СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Травля в школьной среде. Профилактика

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная презентация о проблемах травли в школе, ее  признаках и причинах. А также, о том, кто подвержен риску  и какой алгоритм действий можно использовать  при выявленном  случае травли.  Помимо этого, представлены  методики и технологии работы с травлей, рекомендации и многое другое.                                                                                                                    Презентация предназначена для педагогов-психологов, социальных педагогов, педагогов, классных руководителей. 

Просмотр содержимого документа
«Травля в школьной среде. Профилактика»

Травля (буллинг) в школьной среде.  Профилактика.   Подготовил: педагог-психолог Дания Джавитовна Мендаева

Травля (буллинг) в школьной среде.

Профилактика.

Подготовил:

педагог-психолог

Дания Джавитовна

Мендаева

Определения Травля (буллинг) – преднамеренные  враждебные действия (насмешки, придирки, угрозы, запугивание, распространение слухов и др.), которые способны унизить и негативно воздействовать на человека. Травля – агрессивное преследование одного человека группой людей. Травля – это насилие. Это сложившаяся система отношений между людьми, например, в коллективе учреждения, которая склонна повторятся

Определения

Травля (буллинг) – преднамеренные враждебные действия (насмешки, придирки, угрозы, запугивание, распространение слухов и др.), которые способны унизить и негативно воздействовать на человека.

Травля – агрессивное преследование одного человека группой людей.

Травля – это насилие.

Это сложившаяся система отношений между людьми, например, в коллективе учреждения, которая склонна повторятся

 Чем отличается травля от конфликта?  Конфликт – противоречие интересов людей, а травля – преследование.    Травля принимает постоянный характер, когда  один человек или группа проявляет агрессию, недовольство

Чем отличается травля от конфликта?

Конфликт – противоречие интересов людей, а травля – преследование.

Травля принимает постоянный характер, когда

один человек или группа проявляет агрессию, недовольство "жертвой". Агрессор не решает возникшую ситуацию с жертвой, он не готов искать компромиссы (это не цель), а привлекает сразу внимание коллектива, призывая наказать "жертву" за «несовершенство», настраивая против нее других людей

Как правило, травлю организует   «агрессор с «сообщниками», большинство остаются свидетелями. При травле «жертва» оказывается не в состоянии защитить себя от нападок. В сложных случаях данное явление может принять даже черты «групповой преступности».

Как правило, травлю организует «агрессор с «сообщниками», большинство остаются свидетелями.

При травле «жертва» оказывается не в состоянии защитить себя от нападок.

В сложных случаях данное явление может принять даже черты «групповой преступности».

 Какие дети подвержены риску возможной травли? Отличие  от  других  (особенности  внешности,  физическое  здоровье, успешность, семейный статус и т.д.) Стиль поведения, как у «жертвы» (слабость, жалобность…) Самоуверенное  поведение:  излишнее  хвастовство,  вызывающая манера поведения и т.п. Конкуренция  с  уже  существующим  авторитетом (через пренебрежение  имеющихся рамок коллектива, лидера) Др.

Какие дети подвержены риску возможной травли?

  • Отличие от других (особенности внешности, физическое здоровье, успешность, семейный статус и т.д.)
  • Стиль поведения, как у «жертвы» (слабость, жалобность…)
  • Самоуверенное поведение: излишнее хвастовство, вызывающая манера поведения и т.п.
  • Конкуренция с уже существующим авторитетом

(через пренебрежение имеющихся рамок коллектива, лидера)

  • Др.

