Тренинг для педагогов по эмоциональной саморегуляции
«Мои жизненные ресурсы»
Человек, вооружённый знаниями, -
непобедим.
М. Горький
3.11.17
Цель: снятие эмоционального напряжения для укрепления психологического здоровья педагога.
Задачи:
• познакомить участников тренинга с некоторыми приёмами психологической саморегуляции;
• создать благоприятные условия для продуктивной работы над собой;
• совершенствовать развитие личностных качеств, стабилизируя внутреннюю душевную гармонию.
Материалы и оборудование: пространство сенсорной комнаты (мягкие пуфы и маты, напольное покрытие), запись с восходом солнца, музыкальный диск со звуками природы,
Ход тренинга.
Эффективным средством профилактики и снятия напряжения, усталости является использование способов саморегуляции и восстановления своего организма.
Что же такое саморегуляция?
Саморегуляция - это управление своим психоэмоциональным состоянием, которое достигается путем воздействия человека на самого себя с помощью слов, мысленных образов, управления мышечным тонусом и дыханием.
Природа человека такова, что он стремится к комфорту, к устранению неприятных ощущений, не задумываясь об этом. Это - естественные способы регуляции, которые включаются сами собой, помимо сознания человека. Наверняка вы интуитивно используете многие из них: длительный сон, вкусная еда, общение с природой и животными, танцы, музыка и др.
К сожалению, подобные средства нельзя, как правило, использовать на рабочем месте непосредственно в тот момент, когда возникла напряженная ситуация или накопилось утомление.
Поэтому на сегодняшнем занятии Вы не только расслабитесь и отдохнете, но и познакомитесь со способами саморегуляции организма, которые помогут Вам снизить напряжение, избавиться от усталости не только в домашних условиях, но и на работе и учебе.
Упражнение «Визитка»
Цель: настроить участников на позитивный лад.
Участникам предлагается сделать эскиз своей визитки и написать на ней девиз, который помогает им работать с детьми или заниматься педагогической деятельностью. Главное условие – не показывать свои визитки остальным.
Тренер собирает визитки и, показывая одну за другой, зачитывает девизы, предлагая отгадать автора. После того, как все визитки будут идентифицированы, владельцы прикрепляют их себе на одежду.
Упражнение «Продолжи предложение»
Цель: развивать умение самопрезентации
Каждый участник проводит самопрезентацию – продолжает предложение: «Я считаю, что лучше всего на мое здоровье влияет ……» и «Я считаю, что на мое здоровье хуже всего влияет …».
Каждый хочет быть активным, позитивно настроенным весь рабочий или учебный день. Однако, этого не всегда можно достичь. Если возникает напряжение, усталость, утомление, то мы стремимся от него избавиться.
Сейчас давайте, вспомним: как Вы справляетесь с усталостью, напряжением, плохим настроением? (Ответы участников)
Каждый человек стремится к успеху и благополучию. Он хочет, чтобы его любили и уважали. Но оглянитесь вокруг, как много людей, неудовлетворенных окружающей жизнью. Над ними как будто навис груз проблем, с которыми они не в силе справиться. И в результате возникает тревога, страх, чувство неуверенности, эмоциональное напряжение.
Умение владеть собой – это мечта человека с древних времен. Это умение расслабиться или сдержаться, снять физическое и эмоциональное напряжение.
Человек должен уметь расслабляться, а особенно люди нашей профессии. Нам свойственно педагогическое «выгорание», сильное эмоциональное напряжение, стрессы. Использование элементарных упражнений, не требующих большого количества времени, позволит сохранить и укрепить психологическое и физическое здоровье.
Упражнение «Дыхание на счет 7-11»
Цель: снятие напряжения, усталости.
Инструкция: Дышите очень медленно и глубоко, причем так, чтобы весь цикл дыхания занимал около 20 секунд. Возможно, вначале Вы почувствуете затруднение. Но не надо напрягаться. Считайте до 7 при вдохе и до 11 при выдохе.
5. Упражнение «Руки».
Цель: снятие напряжения, усталости.
Инструкция: У Вас закончились уроки, дети уже ушли и у Вас есть несколько минут свободного времени, прежде чем вы переключитесь на заполнение журнала, а после соберетесь домой. Уделите себе это время.
Сядьте на стул, немного вытянув ноги и свесив руки вниз. Постарайтесь представить себе, что энергия усталости «вытекает» из кистей рук на землю, - вот она струится от головы к плечам, перетекает по предплечьям, достигает локтей, устремляется к кистям и через кончики пальцев просачивается вниз, в землю. Вы отчетливо физически ощущаете теплую тяжесть, скользящую по вашим рукам. Посидите так одну-две минуты, а затем слегка потрясите кистями рук, окончательно избавляясь от своей усталости. Легко, пружинисто встаньте, улыбнитесь, пройдите по классу.
