СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Традиции почитания леса

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Лес всегда играл в жизни русского человека огромную роль. С давних времен люди использовали  лес для различных нужд. На Варнавинский район - лесной. Заготовка, сплав леса... И потому к лесу было почтительное отношение. Каждому дереву надлялась определенная сила... Каждому грибу и ягоде - своё время...

Просмотр содержимого документа
«Традиции почитания леса»

Слайд 1. Титул

ТРАДИЦИИ ПОЧИТАНИЯ ЛЕСА


Батюшка лес, расти до небес!

Греет солнышко тебя,

Поит соками земля!

Дай Бог тебе плодовитости,

А мне собрать и вынести!

Вот с такой присказки, записанной у нашей знаменитой частушечницы Александры Ивановны Антоновой, я и хочу начать свой разговор.

Слайд 2.

Лес в жизни русского народа всегда играл огромную роль. С давних времен русские люди использовали лес для различных нужд.

Наш Варнавинский край – лесной край. Еще в XVII веке его покрывали дремучие малопроходимые леса, среди которых были разбросаны по берегам рек небольшие редкие поселения.

Слайд 3.

Если мысленно окинуть эту землю, то перед нами предстанет картина вечного «дикого черного» леса, без конца и без края. На реках водился бобр. В лесах – стада оленей, лось, пушной зверь, боровая птица. И безлюдье. Сумрачные елово-пихтовые рамени с примесью лиственных пород, величавые светлые боры, топкие болота, тихие реки…Лес господствовал над всем, и человек с его немудреным жильем казался затерянным среди суровой природы.

Слайд 4.

Население, живущее в лесах, было неграмотным и сплошь суеверным. Они относились к лесу, даже к деревьям с большим почтением, наделяя почти каждое сверхестественными свойствами.

Слайд 5.

Взять хотя бы, что жилые и хозяйственные строения, особенно в лесной полосе, сооружались из дерева.

Но не всякое дерево годилось для постройки избы.

  • Не годились скрипучие деревья, ибо в них плачет душа замученного человека.

  • Не годились засохшие на корню – в них нет жизненных сил, люди, живя в таком доме, станут болеть.

  • Не годились выросшие на скрещение троп – перекресток считался местом скопления нечистой силы.

  • Не брали для строительства липу – леший попутает, не брали осину – иудино дерево, предательское и т.д.

(+) Самым здоровым для человека и удобным для строительства деревом считалась СОСНА (или другие хвойные породы).

Слайд 6.

А вот для строительства же бани брали

(+) ОСИНУ, чтобы черти не залезали и не пугали моющихся.

Слайд 7.

Для зыбок-долбленок брали только СОСНУ. Она сухая и теплая, в ней легко качать ребенка.

Слайд 8.

Лубяная зыбка плелась из липовой коры. Но плели их редко. В них дети плохо спали, капризничали.

Слайд 9.

Жителям лесных районов пришлось отвоевывать у леса часть земель под сельскохозяйственное пользование. Даже названия деревень это доказывают. (+) Например, деревня Ляды. Известный топонимик Л.Трубе (1962 г.) так записал в своем словаре:

«деревня Ляды - от слова «ляды» - «кулиги, поля, посевы» на лесных расчистках. Название указывает на место возникновения этих деревень».

Но для земледелия были пригодны не всякие лесные площади. Это также заставляло русских людей присматриваться к лесу, различать его на пригодный и непригодный в зависимости от характера почвы.

Слайд 10.

В «Сошенном письме» и в «Писцовых книгах» XV в. при описании земельных наделов встречается разделение лесов на «пашенные» и «непашенные», т. е. пригодные и непригодные для пашни. К «непашенным» относились, например, заболоченные леса.

Слайд 11.

В глубокой древности теряются и истоки русской лесной терминологии. В последующие столетия, уже в XV— XVI вв., эта терминология отличалась большим разнообразием. Такие названия, как «бор», «лес по болоту», «лес бревенный», «лес дровяной», «лесная поросль» и другие, не утратившие значения до наших дней, встречаются еще в «писцовых книгах». Многие народные названия вошли и в современное лесоводство (бор, суборь, дубрава, рада и др.). Столетия назад было известно слово «тес» (от слова «тесать»), сохранившееся до настоящего времени.

