СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«ТРАДИЦИИ МАЛЫХ ГОРОДОВ КУРСКОЙ ОБЛАСТИ - ОСНОВА ФОРМИРОВАНИЯ БАЗОВЫХ НАЦИОНАЛЬНЫХ ЦЕННОСТЕЙ»(Из опыта работы по программе внеурочной деятельности «Я –курянин».

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной статье рассказывается о духовно-нравственном воспитании обучающихся, которое реализуется через внеурочную деятельность "Я-курянин".

Просмотр содержимого документа
««ТРАДИЦИИ МАЛЫХ ГОРОДОВ КУРСКОЙ ОБЛАСТИ - ОСНОВА ФОРМИРОВАНИЯ БАЗОВЫХ НАЦИОНАЛЬНЫХ ЦЕННОСТЕЙ»(Из опыта работы по программе внеурочной деятельности «Я –курянин».»

МБОУ «Рыльская средняя общеобразовательная школа №4»















«ТРАДИЦИИ МАЛЫХ ГОРОДОВ КУРСКОЙ ОБЛАСТИ - ОСНОВА ФОРМИРОВАНИЯ БАЗОВЫХ НАЦИОНАЛЬНЫХ ЦЕННОСТЕЙ»



(из опыта работы по программе внеурочной деятельности «Я –курянин» учителя Винидиктовой Ю.Н. , высшей квалификационной категории )



















Г.Рыльск, 2018г.

В настоящее время остро ощущается необходимость возрождения ду­ховности, изучения культуры своего народа, изучения прошлого и настоя­щего своей “малой родины”, восстановления духовности для формирова­ния нравственной личности гражданина и патриота своей страны. Неоспо­рима мысль о том, что малая родина, Отечество, родной край играют зна­чительную роль в жизни каждого человека. Частица любимой Отчизны, дорогие сердцу места, близкие душе обычаи. Но мало говорить о любви к родному краю, надо знать его прошлое и настоящее, богатую духовную культуру, народные традиции.

СЛАЙД№2

В толковом словаре С.И.Ожегова «ТРАДИЦИИ» – это то, что перешло от одного поколения к другому, что унаследовано от предшествующих поколений (например: идеи, взгляды, вкусы, образ действий, обычаи), что тесно связано с прошлым. Это способ хранения и преемственной передачи социального опыта в человеческих общностях (семье, классе, школе, городе, обществе).

Традиции особенно важны в воспитании детей. Ценности, являющиеся основой духовно-нравственного развития, воспитания и социализации личности – это базовые национальные ценности, основное содержание духовно-нравственного развития гражданина России.

Какие же они ценности русского человека! СЛАЙД№3


Наша начальная школа с 2017-2020 уч.год включилась в апробацию внеурочной деятельности по краеведению «Я – курянин». Автором программы является М.И.Гладилина, заместитель директора по УВР школы №18 г.Курска. По этой программе работают учителя начальных классов Винидиктова Ю.Н., Жученко Т.А., Масленникова Г.Н., Шелехова М.И., Коробова Т.А.

СЛАЙД №4 Цель программы:

  • формирование основ этнического самосознания школьника;

  • расширение собственного культурного опыта, интереса к истории в целом и истории Курска и Курской области, в частности;

  • воспитание патриота своей Родины, знающего и любящего свой край, город, село(его традиции, памятники природы, истории и культуры и желающего принять активное участие в его развитии ).

СЛАЙД №5

Программа оснащена учебником «Я-курянин» в 3-х частях, рабочей тетрадью и методическим пособием с некоторыми разработками по темам.

Программа внеурочной деятельности обучающихся по краеведению «Я - курянин» составлена с учётом интересов детей, мнений родителей и запросов общества в целом, так как позволяет удовлетворять разнообраз­ные познавательные интересы обучающихся.

Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта начального общего образования с учетом возрастных особенностей обучающихся 2-4-х классов, дает при­мерное распределение часов по крупным разделам курса и последователь­ность их изучения.

Первый год обучения - 33 часа, второй и третий - 34 часа.

В учебно-методическое пособие вошли материалы по географии, истории и культуре Курского края с древнейших времён до наших дней, которые обеспечивают реализацию программы внеурочной деятельности «Я-курянин» духовно-нравственного направления, нацеленной на реализацию задач духовно-нравственного воспитания на ступенях начального общего образования, в системе дополнительного образования детей.

Система разнообразных заданий к тематическим текстам (загадки, кроссворды, вопросы для викторин, исследовательские и творческие проекты) позволит учителю организовать поисковую и музейную работу, направленную на активизацию воспитательного ресурса семей воспитанников и вовлечение их в социально значимую и проектную деятельность гражданско-патриотического характера.

Пособие адресуется ученикам, учителям, а также педагогам дополнительного образования детей, ведущих туристско-краеведческое направление для обеспечения качества и разнообразия ресурсов личностного развития и самореализации подрастающего поколения.

Мне , да и многим присутствующим здесь учителям эта краеведческая работа знакома. Так, например, я на протяжении 6 лет веду кружок «Знатоки родного края». Поэтому мы на МО решили, что можно вести эту внеурочную деятельность с 1 класса, а в 4 классе добавить материал о нашем Рыльском крае.


