«Использование ИКТ (ЭОР, ЦОР) на уроках математики и физики»
Информатизация образования, происходящая на современном этапе развития общества, открывает новые возможности и перспективы развития системы образования в целом. Внедрение ИКТ в профессиональную деятельность педагогов является неизбежным в настоящее время. Профессионализм учителя – синтез компетенций, включающих в себя предметно-методическую, психолого-педагогическую и ИКТ составляющие.
Икт-компетентность учителя-это готовность и способность учителя самостоятельно использовать современные ИКТ в педагогической деятельности для решения широкого круга образовательных задач и проектировать пути повышения квалификации в этой среде.
ИКТ-компетентность- новая составляющая информационной культуры учителя, появившаяся и развивающаяся в условиях информатизации образования и информационной образовательной среды.
Учителя нашей школы проявляют готовность и способность к овладению новой информацией, взаимодействуя её с уже имеющимися знаниями. В этом помогают курсы повышения квалификации.
Основные направления информатизации образования:
информатизация как техническое оснащение образовательного учреждения;
информатизация как внедрение новых информационных технологий в образование;
информатизация как формирование информационной культуры субъектов образования;
информатизация как создание информационного пространства учебного заведения.
Какими элементами ИОС располагает наша школа? Как ими пользуемся в профессиональной деятельности?
Элемент ИОС (в соответствии со структурой ИОС ОУ) | Как используется данный элемент ИОС в нашем образовательном учреждении в различных видах деятельности | Как включен (не включен) данный элемент ИОС в нашу профессиональную деятельность? |
Информационно – библиотечный центр, читальный зал: Четыре компьютера с выходом в Интернет Домашний кинотеатр ЖК телевизор МФУ (принтер, сканер, ксерокс) Видеокамера DVD - плеер | Просмотр электронных версий педагогических изданий; Ведение каталога ресурсов на электронных носителях; Создание банка видеотеки; педагогические советы. Родительские собрания. Внеклассные занятия. | Использование ресурсов информационно – библиотечного центра при проведении уроков и внеклассных занятий. Для выхода в Интернет. |
2.Кабинет директора компьютер МФУ (принтер, сканер, ксерокс) | Администрирование | |
3. Методический кабинет: 1 – компьютер завуча по УЧ 1 – компьютер завуча по ВЧ 1 – компьютер по делопроизводству Принтер Ксерокс Цифровой фотоаппарат 2 ноутбука | Методическая работа с учителями (анализ программного обеспечения, оказание помощи учителям в подготовке и проведении уроков, участие в различных конкурсах профессионального мастерства). | |
Кабинет информатики ИКТ: Рабочее место учителя – компьютер с одноранговой локальной сетью Ученические места –10 компьютеров с одноранговой локальной сетью Интерактивная система МФУ | Уроки информатики, других учебных дисциплин Индивидуальная работа учителей Просмотр учебных видеофильмов Классные часы Методические объединения учителей. Педагогические советы. | Проведение уроков с использованием ЭОР. Консультации по использованию новых программных материалов с учителем ИВТ. Участие в работе методических семинаров и педагогических советов. Организация самостоятельной внеурочной работы учащихся с использованием ЭОР. Контроль знаний учащихся по русскому языку с использованием программы М – тест. Подготовка учащихся к ЕГЭ и ГИА. |
5.Кабинеты учителей – предметников (русского языка и литературы, бурятского языка и литературы, математики, физики, иностранного языка, начальных классов, биологии и химии, истории и обществознания): Рабочие места учителей – предметников – 15 компьютеров с выходом в интернет. Принтеры – 9 МФУ – 5 Мультимедийный проектор – 5 Интерактивная доска – 10 Лингафонный кабинет – 1 Документ-камера-4 Система тестирования-голосования-10 Портативный компьютерный класс Кабинет 3Д | Уроки по учебным дисциплинам. Ведение каталога ресурсов по предметам на электронных носителях. Индивидуальная работа учителей. Индивидуальная работа учащихся. Просмотр учебных видеофильмов Классные часы | комплексами |
Наличие необходимых элементов ИОС в нашей Усть-Эгитуйской школе позволяет нам, учителям и учащимся, пользоваться инновационными технологиями в обучении. У нас есть возможность посещать образовательные сайты, сайты сетевых сообществ. Благодаря использованию электронных образовательных ресурсов мы можем привлечь внимание учащихся к изучению предмета, расширить границы учебника и организовать самостоятельное обучение. Без элементов ИОС и ЭОР не проходят ни одно внеклассное и внешкольные мероприятия.
