Традиционные и нетрадиционные приемы
для снятия усталости детей на уроке
Н.В. Красномирова
При интенсивной или длительной умственной деятельности у школьников развивается утомление. Его биологическое значение двоякое: с одной стороны, оно является защитной, охранительной реакцией от чрезмерного истощения организма, а с другой - стимулятором восстановительных процессов и повышения его функциональных возможностей.
Утомление - физиологическая реакция организма на нагрузку.
В.В. Розенблат. Утомление - временное снижение работоспособности, вызванное интенсивной или длительной работой.
О начале утомления школьника свидетельствуют следующие признаки:
1) снижение продуктивности труда (увеличивается число ошибок и неправильных ответов, время выполнения рабочих операций);
2) ослабление внутреннего торможения (наблюдается двигательное беспокойство, частые отвлечения, рассеянность внимания);
3) ухудшение регуляции физиологических функций (нарушается сердечный ритм и координация движения);
4) появление чувства усталости.
Эти признаки не стойкие, они быстро исчезают во время отдыха на перемене или после возвращения из школы. Восстановлению умственной работоспособности учащихся способствуют активный отдых, пребывание на свежем воздухе, а также положительные эмоции.
Физкультурные минутки на общеобразовательных уроках благотворно влияют на восстановление умственной работоспособности, препятствуют нарастанию утомления, повышают эмоциональный тонус учащегося, снижают статические нагрузки и предупреждают нарушения осанки.
Физкультурные минутки проводятся в классе, их продолжительность 1-2 мин. Время начала физкультурной минутки определяется педагогом, ведущим урок. По его команде дежурный класса открывает форточку или окно; учащиеся прекращают выполнение заданий, ослабляют пояса и начинают делать упражнения, сидя или стоя около парты.
Физкультурные минутки общего воздействия комплектуются из упражнений для разных групп мышц с учетом их напряжения в процессе деятельности:
1) физкультурная минутка для улучшения мозгового кровообращения;
2) физкультурная минутка для снятия утомления с плечевого пояса и рук;
3) физкультурная минутка для снятия утомления с туловища;
4) упражнения для мобилизации внимания.
Упражнение, приводящее в работу все мышцы: закрылись - открылись (сели - встали руки вверх).
Подвижные игры на удлиненных переменах являются эффективным средством профилактики переутомления учащихся, сохраняя у них высокого уровня работоспособности на протяжении всего учебного дня. Они организуются дежурными учителями, физоргами и проводятся преимущественно на свежем воздухе. Это командные или групповые игры («Туннель», «Мяч среднему», «Охотники и утки», «Волк во рву» и др.), соревновательные упражнения (бег наперегонки, забрасывание мяча в кольцо, прыжки со скалкой), игры-аттракционы (бег в мешках, набрасывание колец на колышки и др.).
Учащиеся сами, должны избирать для себя вид игры, ее темп и продолжительность. Однако нельзя допустить повышенных физических нагрузок, разрешать двусторонние игры - футбол, гандбол, баскетбол.
Подвижные игры необходимо заканчивать за 5т6 мин. До начала следующего урока.
В сочетании с общеразвивающими упражнениями и дыхательные упражнения способствуют расслаблению и приведению всех функций организма в относительно спокойное состояние.
1) Медленная ходьба в течение 1-2 мин. С определенным ритмом дыхания (2 шага - вдох, 4 шага - выдох.
2)Наклоны вперед из исходного положения «ноги - врозь, руки - за голову» (вдох - на 2 счета, выпячивая живот, выдох – на 4, втягивая живот) и из основной стойки при грудном дыхании. (Выдох на 3 счета, опуская грудную клетку, а вдох такой же продолжительности - поднимая и растягивая ее). Упражнения выполнять сериями (по 4 раза с 30-секундными интервалами между ними).
-Указательный палец на веке.
-Вдох через левую, выдох через правую ноздрю, 5 раз попеременно менять (в проветренном помещении).
-Расслабление: сидим, глазами смотрим с пят до макушки, при
этом расслабляя тело.
+ Медитация голосом учителя. Сидим на речке... (2 мин.).
- Дети прикрывают лицо руками. Девочки кладут левую руку на
лоб, мальчики правую - легкое прижатие к глазам - темнота - яблоко
расслабляется (60 сек.).
+ Медитация: учитель описывает что-то (лимон, ручку, траву).
- Ладошки раскрыть направить вверх «Великий разум, наполни
меня солнечной энергией в нужном для меня количестве, в нужном
для меня качестве, в нужной для меня структуре. Спасибо, великий
разум!». При этом ребята представляют, что желтые лучи наполняют
их энергией в ладошки, как сосуд с медом от пят до макушки.
-После накачивания энергией, нужно ее перераспределить потанцевать, попеть, закрыть глаза.
-Точечный массаж волосы теребить, для головной боли, для поднятия тонуса (палец в ухо 5 раз, резко вынуть).
-Потереть подушечки пальцев на руках.
-Юмор (биологические загадки, стихи, занимательные вопросы).
-Фито чай.
Литература
Сердюковская Г.Н., Сухарева Л.М. и др. Глазами детей и
подростков. - М.: Медицина, 1989.
Матвеев В.Ф., Гройсман А.Л. Профилактика вредных привычек школьников: Книга для учителя. - М.: Просвещение, 1987.
Гигиенические требования к условиям обучения школьников в различных видах современных общеобразовательных учреждений. Санитарные правила. - М., 1999.
Методические рекомендации для учителя по профилактике близорукости у детей. - М., 1986