Признаки буллинга относительно «жертвы»  Частые заболевания Снижение успеваемости Отказ посещать уроки в школе Отказ одноклассников сидеть за партой с ним, участвовать на совместных мероприятиях  (на соревнованиях: «Только не с ним!») Является объектом для шуток и юмора На переменах часто проводит время в одиночестве Домой приходит в порванной одежде, с синяками Проблемы со сном, аппетитом

Признаки буллинга относительно «жертвы»

  • Частые заболевания
  • Снижение успеваемости
  • Отказ посещать уроки в школе
  • Отказ одноклассников сидеть за партой с ним, участвовать на совместных мероприятиях (на соревнованиях: «Только не с ним!»)
  • Является объектом для шуток и юмора
  • На переменах часто проводит время в одиночестве
  • Домой приходит в порванной одежде, с синяками
  • Проблемы со сном, аппетитом

Последствия буллинга Для жертвы: Коммуникативные проблемы Низкая самооценка Страхи (в том числе перед выступлениями)  Недоверие к людям Агрессивность Стресс Соматические реакции Когнитивные нарушения Высокий суицидальный риск

Последствия буллинга

Для жертвы:

  • Коммуникативные проблемы
  • Низкая самооценка
  • Страхи (в том числе перед выступлениями)
  • Недоверие к людям
  • Агрессивность
  • Стресс
  • Соматические реакции
  • Когнитивные нарушения
  • Высокий суицидальный риск

Возможные  причины  травли  со  стороны  «противников»  Борьба за место в иерархии («ликвидировать конкурента», «первому начать, чтобы «не загнали»; желание подчинить…) Ощущение несовершенства, с  другим; слабости,  по своего сравнению и самоутвердиться желание  унизить  Неосознанные негативные эмоции по отношению к жертве (неприязнь, брезгливость, злость, зависть, злорадство…) Другие причины

Возможные причины травли со стороны «противников»

  • Борьба за место в иерархии («ликвидировать конкурента», «первому начать, чтобы «не загнали»; желание подчинить…)
  • Ощущение

несовершенства, с другим;

слабости, по

своего сравнению

и самоутвердиться

желание унизить

  • Неосознанные негативные эмоции по отношению к жертве (неприязнь, брезгливость, злость, зависть, злорадство…)
  • Другие причины
Педагог  может  потворствовать  травле  –  если  он  Рассматривает травлю определенного ученика, как заслуживающего наказания Обвиняет пострадавшего Проявляет безразличие на проявление унижений,  оскорблений  в своем присутствии  Игнорирует пренебрежительные комментарии, сказанного  относительно ученика, а хуже того – сам это делает (Следует проанализировать, почему  определенный  ученик  вызывает  отрицательные  эмоции?  С  чем  это  связано?  Почему  трудно  принять  его безусловно?)  Применяет оскорбительные нарекания, «вешает ярлыки»  Отдает предпочтение отдельным ученикам  Выставляет какого-либо ученика глупым,    унизительные реплики в его адрес и т.д. высказывает

Педагог может потворствовать травле если он

  • Рассматривает травлю определенного ученика, как заслуживающего наказания
  • Обвиняет пострадавшего
  • Проявляет безразличие на проявление унижений, оскорблений в своем присутствии
  • Игнорирует пренебрежительные комментарии, сказанного

относительно ученика, а хуже того – сам это делает

(Следует проанализировать, почему определенный ученик вызывает отрицательные эмоции? С чем это связано? Почему трудно принять его безусловно?)

  • Применяет оскорбительные нарекания, «вешает ярлыки»
  • Отдает предпочтение отдельным ученикам
  • Выставляет какого-либо ученика глупым,

унизительные реплики в его адрес и т.д.

высказывает

Алгоритм действий при выявлении травли (буллинга) При установлении факта или подозрении на существование ситуации травли необходимо Сообщить о ситуации администрации ОУ. Представителю ОУ проинформировать родителей/законных  представителей «жертвы» и «агрессора» о выявленном факте  травли и что ведется определенная работа по данной ситуации. Сообщить информацию в правоохранительные органы  (в случаях совершения явного правонарушения  несовершиеннолетними). Определить состав рабочей группы по разрешению ситуации  травли (администрация, классный руководитель, педагог-психолог,  социальный педагог, инспектор ПДН, др.) для составления плана  действий. Назначить ответственных исполнителей. Ответственным исполнителям собрать информацию о фактах  травли от нейтральных лиц и участников. Ответственным исполнителям разработать комплексный план  сопровождения участников травли.

