«Традиций и обычаи в детском саду как развитие любознательности и познавательных интересов дошкольников»
Детский сад – это особенная страна, здесь каждый ребёнок неповторим и уникален. Как и в любой стране, здесь есть свои правила, законы, традиции и ритуалы. И все они направлены на достижение главной цели – вырастить здорового, коммуникабельного, компетентного, гуманного гражданина своей Родины. И задача всех педагогов дошкольного учреждения – создать условия для роста и развития маленького человека, помочь ему пройти начальный путь социализации, научиться находить общий язык с окружающим миром.
Каждый человек в своей жизни сталкивался с такими понятиями, как традиция, обычаи и обряд. Их смысловое значение уходит корнями глубоко в древность и со временем их историческая суть и ценность сильно изменились. Определенные ритуалы являются неотъемлемым атрибутом жизни людей, а мы, не задумываясь следуем обычаям и традициям и передаем их своим детям.
Народные традиции существуют с незапамятных времен. С течением
времени, с развитием общества традиции ширятся, видоизменяются,
некоторые забываются, а некоторые наоборот прочно входят в нашу жизнь.
Существуют традиции семейные, есть традиции,
принадлежащие какой-то одной группе (религиозные, национальные) но
какие бы традиции не были, все они направлены на сплочение людей,
стремление людей объединиться и как-то разнообразить свою жизнь,
эмоционально ее украсить, внести какие-то позитивные моменты,
связанные со значимым событием, с памятью о добрых делах.
В нашем детском саду ритуалы и традиции можно разделить на три категории:
- Традиции и обычаи воспитательно-образовательной деятельности;
- Традиции и обычаи группы;
- Традиции и обычаи, направленные на сплочение коллектива.
Подрастая, ребенок приходит в детский сад и его поведение становится более осознанным. Попадая в новую среду, ребенок узнает новые модели поведения, осваивает новые для него формы человеческих отношений. У ребенка начинают формироваться нравственные качества, стремления, идеалы. И этому формированию немало способствуют те, порой уникальные традиции, которые существуют не только в
детском саду, а конкретно в каждой группе детского сада. Каждая такая традиция должна быть направлена на сплочение коллектива. И если воспитатели в группе придерживаются гуманного подхода к детям, где каждый ребенок – личность, а все вместе – дружный коллектив, то именно традиции помогают ребенку освоить ценности коллектива.
Поэтому создание групповых традиций в детском саду и их передача следующему поколению воспитанников – необходимая и нужная работа. Традиции играют большую роль в укреплении дружеских отношений, оказывают большую помощь в воспитании детей. Традиции, в которых дети принимают непосредственное участие все вместе и с
воспитателем, прочно откладываются в детской памяти и уже неразрывно связаны с детством, с воспоминанием о детском садике, как о родном общем доме, где каждый ребенок любим и уважаем. В нашем саду уже прочно сложившиеся традиции, которые нашли отклик в сердцах не одного поколения воспитанников. Эти традиции с большим удовольствием принимаются детьми и родителями, совершенствуются и приумножаются. Каждая традиция направлена на достижение определенной воспитательной цели. Каждая традиция проверена временем.
Традиции и ритуалы, направленные на сплочение коллектива стремящиеся к общей цели. Общность играет важнейшую роль для руководителя и для сотрудников ДОУ, поэтому в детском саду создаются традиции и ритуалы на сплочение коллектива, сформировать здоровую позитивную атмосферу, корпоративную культуру. Чтобы мировозрение, взгляды, ценности и интересы большинства совпадали. Взаимодействие должно быть построено на уважении к друг другу, доброжелательности, психологическом комфорте, а руководитель является примером эффективного работника и поддерживать современный дух.
Существуют традиции и в воспитании детей родителями в каждой семье. В основном это традиции, присущие конкретно какой-то одной семье. И в первую очередь в сознании
маленького ребенка откладываются традиции отношений, которые
существуют в семье между родителями, у ребенка формируются вкусы,
привычки, подобные взрослым задолго до того, как начинается процесс
осознания происходящего. Ведь поведение детей идет по принципу
копирования.