Тема урока: Традиции русского речевого общения.
Запишите в тетрадь по родному языку число и тему.
Вспомним изученное:
Речевым этикетом называют систему требований (правил, норм), которые разъясняют нам, каким образом следует устанавливать, поддерживать и прерывать контакт с другим человеком в определённой ситуации.
Прочитайте отрывок из документа Петра Великого о нормах общения:
«Юности честное зерцало».
1. Дети не имеют без приказу родительского никогда бранить, или поносительными словами порекать.
2. У родителей речей перебивать не надлежит и не прекословить, и другим их сверстников в речи не впадать, но ожидать, пока они выговорят.
3. Без спросу не говорить, а когда говорить им случится, то должны они благоприятно, а не криком говорить, нужду свою благообразно в приятных и учтивых словах предлагать.
4. Отрок должен быть весьма учтив и вежлив как в словах, так и в делах.
Можно ли сказать, что сейчас правила речевого этикета сильно отличаются от того, что описано в документе Петра I ?
Стадии разговора, конечно, остались прежними. Но сами формулы речевого общения очень отличаются от современных.
Вспомним, что такое речевые формулы.
Формулы речевого этикета - это определённые слова, фразы и устойчивые выражения, применяемые для трёх стадий разговора:
- начало разговора (приветствие/знакомство)
- основная часть
- заключительная часть разговора.
Формы приветствия в речевом этикете.
Форма приветствия
Пример
Пожелание здоровья
Указание на время встречи
Эмоциональные пожелания
Уважительная форма
Специфическая форма
Формулы прощания.
Формулы благодарности.
Формулы просьбы-приглашения.
Формулы вежливого отказа.
Комплименты.
Упражнения 1. Составьте портрет приятного собеседника. Запишите в тетради.
2. Объясните, почему в этих текстах формулы речевого этикета не соответствуют речевой ситуации.
I. – Как дела? – спросил я.
– Как сажа бела.
Я хотел повернуться и уйти, но Ленька, виновато улыбнувшись, сказал:
– Не обижайся, это просто так выскочило. Дела мои нормальные.
(Ю. Додолев)
II. – Ну, Ванюша, прощай! – Я протянул руку мальчику.
– Не прощай, а до свидания! – строго поправил он, сунув мне крохотную узенькую ладошку и одарив меня взглядом исподлобья.
(В. Богомолов)
3. Спишите, заменяя глаголы в скобках деепричастиями. Вставьте пропущенные буквы. Деепричастия и деепричастные обороты подчеркните.
(Встречаться ) со взросл…ми или (входить) в помещение, здоровайся первым. (Здороваться) со старш…ми, руки не протягивай, подожди, пока они сами этого не сдела…т. (Снять) при этом фура…ку или ша…ку, не надевай, пока не пожмёш… руку. (Подавать) руку, сними с неё перчатку, немного накл…нись вперё… . (Кланяться), нагни только голову, а не сг…байся пополам и не размахивай руками. (Садиться) в трамвай или автобус, пр…пусти первой в двери свою спутницу.
1.Всегда знай, с какой целью и для чего ты говоришь.
2. Умей находить общий язык с любым собеседником.
3.Помни, что вежливость – основа любого поведения.
4.Избегай многословия.
5.Говори просто, понятно, чётко.
6.Избегай речевого однообразия.
7.Владей культурой языка.
8.Следуй высоким образцам. Ищи свой идеал образца.
9.Умей не только говорить, но и слушать.
Заповеди речевого поведения.
Домашнее задание:
Сформулируйте правила речевого этикета, используя материал предыдущих уроков.