Тренинг для 1 класса « Я и мои друзья. Дружба ».
Цель: повысить уровень адаптации детей к обучению в школе.
Задачи:
Способствовать формированию навыков взаимодействия в группе.
Помочь детям осознать, какие качества важны в дружбе.
Повысить самооценку детей.
Создать условия для развития творческих способностей.
Оборудование: свеча, мягкая игрушка, почтовый ящик, листочки с фамилией и именем каждого ученика, аудиозапись, цветные карандаши или фломастеры.
Ход занятия
Приветствие.Цель: создать положительный настрой в группе, атмосферу психологической комфортности для каждого ребенка, настрой детей на сотрудничество.
Ведущий: « Здравствуйте, ребята! Давайте встанем в круг и поприветствуем друг друга. Передавая друг другу свечу, почувствуйте тепло, которое от нее исходит, возьмите немного тепла, повернитесь к соседу и, глядя на него, улыбнитесь и скажите «Имя, здравствуй, мне приятно тебя видеть» Молодцы! А теперь тихонько сядьте за парты».
Постановка цели. Ведущий: «Первого сентября вы пришли в школу. Здесь вы познакомились с новыми детьми, а кто-то уже нашел себе друга или несколько друзей. На нашем сегодняшнем занятии я бы хотела поговорить о дружбе. У вас, наверное, у всех есть друзья. А кто такой друг? Чем друзья отличаются от знакомых? А что такое дружба? Друг – человек, который связан с кем-нибудь дружбой. Дружба – близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов. («Толковый словарь русского языка» С.И. Ожегова).
3.Элементы тренинга.Ведущий: « Ребята, а сейчас поставьте стульчики в круг так, чтобы не помешать друг другу. Как это можно сделать?» (Под музыку все по очереди садятся на стульчики в круг).
1 упражнение. Игра «Волшебный мяч».
Ведущий начинает игру словами: «Ты скорее поспеши, что ты любишь, расскажи», бросая при этом мяч одному из игроков. Тот ловит мяч, называет свое имя, рассказывает о том, что он больше всего любит, и бросает мяч другому игроку, при этом произносит слова: «Что ты любишь, расскажи» и т.д.
2 упражнение. Рассказ о своем друге.
Ведущий: «Ребята, у кого из вас есть друг? Каждый человек в течение жизни приобретает и теряет друзей. Дружеские отношения постоянно меняются по мере того как мы растем и меняемся мы сами, появляются новые друзья, иногда исчезают старые. Друзей не бывает много; хотя отношения могут быть добрыми и теплыми со всеми одноклассниками, лишь некоторым мы доверяем свои проблемы и переживания.По кругу, передавая мягкую игрушку, назовите своего друга и расскажите, почему вы его считаете другом».
3 упражнение. Пожелание по кругу.Ведущий: « Ребята, сейчас вам нужно будет продолжить предложение, обращаясь к соседу: «Мой друг, я желаю тебе…». Молодцы!
Упражнение 4. Рукопожатие.Ведущий: «С древних времен принято приветствовать своего друга, товарища, приятеля рукопожатием. Это означало: «В руках у меня нет оружия, я пришел к тебе с миром». Давайте поздороваемся друг с другом, протягивая и пожимая руку. По правилам этикета старшие первыми протягивают руку младшим, а дамы первыми подают руку кавалерам».
Упражнение 5. Открытка-письмо другу.Ведущий: «Ребята, а сейчас каждый из вас нарисует открытку-письмо другу-однокласснику» (Каждый ребенок вытягивает листок с написанной фамилией и именем учащегося класса)Звучит музыка. Дети рисуют открытки. Затем каждый опускает открытку в почтовый ящик.Ведущий: «Ребята, как называется профессия человека, который разносит письма, газеты, журналы? ( Один из детей разносит открытки). Что вы чувствовали, когда получили открытку? ( В дружбе важно внимание, забота друг о друге). А зачем нужен друг?»
Ведущий: «Какое надежное и емкое слово – дружба! Друзьями могут быть не только сверстники, но и взрослые люди, животные, герои книг, мультфильмов. Давайте посмотрим презентацию о дружбе животных»
Просмотр слайдов.
Рефлексия.Ведущий: «О чем мы сегодня говорили на нашем занятии? Что вам больше всего понравилось, удивило, обрадовало? В завершении нашей встречи прошу вас продолжить предложение: «Сегодня на занятии я понял (поняла)…»
Ритуал окончания занятия.
Дети становятся в круг, берут друг друга за руки и благодарят за хорошую совместную работу.