СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тренинг для подростков, посещающих секции дополнительного образования по теме: "Мы против курения"

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный тренинг используется в качестве практического занятия с обучающимися, посещающими секции здоровья дополнительного образования.

Просмотр содержимого документа
«Тренинг для подростков, посещающих секции дополнительного образования по теме: "Мы против курения"»

Тренинг по профилактике курения

Цель: профилактика курения, формирования установки на здоровый образ жизни.

Задачи:  1. Информирование (просвещение) учащихся об истории распространения курения среди людей и последствия этой вредной привычки;

                2. Активизация размышлений о вреде курения и его последствий;

                3. Формирование установки на здоровый образ жизни и отказе от курения.

Используемая литература:

  1. Журнал «Школьный психолог» №6,2005.

  2. Здоровье: Учебно-методическое пособие для учителей 1-11классов. Под редакцией В.Н.Касаткина, Л.А. Щеплягиной.  Ярославль: Аверс Пресс, 2005.

  3. Орлова Т.Г. как помочь подростку войти во взрослую жизнь.- М.:ЗАО Ценрполиграф,2005.

  4. Сазонов А.Н., Хриптович В.А. Модульный курс профилактики курения. Школа без табака.5-11класс, ПТУ.М.: Дако;2004.

 

План:

Организационный блок:

  1. Знакомство с группой;

  2. Выработка правил работы в группе;

  3. Постановка целей;

  4. Приветствие;

  5. Разминка.

Основная часть:

  1. Упражнение «Корзина покупателя»;

  2. Упражнение «Мое мнение»;

  3. Упражнение «Привычка и внешность»;

  4. Упражнение «Мы против курения»;

  5. Упражнение «Подведение итогов»;

  6. Упражнение «Прощания».

Организационный блок:

  1. Упражнение «Знакомство»

Цель: Знакомство с группой.

Время: 5 минут.

Материалы: не требуются

Обсуждение: не требуется.

Комментарии: Это упражнение носит информативных характер.

Объяснение ведущего:

Приветствие. Участникам предлагается называть свои имена и на первую букву имени назвать прилагательное. Например: «Меня зовут Ольга, Общительная».

  1. Упражнение «Правила группы»

Цель: Установление правил группы.

Время: 5 минут.

Материалы: доска, мел.

Обсуждение: не требуется.

Комментарии: Это упражнение носит регламентирующий характер.

Объяснение ведущего:

Давайте составим правила для работы в нашей группе, чтобы нам было легче работать, и мы уважали мнение друг друга.

Примеры правил:

  1. Уважение к другому участнику;

  2. Конфиденциальность информации;

  3. Правило «Здесь и сейчас»;

  4. Отключать мобильные телефоны;

  5. Не перебивать друг друга;

  1. Упражнение «Разминка»

Цель: Сплочение рабочей группы, практическая обработка навыков понимания человека на невербальном уровне.

Время: 10 минут.

Материалы: не требуется.

Обсуждение: чтобы было тяжело в этом упражнением, насколько важно понимать другого человека.

Объяснение ведущего:

Участники делятся на пары, выстроившись в шеренги. Предложена ситуации: «Вы и ваши знакомые едете в общественном транспорте в противоположные стороны. На светофоре оба автобуса остановились. Вы увидели друг друга, но между вами стекло, и вы не слышите друг друга. Вы не можете выйти, а вам надо договориться о встрече».

Один участник пытается назначить встречу, а другой пытается понять где, когда и во сколько назначена встреча. Затем участники меняются ролями.

Примеры ситуаций:

  1. В 20.00  в пиццерии;

  2. В 15.00 в кинотеатре;

  3. В 14.00 возле остановки;

  4. В 12.00 в столовой.

Задача:

- Развитие эмоциональной грамотности;

- Обучение снятию стрессового напряжения;

- Обучение эмоциональной разрядки;

- Обучение приемам эмоционального сдерживания.

Основная часть:

  1. Упражнение «Корзина потребителя»

Цель: Вводное упражнение.

Время: 10 минут.

Материалы: карточки с наименованием продуктов.

Объяснение ведущего:

Ведущий заготавливает карточки, на некоторых указаны семейные роли (муж, жена, сын, дочь, бабушка, дедушка, тетя и др.). Таких карточек- небольшое количество, остальные- пустые. Предлагается учащимся вытянуть карточки. Далее активно работают те, кому достались «роли», у кого пустые карточки - наблюдатели.

Таким образом, активные участники образуют «семью», которая идет в магазин за покупками. У них есть определенная сумма денег. Все члены семьи высказывают свои пожелания о том, что им хочется купить в магазине. В магазине имеются разные товары (на столе разложены карточки, на которых написаны названия товаров, в том числе и сигареты). Семья осуществляет покупки и обосновывает свой выбор или отказ от покупки.

