МБОУ «Рыльская средняя общеобразовательная школа №4»
«ТРАДИЦИИ МАЛЫХ ГОРОДОВ КУРСКОЙ ОБЛАСТИ - ОСНОВА ФОРМИРОВАНИЯ БАЗОВЫХ НАЦИОНАЛЬНЫХ ЦЕННОСТЕЙ»
(из опыта работы по программе внеурочной деятельности «Я –курянин» учителя Винидиктовой Ю.Н. , высшей квалификационной категории )
Г.Рыльск, 2018г.
В настоящее время остро ощущается необходимость возрождения духовности, изучения культуры своего народа, изучения прошлого и настоящего своей “малой родины”, восстановления духовности для формирования нравственной личности гражданина и патриота своей страны. Неоспорима мысль о том, что малая родина, Отечество, родной край играют значительную роль в жизни каждого человека. Частица любимой Отчизны, дорогие сердцу места, близкие душе обычаи. Но мало говорить о любви к родному краю, надо знать его прошлое и настоящее, богатую духовную культуру, народные традиции.
СЛАЙД№2
В толковом словаре С.И.Ожегова «ТРАДИЦИИ» – это то, что перешло от одного поколения к другому, что унаследовано от предшествующих поколений (например: идеи, взгляды, вкусы, образ действий, обычаи), что тесно связано с прошлым. Это способ хранения и преемственной передачи социального опыта в человеческих общностях (семье, классе, школе, городе, обществе).
Традиции особенно важны в воспитании детей. Ценности, являющиеся основой духовно-нравственного развития, воспитания и социализации личности – это базовые национальные ценности, основное содержание духовно-нравственного развития гражданина России.
Какие же они ценности русского человека! СЛАЙД№3
Наша начальная школа с 2017-2020 уч.год включилась в апробацию внеурочной деятельности по краеведению «Я – курянин». Автором программы является М.И.Гладилина, заместитель директора по УВР школы №18 г.Курска. По этой программе работают учителя начальных классов Винидиктова Ю.Н., Жученко Т.А., Масленникова Г.Н., Шелехова М.И., Коробова Т.А.
СЛАЙД №4 Цель программы:
формирование основ этнического самосознания школьника;
расширение собственного культурного опыта, интереса к истории в целом и истории Курска и Курской области, в частности;
воспитание патриота своей Родины, знающего и любящего свой край, город, село(его традиции, памятники природы, истории и культуры и желающего принять активное участие в его развитии ).
СЛАЙД №5
Программа оснащена учебником «Я-курянин» в 3-х частях, рабочей тетрадью и методическим пособием с некоторыми разработками по темам.
Программа внеурочной деятельности обучающихся по краеведению «Я - курянин» составлена с учётом интересов детей, мнений родителей и запросов общества в целом, так как позволяет удовлетворять разнообразные познавательные интересы обучающихся.
Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта начального общего образования с учетом возрастных особенностей обучающихся 2-4-х классов, дает примерное распределение часов по крупным разделам курса и последовательность их изучения.
Первый год обучения - 33 часа, второй и третий - 34 часа.
В учебно-методическое пособие вошли материалы по географии, истории и культуре Курского края с древнейших времён до наших дней, которые обеспечивают реализацию программы внеурочной деятельности «Я-курянин» духовно-нравственного направления, нацеленной на реализацию задач духовно-нравственного воспитания на ступенях начального общего образования, в системе дополнительного образования детей.
Система разнообразных заданий к тематическим текстам (загадки, кроссворды, вопросы для викторин, исследовательские и творческие проекты) позволит учителю организовать поисковую и музейную работу, направленную на активизацию воспитательного ресурса семей воспитанников и вовлечение их в социально значимую и проектную деятельность гражданско-патриотического характера.
Пособие адресуется ученикам, учителям, а также педагогам дополнительного образования детей, ведущих туристско-краеведческое направление для обеспечения качества и разнообразия ресурсов личностного развития и самореализации подрастающего поколения.
Мне , да и многим присутствующим здесь учителям эта краеведческая работа знакома. Так, например, я на протяжении 6 лет веду кружок «Знатоки родного края». Поэтому мы на МО решили, что можно вести эту внеурочную деятельность с 1 класса, а в 4 классе добавить материал о нашем Рыльском крае.