Упражнение снимает усталость, помогает установить психическое равновесие, баланс.
Упражнение «Восход солнца»
Цели: Снятие напряжения и эмоционального возбуждения; установка на позитивное мышление.
Материалы: медленная, спокойная музыка, видео-запись с восходом солнца.
Время: 3 мин.
Процедура: Группа садится в круг по своим местам. Звучит расслабляющая музыка. Ведущий медленно и четко проговаривает следующий текст: «Наш тренинг подходит к своему завершению, но как говорят философы, любой конец есть начало чего-то нового. В нашем случае, это будет осознание себя, своих возможностей, единение с общей Вселенной и ее могуществом, интеграция души и тела. Сядьте поудобнее. Расслабьтесь. Глаза можете закрыть, а можете оставить открытыми. Попытайтесь своим внутренним зрением перенестись в предрассветные секунды, когда небо становится светлее и вот-вот должно взойти солнце. Понаблюдайте вокруг. Природа, будто бы замерла в ожидании солнца. Деревья, животные, насекомые – все наполнены необыкновенной тишиной, будто бы перенеслись, в своем ожидании, в волшебную страну, между сном и реальностью, между ночью и днем, тьмой и светом. Страну, которой нет ни на одной из карт мира. Страну, где возможно все. Ждите и вы. Ждите восхода, как первую любовь, с таким же глубоким ожиданием, с такой надеждой и подъемом. Молчаливо. А теперь, позвольте солнцу взойти! Позвольте его лучам согреть вас своим теплом и светом. Сделайте глубокий вдох. Когда вы вдыхаете, представьте себе золотой свет, входящий через вашу голову в тело, как будто солнце встало совсем рядом с вашей головой. Вы просто пусты, и золотой свет наполняет вашу голову и идет вглубь, вглубь до пальцев ног. Когда вы вдыхаете, представляйте это. Этот золотой свет поможет, он очистит все ваше тело и наполнит его созидательностью. Почувствуйте как волшебное солнечное тепло разливается по вашему телу, по каждой его клеточке. Сохраните эти ощущения. Сделайте еще один глубокий вздох. Теперь можете открыть глаза те, у кого они были закрытыми, займите привычную вам позу. С этого момента, если когда-нибудь в жизни, вы будете чувствовать тревогу, страх, печаль, напряжение, позвольте вашему внутреннему солнцу взойти...» После слов ведущего, на экране видеопроигрывателя появляется запись с восходом солнца.
Вначале занятия вы отметили, что в воздухе витает приятный аромат лаванды. Ароматерапия является одним из методов саморегуляции своего эмоционального состояния. Мы с удовольствием посещаем парфюмерные магазины и балуем себя любимыми ароматами. Любимый запах придает чувство уверенности и защищенности. И теперь, когда мы смогли расслабиться, отпустили все наши тревоги и печали, мы предлагаем каждому из вас создать свой амулет радости. Сделать его своими руками, наполнить его ароматом лета, солнца и …гармонии.
(Участники делают ароматные саше из лекарственных трав и эфирного масла, собирают смесь в мешочек, завязывают атласной ленточкой)15 мин
Ваши талисманы готовы и вы сможете взять их домой на память о нашем сегодняшнем занятии.
Упражнение «Чему Я научился»
Цель: подвести итог занятия.
Предлагается большой лист бумаги со следующими неоконченными предложениями:
Я научил(а)ся...
Я узнал(а), что...
Я был(а) удивлен(а) тем, что...
Я был(а) разочарован(а) тем, что...
Мне сегодня...
Рефлексия. Обсуждение мнений участников тренинга.
Наше занятие подходит к концу. Напоследок хотелось бы пожелать вам не забывать те упражнения, которые мы сегодня испробовали в действии, создать список СВОИХ ресурсов, который будет подпитывать именно вас. Ну и подарить аутогенную тренировку от гуру бесконфликтного общения, Дейла Карнеги. Эти слова рекомендуется повторять минимум 1 раз в день.
И….. в добрый путь, коллеги!
В конце раздать памятки со словами Д.Карнеги
«Формула на сегодня» Д. Карнеги.
Именно сегодня!
Я постараюсь приспособиться к той жизни, которая меня окружает.
Именно сегодня!
Я позабочусь о своём организме.
Именно сегодня!
Я постараюсь уделить внимание развитию своего ума.
Именно сегодня!
Я ко всему буду доброжелательно настроен.
Именно сегодня! Я намечу программу своих дел.
Именно сегодня! Я буду любить и верить, что те, кого я люблю, любят меня. Итак, ваш лучший день сегодня!
Не забывайте: работа - всего лишь часть жизни, которую нужно провести в радости и гармонии с самим собой.