Повышается мотивация и качество знаний учащихся через использование ИКТ на уроках математики и физики.
Использование ИКТ в образовании является одним из значимых направлений развития информационного общества. Учащиеся должны уметь самостоятельно находить информацию, анализировать, обобщать и передавать её другим, осваивать новые технологии. Большую роль в этом играет активное применение ИКТ в учебном процессе, поскольку, как показывает практика - использование ИКТ способствует повышению качества знаний учащихся, развитию детей. Использование ИКТ позволяет оптимально расходовать силы и средства педагогов и детей для достижения устойчивых положительных результатов обучения, воспитания и развития; использование ИКТ позволяет добиваться стабильности результатов учебно-воспитательного процесса; ИКТ позволяет организовать новые формы, методы обучения и воспитания. Перспективы использования информационных технологий на уроках очень разнообразны и безграничны. За ИК технологиями – будущее.
Использование компьютерных технологий на уроках в школе за последнее время получило широкое распространение, что связано с глобальной информатизацией общества и появлением Интернета. Новые учебные технологии предоставляют огромные возможности организации учебного процесса. Это шанс для учителя повысить мотивацию учащихся к приобретению знаний и улучшить качество образования, активизирует творческий потенциал ученика через организацию учебной деятельности учащихся.
Гипотеза – применение ИКТ на уроках приведет к оптимальному развитию способностей учащихся и повысит познавательный интерес к изучаемым дисциплинам. В результате, возможно повышение успеваемости и качества обучения.
Ожидаемые результаты: подтверждение гипотезы и, как следствие, увеличение числа учащихся, охваченных исследовательской и проектной деятельностью.
Опыт можно использовать при объяснении, закреплении и обобщении учебного материала на уроках математики и физики в среднем и старшем звеньях. Кроме того, его можно использовать при работе в группах: со слабыми учащимися (для отработки элементарных знаний), с сильными учащимися (при подготовке к школьным олимпиадам и предметным конкурсам).
Уникальность информационно-коммуникационных технологий в том, что их можно использовать на всех этапах процесса обучения:
•При объяснении нового материала;
•При закреплении и повторении изученного;
•При итоговом контроле.
В настоящее время программное обеспечение учебных дисциплин очень разнообразно: программы-учебники (включающие мультимедийные и интерактивные курсы), программы-тренажёры, интерактивные учебно-методические комплексы, словари, справочники, энциклопедии, видеоуроки, библиотеки наглядных пособий.
На своих уроках и при подготовке к ним я чаще опираюсь на ресурсы сайтов:
http://school-collection.edu.ru/
https://ege.sdamgia.ru/
http://interneturok.ru/
http://class-fizika.narod.ru/;
пользуюсь программами GeoGebra,
NachalaElektroniki, Microsoft Excel,
Microsoft PowerPoint, и различными компьютерными тренажерами.
Внедрение ИКТ на уроках физики и математики позволили мне реализовать идею развивающего обучения, повысить темп урока, сократить потери рабочего времени до минимума, увеличить объем самостоятельной работы, как на уроке, так и при подготовке домашних заданий, сделать урок более ярким и увлекательным.
Использование ИКТ в процессе обучении позволило мне значительно повысить мотивацию учащихся к изучению моих предметов и, как следствие, их уровень обученности и качество знаний.
Вывод: использование компьютерных технологий повышает эффективность обучения и интерес ребенка к изучению предмета, к учению в целом; улучшает качество образования, активизирует творческий потенциал ученика и учителя, включает школьников и педагогов в современное пространство информационного общества; осуществляет индивидуальный и дифференцированный подходы в обучении, повышает качество контроля знаний учащихся и разнообразие его форм, расширяет объём предъявляемой учебной информации.