Нашим обучающимся повезло родиться и жить в славном городе Рыльске, имеющем богатые культурные традиции. Рыльск является не только древним городом Курска, но и России. Город уникален в своей истории и самобытности. В глазах детей Рыльск смотрится светло и празднично, хотя он несёт на себе все раны минувших веков: войны и пожары, голод и революцию, разрушения и реформы, утраты и обретения, падения и взлеты. Здесь нет столичной суеты, огромных высоток, машинного гула, но зато везде чувствуется дыхание времени, душевная щедрость рылян, достоинство древней земли, которое напоминает о героическом прошлом, об идеалах святых и патриотичных. Кажется, что сама природа приложила руку к созданию его великолепных произведений искусства: широкие поля и цветущие луга, степные дали и дремучие леса — все это формирует чувство к родному краю, а традиции, чудесные местные легенды, сказки и песни, исторические повествования и памятники оставляют большой след в нашей душе. Чем глубже будут наши знания о родном крае и лучших его людях, тем лучше скажутся они на формировании интереса и любви к родному краю, глубокого уважения к патриотическим традициям земляков. От таких городов тянутся родники, подпитывающие великую реку исторической памяти русского человека, её традиции.
Реализовывая эту программу, я использую современные образовательные технологии (пректно-исследовательская, личностно-ориентированная,ИКТ). Например, я возглавляю поисковый отряд «Соловушка». СЛАЙД №6
СЛАЙД №7 Акция «Армейский чемоданчик»
СЛАЙД №8 Отряд «Соловушка» проделал большую поисковую работу по теме: «Великая Отечественная война в жизни моей семьи». Ребята собрали большой материал о своих прапрадедушках, защищавших нашу Родину от фашистских захватчиков. Этим материалом поделились в районной библиотеке, куда были приглашены гости. Это ветеран Великой Отечественой войны Николаенко Николай Васильевич, труженица тыла Беленович Екатерина Васильевна. Встреча была интересной и трогательной, дети запомнят её надолго.
СЛАЙД №9 Проект Васильевой Ларисы о нашем земляке, первом герое РФ в Курской области лётчике Викторе Павловиче Клыкове, спустя десятилетия награда нашла своего героя, в 1998г. Звание героя присвоили посмертно.
СЛАЙД №10 Грамота . Призер.
СЛАЙД№11Проект«ЧерепнинАндрей Михайлович»(19.08.2002г., погибло 127 человек)
СЛАЙД №12 Грамота. Победитель.
СЛАЙД №13Семейный проект «Была война»
СЛАЙД №14Правнуки победы гордятся своими прадедами.
СЛАЙД №15,16 Я работаю с детьми под девизом: «Я услышал и забыл, увидел и запомнил, сделал и понял!». В этом нам помогают экскурсии в православные святыни города.
СЛАЙД №17,18Экскурсии в Монастырь.
СЛАЙД №19 Экскурсия в Марьино
СЛАЙД №20. Как порой в этой суматохе жизни, идя по улицам города, мы не видим его уникальности. Совершаем экскурсию по ул. Р.Люксембург и видим дом, где жила известная участница правозащитного движения адвокат Софья Васильевна Каллистратова (1907 – 1989) Идём далее и видим дом, в котором останавливался царь Пётр Первый, возвращаясь с Полтавской битвы.
-Какая богатая история у нашего города! – восклицают ребята.
СЛАЙД №21 Проект «История моей улицы»
СЛАЙД №22Конкурс рисунков «Рыльск мой, родное местечко»
СЛАЙД №23Конкурс закладки
Богат Курский край своей историей. Это Родина Серафима Саровского, преподобного монаха Феодосия Печерского, композитора Г.В.Свиридова, писателя Е.И.Носова., поэта Афанасия Афанасия Фета, певицы Надежды Васильевны Плевицкой. А рыльская земля гордится своими земляками –это мореплаватель Г.И.Шелехов, актриса Ксения Ивановна Тарасова, преподаватель по вокалу Дора Белявская, живописец русской деревни Лев Львович Каменев, адвоката с мировым именем Софья Васильевна Каллистратова, выдающийся учёный-физик академик Георгий Васильевич Курдюмов. Нам есть с кого брать пример, на кого равняться.
СЛАЙД №24 Мы любим Рыльск!
СЛАЙД№25В нашем обществе идёт поиск духовного возрождения России. Государство дает нам заказ на качественное образование.
Внеурочная деятельность тесно связана с основным образованием и является его логическим продолжением и неотъемлемой частью системы обучения, созданной в школе.
Качественное образование – это, прежде всего, становление человека, обретение им себя, своего образа, неповторимой индивидуальности, духовности, творческого начала. Качественно образовать человека – значит помочь ему жить в мире и согласии с людьми, Богом, природой, культурой, цивилизацией.
А результат своей деятельности я вижу в том, чтобы ребенок мог осознать и понять всем сердцем, всей душой и с гордость сказать о себя : «Я – россиянин, я – курянин, я – рылянин!!!»