Алгоритм действий при выявлении травли (буллинга)

При установлении факта или подозрении на существование ситуации травли необходимо

  • Сообщить о ситуации администрации ОУ.
  • Представителю ОУ проинформировать родителей/законных представителей «жертвы» и «агрессора» о выявленном факте травли и что ведется определенная работа по данной ситуации.
  • Сообщить информацию в правоохранительные органы (в случаях совершения явного правонарушения несовершиеннолетними).
  • Определить состав рабочей группы по разрешению ситуации травли (администрация, классный руководитель, педагог-психолог, социальный педагог, инспектор ПДН, др.) для составления плана действий. Назначить ответственных исполнителей.
  • Ответственным исполнителям собрать информацию о фактах травли от нейтральных лиц и участников.
  • Ответственным исполнителям разработать комплексный план сопровождения участников травли.
Работа по предотвращению травли включает следующие  задачи: Изменение  позиции  взрослого  по  отношению  к  травле (особенно, в случае, если уменьшается значимость происходящего) Изменение групповой динамики коллектива Изменение отношения к травле (способность «свидетелей» активно транслировать негативное отношение к травле и противостоять ей) Изменение поведения, реакций «свидетелей» травли Изменение поведения «агрессора» Оказание поддержки «жертве»  Цель усилий – прекращение неблагоприятной ситуации для одного, а не наказания для другого.

Работа по предотвращению травли включает следующие задачи:

  • Изменение позиции взрослого по отношению к травле

(особенно, в случае, если уменьшается значимость происходящего)

  • Изменение групповой динамики коллектива
  • Изменение отношения к травле

(способность «свидетелей» активно транслировать негативное отношение к травле и противостоять ей)

  • Изменение поведения, реакций «свидетелей» травли
  • Изменение поведения «агрессора»
  • Оказание поддержки «жертве»

Цель усилий – прекращение неблагоприятной ситуации для одного, а не наказания для другого.

 Что может  сделать  педагог  для  профилактики травли? Организовать  совместные мероприятия, направленные на  сплочение классного коллектива (постановки спектаклей, выпуск классных стенгазет, совместные выезды, праздники и чаепития). Командообразующие техники включаются только после разрешения ситуации острой травли . «Хвалить при всех, ругать наедине». Придерживаться  нейтральной  позиции  при  выявленных  конфликтах. Помогать  ученикам  разрешать  конфликтные  ситуации и находить компромисс. Предоставить  возможность ученику  проявить себя и  самоутвердиться за счет своих способностей (помочь найти  положительные особенности, задатки, если сам ученик затрудняется). Следует избегать сравнения учеников. (Разбор ошибок  можно произвести,  не называя тех,  кто их допустил  или индивидуально и т.д.)

Что может сделать педагог для профилактики травли?

  • Организовать совместные мероприятия, направленные на сплочение классного коллектива

(постановки спектаклей, выпуск классных стенгазет, совместные выезды, праздники и чаепития).

Командообразующие техники включаются только после разрешения ситуации острой травли .

  • «Хвалить при всех, ругать наедине».
  • Придерживаться нейтральной позиции при выявленных конфликтах.
  • Помогать ученикам разрешать конфликтные ситуации

и находить компромисс.

  • Предоставить возможность ученику проявить себя и самоутвердиться за счет своих способностей

(помочь найти положительные особенности, задатки, если сам ученик затрудняется).

  • Следует избегать сравнения учеников.

(Разбор ошибок можно произвести, не называя тех, кто их допустил или индивидуально и т.д.)

Возможные  мероприятия  на  классном  уровне Разработать «Этический кодекс класса»/«Этический кодекс  школы», который предусматривал бы проявление уважения к  чести и достоинству друг друга. Составить  классные правила Организовать классный совет (группы, которые разбиты по  функционалу) Включить тематические дни (например,  понедельник  – «День  комплимента»,  вторник – «День уникальности каждого из нас»; среда – «День дружбы», четверг  – «День  взаимопонимания»;  пятница  –  «Тайный  друг делает  приятное»  - приятная записка, рисунок, подарок в секретной форме).