Обсуждение: 

Сегодня я предлагаю вам обсудить тему: Курение как угроза…Безусловно, выбор остается всегда за человеком , курить или нет, дружить или нет, учиться или работать, пить или вести здоровый образ жизни. Но прежде каждый человек и вы тоже должны владеть информацией о различных последствиях, отрицательных проявлений, сформировать отношение к социальным явлениям, как алкоголизм, табакокурение и т.п. Ответственное поведение, самоуважение, самоценность позволяет человеку обоснованно отказываться от опасных для здоровья и жизни действий (курение, алкоголь, наркотики). Наше занятие нацелено на то, чтобы вы все увидели в себе ресурсы для сохранения здоровья. Предлагаю продолжить обсуждение.

  1. Упражнение «Мое мнение»

Цель: выявление отношения к курению, мотивов, побуждающих к курению.

Время: 5 минут.

Материалы: карточки с неоконченными предложениями

Объяснение ведущего:

Участниками выбираются карточки с неоконченными предложениями, которые им нужно продолжить. (прил. 2)

  1. Упражнение «Привычка и внешность»

Цель: выявление личностных особенностей курящих людей.

Время: 10 минут

Материалы: не требуется

Объяснение ведущего: Участникам предлагается изобразить курящего человека, используя жесты и мимику.

Обсуждение:  

Вы, очевидно, заметили, что у курящих людей изменяются привычки, жесты, мимика. Это происходит из-за возникающей зависимости от курения. Такое аддиктивное, т.е. зависимое поведение, не может приносить положительных результатов в деятельности. Появляется нервозность, раздражительность, легко возбудимость, нетерпеливость, частая смена настроения  и сильно выраженная  тяга к курению.

 

Рассмотрим развитие привыкания к курению:

  1. Преклиническая стадия

В преклинической стадии человек курит достаточно редко, в основном в компании курильщиков. Он может полностью воздерживаться от курения, а если курит, то количество выкуриваемых им сигарет не превышает 2—5 в день.

Начальная стадия курения характеризуется прежде всего нестойким влечением к табаку. Со стороны центральной нервной системы и внутренних органов патологических изменений у курильщиков в этот период не отмечается. Иногда могут иметь место лишь функциональные, легко обратимые нарушения (например, вегетативная дистония). Количество выкуриваемых сигарет или папирос курильщиками не превышает 5—10 штук в сутки. При известном усилии воли такие люди в состоянии самостоятельно прекратить курение. Они могут не курить даже по нескольку дней, не испытывая при этом какого-либо неудобства. У них иногда возникает влечение к курению, но оно не носит стойкого характера. Эти люди обычно прибегают к сигарете лишь в компании курящих. Следовательно, в указанной стадии не отмечается выраженных абстинентных явлений.

  1. Вторая стадия (развернутая, или выраженная стадия} “хронической интоксикации” табаком

 О второй стадии хронической интоксикации табаком можно говорить тогда, когда тяга к сигарете становится стойкой. В этой стадии прекращение курения приводит к развитию абстинентного синдрома. Степень его интенсивности выражается в зависимости от длительности курения, количества выкуриваемых сигарет и динамической реакции на него. Во внутренних органах курильщика могут возникать различные патологические изменения, которые все более нарастают. Никотин в таком случае вредно влияет на нервную систему.

 В описываемой стадии отмечается повышенная раздражительность, неуравновешенность, головные боли, головокружения, расстройство сна. Нарушения в функционировании сердечно-сосудистой системы проявляются учащением сердцебиений, повышением артериального давления, иногда нередко выраженными симптомами стенокардии. Поражается дыхательная система — развиваются бронхит, ларингит, фарингит. Указанные заболевания, если они не приняли хроническую форму после прекращения курения могут претерпевать обратное развитие.

 Во второй стадии человек обычно выкуривает от 15 до 20 сигарет в сутки.

  1. Тяжелая стадия хронической интоксикации табаком.

Тяжелая стадия хронической интоксикации табаком наблюдается у людей со «стажем» курения свыше 30— 40 лет. Наряду с резко выраженной тягой к курению и абстинентным синдромом, протекающим более тяжело, отмечается высокая толерантность к табаку. Эти люди выкуривают по 40—50 сигарет в день. Со стороны соматической сферы у части из них наблюдаются серьезные нарушения, нередко оказывающиеся необратимыми: хронический бронхит («бронхит курильщиков»), атеросклероз (общий и коронарных сосудов сердца), гипертоническая болезнь, язвенная болезнь желудка, патологические изменения в сосудах печени, поджелудочной железы, мочеполовой системы.

 В молодом возрасте эти болезни могут быть невыраженными, но в среднем, пожилом и старческом возрасте они дают себя знать — проявляются в той или иной патологии.

  1. Упражнение «Мы против курения»

Цель: Определение список важных причин, чтобы не курить.

Время: 10 минут

Материалы: лист бумаги.

Объяснение ведущего: Участникам предлагается придумать слоган о вреде курения, предложить на каком продукте потребления он может быть использован. А так же написать список важных причин из-за которых стоит отказать от курения.

