СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тренинг "Будь толерантным!"

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тренинговое занятие

Просмотр содержимого документа
«Тренинг "Будь толерантным!"»

4



Тренинг «Будь толлерантным!!!»

Цель: формировать представление о толерантности, развитие эмоционально-коммуникативной культуры

Задачи:

  • создание психологически комфортных условий для организации совместного продуктивного творческого общения друг с другом;

  • развитие толерантности у подростков в условиях работы в группе;

  • формирование толерантного отношения друг к другу, развитие коммуникативных способностей, культуры речи и поведения;

  • формирование основ эмоционального осознания собственных чувств, переживаний и саморегуляции у подростков в условиях межличностного взаимодействия.

Оборудование: пакет с грецкими орехами (можно картофель, крупный горох, фасоль) по числу участников, пакет с мелкими предметами (например, игрушками из "киндер-сюрпризов", значками, небольшими мячами, карандашами и т. п.), листы бумаги, ручки, карандаши.

Ход занятия:

I. Разминка.

1.Упражнение «Слушай и делай»

Цель упражнения: снятие напряжения, развитие доверия и поддержки внутри группы.

Необходимое время: 1  минута.

Инструкция: Здравствуйте ребята! Для нашей традиционной разминки предлагаю поиграть в игру «Слушай и делай». Я прошу сделать определенное движение тем, кто обладает определенным умением или качеством.

  • «Хлопните в ладоши, кто сегодня  умывался»

  • «Помашите рукой  все те, кто сегодня говорил слово: «Привет!»

  • «Погладьте себя по животу, кто сегодня завтракал»

  • «Кивните головой те, кто приехал на машине или автобусе»

  • «Топните те, кто пришел в школу пешком»

  • «Встаньте те, кто занимается в спортивной секции»

  • «Поднимите две руки все те, кто умеет плавать»

  • «Улыбнитесь все те, кто любит встречаться с друзьями»

  • «Сделайте два хлопка, кто рад нашей встрече»

Ведущий  напоминает о принятых ранее правилах работы в группе (Никого не обижаем. В кругу говорит один. …).

II. Основная часть 

Вступительное слово о толерантности.

Цель:  введение в проблему

Необходимое время: 7 минут.

Толерантность (от лат. tolerantia - терпение) - признание равенства других, отказ от доминирования.

  • уважение прав другого (в т. ч. права быть иным);

  • признание многообразия человеческой культуры, норм, верований и отказ от сведения этого многообразия к единообразию или к преобладанию какой-то одной точки зрения;

  • готовность принять других такими, какие они есть, и взаимодействовать с ними на основе согласия;

  • терпимость к чужим мнениям, поведению;

  • отказ от причинения  вреда и насилия;

  • способность поставить себя на место другого.

Но толерантность НЕ сводится к ущемлению своих интересов.

Черты толерантной личности:

  • Знание самого себя. Толерантные люди больше знают о своих достоинствах и недостатках. Относясь критично к себе, они не стремятся во всех своих бедах обвинять окружающих.

  • Защищенность. Толерантный человек обычно чувствует себя в безопасности. Поэтому он не стремится защищаться от других людей и групп. Он убежден, что с любой угрозой можно справиться.

  • Ответственность. Толерантные люди убеждены, что судьба зависит от них самих, а не от расположения звезд и т. д. Они сами несут ответственность за то, что происходит с ними.

  • Отношение к определенности. Толерантный человек не делит все и всех на «черное» и «белое», а воспринимает мир в его многообразии и готов выслушать любую точку зрения.

  • Ориентация на себя. Толерантная личность более ориентирована на себя в работе, в фантазиях, творческом процессе, теоретических мышлениях. Стремится к личной независимости больше, чем к принадлежности авторитетам, т. к. им не нужно за кем-то прятаться.

  • Чувство юмора. Чувство юмора и способность посмеяться над собой - важная черта толерантной личности. У того, кто может посмеяться, меньше потребность чувствовать превосходство над другими.


Упражнение «Орехи»

Цель: создать условия для обсуждения темы.

Материалы: пакет с грецкими орехами (можно картофель, крупный горох, фасоль) по числу участников. Участники садятся в круг. Ведущий просит каждого из них взять по ореху, а потом в течение 1-3 минут внимательно рассмотреть и запомнить свой орех. Затем орехи складываются обратно в пакет. Ведущий перемешивает их, высыпает в центр круга и просит каждого участника найти свой. Когда это выполнено, ведущий просит рассказать, по каким признакам им удалось найти именно свой орех, чем он отличается от других.

Обсуждение:

Аналогия между орехами и людьми:

Чтобы увидеть особенности, нужно приглядеться. На первый взгляд, все одинаковые.

Как судят о ценности ореха?

