Развивающая предметно-пространственная среда обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала пространства Организации, а также территории, прилегающей к Организации или находящейся на небольшом удалении, приспособленной для реализации Программы, материалов, оборудования и инвентаря для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учета особенностей и коррекции недостатков их развития.
Развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать возможность общения и совместной деятельности детей (в том числе детей разного возраста) и взрослых, двигательной активности детей, а также возможности для уединения.
Развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать:
-реализацию различных образовательных программ;
в случае организации инклюзивного образования - необходимые для него условия;
-учет национально-культурных, климатических условий, в которых осуществляется образовательная деятельность; учет возрастных особенностей детей.
Развивающая предметно-пространственная среда должна быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной.
-Насыщенность среды должна соответствовать возрастным возможностям детей и содержанию Программы.
Образовательное пространство должно быть оснащено средствами обучения и воспитания (в том числе техническими), соответствующими материалами, в том числе расходным игровым, спортивным, оздоровительным оборудованием, инвентарем (в соответствии со спецификой Программы).
Организация образовательного пространства и разнообразие материалов, оборудования и инвентаря (в здании и на участке) должны обеспечивать:
-игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников, экспериментирование с доступными детям материалами (в том числе с песком и водой);
-двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях;
-эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением;
-возможность самовыражения детей.
Для детей младенческого и раннего возраста образовательное пространство должно предоставлять необходимые и достаточные возможности для движения, предметной и игровой деятельности с разными материалами.
- Трансформируемость пространства предполагает возможность изменений предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей;
- Полифункциональность материалов предполагает:
возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды, например, детской мебели, матов, мягких модулей, ширм и т.д.;
наличие в Организации или Группе полифункциональных (не обладающих жестко закрепленным способом употребления) предметов, в том числе природных материалов, пригодных для использования в разных видах детской активности (в том числе в качестве предметов-заместителей в детской игре).
- Вариативность среды предполагает:
наличие в Организации или Группе различных пространств (для игры, конструирования, уединения и пр.), а также разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей;
периодическую сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей.
- Доступность среды предполагает:
доступность для воспитанников, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, всех помещений, где осуществляется образовательная деятельность;
свободный доступ детей, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья, к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности;
исправность и сохранность материалов и оборудования.
- Безопасность предметно-пространственной среды предполагает соответствие всех ее элементов требованиям по обеспечению надежности и безопасности их использования.
Организация самостоятельно определяет средства обучения, в том числе технические, соответствующие материалы, игровое, спортивное, оздоровительное оборудование, инвентарь, необходимые для реализации Программы.
Также одно из условий, необходимой для создания социальной ситуации развития детей является взаимодействие с родителями (законными представителями) по вопросам образования ребёнка, непосредственного вовлечения их в образовательную деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьёй на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи.
Образовательный процесс в ДОО – это системный, целостный, развивающийся во времени и в рамках определенной системы, целенаправленный процесс взаимодействия взрослых и детей, носящий личностно-ориентированный характер, направленный на достижение социально-значимых результатов, призванный привести к преобразованию личностных свойств и качеств воспитанников. Образовательный процесс обеспечивает каждой отдельной личности возможность удовлетворять свои потребности в развитии, развивать свои потенциальные способности, сохранить свою индивидуальность.
Предметно-пространственная среда в группе делится на три зоны, активная , рабочая или учебная и спокойная расмотрим их немного подробнее
Зона активных игр занимает самую большую площадь группового пространства. Уголок физического развития – находится в группе, удаленно от других уголков в зоне активных игр. В нем располагаются как методические материалы для воспитателей ( описание игр), так и оборудование для детских спортивных игр ( канат, кегли, мячики, кубики, обручи…)
Уголок конструирования - располагается на стыке зоны активных и спокойных игр. Представляет собой мобильную тумбу с различными видами конструкторов («Лего», пластмассовый и деревянный конструктор и предметные игрушки для их обыгрывания – фигурки людей, животных, машинки…)
Зона спокойных игр чаще расположена рядом с учебной зоной и включает в себя следующие уголки:
Книжный уголок – располагается рядом с учебной зоной. Представляет собой ряд навесных полок, на которых располагаются детские книги ( которые меняет воспитатель в зависимость от сезона, юбилейных дат детских писателей, от интереса детей) и детские кресла, в которых дети могут посидеть с книгой.
Изо - уголок он расположен в зоне спокойной деятельности, часто недалеко от книжного уголка. Представляет собой ряд навесных полок, на которых выставлены либо материалы (предметы) по народно-художественному творчеству, либо детские работы и изоматериалы для самостоятельной деятельности детей ( карандаши, фломастеры, бумага для рисования и цветная, пластилин, доски для лепки, трафареты для рисования…)
Уголок развивающих и настольно - печатных игр Представляет собой мобильную тумбу, в которой подобраны игры в соответствии с возрастом дошкольников ( лото, домино, мозаика, «бродилки» и т.д..)