Возможные мероприятия на классном уровне

  • Разработать «Этический кодекс класса»/«Этический кодекс школы», который предусматривал бы проявление уважения к чести и достоинству друг друга.
  • Составить классные правила
  • Организовать классный совет (группы, которые разбиты по функционалу)
  • Включить тематические дни

(например, понедельник – «День комплимента», вторник –

«День уникальности каждого из нас»; среда – «День дружбы», четверг

«День взаимопонимания»; пятница «Тайный друг делает приятное» - приятная записка, рисунок, подарок в секретной форме).

Возможные  мероприятия  на  классном  уровне Придумать  темы для  проектных дней (например,  «Наш  класс: каждый  -  часть целого». «Дружи  с избранными,  не  вреди  никому»). Формы  работы,  способствующие взаимовыгодному сотрудничесву  (например,  работа  в  группе,  работа с партнером, совместный проект и др.). Рефлексия дня «Цвет настроения» (в конце урока каждому ученику можно позволить высказаться/написать/нарисовать смайлик и т.п об актуальном настроении; можно предложить использовать, например,  фасоль  разного цвета   и   положить коробку,  где   светлый  – соответствующий   цвет  в положительное,  темный –  отрицательное  и  т.п

Возможные мероприятия на классном уровне

  • Придумать темы

для проектных

дней

(например, «Наш класс:

каждый - часть

целого».

«Дружи с избранными, не вреди никому»).

  • Формы работы, способствующие

взаимовыгодному сотрудничесву (например, работа в группе, работа

с партнером, совместный проект и др.).

  • Рефлексия дня «Цвет настроения»

(в конце урока каждому ученику можно позволить высказаться/написать/нарисовать смайлик и т.п об актуальном настроении; можно предложить использовать,

например, фасоль разного

цвета и положить коробку, где светлый

соответствующий цвет в положительное, темный

отрицательное и т.п

Методики  и  технологии  работы  с  травлей Методика Сью Янг  (не борьба, а созидание дружелюбной, поддерживающей обстановки в школе). Технология Л.Петрановской «7 шагов к предотвращению травли в коллективе» Система «Команда связей» Дж.Дьюи («шефство» старших учеников над младшими) -  «Круг  сообщества» (методика  схожа  со  «Школьной службой  примирения»)

Методики и технологии работы с травлей

  • Методика Сью Янг (не борьба, а созидание

дружелюбной, поддерживающей обстановки в школе).

  • Технология Л.Петрановской

«7 шагов к предотвращению травли в коллективе»

  • Система «Команда связей» Дж.Дьюи

(«шефство» старших учеников над младшими)

- «Круг сообщества»

(методика схожа со «Школьной

службой примирения»)

 Методика  Сью  Янг «Группа поддержки». На основании беседы с тем ребенком, которого часто обижают, выявляются те, кто создает дискомфорт , друзья , «нейтралы». Приглашается по несколько человек из каждой группы на «секретную» встречу.  Встречу можно начать с беседы на тему: «Если необходима помощь, я помогу». При встрече сообщается, что однокласснику необходимо помочь, чтобы он чувствовал себя спокойнее и счастливее. Всё, что предлагают ребята, должно быть осуществлено, например, за ближайшую неделю.

Методика Сью Янг

«Группа поддержки».

На основании беседы с тем ребенком, которого часто обижают, выявляются те, кто создает дискомфорт , друзья , «нейтралы».

Приглашается по несколько человек из каждой группы на «секретную» встречу.

Встречу можно начать с беседы на тему: «Если необходима помощь, я помогу».

При встрече сообщается, что однокласснику необходимо помочь, чтобы он чувствовал себя спокойнее и счастливее. Всё, что предлагают ребята, должно быть осуществлено, например, за ближайшую неделю.