Слайд 12.

Люди с древних времен пользуются чудесным свойством растений – давать пищу и тепло. Но помимо этих свойств люди заметили, что растения могут влиять на судьбу человека, а также исцелять его от болезней и физических и духовных. Недаром издавна люди почитали деревья и священные рощи. К ним приходили лечиться, молиться, просить защиты или любви. Испокон веков деревьям приписывалась волшебная сила. Считалось, что в них живут духи-хранители человека. С деревьями связано множество примет, поверий и обрядов.

Слайд 13.

Деpево, как и pастение вообще соотносится с человеком по внешним пpизнакам: ствол - тyловище, коpни - ноги, ветки - pyки, соки - кpовь и т.п.

(+) С. Есенин сказал: «У россиян все от Дерева – вот религия мысли нашего народа».


Слайд 14.

И пояснил, зачем и почему дерево вышивается обычно лишь на полотенцах-рушниках. В этом глубокий смысл. «Дерево – жизнь, - пишет поэт. – Каждое утро, встав ото сна, мы омываем лицо свое водою. Вода есть символ очищения… Вытирая лицо свое о холст с изображением дерева, наш народ говорит о том, что не забыл тайну древних отцов вытираться листвою, что он помнит себя семенем надмирного дерева, и, прибегая под покров его, окунаясь лицом в полотенце, он как бы хочет отпечатать на щеках хоть малую ветвь его, чтобы подобно дереву от мог осыпать с себя шишки слов и дум и струить от ветвей-рук тень-добродетель».

Слайд 15.

Культовые деревья, символизирующие мировое древо, веками сопровождали многие важные события в жизни человека.

Непременным участником традиционной славянской свадьбы было мировое древо, его образ. О нем поют подружки невесты, суля молодым счастье и богатство. А когда строили новый дом, в центре постройки принято было ставить обрядовое дерево. Ну а на народных праздниках…

Слайд 16.

«В лесу родилась елочка»… Эту песенку знают все от мала до велика. Водя хоровод вокруг разряженной лесной красавицы, ребятишки и не подозревают, что совершают обрядовые действа, часть далекого прошлого наших далеких предков. Так же много веков назад собирались у дерева люди, приносили к его корням жертвы, пели, совершали обрядовые танцы, в которых каждое движение имело символическое значение.

Слайд 17.

Славяне среди других деревьев особо выделяли и почитали дуб. Возможно, поначалу вообще все деревья они называли словом «дуб». Не случайно происходящие от него слова «дубинушка», «дубина» относятся не только к дубовой палице.

Свойства дуба учитывались в народной лечебной практике. Если у человека болит спина, хорошо при первом весеннем громе прислониться к дубовому стволу.

А теперь попробуйте угадать, о каком дереве пойдет речь:

«Есть деpево о четыpе дела: пеpвое дело - миp освещает, втоpое дело - кpик утешает, тpетье дело - больных исцеляет, четвеpтое дело - чистоту соблюдает.»

Слайд 18.

Конечно же, это береза.

первое дело – мир освещать, березовые лучины самые светлые,

второе дело – скрип утишать, чтобы телега не скрипела, ее колеса березовым дегтем смазывали,

третье дело – больных исцелять, от многих болезней лечит настой из березовых почек

четвертое дело – чистоту соблюдать, березовый веник в бане незаменим.


Издревле стройная белоствольная березка стала символом России. Русское название березы лингвисты связывают с глаголом беречь. Это обусловлено тем, что славяне считали березу даром богов, оберегающим человека.

Любой весенний праздник на Руси в честь пробуждавшейся природы не обходился без березы.

(+) В Троицын день молодыми березовыми ветвями украшали церкви и дома. Считалось, что дерево не «обидится», если его срубить с любовью во имя такого большого праздника.

Слайд 19.

Во многих российских губерниях на Семник шли в лес, выбиpали молоденькyю беpезкy, yкpашали ее, завивали на ее ветвях венки, yстpаивали под ней совместное yгощение, водили хоpоводы, гадали. Затем со сpyбленной беpезкой (котоpyю называли иногда "семик") ходили по селy и пpи завеpшении обpяда бpосали беpезy в водy, в огонь, в овpаг (то есть "пpовожали беpезкy", "хоpонили" ее).