Уголок экспериментирования расположен рядом с учебной зоной. Представляет собой тумбу, в которой подобраны материалы для экспериментирования (трубочки, мерные весы, баночки…), природные материалы (шишки, каштаны, гербарий…), живые комнатные цветы, предметы ухода за ними (лейки, тряпочки, палочки для рыхления и т.п..), материалы (тряпочки) для детской самостоятельной трудовой деятельности.
Учебная зона включает в себя столы, за которыми дети занимаются, принимают пищу, занимаются самостоятельной деятельностью. Она включает в себя столы, за которыми дети занимаются, принимают пищу, занимаются самостоятельной деятельностью.
Проектируя среду в детском саду мы будем опираться на образовательную область, соответственно учитывать возрастные особенности детей
1.Социально -коммуникативную,
2. Познавательную,
3. Речевую
4. Художественно-эстетичную
5. Физическую.
По каждой образовательной области в группе по инициативе детей совместно со взрослыми организуются центры, материал и другое оборудование может использоваться в нескольких областях например центр "веселый язычок" (гимнастика для языка) он может быть в области по развитию речи так и по физическому развитию. У каждого центра должна быть эмблема если это старшая или подготовительная группа то можно предложить детям чтобы они выбрали эмблему и название центра, так же необходимо обговорить правила поведения , и какое количество детей может находится в данном центре .
1.Социально-коммуникативное развитие.
Реализация задач социально-коммуникативного развития дошкольников направлена на приобретение опыта в различных видах детской деятельности.
Игра основной вид деятельности наших малышей. Яркий, насыщенный игровой центр создает условия для творческой деятельности детей, развивает фантазию, формирует игровые навыки и умения, воспитывает дружеское взаимоотношение между детьми.
В свободном доступе для детей находятся атрибуты для зарождающихся в этом возрасте сюжетно-ролевых игр:
- Центр ПДД;
- Центр пожарной безопасности;
- Центр игровой активности (центр сюжетно-ролевых игр).
В центре по ПДД и пожарной безопасности находятся необходимые атрибуты к сюжетно-ролевым играм и занятиям по закреплению правилам дорожного движения. Дети при необходимости объединяют центр сюжетно-ролевых игр, ПДД и пожарной безопасности.
2.Познавательное направление.
Задачи познавательного развития можно включать в любую деятельность в ДОУ, однако основным видом познавательной деятельности для дошкольников является игра. Чем старше становится ребёнок, тем сложнее и многообразнее могут быть игры.
- Центр «Уголок Природы»;
-Центр сенсорного развития;
- Центр конструктивной деятельности;
- Центр математического развития;
-Центр экспериментирования.
Большой популярностью у детей пользуется центр науки. В нем находится материал для осуществления опытной деятельности: лупы, мерные стаканчики, песочные часы, камни и т.п.
Центр математического развития: пособия с цифрами, счетный материал, дидактические игры, развивающие игры математического содержания.
Центр конструктивной деятельности организован так, чтобы дети могли строить подгруппой и индивидуально. Имеется крупный и мелкий строитель, разнообразное лего, конструкторы.
3.Речевое развитие.
В детском саду, начиная с ясельных групп, воспитатели активно используют приемы и техники по речевому развитию детей. Речь является предпосылкой в обучении грамоте и письму, а также представляет неотъемлемую часть разностороннего развития личности.
Направление играет существенную роль в формировании у детей интереса и любви к художественной литературе. В этом уголке ребенок имеет возможность самостоятельно, по своему вкусу выбрать книгу и спокойно рассмотреть ее с яркими иллюстрациями.
- Центр " веселый язычок" развитие артикуляции , постановка звуков согласно возрастной категории
-Мнемотехнологии это таблицы, описание, рассказ по картинке .
- Центр речевого развития или уголок речи и грамотности;
- Мир книг это сказки стихи .
4.Художественно-эстетическое развитие:
Художественные и эстетические качества являются качествами приобретаемыми. Привитие нравственных ценностей, чувства прекрасного, способности воспринимать произведения искусства происходит постепенно.
Цель художественно-эстетического развития дошкольников — формирование у них эстетического идеала и художественного вкуса, а также способности к творчеству.
- Центр ИЗО
-Центр музыкально-театрализованной деятельности.
- Творческая мастерская
- народные промыслы.
5.Физическое развитие.
Успех в любой деятельности во многом определяется физическим состоянием ребенка. Физическое развитие тесно связано с возрастными особенностями детей. У дошкольников оно направлено, прежде всего, на укрепление здоровья, формирование двигательных навыков, развитие физических качеств, освоение культурно-гигиенических навыков и правил.
- Центр физического развития;
- Спортивный уголок «Будь здоров!»
- Поле юных спортсменов
- Фото выставка
Таким образом, все выше перечисленное способствует полноценному развитию ребенка, во всех аспектах его жизни, создавая условия для его развития. Дети меньше будут конфликтовать между собой: редко ссорятся из-за игр, игрового пространства или материалов, поскольку увлечены интересной деятельностью. Положительный эмоциональный настрой дошкольников свидетельствует об их жизнерадостности, открытости, желании посещать детский сад.