Первые результаты  По прошествии намеченного срока происходит беседа взрослого с ребенком, для которого организована «группа поддержки», где поясняется, - почувствовал ли он, как изменилось отношение одноклассников? - предлагал  ли кто-то из ребят помощь? - стал ли чувствовать себя комфортнее? больше  Последующие  встречи  (не проходят и с «группой поддержки». пяти) Обсуждаются дальнейшие  шаги,  уточняется  мнение ребят об изменении обстановки в классе.  Выражаются слова благодарности детям  за участие.

Первые результаты

  • По прошествии намеченного срока происходит беседа взрослого с ребенком, для которого организована «группа поддержки», где поясняется,

- почувствовал ли он, как изменилось отношение одноклассников?

- предлагал ли кто-то из ребят помощь? - стал ли чувствовать себя комфортнее?

больше

  • Последующие встречи (не проходят и с «группой поддержки».

пяти)

  • Обсуждаются дальнейшие шаги, уточняется мнение ребят об изменении обстановки в классе.

Выражаются слова благодарности детям за участие.

Эффективность методики Главное достоинство методики С.Янг – в 80% случаев травля прекращается сразу. Как правило, дети, входящие в «группу поддержки», меняют свое отношение к ребенку, которого раньше обижали. Кроме того, в группе прослеживаются более спокойные и доброжелательные отношения, при том, что и педагог/авторитетный взрослый оказывает контроль-помощь.

Эффективность методики

Главное достоинство методики С.Янг – в 80% случаев травля прекращается сразу.

Как правило, дети, входящие в «группу поддержки», меняют свое отношение к ребенку, которого раньше обижали.

Кроме того, в группе прослеживаются более спокойные и доброжелательные отношения, при том, что и педагог/авторитетный взрослый оказывает контроль-помощь.

 Порядок  работы  с  пострадавшим Индивидуальная работа Стадия установления контакта (показать искреннюю заинтересованность и желание помочь). «Я узнала, что есть ситуация, которая негативно влияет на тебя. С каких пор такое происходит, можешь поделиться?...». Выявить чувства. «В чем выражается плохое отношение к тебе?. «Что ты чувствуешь при этом?». «Как ты думаешь, а что нападающий чувствует?». Анализ ситуации; определение форм поведения; конструктивные решения «Что мы можем сделать, чтобы ситуация изменилась в лучшую сторону? «Что ты сам  можешь сделать? »

Порядок работы с пострадавшим

Индивидуальная работа

  • Стадия установления контакта (показать искреннюю заинтересованность и желание помочь).

«Я узнала, что есть ситуация, которая негативно влияет на тебя. С каких пор такое происходит, можешь поделиться?...».

  • Выявить чувства. «В чем выражается плохое отношение к тебе?. «Что ты чувствуешь при этом?». «Как ты думаешь, а что нападающий чувствует?».
  • Анализ ситуации; определение форм поведения; конструктивные решения «Что мы можем сделать, чтобы ситуация изменилась в лучшую сторону? «Что ты сам можешь сделать? »
 Рекомендации при работе с ребенком – агрессором Инициатор травли зачастую нуждается в помощи не меньше, чем и ее жертва . Индивидуальная работа Выстроить  работу для создания -доверия, -понимания наличия проблемы («плохо» одному из одноклассников); осознания, что жертва испытывает вред («наверное, ты понимаешь, что Н. «плохо», он испытывает волнение, тревогу и др.,в связи с тем, что ряд учеников к нему неподобающе относятся и это влияет на его общее состояние?). выработка конструктивных решений –что может сделать ОН для изменения ситуации (выслушиваются варианты) определить срок (например, в течение недели, постараться изменить ситуацию, используя предложенные варианты). Анализ и обсуждение результатов

Рекомендации при работе с ребенком – агрессором

Инициатор травли зачастую нуждается в помощи не меньше, чем и ее жертва .