(+) Девyшки "кyмились" с беpезкой, пpосили y нее доли,yмывались беpезовым соком для кpасоты и здоpовья. Этот обряд дожил до начала XX в. а может, где-то и возрождается в наши дни. Береза – дерево «счастливое», оберегающее от зла.

Слайд 20.

Рябина дом сторожит. Известно, что беда входит в дом через окна и двери. (+) Потому и клали рябину между окнами: в лютый мороз не даст морозу выстудить избу, и от недоброго глаза отведет.

Слайд 21.

Рябина - дерево новобрачных. В старину к красавице-рябине обращались для защиты новобрачных: в их обувь и карманы постилали и прятали ее листья.

Слайд 22.

В русском народном календаре есть день «Петр-Павел рябинник». Приходится он на конец сентября – время созревания рябиновых ягод. В этот день ветки рябины срывали в пучки, развешивали под крышами домов, сараев, различных хозяйственных построек. Также ветки втыкали на краю каждого поля. Этот обычай связан с представлениями о рябине как о дереве, способном защитить от всяких бед.

Слайд 23.

Верба считалась у славян священным деревом, символом непрерывности и постоянства жизни.

(+) Считалось также, что верба обладает способностью наделять здоровьем и половой энергией скот и людей, предохранять от заболеваний и очищать от нечистой силы.

Слайд 24.

В древности существовал обычай: вернувшиеся из церкви родители стегали освященной вербой детей и приговаривали: «Верба – хлест! Бьет до слез. Верба красна, бьет не напрасно». Это делалось с целью оделить детей здоровьем.

(+) На Руси было принято освященную вербу хранить дома в переднем углу за иконами весь год. А в самый праздник веточками вербы стегают скотину и приговаривают: «Как вербочка растет, так и ты расти» - помимо пожелания здоровья домашним животным, это должно было предохранить их от нечистой силы. Веточки освященной вербы укрепляли в сараях, хлевах. Перед первым выгоном скота в поле эти веточки скармливали животным.

Слайд 25.

Калина у славянских народов издревле была символом молодости, девичества, веселья и разгула.

(+) В народных преданиях – это женщина, ее судьба, ее доля. Расцветает она нежным белым цветом, блистая чистотой невинности. Но вот приходит замужество. Приходит радость пополам с горем. Быстро увядает цветок – быстро увядают чувства. Рождается ягода – не то горькая, не то сладкая. Под дождем и ветром ломаются хрупкие ветки калины.

Слайд 26.

В старину калина обязательно присутствовала в свадебном обряде. Она является главным украшением венка невесты, свадебного деревца, свадебного каравая и других атрибутов свадьбы. Венки невесты плели из калины, рябины и других пахучих трав – это обеспечивало любовь молодых на долгие годы.

Калина – это и символ продолжения рода, есть даже выражение: «Калина роду род давала».

Слайд 27.

Липа Название этого дерева во всех славянских языках происходит от слова «липнуть» (благодаря вязкому соку). Липе приписывалась мягкость. В народе существует примета: засохла липа в саду – к худу. Объяснение здесь простое: конечно, плохо лишиться дерева, которое и лечило, и обувало (вспомним лапти из липового лыка).

Слайд 28.

К лесу, как к единому целому, так и к видам деpевьев или отдельным их наиболее кpупным и стаpым пpедставителям не только у pазличных наpодов наблюдается самое pазное отношение, но и у жителей даже нашего района. Кто-то дожидается когда ягоды поспеют, а кто-то рвет еще недоспелую. «Полежит – доспеет!» - говорят они. А ведь для каждой ягоды – свой срок. Например, по клюкву ходить надобно только после 13 сентября. «Прежде срока ягоду брать – тьме угождать» - говорили предки.

Слайд 29.

Очень часто можно услышать такое выражение «Постучи по дереву».

"Постучать по дереву" этот обычай в глубокой древности. Прикоснувшись к дереву, человек просил духов снисхождения и милости за хвастовство. А постучать три раза значит еще и заглушить слова хвастовства. Этот обычай остался и по сей день. Надо еще учитывать, что дерево заряжает человека энергией. Особенно дуб и сосна.

