Администрация г.Улан-Удэ Комитет по образованию Муниципальное автономное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 57 г.Улан-Удэ имени А. Цыденжапова» |
| | |
Методическая разработка
по проведению открытого классного часа
на тему «Традиции празднования Белого месяца –
Сагаалган»
Улан-Удэ
2018
Одобрено на заседании
Методического объединения классных руководителей
Протокол № 5 от 17 января 2018 г.
Руководитель_____________ С.А.Цыдендамбаева
Составитель: Балуева Е.В., Лубсанова Д.Ж.
Сценарий литературно-музыкальной композиции
«Сагаалган – праздник Белого месяца»
У входа ведущие в бурятских костюмах. Обычай «Встреча гостей». Ведущие встречают гостей с вытянутыми руками ладонями вниз сверху (старшие), все здороваются. Аудитория оформляется следующим образом:
на хойморе – Бурхан,
выкладка литературы, посвященной Сагаалгану,
Правила встречи и празднования Сагаалгана,
юрта из лент,
костер в середине юрты.
Мелодия «Тоонто нютаг». Муз. А.Андреева, появляются девушки с хадаками и с пиалами молока и угощают гостей.
Ведущий 1 :
1.Амар мэндэ! Сагаан параар!
Амгалан жэл болохонь болтогой!
Все: Болтогой!
Ведущий 2:
Сапан дээгуур сагаалжа сагаан пара морилбо!
Санзайн хоншуу унэроор сагаалхые уряалба, (Благовоние зажигается).
2. Праздник белого месяца в отчем краю-
Новый год по лунному календарю.
В этот день не забудь навестить, поспеши,
Деда с бабушкой, их поздравь от души.
3. И спросим у них нежно, с любовью:
Как встречаете Новый год?
А в ответ тебя бабушка к сердцу прижмет.
И вот такой светлый праздник, символизирующий к тому же и приход весны, возрожден у нас в Бурятии. Уже 14 лет его отмечают официально. Существуют две формы празднования: официальный дацанский и народный бытовой. Дацанский праздник начинается накануне, в ночь наступления традицонного нового года по лунному календарю и сопровождается соответствующими молениями и ритуальными действиями. Праздник длится в течение 15 дней. В дни праздника, особенно в первые дни, прихожан бывает довольно много, но это лишь небольшая часть бурятского населения республики; остальная масса – 80-90% - остается дома.
В улусах праздник носит широкий демократический характер. Почти каждая семья заранее готовится к нему, справляет обновы, запасает продукты, наводит порядок и чистоту дома, готовится к приему родных и близких, а также соседей или товарищей по труду. В свою очередь кто-то из семьи собирается навестить своих родственников, детей и внуков.
Дондокова - Запреты в Бутуун-день (канун Нового года).
Звучит музыка.
Жэл бури жэгдэ амгалан,
Он бури омог дорюун
Сагаалжа, ногоолжо байял даа!
Напан дээрээ напа нэмэжэ байхадаа,
Айл аймагтаа, арад зондоо ушоо ута напа
Удаан жаргал уреэел!
Перед наступлением праздника за два дня вечером в дацанах совершался обряд «Дугжууба». В старину накануне праздника люди обтирались кусочком теста, лепили из теста фигурки, этим самым передавали все беды, болезни, приносили фигурки в дацан и складывали их в будущий костер, чтоб с огнем сгорело все плохое.
В день праздника, после окончания утреннего молебна, обычно навещают друг друга, особенно дети родителей (если живут отдельно), младшие старших, поздравляют с праздником, желают здоровья, долгих лет жизни, счастья и всяких благ, одаривают, угощают. В целом создается торжественный настрой, ощущение близости и привязанности.
Диалог.
Сагаан параар! Сагаалганаар! Амар мэндэ!
Это добрый знак, когда февраль песнь звонкую заводит,
Когда зимы рассеивается мрак.
В дом желанный Белый месяц входит.
Амар мэндэ!
Как перенесли морозы жеребята и телята?
Да будет лето травами богато, полна дарами щедрыми земля!
Люди в этот день прощают друг другу обиды,
Желают счастья, здоровья, долголетия.
До земли поклониться землякам моим рад,
Все мы люди, родня от морей до хребтов.
Пожилой или юный, просветлейте душой,
В этот миг новолунья, в этот праздник степной.
В эти часы надо думать только о хорошем, о добром. Следить, чтобы огонь в нашем очаге не погас. Рано утром, перед восходом солнца, с небес на облаках спускается богиня Лхамо, чтобы посчитать, сколько, семей собирается встретить Сагаалган, если из трубы идет дымок, значит, в юрте все благополучно.
В праздник Белого месяца, как у нас повелось,
Людям надо бы встретиться, чтоб светлее жилось!
Чтоб убавилось горе, чтоб тучнели стада,
Чтобы небо над взгорьем голубело всегда!
В конце все поют гимн Бурятии «Таежная, озерная, степная».
Гости угощаются белой пищей. И прощаются с хозяевами.
Литература
Чимитдоржиев Ш.Б. Кто мы бурят-монголы – Улан-Удэ, 1991.
Раднаева Г. Огонь в очаге. М., 1986.
Дугаров . Небосклон. стихи. – Улан-Удэ, 1986.
Цыренжапов Г., Бадуева Е. Бурятская кухня. – Улан-Удэ: 1984.
Будаев Ц.Б. Пословица не мимо молвится. – Улан-Удэ: 1988.
МАОУ «СОШ № 57 г. Улан-Удэ имени А. Цыденжапова» Страница 5