Индивидуальная работа

Выстроить работу для создания

-доверия,

-понимания наличия проблемы

(«плохо» одному из одноклассников);

  • осознания, что жертва испытывает вред

(«наверное, ты понимаешь, что Н. «плохо», он испытывает волнение, тревогу и др.,в связи с тем, что ряд учеников к нему неподобающе относятся и это влияет на его общее состояние?).

  • выработка конструктивных решений –что может сделать ОН для изменения ситуации (выслушиваются варианты)
  • определить срок (например, в течение недели, постараться изменить ситуацию, используя предложенные варианты).
  • Анализ и обсуждение результатов
Технология  Л.Петрановской: «7  шагов  к  предотвращению  травли  в  коллективе» шаг. Назвать явление шаг. шаг. Дать однозначную оценку шаг. Обозначить травлю как проблему группы Активизировать моральное чувство и сформулировать выбор Сформулировать позитивные правила жизни в группе и заключить контракт Мониторинг и поддержка позитивных изменений Гармонизировать иерархию 5  шаг. 6  шаг. 7  шаг.

Технология Л.Петрановской:

«7 шагов к предотвращению травли в коллективе»

  • шаг.

Назвать явление

  • шаг.
  • шаг.

Дать однозначную оценку

  • шаг.

Обозначить травлю как проблему группы Активизировать моральное чувство

и сформулировать выбор Сформулировать позитивные

правила жизни в группе и заключить контракт

Мониторинг и поддержка позитивных изменений

Гармонизировать иерархию

5 шаг.

6 шаг.

7 шаг.

 1  шаг.  Назвать  явление  Педагог/ответственный взрослый, должен  поговорить с группой, в которой происходит травля и НАЗВАТЬ явление группе. Пока не назовете явление своим именем, все будут делать вид, что ничего особенного не происходит. «Когда  ребенка намеренно доводят до   слез, когда систематически дразнят, портят  его  вещи,  когда  его отбирают,  прячут, толкают,  щипают,  бьют, обзывают,  подчеркнуто игнорируют  –  это  называется  ТРАВЛЯ.  Насилие».

1 шаг. Назвать явление

Педагог/ответственный взрослый, должен

поговорить с группой, в которой происходит травля и НАЗВАТЬ явление группе.

Пока не назовете явление своим именем, все будут делать вид, что ничего особенного не происходит.

  • «Когда ребенка намеренно

доводят

до слез, когда

систематически

дразнят,

портят его вещи, когда его

отбирают, прячут,

толкают, щипают, бьют,

обзывают, подчеркнуто

игнорируют это называется ТРАВЛЯ. Насилие».

2  шаг.  Дать  однозначную  оценку «Люди могут быть очень разными. Они могут нравиться друг другу больше или меньше, но это не повод травить друг друга. Люди способны научиться сосуществовать вместе. Нам может казаться что-то  неправильным в других людях: внешность, реакции, увлечения и т. д. И в то же время, совершать насилие по отношению к ним это не допустимо!».

2 шаг. Дать однозначную оценку

«Люди могут быть очень разными. Они могут

нравиться друг другу больше или меньше, но это не повод травить друг друга.

Люди способны научиться сосуществовать вместе.

Нам может казаться что-то неправильным в других людях: внешность, реакции, увлечения и т. д.

И в то же время, совершать насилие по отношению к ним это не допустимо!».

3 шаг.  Обозначить травлю, как проблему группы  Конкретизировать травлю, как

3 шаг. Обозначить травлю, как проблему группы

Конкретизировать травлю, как "БОЛЕЗНЬ" группы

«Есть болезни, которые поражают не людей, а группы, классы, компании... Вот, если человек не моет руки, он может подхватить инфекцию и заболеть. А если группа не следит за чистотой отношений, она тоже может заболеть – заболеть насилием».

Это позволит зачинщикам

  • сохранить лицо,
  • снимает противопоставление между жертвами, агрессорами и свидетелями,
  • все – «в одной лодке!», общая проблема, решают вместе.