Нашим обучающимся повезло родиться и жить в славном городе Рыльске, имеющем богатые культурные традиции. Рыльск является не только древним городом Курска, но и России. Город уникален в своей истории и самобытности. В глазах детей Рыльск смотрится светло и празднично, хотя он несёт на себе все раны минувших веков: войны и пожары, голод и революцию, разрушения и реформы, утраты и обретения, падения и взлеты. Здесь нет столичной суеты, огромных высоток, машинного гула, но зато везде чувствуется дыхание времени, душевная щедрость рылян, достоинство древней земли, которое напоминает о героическом прошлом, об идеалах святых и патриотичных. Кажется, что сама природа приложила руку к созданию его великолепных произведений искусства: широкие поля и цветущие луга, степные дали и дремучие леса — все это формирует чувство к родному краю, а традиции, чудесные местные легенды, сказки и песни, исторические повествования и памятники оставляют большой след в нашей душе. Чем глубже будут наши знания о родном крае и лучших его людях, тем лучше скажутся они на формировании интереса и любви к родному краю, глубокого уважения к патриотическим традициям земляков. От таких городов тянутся родники, подпитывающие великую реку исторической памяти русского человека, её традиции.

Реализовывая эту программу, я использую современные образовательные технологии (пректно-исследовательская, личностно-ориентированная,ИКТ). Например, я возглавляю поисковый отряд «Соловушка». СЛАЙД №6

СЛАЙД №7 Акция «Армейский чемоданчик»


СЛАЙД №8 Отряд «Соловушка» проделал большую поисковую работу по теме: «Великая Отечественная война в жизни моей семьи». Ребята собрали большой материал о своих прапрадедушках, защищавших нашу Родину от фашистских захватчиков. Этим материалом поделились в районной библиотеке, куда были приглашены гости. Это ветеран Великой Отечественой войны Николаенко Николай Васильевич, труженица тыла Беленович Екатерина Васильевна. Встреча была интересной и трогательной, дети запомнят её надолго.



СЛАЙД №9 Проект Васильевой Ларисы о нашем земляке, первом герое РФ в Курской области лётчике Викторе Павловиче Клыкове, спустя десятилетия награда нашла своего героя, в 1998г. Звание героя присвоили посмертно.

СЛАЙД №10 Грамота . Призер.

СЛАЙД№11Проект«ЧерепнинАндрей Михайлович»(19.08.2002г., погибло 127 человек)

СЛАЙД №12 Грамота. Победитель.

СЛАЙД №13Семейный проект «Была война»


СЛАЙД №14Правнуки победы гордятся своими прадедами.

СЛАЙД №15,16 Я работаю с детьми под девизом: «Я услышал и забыл, увидел и запомнил, сделал и понял!». В этом нам помогают экскурсии в православные святыни города.

СЛАЙД №17,18Экскурсии в Монастырь.

СЛАЙД №19 Экскурсия в Марьино

СЛАЙД №20. Как порой в этой суматохе жизни, идя по улицам города, мы не видим его уникальности. Совершаем экскурсию по ул. Р.Люксембург и видим дом, где жила известная участница правозащитного движения адвокат Софья Васильевна Каллистратова (1907 – 1989) Идём далее и видим дом, в котором останавливался царь Пётр Первый, возвращаясь с Полтавской битвы.

-Какая богатая история у нашего города! – восклицают ребята.

СЛАЙД №21 Проект «История моей улицы»

СЛАЙД №22Конкурс рисунков «Рыльск мой, родное местечко»

СЛАЙД №23Конкурс закладки

Богат Курский край своей историей. Это Родина Серафима Саровского, преподобного монаха Феодосия Печерского, композитора Г.В.Свиридова, писателя Е.И.Носова., поэта Афанасия Афанасия Фета, певицы Надежды Васильевны Плевицкой. А рыльская земля гордится своими земляками –это мореплаватель Г.И.Шелехов, актриса Ксения Ивановна Тарасова, преподаватель по вокалу Дора Белявская, живописец русской деревни Лев Львович Каменев, адвоката с мировым именем Софья Васильевна Каллистратова, выдающийся учёный-физик академик Георгий Васильевич Курдюмов. Нам есть с кого брать пример, на кого равняться.

СЛАЙД №24 Мы любим Рыльск!

СЛАЙД№25В нашем обществе идёт поиск духовного возрождения России. Государство дает нам заказ на качественное образование.

Внеурочная деятельность тесно связана с основным образованием и является его логическим продолжением и неотъемлемой частью системы обучения, созданной в школе.

Качественное образование – это, прежде всего, становление человека, обретение им себя, своего образа, неповторимой индивидуальности, духовности, творческого начала. Качественно образовать человека – значит помочь ему жить в мире и согласии с людьми, Богом, природой, культурой, цивилизацией.

А результат своей деятельности я вижу в том, чтобы ребенок мог осознать и понять всем сердцем, всей душой и с гордость сказать о себя : «Я – россиянин, я – курянин, я – рылянин!!!»