Слайд 30.

Животные тоже играли не последнюю роль в жизни наших крестьян. Очень часто на устах звучало имя волка, который символизировал темные силы. Им всегда почему-то пугали маленьких детей. Помните в колыбельной:

Баю-баюшки-баю

Не ложися на краю.

Придет серенький волчок

И ухватит за бочок….

Слайд 31.

Старейший житель Елевой Заводи, профессиональный охотник, неоднократный чемпион республики по добыче пушнины Николай Иванович Сорокин так вспоминал старые времена.

«Надо сказать, что когда ходили на волков, особого азарта не испытывали. Предвкушали настоящую охоту на лося. Вот где азарт, вот где коллективное, так сказать, творчество.

Почему охотники лучше всех знают ягодные и грибные места? Благодаря именно лосю. Его длинные мощные ноги прут там, где еще ничья нога не ступала. И во время гона лось заведет охотника в самые заповедные кладовые».

Слайд 32.

Кроме того, Николай Иванович вспомнил еще одну традицию, которую в настоящее время совсем забыли.

«Помню, батько мне всегда говорил, что плохая примета, коли в дом брали лосинные рога. Рога в доме – к несчастью. Лось-то ведь хозяин нашего леса, потому и обижать его не след. Сбросив рога, он отдает дань лесному духу на продолжение его потомства. Не найдет дух лосинных рогов в лесу – лось исчезать начнет».

Слайд 33.

Добpому отношению к деpевьям учит и такая pусская байка:

"Один человек зимой поленился идти за дpовами в лес и сpубил деpево возле дома. Пpишло лето, и он стал задыхаться от пыли и зноя, от котоpых pаньше защищало деpево".

Слайд 34.

Наверное, стоит задуматься над тем, какое отношение к лесу было в старину, и какое – сейчас.

H. Моpохиным записана и такая любопытная быличка "Как я лесником стал":

"Я в леспpомхозе pаньше pаботал, лес валил. Долго pаботал. И тут со мной такое вышло: пилю деpево по всем пpавилам, а оно пpямо на меня пошло. Я отхожу, и оно за мной в стоpону, опять отхожу, и оно опять за мной. Еле остался жив... И я понял - это мне знак от леса. Я уволился, чтобы больше лес никогда не пилить. Сажал его и ухаживал. И остался живой".

Если в старину это выглядело как языческие предрассудки, часть которых живы до сих пор, то в настоящее время лес находится в критическом состоянии. Многие важнейшие элементы, включая охрану лесов, лесоустройство, лесовосстановление, или уже прекратили свое существование, или неизбежно перестанут существовать в течение одного-двух лет.

Есть такая пpитча. Пpишел как-то к мудpецу юноша и спpосил, что делать, чтоб его люди не забыли.

- Стань полководцем и воюй, - ответил мудpец.

- А что нужно сделать, чтоб меня люди добpом вспоминали? - продолжал юноша.

- Сади деpевья и воспитывай детей, - посоветовал мудpец.

Или такая поговоpка: посадил деpево - себя пpославил, посадил сад - pод пpославил.

Слайд 35.

Наверное, потому и появились два основных правила, которые раскрывают истинное почитание леса:

1. Не перекрестивши лба, в лес не заходи. Иначе заплутаешь и ничего не насобираешь. А если насобираешь, то не впрок.

2. Войдя в лес, оставь на пенечке гостинец лесному духу: кусочек хлеба или сахару и т.п. (но не в коем случае - мусор).

Слайд 36.

Глядя на эту фотографию, мы узнаем сразу этих людей. Неунывающих, всю свою жизнь душой переживающих за свою малую Родину, за любимый Варнавинский лесной край.

Спpосили мудpеца: кто научил людей злу?

- Огонь, - был ответ.

Кто научил их быть сильными?

- Вода, - был ответ.

А кто научил их добpу?

- Деpево, - ответил мудpец.

Слайд 37.

И как пишет Анатолий Александрович Воронин:

«Не поняли люди этого и «пришел топор», испохабив место, «налетели злые ветры» 2011 года, повалив половину оставшегося. Теперь молодая поросль, поднимающаяся среди поваленных деревьев, долго еще не заменит прошлого».