Когда людям предъявляют и моральное обвинение, они начинают защищаться. В этот момент их не интересует, правы они или нет, главное – оправдаться. Дети не исключение. Особенно, дети – зачинщики травли, потому что очень часто это дети абсолютно неспособные переносить стыд и вину.

4  шаг.  Активизировать моральное  чувство  и  сформулировать  выбор Ученикам предлагается оценить, каков их вклад в «болезнь класса» под названием травля.  Можно  попросить  написать  на  листочке  –  сколько  баллов,  например,  от 1 до 10,    они поставили бы себе?  Результат не будет прочным, если ученики просто прогнутся под формальные требования педагога.  Задача  – вывести детей в осознанную  позицию из « стайного »  азарта, включить  моральную оценку происходящего.

4 шаг. Активизировать моральное чувство и сформулировать выбор

  • Ученикам предлагается оценить, каков их вклад в «болезнь класса» под названием травля. Можно попросить написать на листочке

сколько баллов, например, от 1 до 10,

они поставили бы себе?

Результат не будет прочным, если ученики просто прогнутся под формальные требования педагога.

Задача вывести детей в осознанную

позицию из « стайного » азарта, включить моральную оценку происходящего.

5  шаг.  Сформулировать позитивные  правила  жизни  в  группе и  заключить  контракт     Вместе с детьми сформулировать правила жизни в группе. Момент, когда прежняя, негативная групповая динамика прервана, необходимо запустить новую динамику.

5 шаг. Сформулировать позитивные правила жизни в группе и заключить контракт

Вместе с детьми сформулировать правила жизни в группе.

Момент, когда прежняя, негативная групповая динамика прервана, необходимо запустить новую динамику.

6  шаг. Мониторинг и поддержка позитивных  изменений Показать искренний интерес  авторитетного взрослого, где он регулярно уточняет о том,  как обстоят дела, что удается, есть ли трудности, чем помочь.  Очень  важно,быть  в  контакте   с  группой.    Необходимо показать участие.

6 шаг.

Мониторинг и поддержка позитивных изменений

Показать искренний интерес авторитетного взрослого, где он регулярно уточняет о том, как обстоят дела, что

удается, есть ли трудности, чем помочь. Очень важно,быть в контакте с группой. Необходимо показать участие.

7  шаг.  Гармонизировать  иерархию Уместны командообразующие мероприятния. Речь о том, чтобы каждый ученик мог предъявить себя группе, быть полезным и ценным в ней (праздники, конкурсы, смотры талантов, походы, и т.д.). Признак гармоничной групповой иерархии – отсутствие жестко закрепленных ролей, гибкое перетекание ролей.

7 шаг. Гармонизировать иерархию

Уместны командообразующие мероприятния.

Речь о том, чтобы каждый ученик мог предъявить себя группе, быть полезным и ценным в ней (праздники, конкурсы, смотры талантов, походы, и т.д.).

Признак гармоничной групповой иерархии – отсутствие жестко закрепленных ролей, гибкое перетекание ролей.

Система  «Команда  связей»  Дж.Дьюи Создается «команда связей» из позитивных, активных, с лидерскими чертами учеников школы, которые становятся «шефами» ребят из классов помладше. В школах, где есть шефство, затяжной травли, практически, не бывает.

Система «Команда связей» Дж.Дьюи

Создается «команда связей» из позитивных, активных, с лидерскими чертами учеников школы, которые становятся «шефами» ребят из классов помладше.

В школах, где есть шефство, затяжной травли, практически, не бывает.

«Круг сообщества»   Помощь в урегулировании конфликтов большого числа участников. Особенностью круга сообщества является привлечение к обсуждению ситуации всех заинтересованных людей, что обеспечивает их активное участие в принятии решения и разделении ответственности за его последующее выполнение

«Круг сообщества»

Помощь в урегулировании конфликтов большого числа участников.

