Трансакционный анализ рассматривает человека прежде всего как продукт взаимодействия с окружающими и базируется на трёх основных общефилософских посылках:
Все люди «нормальные» то есть, каждая личность обладает весом, важностью, равным правом на уважение.
Люди обладают способностью мыслить (исключение — лишь те случаи, когда человек находится в бессознательном состоянии, либо его интеллект врождённо или приобретено снижен).
Люди сами определяют собственную судьбу и поэтому при желании могут изменять свои решения и свою жизнь.
Теория сценариев
Сценарий — это «план жизни, составленный в детстве». Сценарий выбирается ребёнком на основе предложенных родителями и, реже, обществом. На решение о выборе сценария оказывают влияние не только внешние факторы, но и воля ребёнка. Даже тогда, когда разные дети воспитываются в одних и тех же условиях, они могут составить совершенно разные планы своей жизни.
Контрсценарий — некая последовательность действий, приводящих к «избавлению» от сценария. Как и сценарий, антисценарий закладывается родителями, однако с использованием другого эго-состояния: сценарий закладывается Ребёнком родителя, в то время как антисценарий — его Родителем.
При невозможности действовать согласно сценарию, человек может сформировать антисценарий. При этом сценарий продолжает руководить человеком, но то, что в сценарии нужно было делать хорошо, человек делает плохо, и наоборот. Таким образом, антисценарий определяет стиль жизни человека, в то время как сценарий — его судьбу.
Трансакционный анализ используется в психотерапии, психологическом консультировании, бизнес-консультировании, образовании и везде, где людям приходится общаться друг с другом.
Техники в транзактом анализе многочисленны и разнообразны, но при этом практически все направлены на изучение Эго-состояний человека, осознания и последующую работу с жизненными сценариями.
Используя упражнение 1, психотерапевт предлагает пациенту написать по одному примеру на каждый из трех способов своего поведения (Родитель, Взрослый и Ребенок) за последние сутки и связанных с этим состоянием мыслей и чувств.
В упражнении 2 пациенту необходимо вернуться к своим примерам, когда он в последние сутки находился в эго-состоянии Ребенка, Родителя и Взрослого, отметить, что он думал о себе, о других людях, об окружающем мире. Наконец, пациент должен вспомнить, как он себя вел, когда «был в ххх».
Выполняя упражнение 3, терапевт предлагает пациенту вспомнить последние сутки, отметить, когда он «был в позитивном Ребенке». Надо вспомнить, каким было поведение в этот момент? Надо вспомнить случаи, когда он «был в негативном Ребенке, в позитивном свободном Ребенке». Необходимо пациенту написать слова, которыми можно описать кого-либо из своих знакомых в Позитивном Адаптивном Ребенке.
В упражнении 4 пациенту предлагается, вспомнив прошедший день, отметить те случаи, когда он вел себя по отношению к другим как Контролирующий Родитель: позитивный или негативный. Также надо вспомнить, кого из родителей пациент копировал в каждом случае.
В упражнении 5 психотерапевт предлагает клиенту составить свою эгограмму. Идея эгограммы заключается в том, чтобы выстроить рейтинг каждого эго-состояния. Высота столбика указывает на то, сколько времени вы находитесь в каждой функциональной части.
Упражнение 6. Психотерапевт должен выяснить, не хочет ли клиент что-либо изменить в своей эгограмме. При положительном ответе необходимо уточнить, какой столбик нужно поднять, чтобы добиться желаемого результата. После этого клиент записывает пять новых поведений, которые можно использовать для увеличения желаемого эго-состояния с установкой их применения через некоторое время. Затем нужно снова нарисовать эгограмму. Дальше необходимо проанализировать старую и новую эгограммы.
«Структурирование времени». Данная техника проводится в два этапа.
Упражнение 1. Для выполнения данной техники необходимо составить схему структурирования времени. Для этого пациент рисует круг и делит его на части, представляющие собой части времени, которое обычно каждый день тратится на шесть способов структурирования времени. При желании вносятся изменения способов структурирования времени. Пишутся пять вариантов, с помощью которых можно увеличить желаемые способы структурирования времени. На следующей неделе планы осуществляются, и после этого вновь рисуется круг структурирования времени. Каждый день отмечается, как вы и другие структурируют свое время.