Зачем ореху скорлупа? (Люди выращивают скорлупу, чтобы чувствовать себя в безопасности, и не сразу открываются). Необходимо проявить терпение, внимание, заинтересованность к «иному», чтобы узнать его.

На экран выводятся критерии толерантности

Критерии толерантности:

  • равноправие граждан независимо от их пола, расы, национальности, религии и т.д.;

  • взаимоуважение и терпимое отношение к различным группам (инвалидам, беженцам, малообеспеченным и др.);

  • равные возможности для участия в политической жизни всех граждан;

  • сохранение и развитие культурной самобытности языков национальных меньшинств;

  • охват событиями общественного характера, праздниками как можно большего количества людей, если это не противоречит их культурным традициям и религиозным верованиям;

  • возможность следовать своим традициям для всех культур общества;

  • свобода вероисповедания без ущемления возможностей других членов общества;

  • сотрудничество и солидарность в решении общих проблем;

  • позитивная лексика в общении.


Упражнение «Перейти реку»

Цель: дать возможность участникам почувствовать себя «белой вороной», или же, наоборот, ощутить себя «в компании», таким образом, смягчить грань «мы - они».
Задание: давайте представим, что вы все стоите на одном берегу реки. Прямо перед вами - вода. Ширина реки приблизительно полметра. Сейчас я буду зачитывать утверждения, и если кто-то из вас поймет, что это утверждение про него, переходит на другой «берег» реки, встает там лицом к группе и стоит до тех пор, пока я не скажу слово «следующее». Потом Вы возвращаетесь на «берег для всех» и слушаете новое утверждение. Если Вы не хотите афишировать свой ответ на какой-то вопрос, просто стойте на месте. Старайтесь быть откровенными, но не делайте то, что Вам крайне неприятно. Начнем.

Список утверждений:
1. У кого плохое зрение
2. У кого родственники из деревни
3. У кого карие глаза
4. У кого есть зубные протезы
5. Кто бывал на приеме у психиатра
6. Кто страдал от безответной любви
7. Кто из вас натуральная блондинка(блондин)
8. Кто любит носить джинсы
9. Когда-либо взявший чужую вещь
10. Не русские
11. Не произносящие/ плохо произносящие какие-либо звуки или буквы
12. Переболевшие инфекционным заболеванием
13. Те, кто хотя бы раз был избит
14. Получал двойки
15. Те, кто плакал на людях
16. Кто переживал о выскочившем на носу прыще
16. Кого предавали близкие люди

Обобщение: Как Вы себя чувствуете? Поделитесь, пожалуйста, своими ощущениями. Если в упражнении была хоть одна фраза, на которую Вы могли выйти, но не захотели, значит, это тот факт, по которому Вы или другие люди боятся быть стигматизированными.

Стигма (греч. stigma — укол, клеймо, пятно), в Древней Греции метка или клеймо на теле раба или преступника.

Обсуждение: почему происходит так, что люди унижают других по этим параметрам и по множеству других? Каждый из нас может оказаться в невыгодном положении относительно других, и это вызовет определенное отношение к нам? Что чувствуют люди, которые в силу обстоятельств жизни оказались «по ту сторону реки». Мы должны проявлять толерантность к людям как способность сопереживать. В психологии такая способность называется эмпатией. О ней мы подробнее узнаем на следующем занятии.

«Моя индивидуальность»

Подростки пишут о каких-то трех признаках, которые отличают их от всех остальных участников группы: внешний вид, одежда, умения, какие-либо достижения. После того как задание выполнено, записи собираются, зачитываются вслух педагогом, а остальные члены группы отгадывают, кто является автором тех или иных утверждений. Обсуждение.



III.Итоговое упражнение "Лукошко"

Цель:

  • работа с понятием "толерантность" при помощи ассоциативного ряда;

  • развитие фантазии, творческого мышления.

Материалы: лукошко или пакет с мелкими предметами (например, игрушками из "киндер-сюрпризов", значками, небольшими мячами, карандашами и т. п.). Количество предметов должно превышать количество участников группы.
Процедура проведения. Ведущий проходит по кругу с лукошком, в котором находятся различные мелкие предметы. Участники, не заглядывая в лукошко, берут какой-то один предмет. Когда все готовы, ведущий предлагает каждому найти какую-нибудь связь между этим предметом и понятием толерантности. Рассказ начинает участник, первым получивший игрушку. Например: "Мне достался мячик. Он напоминает мне земной шар. Думаю, что толерантность должна быть распространена по всему миру

Рефлексия

Ведущий:

  • Что вы сейчас чувствуете?

  • Какими мыслями вы хотели бы поделиться с группой?

  • Какие чувства вы испытывали во время выполнения упражнений?

  • Что показалось вам наиболее интересным, новым, неожиданным?