____ ____________________________(Ф.И.)
Направление/ Месяц | Сентябрь | октябрь | ноябрь | декабрь | январь | февраль | март | апрель | май | Итог по направле нию |
«Орлёнок- Эрудит» | | | | | | | | | | |
«Орлёнок- Спортсмен» | | | | | | | | | | |
«Орлёнок- Лидер» | | | | | | | | | | |
«Орлёнок- Эколог» | | | | | | | | | | |
«Орлёнок- Мастер» | | | | | | | | | | |
«Орлёнок- Хранитель исторической памяти» | | | | | | | | | | |
«Орлёнок- Доброволец» | | | | | | | | | | |
Итог за месяц | | | | | | | | | | |
Форма 2
Сводная таблица участия учащихся ___ «___» класса МАОУ СОШ №__
в проекте «Радуга успеха»
Классный руководитель _________________________________
Направление/ Месяц | сентябрь | октябрь | ноябрь | декабрь | январь | февраль | март | апрель | май | Итог по направле нию |
«Орлёнок- Эрудит» | | | | | | | | | | |
«Орлёнок- Спортсмен» | | | | | | | | | | |
«Орлёнок- Лидер» | | | | | | | | | | |
«Орлёнок- Эколог» | | | | | | | | | | |
«Орлёнок- Мастер» | | | | | | | | | | |
«Орлёнок- Хранитель историчес кой памяти» | | | | | | | | | | |
«Орлёнок- Доброволец» | | | | | | | | | | |
Итог за месяц | | | | | | | | | | |
Форма 3
Анкета для самоанализа классного руководителя:
Какие образовательные области учащиеся вашего класса освоили лучше других?_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
К каким областям нужно привлечь внимание?___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Какие предложения можете внести для более успешной работы?_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Повысилась ли познавательная и социальная активность учащихся вашего класса за время участия в проекте?_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Презентация «Наш фотоальбом» (Приложение)
Использованные интернет-ресурсы:
1.http://www.bibliofond.ru/view.aspx
2.http://www.vevivi.ru/best/Igrovye-tekhnologii-v-nachalnoi-shkole-ref156396.html
3. http://festival.1september.ru