Особенностью круга сообщества является привлечение к обсуждению ситуации всех заинтересованных людей, что обеспечивает их активное участие в принятии решения и разделении ответственности за его последующее выполнение

Плюсы и минусы «Круга сообществ»  Из основных плюсов:  метод позволяет уменьшить временные затраты при разрешении конфликтной ситуации;  позволяет участникам конфликта высказаться и объяснить свою точку зрения, услышать и понять противоположное мнение.  Из минусов требуется предварительная подготовка

Плюсы и минусы «Круга сообществ»

Из основных плюсов:

  • метод позволяет уменьшить временные затраты при разрешении конфликтной

ситуации;

  • позволяет участникам конфликта высказаться и объяснить свою точку зрения, услышать и понять противоположное мнение.

Из минусов

  • требуется предварительная подготовка
Методика «Дневник буллинга».  Эта методика помогает потенциальным жертвам школьной травли защитить себя, так как буллер боится гласности. «Жертве» может помочь «Дневник буллинга».  В дневнике необходимо фиксировать каждый акт вербальных издевательств (оскорбления, насмешки, пренебрежительные и уничижительные высказывания, ярлыки) и невербальных (толчки, пинки, удары, срывание головного убора, жестокие игры), незабывая точно указывать место, время, свидетелей.  Этот «протокол» сам по себе кажется бесполезным, но, когда их множество, то, как показывает практика, это производит впечатление на участников образовательного процесса (администрацию школы, родителей, буллера) и мотивирует к активному подключению в целях решения ситуации. Рекомендуется не показывать буллеру оригинал дневника

Методика «Дневник буллинга».

Эта методика помогает потенциальным жертвам школьной травли защитить себя, так как буллер боится гласности.

«Жертве» может помочь «Дневник буллинга».

В дневнике необходимо фиксировать каждый акт вербальных издевательств (оскорбления, насмешки, пренебрежительные и уничижительные высказывания, ярлыки) и невербальных (толчки, пинки, удары, срывание головного убора, жестокие игры), незабывая точно указывать место, время, свидетелей.

Этот «протокол» сам по себе кажется бесполезным, но, когда их множество, то, как показывает практика, это производит впечатление на участников образовательного процесса (администрацию школы, родителей, буллера) и мотивирует к активному подключению в целях решения ситуации.

Рекомендуется не показывать буллеру оригинал дневника

Примерная схема дневниковой записи Что произошло? Когда это произошло? О чем шла речь? Почему произошел конфликт? Кто и как себя вел? Кто и что сказал? Какие особые обстоятельства были? Как чувствовал себя при этом? Как я себя вел? Мог бы я вести себя как-то иначе?  Был ли тот, кто мне помог и меня поддержал? Есть ли свидетели, есть ли доказательства? Был ли кто-то, кто не помог?

Примерная схема дневниковой записи

  • Что произошло?
  • Когда это произошло?
  • О чем шла речь?
  • Почему произошел конфликт?
  • Кто и как себя вел?
  • Кто и что сказал?
  • Какие особые обстоятельства были?
  • Как чувствовал себя при этом?
  • Как я себя вел?
  • Мог бы я вести себя как-то иначе?
  • Был ли тот, кто мне помог и меня поддержал?
  • Есть ли свидетели, есть ли доказательства?
  • Был ли кто-то, кто не помог?
 Онлайн-курс с получением бесплатного сертификата по теме: «Конфликты и травля в школьной среде» можно на платформе «Яндекс.Учебник»  Адрес: https://yandex.ru/project/education/course/konflikty-i-travlya-v-shkolnoj-srede

Онлайн-курс с получением бесплатного сертификата по теме:

«Конфликты и травля в школьной среде»

можно на платформе «Яндекс.Учебник»

Адрес:

https://yandex.ru/project/education/course/konflikty-i-travlya-v-shkolnoj-srede

 БЛАГОДАРЮ ЗА ВНИМАНИЕ!

БЛАГОДАРЮ ЗА ВНИМАНИЕ!