Обсуждение:  Самопрезентация в группе «проекта».

  1. Упражнение «Подведение итогов»

  1. Упражнение «Прощание»

Объяснение ведущего:

Участники тренинга прощаются и говорят пожелания друг другу.

Приложение №1

Список продуктов:

        

Приложение №2

Список неоконченных предложений

Люди курят, потому что…

Сигарета в руке- это…

Для того, чтобы бросить курить, надо…

Курение дает возможность…

Когда мне предлагают закурить, я говорю…

Если мне предлагают закурить, я говорю…

Когда я смотрю на курящих, то…

Удержаться от сигарет можно, если…

Свобода от вредных привычек- это…

Жизнь без табака- это…

Если возникают мысли о курении, то…

Замах сигарет вызывает у меня…

«Курильщики» теряют…

Реклама сигарет- это…

Курящий человек похож на….

Человека от сигареты может уберечь…

Курить-это…

Не курить-это…

Если я отведаю вкус табака, то…

Я думаю людей волнует проблема курения, потому что…

Опаснее курения может быть…

Зависимость от курения можно победить, если…

Люди начинают курить тогда, когда…

Люди, которые курят, знают о вреде сигарет, но продолжают курить, потому что…

Последствиями курения являются…

Бросить курить можно, если…

Приложение №3

 Последствия курения

НИКОТИН


Активное вещество, содержащееся в табаке, в чистом виде –смертельный яд.

Его употребление быстро приводит к зависимости.


Немедленное воздействие

на организм

Долгосрочное воздействие

 на организм

Человек испытывает чувство тревоги сразу же после употребления табака, а затем наступает релаксация. Происходит увеличение частоты сокращений и временное повышение кровяного давления. Возникают так же головокружения, тошнота и уменьшение аппетита.

Включает: заболевание сердца и легких, закупорку артерий (заболевание периферических сосудов), гипертензию, бронхит, рак легких, раковые заболевания полости рта.


ЧАСТИ ТЕЛА

ВЛИЯНИЕ КУРЕНИЯ

Сердце

Сужает кровеносные сосуды

Легкие

Затрудняет нормальное дыхание

Уши

Поражает нервы и сосуды уха

Глаза

Делает глаза красными

Рот

Повреждает слизистую оболочку, изменяет вкусовую чувствительность, приводит к кашлю, приводит к неприятному запаху изо рта, способствует инфекциям полости рта.

Нос

Снижает способность воспринимать запахи

Кожа

Температура кожи падает, раньше появляются морщины.

Приложение №4

ПОСЛЕДСТВИЯ ОТВЫКАНИЯ ОТ КУРЕНИЯ

СИМПТОМЫ

ПРИЧИНА

НЕОБХОДИМЫЕ МЕРЫ

Усиливающийся кашель

В ваших легких начался процесс очищения. Реснички в дыхательных путях выметают все смолы и мелкий сор, а также избыточную слизь, вырабатываемую организмом для защиты дыхательных путей. Кашель длится обычно от нескольких дней до недели. Если после этого кашель не проходит, обратитесь к врачу.

Пейте больше жидкости (воды или соков) для прекращения кашля. Таблетки от кашля стоит принимать только по необходимости.

Головная боль

Ваш организм привык к постоянной дозе никотина, поступление которого все уменьшается и уменьшается. Кроме того, вы можете испытывать большее раздражение, чем обычно.

Больше отдыхайте, дышите глубже, чтобы расслабиться.

Трудности концентрации внимания

Вы испытываете повышенный стресс в силу того, что организм недополучает привычное количество никотина.

Занимайтесь физической деятельностью. Попытайтесь дышать глубже, чтобы мозг получал больше кислорода. Не употребляйте алкоголь.


ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ Боль или

сухость в горле

Наряду с тем, что табак раздражает горло, он вызывает его онемение, которое прекращается с прекращением курения.

Пейте больше жидкости (апельсиновый сок, вода). Пользуйтесь таблетками и аэрозолями только когда это действительно необходимо.

Повышенная нервозность

Мучительный процесс отвыкания от никотина, которого требует организм.

Пейте больше жидкости, чтобы «вымывать» из организма никотин и другие химикаты.

Запор

Присутствие никотина в организме ускоряет прохождение пищевых масс через пищеварительную систему. Это движение может замедлиться, пока организм не привыкнет функционировать без никотина.

Немедленно увеличьте количество грубой клетчатки в своем рационе. Ешьте больше овощей, свежих фруктов, чернослива и отрубей каждый день, до исчезновения симптомов. Это поможет восстановить нормальную деятельность пищеварительной системы.

Утомляемость

Ваш организм избавляется от никотина. Никотин обладает возбуждающим, стимулирующим действием, поэтому неудивительно, что большинство бросающих курить на первых порах чувствуют утомление.

Постарайтесь немного увеличить продолжительность сна и больше двигайтесь.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!